Социальный статус прикладников
Аудитория прикладной социологии — это клиенты и заказчики, которые финансируют исследование в надежде получить для себя полезные результаты. Аудитория же академической социологии — крайне неопределенная совокупность коллег-профессионалов, дилетантов, интересующихся социальными проблемами, студентов, изучающих социологию. В любом случае она шире, чем первая. Статьи в профессиональных журналах и научные монографии — единственный способ для академических социологов найти признание, аудиторию и статус. Для социологов-практиков это — дополнительный, но не главный путь. Их продукция — устные сообщения руководству фирмы, лекции для менеджеров, социоинженерные проекты и ограниченные издательскими возможностями годовые отчеты, существующие, может быть, в нескольких экземплярах.
Академический социолог и прикладной социолог — две совершенно различные по статусу, вознаграждению, месту в обществе, приемам работы и оценке достижений фигуры. Первый — творец фундаментальной науки, свободный в выборе темы исследователь и преподаватель. Второй — создатель прикладных разработок, имеющих сиюминутную ценность, зависящий в тематике от вкусов и интересов заказчика наемный работник. Первый волен распоряжаться результатами своего исследования, как хочет, второй не имеет права так поступать, ибо результаты его работы — собственность компании. У первого выше авторитет и престиж, но ниже зарплата, у второго ниже престиж, но выше зарплата. У первого гарантированная работа, у второго никаких гарантий занятости нет.
Профессиональный статус и положение дел в прикладной социологии США, по мнению П. Росси, противоречивые. В глазах большинства американских социологов ее престиж гораздо ниже академической (базисной) социологии, хотя оплата труда значительно выше. Работы и научные отчеты социологов-практиков, как правило, более низкого качества, чем статьи, опубликованные в ведущих профессиональных журналах. Их ряды постоянно пополняются министрами и экс-министрами, радикалами и экс-радикалами, консерваторами и экс-консерваторами. Всех их прельщает кажущаяся близость прикладной социологии к социальным реформам и инновациям. Не известно, помогли ли они решить часть стоящих перед обществом социальных проблем, но остается фактом, что перед самой наукой возникло множество новых и не менее сложных задач23.
О высоком статусе прикладной социологии, существующем реально и отражающем ее действительные роль и место в системе научного знания, а не отраженном в сознании академических кругов и часто искаженном в нем, свидетельствуют многие факты. В своей речи «Претензии и возможности прикладных исследований», произнесенной на ежегодной конференции АСА в 1980 т., ее президент П. Росси24 отметил, что из 30 последних президентов АСА 18 преимущественно занимались прикладными исследованиями, хотя не все они получили известность за вклад в эту область. Причина кроется в том, что их прикладные исследования были столь значительными, что со
23 Rossi P.H. Presidential Adress: The Challenge and Opportunities of Applied Social Research. Amer. Sociol.Rev. 1980. Vol. 45. № 6. P. 889.
24 Ibid. P. 894.
временем вошли в состав фундаментальной науки. Среди 12 оставшихся некоторые занимались прикладной работой время от времени, например П. Сорокин. Многие выдающиеся социологи США и Европы значительную часть времени посвятили прикладным исследованиям. Даже их неполный список впечатляет. Он включает Дюркгейма, Гиддингса, Огбурна, Стауфе-ра, Парка, Лазарсфельда, Дэвиса, Хаузера, Севела, Кулемана идр. Их отличительная черта — ярко выраженное тяготение к количественной методологии, в результате чего техническое развитие исследовательских процедур стало отличительной чертой их научного вклада.
Но это вовсе не свидетельствует о процветании этой сферы социологии, ибо прикладные исследования не являются исключительной монополией социологов. Ими интенсивно занимаются психологи, экономисты, представители политических наук. Кроме того, большинство фондов, предназначенных для прикладных исследований, попадает в неакадемические организации, что резко снижает научный уровень первых.
Возможно, еще поэтому в научной сфере на социологов-практиков принято смотреть как на профессиональных аутсайдеров. В течение длительного времени в американской социологии утверждалось мнение о методологической несамостоятельности прикладных исследований, что было чревато далеко идущими последствиями: на специалистов прикладной социологии стали смотреть как на граждан «второго сорта». Сегодня американские социологи убеждены, что всякий нормальный ученый стремится к академической карьере и лишь неудачники, которым не повезло стать преподавателем в университете или колледже, обосновываются на прикладной работе. Это, считает Д. Спайн, самое огорчительное и, пожалуй, самое популярное мнение в социологических кругах25.
Но и это еще не все. У специалистов появился своеобразный «комплекс неполноценности». Американские социологи-практики обычно не называют себя социологами. Они предпочитают называть себя как-то иначе, например по названию должности, на которую им удалось устроиться в корпорации или фирме. Для работодателей все они — «преходящие», «люди между прочим». Больше всего социолог опасается не того, что предприниматель не сможет по достоинству оценить их вузовский диплом, а наоборот, плохо, если это случится и работодатель увидит за обложкой профессиональную принадлежность социолога. Многие менеджеры даже не слышали слова «социолог», не знают, каклучше использовать такого специалиста. Некоторые полагают, что человек вовсе не обязательно должен получить место социолога-практика только потому, что он социолог. Так или иначе, интересы предпринимателей и менеджеров совпадают, когда они отказывают прикладной социологии в выполнении ее профессионального долга26.
' Applied Sociology: Roles and Activities of Sociologists. San Francisco etc.: Jossey-Bass Publishers, 1983.
P. 125. :" Ibid. P. 177.
Р. Соренсену не раз доводилось разговаривать с такими руководителями корпораций, для которых социолог по статусу ценится ниже учителя. Они не воспринимают социолога как социолога когда принимают решение о повышении. Существует множество причин, по которым социология на производстве не признается. Одна из них — недостаточное знакомство менеджмента с ее практическими возможностями. Лишь немногие корпорации выступают инициаторами проведения таких социологических исследований, которые затем получают широкую известность. А научные отчеты исследований нередко сдаются в архив или в библиотеку27.
Когда руководство корпорации нанимает социолога, это вовсе не значит, что ему позволят заниматься его непосредственными профессиональными обязанностями. Скорее его рассматривают как работника обычной функциональной службы или специалиста по социальному благосостоянию. Социологические отделы, если такие создаются, редко значатся в штатном расписании корпорации. Более того, не определен круг обязанностей для должности, именуемой «практический социолог», поэтому она не внесена в список профессий работников корпораций. Явление это не исключительное, а повсеместное.
В отличие от своих академических коллег американские социологи-практики, работающие в сфере частного бизнеса, некоммерческих организациях и федеральных агентствах, изолированы от научного сообщества. Д. Спайн удалось выяснить это на сравнительно небольшой выборке из 25 социологов-демографов, имеющих значительный практический опыт. Оказывается, 2/3 респондентов являются единственными социологами в той организации, которая их наняла. На вопрос: «Как часто они сотрудничают со своими коллегами?»—большинство ответили: «Очень редко или никогда», «Один-два раза в неделю». Только немногим удавалось это ежедневно или по крайней мере еженедельно28.
Социологические факультеты университетов и колледжей США — это замкнутые научные сообщества коллег, где нет места другим специалистам. Но у социологов-практиков ситуация иная. Редко можно увидеть объявление «требуется социолог» в какой-нибудь частной компании. Например, в 1979 г. в федеральном правительстве трудилось 100 социологов — большой отряд среди более чем 3 тыс. социальных ученых. Многие социологи числились «специалистами по статистике». Малочисленность вакансий показывает, что работодатели не испытывают острой нужды в социологии. Чтобы устроиться на работу, социолог должен объявить себя специалистом по количественным методам и уже затем, получив заказ, полностью раскрыть свои профессиональные умения29.
Отраслевая и географическая разобщенность социологов-практиков означает изолированность их не только друг от друга, но и от Американской социологической ассоциации (АСА). Она полностью ориентирована на академических социологов. Анализ списков кандидатов на выборах руководящих органов АСА за последние несколько лет показывает, что 95% кандидатов представляют университеты и колледжи и только 5% в момент выборов работали в неакадемической сфере. Такова исторически сложившаяся тенденция, однако сейчас центр тяжести перенесен на более широкое при-
27 Applied Sociology: Roles and Activities of Sociologists. San Francisco etc.: Jossey-Bass Publishers, 1983.P. 176-177.
28 Ibid. P. 123.
29 Ibid. P. 124.
влечение отраслевых социологов. В противном случае АСА рискует потерять массовую поддержку ученых. По данным Ассоциации, около 11% ее членов — это неакадемические социологи. По мнению Д. Спайн, такое число непропорционально всей численности академических социологов и им труднее сохранить свое членство в АСА30.
Может ли называться социологом тот, кто несколько лет был оторван от академической науки? Подобный вопрос задают сегодня многие. Он — результат господствующего в профессиональных кругах мнения, что «быть социологом» означает публиковаться в «American Sociological Review» и представлять статьи на ежегодные собрания АСА. Если этот критерий действительно взят на вооружение руководством АСА, то оно рискует потерять свои социологические мандаты. Ведь многие социологи-практики не желают конкурировать со своими академическими коллегами по числу публикаций, так как у них существует иная форма научного признания. Гарантия занятости не зависит оттого, как много статей они опубликуют, но определяется тем, какую прибыль принесли компании их рекомендации.
Знакомый сценарий разыгрывается каждый раз на национальной конференции АСА. Здесь собираются, чтобы познакомиться с достижениями своих старых друзей. Вдруг кто-то спрашивает о судьбе некой Сюзанны, покинувшей академическую сферу. «О, сейчас она работает в правительстве и о ней никто ничего не слышал». Иными словами, ее имя уже не числится среди авторов ведущих американских журналов, т.е. она перестала быть «настоящим» социологом. Присутствующие дают молчаливую клятву, что с ними этого никогда не случится. Реальная же причина исчезновения Сюзанны из поля зрения состоит в том, что до сих пор нет институциализированной формы признания достижений социологов-практиков31.
Прикладные социологические исследования в последние два десятилетия стали одним из быстрорастущих секторов американской социологии. Из федерального бюджета на эти нужды в последние годы затрачено 1 —2 млрд. долл. В 1976 г. только на подготовку и обучение практических социологов использовано 100 млн долл. Кроме этого помощь в сотни миллионов долларов оказывали и местные органы штатов. В то же время на академические исследования по всем социальным наукам, включая и социологию, тратилось всего несколько сотен миллионов долларов32. Однако, считают X. Фриман и П. Росси, хотя социологи-практики не страдают от безработицы — или по крайней мере испытывают эти бедствия в меньшей степени, чем академические социологи, — положение в этой сфере профессиональной деятельности далеко не безоблачное. «Социология, как и большинство других социальных наук, столкнулась с серьезными социальными проблемами, включая дефицит на академическом рынке труда, сокращение занятости в университетах и уменьшение правительственных ассигнований на исследования и подготовку специалистов»33. Для положения дел в американской социологии в период с 80-х по 90-е гг. характерна следующая статистика.
" Applied Sociology: Roles and Activities of Sociologists. San Francisco etc.: Jossey-Bass Publishers, 1983.
P. 124. ■'' Ibid. P. 125. ] Rossi P.H. Presidential Adress: The Challenge and Opportunities of Applied Social Research. Amer. Sociol.
Rev. 1980. Vol. 45. №6. P. 901. '"' Freeman H.E., Rossi P.H. Furthering the applied side of sociology. Amer. Sociol. Rev. 1984. Vol. 49. №4. P. 571.
Б57
Численность академических социологов в США достигла максимума в 15 535 человек в 1977 г., а минимум — 14 529 — приходился на 1980 г. Правда, в 1972 г. эта цифра равнялась 12 483 человека. В этот момент 2797 социологов были трудоустроены временно, к 1980 г. данный контингент возрос до 3652, т.е. 25,3%. Подготовка социологов со степенью бакалавра достигла максимума в 1974 г. — 35 491 человека, а минимума в 1980 г. — 18 782. Соответственно магистров в 1976 г. — 729 и в 1980 — 58434. В 1980 г. около 14 529 социологов (69,5%) работали в университетах и колледжах США, а 6832 — в прикладной сфере (частный бизнес, некоммерческие организации, правительство и т.д.). Таким образом, предложение в этот период равнялось 20 911 рабочих мест, а спрос — 21 225.
Профессиональные ориентации выпускников социологических отделений, как и статусный престиж самой науки, меняются не под влиянием капризов моды или интересов рекламных бюро. Прикладные исследования, сфера социоинженерной и клинической деятельности становятся ныне все более привлекательным поприщем для приложения сил талантливой молодежи, чем почтенная и, по мнению радикально настроенных «синих воротничков», — «старорежимная» академическая социология.
К 1990 г. занятость социологов в прикладных областях, особенно правительствах штатов, здравоохранении и бизнесе, росла значительно быстрее, чем в академической сфере. Так, если в 1980 г. занятость социологов-практиков в общественном секторе составляла 1806, т.е. 28,3% от общего числа рабочих мест для практических социологов, то к 1990 г. эта цифра увеличилась до 3267, что составило 41,3%. Наибольший рост ожидался в правительствах штатов — на 225%, а наименьший — в федеральном правительстве. В здравоохранении занятость социологов расширилась на 400 позиций, т.е. на 50%. Должны ли мы советовать студентам специализироваться по социологии, задают в связи с этим вопрос американские специалисты по образованию, если нет ясных перспектив на будущее? И не нуждается ли в коренной переориентации традиционная система университетской подготовки с перемещением центра тяжести на изучение прикладных дисциплин (например, административного дела, организации производства, экономического анализа)?
Своеобразие социального статуса прикладных исследований заключается в их большей, чем у академической социологии, интегрированности в политическую систему общества. Несмотря на то что реальная квалификация части прикладников не соответствует требованиям, в целом их профессиональное мастерство должно быть выше, чем у академических ученых. Может быть, эта мысль звучит парадоксально, но основания так считать более чем убедительны. В самом деле, качество конечного результата академического социолога интересует скорее научную общественность, круг знакомых и коллег, специалистов по данной проблематике, студенческую аудиторию (если это преподаватель университета или колледжа), наконец, читателей профессионального журнала, где опубликована его статья. Иными словами, этот результат скажется лишь на академической карьере ученого и его профессиональном статусе, а косвенно — на авторитете учреждения, где он работает.
Политический же резонанс научной деятельности практического социолога неизмеримо шире. Ее результаты влияют на качество и компетентность
34 Applied Sociology: Roles and Activities of Sociologists. San Francisco etc.: Jossey-Bass Publishers, 1983. P. 57.
принимаемых клиентом политических или управленческих решений. В крупной корпорации — это выбор социальной политики или стратегии на гуманизацию труда, определение судьбы новой продукции, которую фирма выбрасывает на рынок, желая переманить у конкурента часть потенциального рынка сбыта (поэтому изучение мнений и ценностных ориентации потребителей — одна из массовых и высокорентабельных сфер деятельности социолога-прикладника). В федеральном правительстве или правозащитных органах социолог в качестве консультанта может побудить к принятию проектов с далеко идущими последствиями, затрагивающими судьбы многих тысяч людей.
Не только ошибки, допущенные социологом, но и позитивные результаты отражаются на расстановке классовых сил в обществе. Особенно широко социологические данные используются в межпартийной борьбе и экономической конкуренции монополий. Допустим, что сенат, опираясь на информацию опросов, принимает закон о замораживании роста зарплаты. Понятно, что сторонники правительственной фракции, ратующие за более либеральные законодательные меры в сфере трудового права, по-иному воспользуются эмпирикой, чем приверженцы консервативного курса. Причем вторые свое негативное отношение к социологам выместят в печати, помещая «разоблачающие» статьи. Включенность в межпартийную борьбу часто происходит независимо от воли и желаний самого социолога, но в любом случае превращается для него в своеобразную «западню», из которой не просто выбраться. Обычно соперничающие политические группировки используют полученную информацию не только во благо, но и во зло ученому и всякий раз делают это по своему усмотрению.
Кроме вненаучных (например, политических) факторов социальный статус практических социологов определяют и внутринаучные факторы, такие, как характер и содержание труда, мотивационная структура деятельности, сложившиеся в ученом сообществе система признания заслуг и иерархия статусных приоритетов. Так, академический социолог полагает, что он занят индивидуальной, творчески неповторимой деятельностью, которая приносит ему удовлетворение своим процессом, содержанием. Фактор внешнего признания его заслуг — это не гонорар или зарплата, а прежде всего признание (устное или печатное) его коллег, т.е. референтной группы. Напротив, образ и условия жизни практического социолога зависят главным образом от внешних факторов — удачного контракта с фирмой, обязанности выполнять условия договора даже в случае падения акций или банкротства последней, наличия постоянного и надежного клиента-заказчика, умения договориться с ним и заключить выгодную сделку. Материальное благосостояние и оплата труда социолога-прикладника определяются тем, удовлетворен или нет заказчик результатами его научной работы. Любой промах ограничивает перспективы трудоустройства, а выбор темы исследования диктуется потребностями клиента. У академического же ученого сохраняется хотя бы видимость свободы выбора, но в действительности и она сдерживается тем, что собирается публиковать издатель журнала, что поддерживает руководство университета, что, наконец, одобряет научное сообщество35.
Freeman H.E., Rossi P.H. Furthering the applied side of sociology. Amer. Sociol. Rev. 1984. Vol. 49. № 4. P. 573.
В кризисные моменты государство обычно сокращает финансирование фундаментальной науки. Ученые обращаются к рыночным источникам — хоздоговорной практике, работе по заказам частных фирм, коммерческих банков, промышленных предприятий, государственных организаций, бирж. 90-е гг. для отечественной социологии явились таким кардинальным поворотом, требующим решительной переоценки сложившихся ценностей, норм и принципов профессиональной деятельности, методов научного исследования. На коммерческие рельсы переходят некогда независимые и творчески свободные университеты, академические институты и исследовательские центры.
Прикладные исследования и конструкторские разработки (наряду с долгосрочными фундаментальными исследованиями) выступают ныне приоритетным направлением научной деятельности в США. Так называемые «ориентированные фундаментальные исследования», как и прикладные, оказываются все более выгодными для промышленных корпораций, обеспечивая им более хорошую, чем у конкурентов, инновационную стратегию. Основную прибыль от их реализации компании получают через 15—25 лет после начала исследования, а промежуточные результаты видны уже в течение первых 3— 10 лет36.
Финансирование прикладных разработок идет главным образом через частный сектор, а в государственном секторе, например, внутри академической науки, темпы роста ассигнований замедлились с 12% среднегодовых в 60-х гг. до 2,8% в 70-е и примерно до 3% в 80-е гг. Несмотря на такие сокращения, темпы развития прикладных разработок все это время в 6 раз опережали темпы роста фундаментальных исследований37. Характерна следующая деталь: внутренний и внешний рынок научных прикладных исследований в США остается достаточно стабильным. И это на фоне обнаружившихся в последнее десятилетие определенных диспропорций в государственном и коммерческом финансировании НИОКР — роста военных и одновременно сокращения гражданских исследовательских проектов, неблагоприятных изменений в балансе наукоемкой продукции.
У фундаментальной науки есть практически единственная возможность выжить — превратиться целиком или в значительной своей части в науку прикладную. Это общемировая тенденция, свойственная и промышленно развитым, и экономически отсталым странам. Наиболее ярко ее выразили два бывших президента Американской социологической ассоциации (АСА), «прикладники» по роду своей деятельности, П. Росси и В. Уайт38. В хорошие времена, считают они, когда правительство оказывает широкую поддержку и академический рынок труда благоприятен, особенно быстро развивается фундаментальная наука. Напротив, в плохие времена, когда ухудшается экономическая ситуация и сужается рынок занятости, преимущество получают прикладные исследования. Причем академические ученые, обращаясь к предпринимателям за помощью, хвалятся не своими успехами, а достижениями собратьев — практических исследований.
36 Directed basic research: Its role and connduct // Research management. N.Y., 1983. Vol. 26. № 6.P. 17-19.
37 Science indicators 1982: Rep. of the Nat. science board. Wash.: Nat. science found., 1983. P. 110-118.
38 Applied Sociology: Roles and Activities of Sociologists. San Francisco etc.: Jossey-Bass Publishers, 1983. P. 5.
G60
Бизнес — очень требовательный и капризный спонсор. Он неумолим, когда навязывает ученым свои стандарты, требования, сроки и правила игры. Он щедр, когда оплачивает высококачественную продукцию социолога по самым высоким расценкам. Работать в бизнесе труднее и рискованнее, но заработать в нем можно гораздо больше. Тут иные критерии и приемы, правила и принципы, чем в сфере фундаментальной (или «казенной») науки. Тут вообще иная субкультура и иная реальность.
Прикладная социология на службе у бизнеса — не только настоящее, в котором приходится жить нынешнему поколению отечественных социологов. Это еще и общемировой путь развития науки, на который давно и прочно вступили передовые страны. Это путь служения не абстрактным идеалам туманного будущего, а вполне прозаическим потребностям тех, кто управляет поведением многомиллионной массы людей.
Одним словом, миссия прикладной социологии — обслуживать интересы и потребности менеджмента. Если говорить откровенно, то в этом ничего нового нет. Сотни и тысячи заводских социологов в стране — с разной степенью успешности — многие десятилетия занимались сервисными разра ботками. По всей видимости, такая тенденция, даже если она на время замедляется, в будущем должна усилиться, стать наконец-то профессиональным занятием людей, специально для этого подготовленных. Время диктует свое. «Гуманитарные прикладные исследования должны стать сервисным элементом управленческой практики» —так считают лидеры игротехнического движения в своем программном первом номере журнала «Вопросы методологии» (1991, № 1).
Итак, прикладная социология и менеджмент связаны между собой родственными узами. Они органические части одного целого. Их союз естествен, как естественно их тяготение друг к другу. Прикладная социология на Западе возникла, оформилась и развивается сейчас в тесной связи с потребностями менеджмента и предпринимательства. Наука впитывает культурные ценности своего заказчика, приспосабливается к его интересам, целям, задачам, обогащая его научными идеями и открытиями, практическими рекомендациями и методами. Обучение социологов-практиков основам менеджмента сегодня так же необходимо, как обучение руководителей-практиков основам социологического знания.