Функциональный статус социолога-практика
Позиция социолога-практика и в обществе, и в организации — позиция маргинальная. В медицинском колледже или госпитале эти ученые трудятся в отделах, имеющих низкий статус.
В промышленной организации он занимает место функционального специалиста. Но в отличие от инженера, технолога или бухгалтера, которые постоянно трудятся на предприятии, считаются как бы «своими» и находятся в своей профессиональной культуре, социальный ученый ничего такого не имеет, хотя ориентируется на те же научные нормы и ценности. Он всегда аутсайдер, стоящий вне традиций изучаемой им организации. Изолиро-
ванный от своих коллег, консультант в то же время тесно связан с администрацией, хотя и для нее он остается маргинальной личностью.
Прикладник выполняет две функции: 1) непосредственно научную, участвуя как ученый-исследователь в каком-то проекте; 2) социально опосредствованную, выступая в роли посредника при решении трудовых конфликтов и отношений, выполняя функции супервайзера, менеджера, выбираемого или назначаемого общественного деятеля. Но как бы ни сложилась его судьба, для практического социолога не характерно постоянное пребывание в должности. Если у фирмы дела идут хорошо, то он может рассчитывать только на более или менее долговременную занятость. Тем он разительно отличается от своего академического коллеги.
Отчасти компенсацией за слабые гарантии занятости служит в среднем более высокий, чем в университете, заработок. Например, начинающий социолог-практик получает зарплату, равную ставке высокооплачиваемой университетской должности ассистента профессора. Специфика функционального статуса социолога-практика заключается еще и в том, что в организации он всегда под жестким контролем. В это понятие вкладывается установление конкретных сроков завершения работы, зависимость от результатов деятельности других (ученых, менеджеров, функциональных специалистов, администрации). Академическая же работа — индивидуальная автономия, свобода творчества, незначительный контроль сверху. Ясно, что для людей несобранных, безынициативных прикладная работа не подойдет.
Социокультурный статус социолога-практика
С долей уверенности можно утверждать, что академическая социология, по разнообразию социокультурных ролей ученого, монохроматична. У нее всего один цвет в палитре. Академический социолог — почти всегда кабинетный деятель: он преподает, исследует или консультирует в лаборатории, аудитории или офисе, т.е. в среде себе подобных.
Напротив, прикладные социологические исследования полихроматичны, многоаспектны. Куда только не закидывает судьба ученого-практика. Если расположить играемые им роли на некотором континууме, то окажется, что количество ролей чрезвычайно велико и многообразно. На первом полюсе континуума — самом «тихом» — располагаются академические социологи, которые занимаются прикладными исследованиями от случая к случаю: либо ради подработки, либо ради интереса. На противоположном полюсе мы можем поместить экстремальные роли практического специалиста. Так, многие специалисты в области ПСИ трудятся администраторами тюрем, психиатрами в госпиталях для душевнобольных людей, домах престарелых и инвалидов и т.п.
Социология преступности накладывает на ученого особые обязательства, он постоянно контактирует с криминогенной субкультурой — наркоманами, владельцами оружия, профессиональными ворами и убийцами, преступными синдикатами, мафиозными образованиями, проститутками, алкоголиками, юношескими бандформированиями. Проводя включенное наблюдение — а это самый эффективный и наиболее полный источник информации, — ученый постоянно рискует жизнью. У него особый социокультурный статус, ролевое поведение, которое предполагает знание языковых символов,
мотивов преступного поведения, норм конспирации, стереотипов восприятий «посторонних» и многое другое. У него должны быть выдающиеся способности; если ученый не сможет наладить доверительные контакты с преступным миром, у него останется один-единственный источник — заниматься кабинетной работой, т.е. цитировать труды своих коллег-криминалистов.
Хоторнский эффект
В учебниках социологу рекомендуют занимать нейтральную позицию, когда он сталкивается с респондентами или заключает контракт с администрацией. Но жизнь опровергает иллюзии ученого, как только он попадает в организацию. Поначалу к социологу на предприятии относятся по-дружески. Но вот наступает первая фаза исследования: для сбора предварительной информации, анализа заводской документации и беседы с экспертами социологу подолгу приходится вращаться среди руководства предприятия и цехов, консультировать и консультироваться с менеджерами и специалистами функциональных служб.
Буквально через месяц, вспоминает собственный путь практической работы Д. Миллер, рабочие начинают смотреть на него как на марионетку администрации или, что еще хуже, штатного агента39. Все, о чем социолог вы-спрашиваету простыхлюдей, воспринимается ими как доносительство, выведывание каких-то секретов с целью передать информацию наверх.
Не ведая о том, другой социолог — Р. Брайн, будучи еще старшекурсником социологического факультета, вознамерился провести эмпирическое исследование на предприятии. Он не ставил перед собой сложных задач, ограничившись обычным опросом. Брайн спрашивал респондентов о том, кто кого любит или не любит, кто кому симпатизирует и к кому равнодушен. Особых трудностей не предвиделось, однако рабочие не пошли на контакт. Они отвечали неискренне, отмечая как эмоционально приемлемых буквально всех поименованных в анкете. Опрос грозил сорваться. Пришлось изменить методику и конструкцию вопросника. Во второй раз Брайн спрашивал респондентов только о десяти самых близких им товарищах. Опрос удался, но Брайн пришел к выводу, что исследователь способен сильно влиять на ход и результаты опроса40.
Подобные случаи подтверждают давно известную истину — она называется хоторнским эффектом— влиянием ученого на ход исследования. Это остается в индустриальной социологии неустранимым фактором. Социолог не может остаться нейтральным, как бы он к этому ни стремился. Его поведение «в поле» — результирующая двух систем ценностей: науки и организации. Он должен быть готов к компромиссу между двумя мирами (рабочих и менеджеров), в которых он вынужден жить и трудиться.
Miller D.C. The Impact of Organization and Research Value Structures on Research behavior // Applied sociology: oportunities and problems / Ed. by A.W.Gouldner and S.M.Miller. N.Y.: Free Press, 1965. P. 39-41. 4" Brain R.K. The Researcher's Role: A case Study // Human organization. 1950. Vol. 9. P. 23-28.