Размышления о предмете социологии

Предмет науки — это вопросы о том, что и как изучать, чему и как учить в данной области знания и где границы компетентности специалиста. На мой взгляд, главный порок наших прежних дискуссий о предмете социологии — их целевая установка: не столько уяснить собственно предметную область науки, сколько доказать, что она не находит­ся в противоречии с марксистской философией и марксистским мировоззрением. Отсюда и расстановка акцентов: как соотносится социоло­гия с историческим материализмом, с теорией научного коммунизма, а ее методы — с общей диалектико-материалистической методологией. По преимуществу это были дискуссии идеологического свойства.

Что есть объект и предмет научного знания, совпадают ли они? Нет, не совпадают, ибо объект любой науки есть то, на что направлен процесс ис­следования, а предметная ее область — те стороны, связи, отношения, состав­ляющие объекта, которые подлежат изучению.

Объект социологии — социальная реальность, и потому социология — наука об обществе. Но этого недостаточно для определения ее предмета. Это лишь указание на объект исследования, который совпадает с объектом других общественных наук, будь то история, энтография, демография, право. Со­циология — наука о целостности общественных отношений, обществе как це­лостном организме.

На протяжении полутора столетий в определении предмета социологии противоборствуют две тенденции, истоки которых в классической философ­ской антиномии. Речь идет о том, что в социологии параллельно развиваются две плохо согласующиеся теоретические парадигмы: макро- и макросоцио-логическая.

«Макротеоретики» оперируют понятиями общества, культуры, соци­альных институтов, социальных систем и структур, глобальных социальных процессов. «Микротеоретики» работают с понятиями социального поведе­ния, акцентируя внимание на его механизмах, включая межличностное вза­имодействие, мотивацию, стимулы групповых действий.

Отсюда два совершенно разных подхода к определению социологии: один в направлении развертывания ее предмета как науки о целостности обще­ственного организма, о социальных организациях и социальной системе, другой — как науки о массовых социальных процессах и массовом поведе­нии. Было бы ошибочно считать первый теоретическим, а второй прикладным: они реализуют обе функции науки. При первом подходе социо­логия сопрягается с демографическими, экономическими и политическими науками, при втором — с социальной психологией.

К середине XX в. вполне определенно обнаружились две тенденции в развитии мировой социологии: европейская и американская. Европейская социология развивалась в тесной связи с социальной философией, а

американская изначально формировалась как наука преимущественно о че­ловеческом поведении.

Социология в СШАведет начало с Чикагской школы 1920-х годов, хотя первые кафедры по социологии возникли в 90-х годах XIX в. Именно Чи­кагская школа, утвердившая метод наблюдения и другие формы полевых ис­следований, создала особый облик американской социологии. К настояще­му времени это по преимуществу проблемно-ориентированная поведенчес­кая наука.

Что же касается классической европейской социологии, то она не только тяготела к социально-философской традиции, но была к тому же предметно-ориентированной.

С середины XX в. эти «чистые» линии в развитии мировой социологии стираются. В 20—40-х годах в СШАнаряду с собственно американским направлением развития социологии влиятельным было и европейское, представленное прежде всего такими крупными теоретиками, как Т. Парсонс и П. Сорокин. Парсонс — последний американский социолог, проявлявший глубокий интерес к макросоциологической теории. Сегодня этот интерес утрачен.

Главные достижения американской социологии — многочисленные теории среднего уровня, особенно в таких областях, как теория организации, социальной структуры, малые группы, коллективное поведение, массовые коммуникации, социология труда и профессий, семьи. Ориентированная на решение конкретных социальных проблем, американская социология открыла новые области, ранее либо вовсе не изучавшиеся, либо остававши­еся на периферии более крупных предметных областей социологического исследования.

Это проблемно-прикладная ориентация, по свидетельству Н. Смелзера, получила сильнейший импульс в период Великой депрессии. К 30-м го­дам XX в. относятся классические труды по изучению безработицы и ее вли­яния на семью. Во время войны получили развитие исследования пропаганды и массовых коммуникаций, в 60-е годы — массовых движений (студенческие выступления, движение за гражданские права), а в наши дни — исследования взаимоотношений полов и возрастных групп. В классику социологии вошли труды Г. Мюрдаля о рассовых отношениях (40-е годы), которые дали толчок широкому направлению прикладных исследований в этой области.

За 30 лет изменилось видение самого предмета социологии. Это наглядно демонстрируют университетские курсы социологических факультетов США. Сравним содержание популярного учебника Г. Беккера и А. Боскова (1957) и пособия под редакцией Н. Смелзера (1988). В книге Беккера и Боскова выде­лены следующие разделы: основные течения в теории и методологии — ана­лиз социальной мысли, социологические теории недавнего прошлого, современное состояние социологической теории, структурно-функциональ­ный анализ, методология, техника и процедуры исследования, во вторую часть книги вошли некоторые виды специализированной современной социологии, а именно: изучение малых групп, социальных конфликтов, социальной стратификации, социологии познания, права, религии, искусства плюс пограничные области (культурная антропология, социальная психология).

Это учебное пособие отличает предметная направленность на макросоциологические проблемы. Социология здесь — наука об обшествен-

ном целом, социальных системах, социальной организации и социальных процессах.

Иначе строится курс по социологии для аспирантов в пособии под редакцией Н. Смелзера. Его главные разделы: исследования социального неравенства, этнических и расовых отношений, социология полов и возрастных групп, социология труда и экономической организации, поли­тическая социология, социология семьи, образования, религии, науки, ме­дицины, массовых коммуникаций, социальных сдвигов, общественных дви­жений.

Однако тот же Н. Смелзер по введении к краткому курсу социологии для начинающих (1988) сохраняет традиционную структуру. Курс содержит четыре раздела: элементы социологии (культура, социальная структура, со­циализация, социальное взаимодействие, организация, девиация и соци­альный контроль, поселенческие общности и жизнь в крупных городах), социальное неравенство (стратификация и классы, этническое и расовое неравенство, половые роли и неравенство, возраст и неравенство), соци­альные институты (семья, образование, религия, экономическая система, политическая система), общество и изменения (динамика населения, кол­лективное поведение и социальные движения, социальные и культурные из­менения).

На вопрос «Что такое социология?» дает следующий ответ: социология — это научное исследование общества и социальных отношений. Она опирается на данные или факты из реального мира и стремится следовать им, исполь­зуя научные объяснения.

Смелзер выделяет две предметные «зоны»: микросоциологическую и макросоциологическую. Исследователи, работающие в области микросоциологии, считают, что социальные явления могут быть поняты только с точки зрения тех смыслов, которые люди вкладывают в свое взаи­модействие с другими людьми. Они фокусируют внимание на индивидах, поведенческих актах, мотивах и тех смыслах, которые люди вкладывают во взаимодействия, которые, в свою очередь, образуют и изменяют общество.

Макросоциология фокусирует внимание на типических образцах (patterns) поведения, которые дают ключ к пониманию общества в целом. Эти образцы можно назвать структурами, они включают семью, образование, религию, политическое и экономическое устройство. Люди включены в систему соци­альных структур и глубочайшим образом связаны посредством этих структур.

Главный интерес макросоциологов — изучать взаимоотношения между частями общества и как эти взаимоотношения изменяются. Даже в макросоциологической парадигме предмета социологии Смелзер в качестве ключевого использует термин «поведенческие образцы», т.е. сохраняет за социологией статус поведенческой дисциплины.

При рассмотрении социально-культурных влияний на определение предмета социологии мы наблюдаем и историко-культурную детерминанту, и действие социального запроса, общественных требований, предъявляемых социологу. Последнее можно проиллюстрировать примерами из социологи­ческой классики.

Так, О. Конт своей социальной физикой подчеркивал спекулятивность идей просветителей, полагая, что усовершенствование общества (чему призвана служить научная социология) может быть достигнуто не путем

просвещения умов, а переустройства общественной организации, которое опирается на изучение социальной реальности.

Э. Дюркгейм и М. Вебер в меньшей степени были озабочены проблемами социальной реформации, они видели прикладную функцию социологии прежде всего в том, чтобы содействовать стабилизации, упорядочению об­щественной жизни в согласии с ее внутренней природой, устойчивой и целесообразной в своей основе.

Эта, по сути консервативная, традиция, воспринятая в структурно-функ­циональном анализе Парсонса и Мертона, подвергалась в 60-е годы решительной критике со стороны радикально настроенных социологов Европы и Америки. Именно тогда западные социологи обратились к марксизму, влияние которого в макросоциологических исследованиях по сию пору остается достаточно сильным.

В наши дни наблюдается своего рода «американизация» западно­европейской социологии, которая сохраняет классическую философскую ориентацию. Западноевропейская социология движется в сторону проблемно-ориентированного и преимущественно прикладного развития своей предметной области.

Каким же должен быть предмет социологии с учетом и нашей культурной традиции, и современной практики?

Предмет социологии не может быть сведен к предмету социальной фи­лософии. Их различие состоит в том, что социология рассматривает обще­ство в более специфических категориях и понятиях, нежели социальная философия, а кроме того — понятиях, соотносимых с эмпирически проверяемыми фактами, что обеспечивает развертыванием общесоциологи­ческой парадигмы в частносоциологические отрасли социологии.

Основные понятия макросоциологической теории, в отличие от философ­ских категорий, — не материя и сознание, но социальная структура и соци­альные институты, культура, социальная организация, не человек, но лич­ность как социальный тип и процессы социализации индивидов, не соци­альные отношения в их сущностной глубинной основе, но скорее социальное взаимодействие и социальные взаимосвязи, в основе которых глубинные социальные отношения, непосредственно эмпирически не схватываемые, так как они представляют достаточно глубокую философскую абстракцию. Еще более конкретизированы понятия частно-социологических теорий: ролевого поведения личности, форм социальной организации и др.

Чтобы подойти к определению предмета социологии, надо найти основ­ное, ключевое понятие. Что выступает такой ключевой категорией в нашей науке?

Может быть, понятие общества? Нет, это слишком высокая абстракция, сама являющаяся итогом богатства определений, скорее конечным пунктом анализа, а не исходным его моментом.

Социальная система? Да, понятие социальной системы выступает клю­чевой социологической категорией во многих макросоциологических теориях. Это понятие является основным в теории структурно-функциональ­ного анализа.

Между тем формы социальной организации есть формы бытия социального субъекта — социальных общностей, и именно социальная общность может рассматриваться в качестве ключевой, основополагающей категории социо-

логического анализа. Социальная общность может рассматриваться в качестве ключевой, основополагающей категории социологического анализа.

Социальная общность — такая взаимосвязь человеческих индивидов, которая обусловлена общностью их интересов благодаря сходству условия бытия и деятельности людей, составляющих данную общность, их материальной, производственной и иной деятельности, близости их взгля­дов, верований, их субъективных представлений о целях и средствах деятель­ности.

Понятие социальной общности представляется нам ключевым в определении предмета социологии, потому что содержит качество самодви­жения. Этот источник — столкновение интересов субъектов, классов, других образований.

Это формы семейной организации, поселений, социально-классовые и социально-профессиональные, социодемографические,этнонациональные и территориальные, государственные общности и, наконец, человечество в целом, осознающее свои интересы, как единая цивилизация в бесконечном мироздании.

Понятие социальной общности охватывает и те разновидности, которые не имеют жесткой структурной организации, представляют дисперсную мас­су, объединяемую общим интересом в длительном или кратком временном пространстве (например, массовое движение, аудитория зрелища, толпа), а также малые недолговременные групповые образования.

Выделение понятия «социальная общность» в качестве основной категории и соответственно указание на сердцевину предметной области социологии позволяет успешно соединить макро- и микросоциологический подходы в развитии науки, учитывает и субъектно-деятельную компоненту социально (массовые процессы, социальное взаимодействие как проявление интересов в фактически наблюдаемом поведении людей) и всеобщие формы социальной организации: культуру (системы ценностей, норм, образцов поведения и взаимосвязей в социальных общностях), социальные институ­ты, обеспечивающие устойчивость социальных систем, социальную структуру как упорядоченную систему общественного разделения труда в сфере производства и связанную с этим систему отношений собственности, власти и управления, прав и обязанностей, образующих социальные общно­сти индивидов, структуру социальных функций и ролевых предписаний в той же мере, как и социоролевых ожиданий, фиксируемых в культуре и суб­культурах социальных общностей.

Из сказанного следует: социология есть наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей, социальных организаций и со­циальных процессов как модусов их существования, наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между многобразными социальными общностями, между личностью и общностя­ми, наука о закономерностях социальных действий и массового поведения.

Будучи нефилософской наукой, опирающейся на обобщения социальных фактов, социология исследует свой предмет на уровне макротеоретического анализа и в этом отношении тесно связана философским уровнем знания. Будучи разветвленной наукой, социология помимо общетеоретического ос­мысления своего предмета включает развитие частносоциологических теорий, предмет которых — изучение особых состояний и форм бытия соци-

альных общностей: социальной структуры, культуры, социальных институ­тов и организаций, личности и процессов социализации индивидов в соци­альных общностях. Будучи наукой о социальных общностях, социология исследует массовые социальных процессы и поведение, состояния и формы социального взаимодействия и социальных взаимосвязей, совокупную жиз­недеятельность людей, образующих социальные общности.

Сокращенно по источнику: Социологические исследования. 1990. № 2 С. 3-16.

Наши рекомендации