Дж. бизанц, м. бизанц социология
Социология — научное изучение человеческих отношений. Это дисциплина или область исследования, которая отличается кругом интересов, понятиями и процедурами. Социологи сконцентрированы на людях в группах и на их отношениях друг с другом, так же, как на отношениях одной группы к другой, включая большие, особенно группу, называемую обществом. Социолог спрашивает, откуда происходят эти отношения, почему они укрепляются или разрушаются и как они изменяются? Он спрашивает также, к каким последствиям ведет включение индивидов в группы и групп в обществе? Он пытается найти ответ на вопросы в терминах того, что уже известно в его области, т.е. в терминах совокупности понятий и теорий, а также совокупности знаний, которые получены благодаря исследованию. Он обучен таким методам, которые помогают ему уточнить эти понятия и теории и дополнить ими существующие знания. Его подход является научным. Но, кроме того, это философский и гуманистический подход.
Почему социологи сосредоточиваются на группах и отношениях скорее, нежели на отдельных индивидах? Потому, что мы не можем понять человеческие отношения, изучая индивидов. Как не можем понять, что такое вода, исследуя кислород и водород. Группы обладают характеристиками, которые представляют собой нечто большее, нежели характеристики составляющих их членов. Они имеют собственную природу и должны излучаться в собственных терминах. Ведь когда соединяются кислород и водород, получается нечто новое. Точно так же получается нечто новое, когда люди собираются . вместе. Их поведение не является суммой действия А и действия В, оно представляет собой взаимодействие А и Б, которое трудно или невозможно предсказать, имея сведения об изолированных индивидах.
Любое взаимодействие является зерном для помола социологической муки. Социолог интересуется его бесконечным разнообразием. Тем, как ведут себя священники и проститутки, солдаты и ученые, посетители ресторанов или маленькие девочки, играющие в мяч. Питер Бергер в своей книге «Приглашение к социологии» писал: «Когда-нибудь мы скажем, что социолог (т.е. тот, кого мы с удовольствием пригласим в нашу игру)—это личность, которая активно и бесконечно интересуется тем, что и как делают люди. Его естественный интерес направлен на всех людей, собирающихся в каком-то одном месте. Конечно, социолог может интересоваться множеством других вещей, но его основной интерес направлен на мир людей — созданные ими институты, творимую ими историю, переживаемые ими чувства и страсти».
Социология и другие дисциплины
Социология — одна из социальных, или поведенческих, наук, и как таковая она отличается от естественных наук (биологии, физики и химии), с одной стороны, и от гуманитарных наук (литературы, музыки, искусства) — с другой. Все социальные науки — антропология, история, социология, психология, экономика и политическая наука — имеют дело с человеческим поведением. Каждая из них имеет собственный взгляд на вещи, и они отличаются друг от друга. Категория «поведенческой науки» включает антропологию, социологию и психологию минус такие специализированные подобласти, как психофизиология, археология, техническая лингвистика и значительная часть физической антропологии, плюс социальная география, часть психиатрии, поведенческие разделы экономики, политическая наука и правоведение.
Из всех областей по крайней мере две больше других имеют общую точку приложения сил — антропология и социология. Главное различие между ними заключается в том, что культурные антропологи исповедуют исторический подход к образу жизни небольших дописьменных обществ. Их концепции и методы приложимы и к более сложным городским обществам, как это доказали в своих классических исследованиях Роберт и Хелен Линз, изучившие индейские сообщества и написавшие основополагающие книги «Средний город» (1929) и «Средний город в развитии» (1937). Бесценный вклад антропологии заключается в понятии «культура». Оно имеет огромное значение для социологии и помогает студентам избежать этноцентризма—привычки жестко мыслить в терминах идей, верований и ценностей собственной группы.
Если антропология помогает нам преодолеть этноцентризм, то история помогает избавиться от «техноцентризма», неизмеряемого и по большей части бессознательного принятия своей собственной страны, своей собственной эпохи и своей собственной биографии в качестве центра социологического осмысления мира или фокуса, к которому привязываются все другие исторические периоды, либо критерия, на основании которого они оцениваются. Значительную часть данных социолог по необходимости черпает из истории, но он должен помнить, что история есть, с одной стороны, искусство, а с другой — социальная наука. Историк отбирает и выстраивает факты в соответствии с тем, что он подбирает только надежные данные, тем не менее он имеет дело, по определению, с прошлым поведением и уникальными событиями. Поэтому он не может использовать ту технику исследования, которая применяется в других социальных науках. История дает ученому, изучающему человеческое поведение, такое видение мира, которое он не может получить из других наук.
Психология также изучает человеческое поведение, но в ее фокусе находится отдельный индивид. В социальной психологии — области, расположенной частично в социологии, а частично в психологии, — объектом исследования выступает индивид в группе. Одно из центральных понятий этой дисциплины — понятие «Я» («Self»), которое обозначает личность, социализированную человеческой группой.
Политическая наука имеет дело с тем, как человек управляет собой. Ее интересуют формальные политические организации и политическое поведение, которое формируется и определяется этими организациями, а также культурными верованиями и философией правительства, наконец, социальной структурой общества в целом. Курс политической социологии имеет дело именно с таким поведением, но рассмотренным с социологической точки зрения. Экономика изучает то, как человек использует свое окружение для производства, распределения и потребления товаров и услуг.
Научный подход к знаниям
Что мы подразумеваем, когда называем социологию наукой? Наука в точном смысле есть систематически накапливаемое и организованное знание, включающее набор логически взаимосвязанных положений. В широком смысле наука является совокупностью методов, которые ведут к получению систематического знания о том, как функционируют вещи. Когда научный метод применяется в исследовании поведения людей в группах, его результатом служит совокупность знаний, называемых социологией.
Цель науки — научная истина. Ученый стремится изучить, объяснить и предсказать. Он ищет взаимосвязь различных факторов. «Если это произошло, то что из него следует?» — спрашивает ученый.
В течение многих столетий сочинения Аристотеля служили единственным источником знаний о естественном мире. До тех пор, пока научный дух не стал идеалом, люди прозябали в бесплодных дискуссиях. Новые знания они получали не из эмпирических исследований, а при помощи внутреннего усмотрения, откровения и того, что называлось интуицией. Другим источником знаний являлась неформальная логика. Люди обобщали или теоретизировали все это время, занимаясь поиском взаимосвязи двух или более факторов.
Понимание человеческого поведения они получали главным образом от поэтов, драматургов, писателей и биографов. Однако в этих знаниях было много бессмыслицы. Несистематический метод изучения имел ряд недостатков. Во-первых, он приводит людей к убеждению о том, чего не должно или на самом деле не было. Пауль Лазарсфельд изучил приверженность американских военных к военной жизни в период Второй мировой войны. Он установил некоторые суждения, которые подтверждались неформальной логикой или здравым смыслом:
1.Люди с более высоким уровнем образования высказывали больше психоневротических симптомов, чем те, кто имел меньший уровень образования (ментальная нестабильность в сравнении с более спокойной психологией человека с улицы чаще попадала на заметку).
2.Выходцы из деревни, как правило, обладали лучшим духом в течение их армейской жизни, чем те солдаты, кто являлся выходцами из города. (Кроме всего прочего, они были более приученными к тяжелым испытаниям.)
3. Солдаты-южане лучше переносили жаркий климат на южных островах, чем солдаты-северяне. (Разумеется, южане были более привычными к жаркой погоде.)
Эти и некоторые другие «находки» кажутся нам достаточно очевидными. Однако то, что обнаружил Лазарсфельд на самом деле полностью противоречило им. Люди с высоким уровнем образования обладали меньшим количеством невротических расстройств, чем те, у кого уровень образования был невысоким. Солдаты — выходцы из города оказались лучше приспособленными, чем бывшие сельчане. Наконец, южане, в действительности, ничуть не лучше переносили жаркий климат, чем северяне.
Знания, получаемые при помощи здравого смысла, заключаются в том, что для многих вещей, которые «каждый знает», здравый смысл находит противоположные утверждения. Он знает, что «на расстоянии любовь возрастает», но он также знает, что «с глаз долой — из сердца вон». В результате здравый смысл впадает в противоречие с самим собой, так как об одной и той же ситуации высказываются суждения, которые не могут быть истинными в одно и то же время. Но что еще важнее, донаучные понятия чаще всего являются препятствием для научного познания. Ненаучное познание не может себя корректировать. В противоположность ему, наука обладает таким качеством. Научный дух и научный метод служат гарантией от постоянного воспроизводства ошибок.
Сокращенно по источнику: Biesanz J., Biesanz M. Sociology. N.Y., 1969.