Восприятие и «perception management»
Особо надо сказать о восприятии — разновидности чувственного познания. Восприятие — процесс формирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы (комбинация белого цвета, сладости и особой формы частичек приводит к возникновению целостного восприятия сахара). В отличие от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет в совокупности его инвариантных свойств. Образ восприятия является результатом синтеза ощущений. Для человека характерно, что образы его восприятия интегрируют в себе использование речи. За счет словесного обозначения возникает возможность абстрагирования и обобщения свойств предметов.
Основными свойствами восприятия являются предметность, целостность, константность, категориальность, апперцепция4. Мы можем говорить о восприятии времени или восприятии пространства, но нельзя или неправильно говорить об ощущении пространства. Хотя выражение «ощущение времени» имеет право на существование, поскольку в нем время отражается совсем иными своими сторонами, нежели в восприятии времени, которое дает целостный образ.
В мировой философии мыслители разделились на два противоположных лагеря: одни считают восприятие вторичным и нематериальным образованием (субъективный образ объективного мира), другие — первичной и реальной вещью (Демокрит и Маркс — против Юма и Канта).
Сегодня активно развивается новое направление науки и практики — Public Relations (PR), связи с общественностью. У нас насчитываются сотни, а за рубежом — сотни тысяч PR-специалистов. Многие исходят из того же, из чего две сотни лет назад исходили Юм и Кант — восприятие первично и реально. Так, руководители крупнейшей на мировом рынке услуг PR-компании «Burson-Marsteller» утверждают: «Восприятие реально. Оно определяет то, что мы видим; то, во что мы верим; то, как мы действуем. Оно управляемо...». Эту позицию в начале третьего тысячелетия стали разделять и некоторые отечественные специалисты по PR, особенно занятые политтех-нологиями. «Восприятие есть реальность». Эта фраза, произнесенная Чубайсом в одном из интервью, стала для отечественных политтехнологов руководством к действию.
■перцепция — свойство психики человека, выражающее зависимость восприятия предметов и яв-ний от предшествующего опыта данного субъекта, от общего содержания, направленности и дру-х личностных особенностей его психической деятельности.
В последние годы в мировой практике все более закрепляется термин «perception management» — он обозначает технологию изменения отношения к продукту (включая и политического лидера, которого с точки зрения политического консалтинга тоже правомерно рассматривать в качестве продукта) без изменения самого продукта, влияющую на успех того или иного экономического или политического проекта. Perception management — это технология, представляющая собой комплексный подход к решению проблем,
связанных с восприятием внешней средой той или иной компании и ее деятельности. PR в общепринятом понимании этого рода деятельности является одной из составляющих этого подхода наряду с рекламой, прямыми коммуникациями, отношениями с государственными органами, кампаниями по формированию общественного мнения. Идейная основа perception management проста: восприятием деятельности той или иной компании можно управлять. Основной принцип — концентрироваться на ценностных ориентирах клиента. Приведем пример применения технологии perception management. В 1994 г. в США три знаменитых человека, один из которых был политиком, а два других — успешными бизнесменами, умерли от рака мозга. Один врач предположил, не подкрепляя это предположение никакими научно доказанными фактами, что эти смерти были связаны с пользованием сотовыми телефонами. После этого заявления многие компании, занимающиеся оказанием услуг в сфере сотовой связи, заметили, что стоимость их акций за неделю снизилась втрое. Падение котировок было, несомненно, связано с неверным и необоснованным отношением (восприятием) потребителей к сотовой связи как к источнику раковых заболеваний. Представители рынка сотовой связи мобилизовали свои усилия и провели совместную кампанию, направленную на уничтожение этого стереотипа. В результате «American Food and Drug Administration» и научное сообщество установили, что между использованием сотовых телефонов и раковыми заболеваниями нет никакой связи. Компания «Motorola» и другие участники рынка были вынуждены действовать очень агрессивно, так как подобное негативное восприятие могло полностью разрушить их рынок и лишить их источников дохода5.
Как показывает практика, восприятие того или иного продукта (человека, события, действия) зависит не столько от свойств этого продукта, сколько от среды, ценностей, верований, предубеждений и мнений воспринимающих этот продукт людей. Определить, кто есть целевая аудитория, от чего зависит ее восприятие, под воздействием чего формируются ее пристрастия, и повлиять на эти показатели — это и есть задача управления восприятием.
Адаптированный к российским условиям вариант perception management приведен в книге «Политическое консультирование»6. Здесь присутствует немало классических постулатов психоаналитической парадигмы, и авторы стремятся показать способы реальной коррекции поведения личности.
5 http://www.pressclub.host.ru/techn_3.htm
6 Егорова-Гантман Е., Минтусов И. Политическое консультирование. М.: Николло М, 1999.
Оказывается, один и тот же политический факт может пониматься совершенно по-разному различными людьми, и это совсем не означает, что одни видят истину, а другие заблуждаются. Просто происходит неизбежная бессознательная индивидуально-групповая интерпретация реальности, и люди сами формируют воспринимаемый образ.
Понятие «восприятие» играет очень важную роль в социальной психологии, и через нее оно тесно связывается с социологией. Благодаря ему образуется новая социально-психологическая и отчасти социологическая категория — восприятие человека человеком. Данное понятие используется в социальной психологии для обозначения процесса построения образа другого человека при непосредственном общении с ним. Оно включает в себя все уровни психического отражения. Этот процесс имеет особые временные характеристики. Первоначально при восприятии незнакомого человека основное внимание уделяется его внешности (экспрессия лица, глаза, прическа, выразительные движения тела). Затем формируются представления о его чертах характера, способностях, интересах, эмоциональных состояниях, которые очень часто группируются вокруг профессиональной характеристики личности. Психологи выделяют четыре основных стратегиив восприятии другого человека:
♦ аналитическая — каждый элемент внешности интерпретируется как форма проявления свойства личности (например, наличие очков — ученый);
♦ эмоциональная — непосредственно невоспринимаемые свойства личности интерпретируются в зависимости от общей привлекательности или непривлекательности человека;
♦ перцептивно-ассоциативная — приписываются свойства другого человека, внешне похожего на того, которого мы воспринимаем;
♦ социально-ассоциативная — приписываются свойства той социальной группы, к которой человек может быть отнесен.
Кроме того, от слова «восприятие» образовано множество других понятий, активно используемых учеными:
♦ иллюзии восприятия — искажение восприятия частных признаков тех илииных предметов;
♦ категориальность восприятия — способность к выделению в перцептивном пространстве определенных областей, имеющих более или менее очерченные и устойчивые границы;
♦ константность восприятия — относительная устойчивость воспринимаемых признаков предметов при изменении условий восприятия;
♦ образ восприятия — отражение в субъективном плане реальных предметов или их свойств, с которыми взаимодействует деятельный субъект;
♦ онтогенез процессов восприятия — структурные изменения, происходящие в восприятии по мере индивидуального развития;
♦ перцептивные действия — основные структурные единицы процесса восприятия, обеспечивающие построение предметного образа;
♦ подпороговое восприятие — предметное восприятие, осуществляющееся без сознательного контроля сознания;
♦ развитие восприятия — процесс качественного видоизменения процессов восприятия по мере роста организма и накопления индивидуального опыта;
« предметность восприятия — членение единого феноменального поля на четко очерченные и обладающие устойчивостью предметы, способностью к которому обладают даже младенцы;
4 селективность восприятия — способность избирательного выделения в сенсорном поле каких-либо отдельных признаков;
+ целостность восприятия — свойство восприятия, характеризующееся тем, что отдельные признаки какого-либо объекта, которые актуально не воспринимаются, все же оказываются интегрированными в целостный образ этого объекта.