Чикагская социологическая школа
В США огромную известность приобрела Чикагская школа. Знаменитый Чикагский университет (сегодня в нем учится свыше 6 тыс. студентов), основанный в 1857 г. и уже в первой половине XX в. ставший крупным научным центром мира, дал жизнь нескольким научным школам, и не только в обществознании. В 1942 г. здесь под руководством Э. Ферми осуществлена первая цепная ядерная реакция.
Чикагская экономическая школа (Г. Шульц, Дж. Л. Лафлин, Т. Веблен, У. Митчелл), в середине 60-х гг. XX в. перешла на позиции неолиберализма. Ее главные представители второго поколения — М. Фридмен, Ф. Найт, Г. Саймоне, Дж. Стиглер — выступали за невмешательство государства в экономику, полагая, что рыночный механизм обеспечит ее функционирование. Чикагская психологическая школа (Л. Терстоун, Дж. Энджелл, Б. Рамп, Дж. Уотсон, Г. Лэдд, Г. Карр, Дж. Г. Мид) возникла в рамках функциональной психологии. Получили известность также Чикагская школа политических наук (Ч. Мерриам,Х. Госснелл, Лассуэлл, Л. Уайт, Э. Фройнд), Чикагская антропологическая школа (Ф. Старр, Ф. Коул, Э. Сепир, Ред-фидд), Чикагская школа философии, ориентировавшаяся на прагматизм (Дж. Дьюи, Дж. Тафте, Э. Мур).
Как уже говорилось, в Чикагском университете в 1892 г. возник первый в мире социологический факультет, возглавляемый А. Смоллом, с которого началась институциализация университетской социологии. Чикагская социологическая школа (Chicago School of Sociology) — явление в социологической науке действительно уникальное, не только вызывающее интерес у исследователей, но и имеющее безусловную значимость для развития социологии и ее утверждения как академической дисциплины10. Ее основателем считается Р. Парк.
Об истории Чикагской школы см.: Blumer И. The Chicago School of Sociology. Chicago: University of Chicago, 1984; Fans R.E.L. Chicago Sociology, 1920-1932. San Francisco: Chandler, 1967.
Чикагская школа социологии, одна из первых школ в социальных науках, занимала доминирующее положение в американской социологии в 1915—1935 гг. и оказала значительное влияние на развитие социологии. Подготовительный период в развитии этой школы (1892—1915) связан с деятельностью так называемой большой четверки — А. Смолла, Дж. Винсента, Ч. Хендерсона, У. Томаса. В этот же период в Чикаго был основан первый социологический журнал — «American Journal of Sociology» (1895) и Американское социологическое общество (1905). Отличительные черты творчества представителей Чикагской школы — органичное соединение эмпирических исследований с теоретическими обобщениями, соединение различных подходов и методов (в том числе «мягких» этнографических и «жестких» количественных методов), выдвижение гипотез в рамках единой организованной и направленной на конкретные практические цели программы".
С точки зрения социологии труда в деятельности Чикагской школы можно выделить характерные особенности: 1) развитие так называемой социальной деятельности (social work) — практические решения социальных проблем, порожденных урбанизацией и индустриализацией: безработицы, нищеты, преступности. Социальный работник (психолог, юрист, социолог) в 20—30-е гг. занимался решением социальных проблем производства — предупреждением конфликтов и решением трудовых споров, улучшением условий труда и стабилизацией кадров. Постепенно его вытеснил специализированный отдел управления персоналом; 2) появление в 1918 г. совместной работы У. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке», обозначившей новый рубеж в развитии современной социологии; 3) разработка социально-экологической теории Р. Парка и Э. Берджеса, основными элементами которой являлись «социальная мобильность», «социоэкономи-ческий статус», «маргинальная личность».
•временная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990. С. 395—396.
Для Чикагской школы характерно такое соединение эмпирических исследований с теоретическими обобщениями, которые в тот период не представляли собой «высокой теории» в духе структурного функционализма Т. Пар-сонса, т.е. высокоабстрактного, жестко кодифицированного теоретического построения, претендующего на универсальное объяснение социальной реальности. Среди методических новшеств, числящихся за Чикагской школой, историки называют особый жанр написания социологических работ. Наравне с социологическими работами, основной частью содержания которых были абстрактные теоретические рассуждения, стали появляться работы, основанные на детально изученных реальных жизненных ситуациях, имеющие множество иллюстрирующих теоретические размышления цитат из интервью, дневников и других личных документов исследуемых субъектов, что делало эти работы более живыми и близкими к изучаемому объекту. Кроме того, тот факт, что посредством цитат объект исследования в работах социологов «заговорил», во многом предопределил развитие дальнейших дискуссий о ролевых позициях исследователя и исследуемого. Работы чикагских социологов — яркий пример того, что исследуемый может быть представлен в работе как действующее лицо, имеющее право голоса12.
Первой заявкой на лидерство Чикагской школы в социологии была работа У. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке». Среди центральных тем исследования значилась социология города, разрабатывавшаяся Р. Парком и Э. Берджесом в рамках социально-экологической теории («инвайроментальной социологии»). Городские исследования, проводившиеся в духе социального реформизма, были нацелены на установление «социального контроля» и «консенсуса». Соединение исследовательских программ с учебным процессом в университете способствовало появлению принципиально нового характера университетского обучения, его связи с решением конкретных эмпирических задач: Чикагский университет
Клюшкина О.Б. Построение теории на основе качественных данных: из истории развития методологического направления//Социологические исследования. 2000. № 10. С. 92-101.
был третьим американским университетом такого типа после университетов Дж. Хопкинса и Кларка. Влияние Чикагской социологической школы на развитие социологии сказывалось на протяжении 30—40-х гг., после чего инициатива перешла к Гарвардскому и Колумбийскому университетам.
Среди лидеров Чикагской школы обычно называют А. Смолла,Дж. Винсента, Ч. Хендерсона, У. Томаса. Свой вклад в ее становление внесли также Л. Уорд, У. Самнер, Ф. Гиддингс, Э. Росс, Ч. Кули. В рамках школы сформировались три поколения исследователей: поколение А. Смолла, поколение Р. Парка, поколение У. Огборна; иногда к ним добавляют четвертое поколение — с начала 1950-х гг. до нашего времени13, это поколение Г. Блумера.
Школа существует и пользуется высокой профессиональной репутацией и сегодня (ее представители специализируются на проблемах урбанизации и окружающей среды), но уже не в качестве безусловного научного лидера.