Послереволюционный этап развития социологии
После Февральской, а затем и Октябрьской революций процесс институ-ционализации социологии продолжался. Поначалу он даже усилился.
В это время наблюдается бурный расцвет научных обществ, литературно-художественных и прочих объединений, создано много учебных заведений, обществ, печатных изданий; образуются новые кафедры в Петроградском и Ярославском университетах, появляются секции, союзы и ассоциация по изучению общественных наук в университетах Казани (С. Форфоровский,
25 Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX—XX вв. М., 1995. С. 18.
26 Там же.
27 Кукушкина Е.И. Русская социология XIX — начала XX века. М., 1993. С. 22.
Б76
Н. Кочергин, Н. Первушин, П. Кругляков, С. Ушаков и др.), Томска (С. Солнцев, Г. Иосифов, М. Михайловский), Владивостока (М. Ершов, Н. Кохановский). Публикуются первые официальные учебники (Т. Фадеева, Н. Кочергина, П. Сорокина и др.)- Активизируется научно-исследовательская деятельность: проводятся крупные социально-экономические, социально-психологические и этнографические исследования.
Социологический институт
В октябре 1918 г. был организован Социо-Библиографический институт (сокращенно его называли Инсоцбибл). В 1919 г. после годичного существования Институт, приняв в свои ряды известных социологов (К.М. Тахтарева, Н.Л. Гредескула и П.А. Сорокина), был преобразован в Социологический институт28. Идеологически он представлял разношерстное объединение из марксистов (М. Серебряков, С. Оранский, Е. Энгель, И. Чернышев и др.) и немарксистов (Н. Кареев, П. Сорокин и др.). Впрочем, подобным качеством вте годы, как и в любой другой переходный период, отличались многие научные центры. По своему организационно-правовому статусу Институт являлся профессиональной ассоциацией ученых, которая ставила перед собой следующие задачи: «1) популяризацию социологических знаний и 2) библиографизацию: а) всех новых явлений в области изучения социальных наук; б) всех правительственных и важнейших общественных мероприятии в социальной жизни, поскольку таковые находят отражение в печати, и в) главнейших, представляющих общий интерес явлений в области социальной жизни, отражаемой современной печатью... Одновременно с этим институт задается целью помочь всем желающим в ознакомлении с литературой по теории социальных наук и по практическим способам решения социальных проблем. С этой целью Институт собирает библиотеку специально по общественным наукам и устраивает публичные лекции и чтения»29.
За свою недолгую историю Социологический институт успел сделать многое, в частности, началась подготовка ряда монографических работ по истории социологии и ее современному состоянию, был составлен сводный каталог мировой литературы по социологии, подготовлены к печати переводы книг американских авторов. Сотрудники Института и приглашенные специалисты — В.Ф. Боцяновский, Г.Е. Калинин, П.А. Сорокин, Н.А. Гре-дескул, А.А. Гизетти, П.И. Люблинский, В.В. Водовозов, Н.И. Кареев, П.В. Мокиевский, Э.Л. Радлов, Е.В. Тарле и др. — организовали публичные лекции для всех желающих получить социологическое образование30. В нескольких номерах недолго выпускавшегося «Вестника Института» публиковались программы курсов социологии Ф. Гиддингса, Л. Вуда, Э. Росса, П.А. Сорокина, К.Н. Тахтарева31.
:s Наука и ее работники. 1920. № 1. С. 24-26.
:9 Социобиблиологический институт// Социобиблиологический Вестник. 1919. № 1-3. С. 1. "' Деятельность института // Социобиблиологический вестник. 1919. № 4—6.
11 Социологический (бывш. социобиблиологический) Институт // Наука и ее работники. Пг. 1920. № 1.С. 24-25.
G77
Обсуждение фундаментальных вопросов социологической науки Институт проводил на совместных заседаниях Русского социологического общества им. М.М. Ковалевского. Наряду с переводческой, лекционно-пропаган-дистской и научно-библиографической деятельностью Институт вел исследовательскую работу по сбору эмпирических данных о самых разных сторонах жизнедеятельности общества. В том числе по инициативе П. Сорокина были проведены анкетные обследования уровня жизни и социально-экономического положения населения Петрограда за годы войны и революции32.
Научные планы Социологического института простирались еще дальше. В частности, К.М. Тахтарев, возглавивший Институт в 1920 г., обратился в Наркомпрос с проектом о создании Российского социологического института. Планировалось, что он развернет свою деятельность по следующим направлениям: «1) научная разработка социологии и других теоретических и прикладных общественных наук; 2) обеспечение надлежащего научного уровня высшего социологического образования в России; 3) распространение социологических знаний в народных массах»33. На будущее учреждение возлагалась задача подготовки профессиональных исследователей-эмпириков, специалистов-теоретиков по разным отраслям социологии, преподавателей высшей школы. В нем предусматривалось также обучение советских работников и общественно-политических деятелей. К сожалению, предложение о создании более крупного, чем Социологический институт, учреждения не встретило поддержки у руководства Наркомпроса. А в 1921 г. был закрыт и Социологический институт34.
Причины отказа в создании форпоста социологической науки в стране неизвестны. Возможно, они были идейно-политическими, а может быть, причиной служила элементарная нехватка средств. Могло сказаться отсутствие личной заинтересованности и поддержки социологического проекта кем-то из высших советских руководителей. Во всяком случае, вто же самое время вождь пролетариата В.И. Ленин, уже готовивший замысел о высылке за границу ведущих социологов и философов, нашел деньги, и немалые (около 5 млн руб. золотом), для создания другого института — Центрального института труда. В 1920 г. по прямому указанию В.И. Ленина в Москве создается Институт труда, преобразованный в 1921 г. в Центральный институт труда (ЦИТ).
В отличие от Социологического института Сорокина и Тахтарева центральный институт труда А. Гастева сыграл в истории страны более заметную роль. Достаточно сказать, что ЦИТ в короткие сроки удалось подготовить до 0,5 млн квалифицированных рабочих и специалистов, создать разветвленную систему внедренческих фирм (знаменитых оргстанций), занимавшихся совершенствованием организации труда и управления, добиться международного признания у немцев, французов и американцев как безусловных лидеров менеджмента 1920-х гг., побеждать на международных выставках и симпозиумах. В постановлении Совета Труда и Обороны в качестве цели деятельности ЦИТ ставились разработка, демонстрация и пропаганда основных принципов научной организации труда (НОТ), обобщение передо-
32 Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX—XX вв. М.: Онега, 1995. С. 32.
33 Клушин В.И. Первые ученые-марксисты Петрограда. Историко-социологический очерк. Л.: Лен-издат, 1971. С. 67.
34 Социология: история, основы, институционализация в России. 2002// Русский Гуманитарный Интернет-Университет: http://www.i-u. m/biblio/arhiv/books/novikova_soc/soc_nov 14. asp
вого опыта и координация деятельности всех других научно-исследовательских учреждений страны, изучающих труд. Соответственно своей ведущей роли ЦИТ получил широкие права: непосредственно обращаться в правительство, созывать всероссийские съезды для координации работ по НОТ в общегосударственном масштабе.
Различие между двумя важнейшими учреждениями отечественной социологии первых послеоктябрьских лет кроется в следующем: 1) Социологический институт Сорокина был враждебен марксизму, напротив, ЦИТ Гас-тева, в прошлом видного подпольщика и большевика, делал все ради практической победы «социализма по всему фронту»; 2) Институт Сорокина имел теоретическую направленность, обслуживал потребности образованной части населения и не имел никаких выходов на народное хозяйство, а ЦИТ разработал оригинальную методологию социальной инженерии, был направлен на работу с широкими массами трудящихся, приносил огромную пользу всему народному хозяйству страны. Известны слова В.И. Ленина о том, что построить социализм, многократно не повысив производительность труда, мы не сможем. А поднять эффективность труда, не внедрив самые передовые системы НОТ, невозможно.
Несмотря на очевидное различие двух институтов, судьба их была одинаково плачевной: Социологический институт прикрыли в начале 1920-х гг., а ЦИТ в своем изначальном качестве перестал функционировать в начале 1930-х, превратившись в обычный отраслевой НИИ — придаток авиационной промышленности. Так по-разному (различие здесь — вопрос скорее формы, чем содержания) советская власть расправлялась с фундаментальной и прикладной социологией: представителей одной, за ненадобностью, высылала за рубеж, представителей другой превращала в ничем не приметных советских служащих. Наконец, по отношению к самым непримиримым использовалась высшая мера наказания — 10 лет без права переписки. Такова была участь А. Га-стева, который был, как и П. Сорокин, ученым с мировым именем.
Кафедра социологии
В 1920 г. в Петроградском государственном университете открывается первый в России факультет общественных наук с кафедрой социологии во главе с П. Сорокиным. Наряду с большой организационной работой (в июне 1918 г. им была составлена «Записка об учреждении Института социальных наук») П. Сорокин занимается составлением учебников по социологии для учебных заведений страны, работает над созданием программ. Факультет призван был сочетать преподавательскую и широкую научно-исследовательскую деятельность как эмпирического, так и теоретического порядка. В 1920/ 21 учебном году на факультете слушатели могли познакомиться с интереснейшими курсами, пожалуй, не уступавшими тем, которые читались в лучших университетах Европы или Америки: П.А. Сорокин — система общей социологии, К.М. Тахтарев — генетическая социология, Н.И. Кареев и Н.А. Гредескул — история социологических учений, В.В. Святловский35 —
1 Святловский В.В. — последний представитель научной династии, прославившейся своим вкладом в развитие отечественной социологии труда и земской статистики, написавший в первые годы советской власти ряд интереснейших книг, в том числе социально-экономический словарь.
G79
история социалистических учений. Наряду с такими общеобязательными курсами студентам предлагались факультативы, в частности П.А. Сорокин вел уголовную социологию, а А.Ф. Кони — этику общежития36.
В 1921 — 1922 гг. в столице какое-то время действовал «Кружок объективного изучения — массового и индивидуального — поведения людей». Его почетным председателем был академик И. Павлов, а действующим — П. Сорокин. Сюда входили питерские профессора и преподавательская молодежь, попрофессии биологи и социологи, а по теоретическим воззрениям — сторонники бихевиоризма (в том числе Г.П. Зеленый, В.В. Савич и др.). Названиебихевиоризма возникло не случайно. Это единственное в социологии течение, которое находится в приграничнойИнформация - знания, которые вы приобре- зоне между биологией и социологией,таете, когда ищете совершенна другое. пытаясь построить точные, математи-
Неизе. ческие вычисляемые формулы социального поведения человека. И .А. Голосен-ко и В.В. Козловский именуют этот кружок (иногда его называют обществом) «бихевиористским социологическим институтом»37. Правильнее было бы сказать «институция», подразумевая некую не учрежденную властями в качестве стационарного учебного заведения практику научного общения специалистов между собой, носившую скорее полуформальный характер. Его деятельность была прервана властями почти сразу из-за политических настроений И. Павлова и П. Сорокина.
Созидательная деятельность продолжалась до середины 20-х гг., после чего и прежние традиции, и новые институты начинают постепенно уходить из сферы научной жизни и к концу десятилетия исчезают совсем вместе со словом «социология». К середине 1920-х гг. вся печать становится партийной. Возвращается цензура. Научные и общественно-политические ассоциации упраздняются или переходят под полный партийный контроль (профсоюз, природоохранные, спортивные объединения).
Большевики, изменившие политический строй России, сломавшие социальную структуру общества, прежние экономические устои общества, образ жизни, мировоззрение и традиции населения, мечтавшие о мировой революции и переустройстве всего мира, не могли довольствоваться тем, что в недрах нового общества сохраняются «старорежимные» науки, прежде всего философия, экономика, социология и психология. В новом обществе, полагали они, и науки об обществе должны быть совершенно иными. Старую профессуру и свободу слова они терпели очень недолго — каких-нибудь 5—7 лет, пока шла гражданская война и все внимание компартии было сосредоточено на внешних угрозах. Как только они разобрались со своими врагами за рубежами родины, большевики незамедлительно направили свой взор на внутренних, идейных врагов и принялись наводить порядок в изрядно разрушенном двумя войнами научном хозяйстве страны — разумеется, таким образом, как они понимали этот порядок.
36 Клушин В.И. Первые ученые-марксисты Петрограда. Историко-социологический очерк. Л.: Лен-
издат, 1971. С. 226-228. " Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX—XX вв. М.: Онега, 1995. С. 33.
Социологическое образование в средних школах
В первое десятилетие после 1917 г. в стране предпринимались попытки внедрить социологическое обучение не только в вузах, но и в средних школах. Так, например, сразу же после Февральской революции социология, благодаря стараниям П.А. Сорокина, ставшего секретарем А. Керенского по проблемам науки, стала, как он вспоминал позже, «одним из покровительствуемых предметов и введена была не только во всех высших, но и средних школах»38. В первые послеоктябрьские годы большевики пытались наладить систематическое социологическое образование на уровне школы. В частности, Социологический институт, где уже имелся опыт написания учебников39 и трудились талантливые педагоги, в том числе П. Сорокин и Е. Энгель. Народный комиссариат просвещения поручил организовать курсы социологической подготовки для преподавателей средних школ40. Энгель даже написал первый в истории нашей страны учебник по социологии для средних школ4'.
Советское правительство намеревалось даже перейти к всеобщему социологическому образованию. В 1919г. К.М. Тахтаревписал:«Научноезначение социологии, которая становится обязательным предметом преподавания не юлько в высшей, но и средней школе, в настоящее время может считаться настолько общепризнанным, что его можно и не выяснять...»42 Идеологической базой предполагавшейся реформы образования служил тезис о единстве социализма и марксистской социологии. Скажем прямо, тезис довольно искусственный и, как показало время, недолговечный. Развернувшаяся в период НЭПа дискуссия о предмете социологии, в которой участвовали не только рядовые преподаватели, пропагандисты, исследователи, но также и видные большевистские деятели, в частности Н. Бухарин, А. Богданов и И. Сталин, завершилась сведением социологии к историческому материализму. В результате в школах и вузах вместо социологии в конечном итоге стали преподавать так называемую «политическую науку», состоявшую из ряда курсов: «Коммунизм», «История коммунизма», «История коммунистической революции», «Марксистско-ленинское учение истории» и «Конституция СССР». Их, кстати сказать, имели право читать только коммунисты. Как следствие, положение социологического образования стало еще хуже, чем было до революции 1917 г.43
Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет /Изд. подгот. В.В. Сапов. М.: Наука, 1994. С. 418.
К базовым учебникам по социологии, созданным в эти годы, надо отнести первый том «Социологии» (М., 1917) В.М. Хвостова под названием «Введение. Исторический очерк учений об обществе»; «Наука об общественной жизни» (Пг., 1919) К.М. Тахтарева; «Общие основы социологии» (Пг., 1919) Н.И. Кареева; «Общедоступный учебник социологии» (Ярославль, 1920) и два тома «Системы социологии» (Пг., 1920) П.А. Сорокина и др.
Деятельность института // Социобиблиологический вестник. 1919. № 4-6.
Энгель Е.А. Социология. Краткий курс средней школы. Пг., 1919; Энгель Е.А. Очерки материалистической социологии. М. Пг., 1923.
Тахтарев К.М. Наука об общественной жизни, ее явлениях, их соотношениях и закономерности: Опыт изучения общественной жизни и построения социологии. Пг.: Издательский Кооперативный Союз «Кооперация», 1919. С. 5.
Социология: история, основы, институционализация в России. 2002// Русский Гуманитарный Интернет-Университет: http://www.i-u.ru/biblio/arhiv/books/novikova_soc/soc_novl4.asp
На долгие десятилетия базовым предметом в системе социальных наук и гуманитарного образования в стране, как высшего, так и среднего, стала марксистская философия. В 1960—80-е годы ее составными частями выступали исторический материализм, диалектический материализм, политическая экономия социализма и научный коммунизм. Социологии здесь места не было.
В 1920-е гг. социологическое обучение в школе не могло состояться по ряду причин, в том числе из-за нехватки квалифицированных кадров. На преподавательскую работу часто попадали случайные люди. Им было неважно, что и как преподавать, главное — найти хоть какой-то заработок: в стране безумствовала безработица, а в некоторых регионах широкомасштабный голод. Очень часто на уроках по социологии школьные учителя занимались с учениками совершенно посторонними предметами, разумеется, теми, с которыми они хоть как-то были знакомы: кто-то музицировал или рисовал, кто-то закладывал основы трудоведения или давал исторический курс. В 1919 г. Социологический институт провел проверку школ на Васильевском острове. Результаты обескуражили ученых. Как вспоминал позже П. Сорокин, одни подменяли социологию основами экономической науки, другие давали учащимся курс «Истории культуры», третьи преподавали Конституцию РСФСР44. «Благодаря такому положению вещей, — отмечал в 1919 г. К.М. Тахтарев, — мы в точности даже не знаем, что, собственно говоря, вводится в преподавание наших высших и средних учебных заведений под именем социологии»45.
Профессионально подготовленных преподавателей по социологии в стране явно не хватало. Педагогические вузы учителей-обществоведов не готовили. Даже если бы правительство решилось это сделать, то в педвузах некому было бы преподавать социологию, поскольку ни одного поколения, имеющего высшее социологическое образование, в России не было. Круг замкнулся еще больше, а проблема обострилась до крайности в 1922 г., когда часть профессиональных социологов выслали за границу на знаменитом «пароходе интеллектуальных эмигрантов». На смену им пришли выходцы из рабочих и крестьян, составившие костяк «красной профессуры». За короткое время, тем более в режиме ликбезовской, ускоренной и очень поверхностной подготовки овладеть основами мировой социологии было, естественно, невозможно.
А производить ротацию преподавательских кадров было необходимо прежде всего по идеологическим причинам. Еще до вынужденной эмиграции многие преподаватели, даже из числа знавших социологию, подавали ее вовсе не в марксистском духе. Если они и говорили о социализме и коммунизме, то лишь в негативных тонах. Правительство, разочаровавшись в начальном социологическом образовании, запретило преподавать социологию в школах, а преподавателей-социологов уволило. Уже к 1921/22 учебному году она была изъята и заменена курсом «Развитие общественных форм», построенном на пересказе идей Бухарина и Богданова (правда, и тех вскоре подвергли идейному остракизму). Социология, вспоминал П. Сорокин, «впала в немилость»46.
Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет /Изд. подгот. В.В. Сапов.
М.: Наука, 1994. С. 418.
Тахтарев К.М. Наука об общественной жизни, ее явлениях, их соотношениях и закономерности:
Опыт изучения общественной жизни и построения социологии. Пг., 1919. С. 3.
Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет /Изд. подгот. В.В. Сапов.
М: Наука, 1994. С. 418. "
Как в вузах, так и в школах остро не хватало учебников, методических пособий и программ, написанных в новом духе и с новых позиций, а старые большевиками не признавались. Переведенная до революции мировая социологическая классика не подходила, так как она несла массам буржуазные идеи и ценности. Уровень школьного обучения был чрезвычайно неодинаков, а зачастую так низок, что от затеи со школьным образованием пришлось отказаться. В передовых странах мира в это время социология уже заняла достойное место среди других наук и была включена в число обязательных предметов преподавания как в университетах, так и в средних школах. На Западе к этому времени уже давно не было недостатка в учебниках по социологии47.
Кадровый вопрос
Вообще говоря, в послеоктябрьский период расстановка классовых сил в сфере общественной жизни была крайне сложной. По утверждению Г. Г. Бо-гомазова, к началу XX в. в области социально-экономической мысли укрепляются и побеждают два основные направления — буржуазно-демократическое и марксистское. Обширное буржуазно-демократическое направление представляет довольно большое разнообразие течений и школ48. Позитивистская ориентация в социологии, которая в конце XIX в. играла положительную роль в борьбе с официальной идеологией самодержавия, в первые годы Советской власти превратилась в теоретический оплот различного рода псевдомарксистских течений.
В период НЭПа продолжали беспрепятственно выходить меньшевистские, эсеровские и даже кадетские газеты49, в это же время философские кафедры ряда городов занимали лидеры интеллигентской оппозиции (П. Струве, Е. Трубецкой, С. Булгаков, Н. Бердяев, Н. Лосский, П. Сорокин, Н. Ка-реев), трибуной для которых были, в частности, журналы «Мысль» и «Объединение». Некоторые философы и социологи занимали по отношению к советской власти враждебную позицию. П. Сорокин, который до февральской революции 1917 г. подвергался преследованиям царизма, вскоре стал одним из лидеров эсеровской партии, активно сотрудничал в Государственной думе, одно время являлся секретарем А.Ф. Керенского. После Октябрьского переворота, который Сорокин встретил в штыки, его арестовали большевики по обвинению в покушении на Ленина, он скрывался в лесах русского Севера, но потом покаялся, написал открытое письмо о своем разрыве с эсерами. Вернувшись в Петроград в 1919 г., стал деканом социологического факультета, оставаясь в оппозиции к большевизму. В столичных вузах он постоянно читал лекции по социологии, используя их как повод свести счеты с марксизмом. В частности, П.А. Сорокин подвергал критике историчес-
Тахтарев К.М. Наука об общественной жизни, ее явлениях, их соотношениях и закономерности:
Опыт изучения общественной жизни и построения социологии. Пг.: Издательский Кооперативный
Союз «Кооперация», 1919. С. 3; Ковалевский М.М. Социология на Западе и в России// Новые идеи
в социологии/Непериодическое изд-ние, выходящее под ред. М.М. Ковалевского, Е.В. де Роберти.
СПб.: Изд-во «Образование», 1913. Сб. 1. С. 10; Социология: история, основы, институционализа-
ция в России. 2002// Русский Гуманитарный Интернет-Университет: http://www.i-u.ru/biblio/arhiv/
books/novikova_soc/soc_novl4.asp
Богомазов Г.Г. Экономическая наука в России в XX веке: дискуссионные суждения // http://
www.econ.pu.ru/Vestnik/97i3/bogomaz.htm
Чагин Б.А. Очерк социологической мысли в СССР. Л., 1971. С. 9.
кий материализм с позиций эмпирической социологии. Другие критиковали материализм с позиций исторического идеализма и теории фактов.
Понятно, что рассчитывать на старую интеллигенцию, носителя научного потенциала общества, в данных условиях большевикам было невозможно. Поражение буржуазии в Гражданской войне послужило прологом к открытой войне в области идеологии. Здесь уже вопрос о самом существовании Советской власти решался как необходимость создания новой, марксистской общественной науки50. Идейное противостояние русской интеллигенции большевистскому «беспределу» власти терпели недолго. В 1922 г. по инициативе Ленина и Дзержинского вместе с большой группой ученых и писателей, представлявших цвет русской общественной мысли, П. Сорокина выслали из страны.
Для руководства организацией научных исследований в Советской республике при Государственной комиссии по просвещению, образованной декретом СНК в ноябре 1917 г., был создан научный отдел. Некоторые видные ученые подписали «Декларацию трудовой интеллигенции»51, где целью провозглашалось «всемерное содействие наиболее целесообразному использованию интеллектуальных сил России в целях воссоздания ее культурно-хозяйственной жизни».
В мае-июне 1918г. по инициативе М.Н. Покровскогои М.А. Рейснераи при поддержке В.И. Ленина Совнарком и Наркомпрос приступили к организации Социалистической академии общественных наук52, которая долж-
Врезка
воения социальной действительности оказались несовместимыми с личной диктатурой, волюнтаризмом и субъективизмом в управлении обществом, социальными процессами. Научная социология прямо противоположна социальной апологетике. Официальные экономические показатели из года в год свидетельствовали о «росте» благосостояния общества, в то время как социальные показатели, т.е. показатели, отражающие реальное удовлетворение потребностей людей, говорили об обратном, о снижении социального благосостояния народа, росте социальной напряженности. Второе, таким образом, отрицает первое. Но первое соответствует интересам личной или бюрократической власти, идеологическим орудием которой всегда выступает социальная мифология. И, как результат, социальная мифология возводится в степень науки, а реальная наука объявляется буржуазной лженаукой. Сокращенно по источнику: Как это было (интервью с членом-корреспондентом АН СССР Г.В. Осиповым) // СОЦИС. 1988. № 4. С. 126-130. |
Г. В. Осипов
Как это было
Судьба социологии в нашей стране складывалась трудно, а порой даже трагично. После Октября молодое советское общество остро нуждалось в социологических знаниях, опираясь на которые можно было бы перестраивать социальную жизнь общества. Даже в самые тяжелые для страны годы (1918-1926) публикация трудов по проблемам социологии занимала одно из первых мест среди гуманитарных наук, проводились социальные эксперименты. Более того, в 1920 г. в стране был впервые создан Институт социологии. Поступательное развитие науки было искусственно прервано в 30-е гг. Социология была объявлена буржуазной лженаукой, не только не совместимой с марксизмом, но и враждебной ему. Фундаментальные и прикладные исследования в этой области знания были фактически прекращены. «Упразднение» социологии как науки было предопределено тем, что ее принципы, теория и методы познания и ос-
50 Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 42. С. 320.
51 Знамение времени // Известия ВЦИК. 1920. 3 марта.
52 С 1923 г. она стала называться Коммунистической. Упразднение Коммунистической академии ипередача ее институтов и основных работников в состав Академии наук СССР произошли в феврале1936 г.
Б84
на была стать ведущим научным центром страны в области изучения и пропаганды марксистской теории. До тех пор пока новый научный центр не превратился в гегемона, навязывающего свои идейные установки всем ученым и специалистам страны, в высших учебных заведениях и в государственных учреждениях еще трудилась старая профессура. Так, например, в Московском университете оставались на преподавательской работе И. Гольдш-тейн, Н. Шапошников, А. Мануйлов, Н. Каблуков, 3. Каценеленбаум, Н Макаров, А. Чаянов и многие другие. В. Петроградском университете читали лекцииС. Солнцев, В. Святловский, И. Кулишер, М. Боголепов, А. Бу-ковецкий, В. Шарый, Е. Энгельидр,
Идеологические дискуссии
20-е гг. проходили под знаком острых и весьма многочисленных теоретических дискуссий. Последовательная социологическая интерпретация марксистской теории была выдвинута в начале 20-х гг. самым влиятельным теоретиком партии Н.И. Бухариным, но подвергнута довольно жесткой критике со стороны Ленина. В центре теоретических дискуссий 20-х гг. находилась работа Н.И. Бухарина «Теория исторического материализма. Популярный учебник марксистской социологии»53, выдержавшая в СССР до 1929 г. восемь изданий. Она представляла собой первую попытку систематизации основных понятий исторического материализма (в его отношении к социологии) с позиций так называемого энергетизма. Бухарин утверждал, что исторический материализм является социологической теорией марксизма, которая выступает по отношению к философии как частная наука.
Досталось от Ленина и другому видному марксисту А. Богданову, который якобы отошел от исторического материализма К. Маркса и Ф. Энгельса к социалистически окрашенному сциентизму. Как и Бухарин, он пытался дать общую систему категорий исторического материализма и социологии с позиций те ктологии (всеобщей организационной науки). Но попытка провалилась, видимо, не пришло время для нового взгляда на общую социологию.
Гораздо позже, уже в 1970-е гг., новое поколение советских философов и социологов еще раз попытается перестроить общую социологию, но уже на принципах общей теории систем (одним из родоначальников которой, кстати сказать, считается А. Богданов) и организационно-деятельностного подхода (Г.П. Щедровицкий). Но и эту попытку нельзя признать удачной, поскольку предложенный вариант так и не стал общепринятой нормой в сообществе социологов. Разгром бухаринской «ереси» стал поводом для активной борьбы против «абстрактного социологизма» и «механицизма» на протяжении 30-х гг., прежде всего на страницах журнала «Под знаменем марксизма», выступавшего в те годы трибуной официальной партийной линии.
Разгром социологии
Переломным этапом и вместе с тем началом нового периода в послереволюционном развитии отечественной социологии следует считать 1922 г. В этом году В.И. Ленин поставил вопрос о коммунистическом контроле про-
ухарин Н.И. Теория исторического материализма: Популярный учебник марксистской социологии. М. Пг.: Госиздат, 1922.
грамм и содержания курсов по общественным наукам; многим профессорам, в связи с их враждебностью марксизму, была запрещена преподавательская деятельность. В конце 1922 г. во всех центральных университетах закрылись кафедры общей социологии. В это время почти во всех петроградских вузах были созданы кафедры общественных форм. Новая учебная дисциплина преподавалась до 1924 г. Иногда ее называли генетической социологией, так как это был искусственно разработанный вариант социологизированной истории. С 1923/24 учебного года впервые в университете и институтах Петрограда были введены лекции и семинары по историческому материализму, которые читали М.В. Серебряков, В.А. Быстрянский, Н.Н. Андреев, Э.Э. Эссен, Б.А. Фингерт, И.С. Плотников и другие марксисты. С этого времени в ленинградских вузах начинается преподавание «подлинно научной социологии»54.
За пределы страны в это время было выслано около 160 деятелей науки и культуры55. В эмиграцию отправились П.А. Сорокин, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, П.Б. Струве, С.Л. Франк, А.В. Пошехонов, В.А. Мякотин, П. Милюков, В. Чернов, Г. Гурвич, Н. Тимашев, Ф. Степун, С. Франк, П. Новгородцев, Е. Спекторский и многие другие выдающиеся философы и социологи. Другая часть старой интеллигенции56 пыталась как-то вписаться в новый контекст обществоведческой науки, найти свое место в социалистическом обществе, влиться в ряды марксистов.
Социологическая тематика разрабатывалась в исследовательских и учебных учреждениях промарксистской ориентации, среди которых ведущую
Социологический образ мышления 1. Доказано, что в бедных семьях детей рождается больше, чем в богатых. 2. В 90-е гг. уровень жизни снизился в России в несколько раз. 3. Следствие: уровень рождаемости должен заметно возрасти. Таков формально-логический силлогизм. Он верен с теоретической точки зрения, но неверен с практической. В 90-е гг. на одну семью приходилось 1,1 ребенка. Это меньше, чем во всех европейских странах, и меньше, чем когда-либо в истории России. Специфика социологических силлогизмов в отличие от философских состоит в том, что каждую посылку, кроме вывода, можно подтвердить статистикой. |
роль играл Институт красной профессуры. Он был создан в 1921 г. в Москве по инициативе В. И. Ленина для подготовки преподавателей-марксистов высшей квалификации. В 1922 г. в Петрограде при Коммунистическом университете был создан Научно-исследовательский институт, который наряду с подготовкой квалифицированных кадров занимался исследовательской деятельностью в области гуманитарных наук. В 1922— 1924 гг. создаются Коммунистические университеты в Омске, Харькове, Казани, Смоленске и других городах. В 1924 г. Социалистическая академия общественных наук, основанная в 1918 г., была переименована в Коммунистическую академию. В 1925 г. при Коммунистической академии были созданы общество статистиков-марксистов под руководством М.Н. Фалькнер-Смита и С.Г. Струмилина и Обще-
Социология: история, основы, институционализация в России. 2002 // Русский Гуманитарный Интернет-Университет: http://www.i-u.ru/biblio/arhiv/books/novikova_soc/soc_novl4.asp Новиков Н.В. Условия возникновения и развития социологии в России // Русская социология: Меж-вуз. сб. / Под ред. А.О. Бороноева. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1993. С. 14.
Среди них Н.И. Кареев, Н.А. Гредескул, Е.В. Тарле (позднее они даже избирались членами Академии Наук СССР), М.К. Лемке, К.М. Тахтарев, В.В. Святловский, В.С.Серебренников, Н.С.Державин, А.Ф. Кони, Н.Я. Марр, В.А. Быстрянский, А.И.Тюменев, Н.Н.Андреев, Е.А. Энгель.
ство историков-марксистов, в которое вошли М.Н. Покровский, В.П. Волгин, П.О. Панкратова и др.
Университетские аудитории в это время наполнили рабфаковцы, а кафедры заняли партийные и идеологические работники. Компартия и советское правительство вели активную работу по подготовке собственных марксистских кадров. Особое внимание уделялось совершенствованию работы высшей школы, укреплению ее марксистскими преподавательскими кадрами. В ноябре 1922 г. СНК РСФСР принял постановление «Об установлении перечня обязательных для вузов общественных дисциплин», которое вводило в высшей школе изучение исторического материализма, политической экономии, истории ленинизма, истории социализма. Особое внимание уделялось пропаганде и изучению теоретического наследия основоположников марксизма. Широкая популяризация идей исторического материализма в журналах «Большевик», «Вестник Социалистической академии», «Под знаменем марксизма» послужила основой для постепенной перестройки идеологических отношений.
По существу начавшийся процесс означал уничтожение научной социологии: вместо объективного анализа, позволяющего обнаружить болевые проблемы развития общества, появился совершенно особый стиль препарирования действительности, который, по аналогии с литературой, можно было бы назвать «социологическим реализмом». Его главная цель — иллюстрация достижений социализма, борьба с чуждой идеологией и преданность законам классовой борьбы. Научные дискуссии сами собой прекращаются, поскольку основные оппоненты марксистов оказались кто за рубежом, кто в лагерях, а кто-то был расстрелян. Подобная атмосфера воцарилась не только в социологии, но и во всем обществознании. Некому было продолжать классические трад