Качественные данные Количественные данные
— отдельный человек, фотография символ, знак, запись беседы
— множество людей, вид таблицы, статистические формулы и т.д.
Рис. 4. Элементы качественных и количественных данных
1 Tesch R. Qualitative Research Analysis Types and Software Tools. N.Y., Philadelphia, L.: The Falmer Press,1990. P. 95.
2 Клюшкина О.Б. Построение теории на основе качественных данных: из истории развития методологического направления // Социологические исследования. 2000. № 10. С. 92—101.
Это могут быть мнения людей, которых он опрашивает, сведения из протокола проведенного им наблюдения, интервью или эксперимента, статистические данные и др. Важнейшая черта первичных данных: полученные лично ученым в ходе непосредственного контакта с объектом или объектами, они не подверглись еще никакой теоретической, идеологической, философской и прочей интерпретации. Они называются сырыми, поскольку никем и никак не откомментированны. При обработке данных социологического исследования полученная статистическая информация представлена в виде материалов первичного анализа(например, таблицы с распределением ответов опрошенных на вопросы анкет). В результате анализа информации появляются различные статистические документы, которые дают новые сведения по поставленным задачам исследования.
Сырые данные, прошедшие обработку и получившие интерпретацию, опубликованные в прессе или оставшиеся в архиве, меняют свой статус и превращаются во вторичные данные. Вторичными данными следует называть информацию, полученную другим исследователем и получившую теоретическую интерпретацию. Вы не можете проверить их истинность, не можете убедиться в их репрезентативности потому, что не имеете возможности опросить тех же самых людей в том же самом месте и в то же самое время. Даже если результаты проведенного вашим предшественником исследования только обработаны, но не получили комментария и пылятся в архиве, они все равно называются вторичными.
К ним применяется метод вторичного анализа— более углубленное изучение полученных данных с учетом новой исследовательской задачи или в связи с новыми данными. Социолог отказывается от проведения новых исследований, а использует уже накопленный материал. Наиболее доступным источником информации для вторичного анализа являются социологические публикации в журналах и газетах, в сборниках, монографиях и изданиях различных центров.
Вторичным анализом надо считать также студенческие рефераты. Если для его подготовки вы используете учебники и монографии, где анализируются взгляды Дюркгейма и Вебера, но не сами произведения этих великих социологов, то вы пользуетесь источником из вторых рук. Наряду с цитатами из произведений автор учебника или монографии дает собственные оценки и комментарии. Приводя их, студент соглашается с чужими интерпретациями как со своими собственными. Он не заглядывает в первоисточник, чтобы самостоятельно оценить его, а полагается во всем на мнение специалиста. А вот как назвать реферат, «скачанный» из Интернета и выданный за свой собственный — третичным анализом?
Не всякие данные составляют информацию. Данные — это совокупность не связанных между собой фактов. Данные могут быть превращены в информацию путем анализа, выявления связей, вычленения наиболее важных фактов, их синтеза. В информации больше ценности, чем в данных; информация — это данные, трансформированные в значимую форму для целесообразного использования. В свою очередь, информационные блоки путем обработки могут быть превращены в целостный корпус знания.
Знание — это не только и не столько информация, полученная вами из внешнего источника (а бывает ли внутренний источник информации?). Знание — это усвоенная в сознании человека информация.
Предположим, студент готовится к сессии. Как правило, нужный учебник читается не загодя, а накануне. За 24 ч надо усвоить 400 страниц. Времени в обрез, информация буквально запихивается, кое-как складируется и
приносится в аудиторию. Студент берет билет — это сигнал, побуждающий вспомнить нужную информацию. Чаще всего нужное как раз не вспоминается, в голове мелькают какие-то отрывки сведений. Главное — побыстрее изложить их экзаменатору, получить оцен ку, пулей вылететь из аудитории и... все позабыть. Что осталось в памяти студента — информация или знание? Информация продержалась в голове очень недолго, так и не став знанием. Другое дело, если бы сведения из учебника были осмыслены, прорвались в сферу сознания, закрепились там, а обжившись, породили бы новые, теперь уже свои собственные мысли. Такие сведения уже нельзя считать информацией. Это — знание. Оно проникло внутрь человека и актуализируется, когда приходит время, тоже изнутри. Высказывая собственные мысли, вы делитесь своими знаниями, если можете объяснить высказанную мысль, защитить ее. А вот если вы передали какую-то сплетню, сообщили о давно произошедшем историческом событии, то поделились с собеседником информацией.
Итак, знание — это информация, пришедшая, как гость, и оставшаяся, как хозяин. Это нечто внешнее, превращенное во внутреннее, или второстепенное, ставшее главным.
СТУПЕНИ И ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ
Познание, по Канту, проходит несколько ступеней. Первая ступень познания — чувственное созерцание. Его возможности и содержание обусловлены, с одной стороны, спецификой органов чувств (в этом плане Кант полностью разделял взгляды Давида Юма), а с другой — присущими чувствам априорными, т.е. не взятыми из опыта, формами созерцания, которыми, по Канту, являются восприятие пространства и восприятие времени. Способность к восприятию пространства и времени, по Канту, не приобретается из опыта человека, а дается ему, как награда, до получения всякого опыта, даже до первого столкновения с реальностью.
Сознание только пользуется подарком, используя его и как готовую формовку, в которую укладывается вся сумма получаемых в течение жизни впечатлений и ощущений, и как некий эталон, помогающий упорядочивать другие восприятия и чувства, группировать их либо по очереди появления (время), либо по месту расположения (пространство).
И лишь второй ступенью у Канта выступает рациональное познание. Оно выше чувственного созерцания и качественно отличается от него. Ведь результатом предыдущей ступени являются никому не понятные чувственные образы. Они могут быть размытыми, обманчивыми, неустойчивыми. Совсем другое дело — разум. Это мастер, а не подмастерье. Он лепит совершенные конструкции из сырого материала, доставляемого из кладовой чувственно-
го познания. Над разумом природа не властвует и ничего ему не навязывает. На второй ступени человек свободен создавать какие угодно идеальные конструкции, творить то, чего не было, нет и никогда не будет в природе.
Благодаря деятельности рассудка в сознании человека образуются понятия, которые, по Канту, содержат в себе не представления об окружающей действительности, а знания сущности предметов и явлений. Вот что обо всем этом пишет великий философ:
«Наше знание возникает из двух основных источников души: первый из них есть способность получать представления (восприимчивость к впечатлениям), а второй — способность познавать через эти представления предмет (спонтанность понятий). Посредством первой способности предмет нам дается, а посредством второй он мыслится в отношении к представлениям (как одно лишь определение души). Следовательно, созерцания и понятия суть начала всякого нашего познания, так что ни понятия без соответствующего им некоторым образом созерцания, ни созерцания без понятий не могут дать знание... Наша природа такова, что созерцания могут быть только чувственными, то есть содержать в себе лишь способ, каким предметы воздействуют на нас. Способность же мыслить предмет чувственного созерцания есть только у рассудка. Ни одну из этих способностей нельзя предпочесть другой. Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы мыслить. Мысли без содержания пусты, созерцания без понятий слепы. Поэтому в одинаковой мере необходимо делать чувственными (то есть присоединять к ним в созерцании) предмет, а свои созерцания постигать рассудком (verstandlich zu machen) (то есть подводить их под понятия). Эти две способности не могут выполнять функции друг друга. Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить. Только из их соединения может возникнуть знание. Однако это не дает нам права смешивать долю участия каждого из них; есть основания тщательно обособлять и отличать одну от другой»3.
Если чувственное познание происходит как бы само собой — мы просто созерцаем, ощущаем, воспринимаем окружающий мир или сопереживаем событиям, — то рациональное познание — это каждодневный труд. Его помощники, рассудок и разум, трудятся, добывая из бесконечного множества впечатлений немногие понятия о сущности вещей. Правда, и здесь помогает природа. Если чувствам она дала априорные формы пространства и времени, то рациональное познание она снабдила врожденными особенностями рассудка. Они не приобретаются человеком из опыта или путем обучения, но заложены изначально. Эти априорные формы Кант назвал категориями чистого рассудка, другими словами — всеобщими и необходимыми категориями научного мышления. Всего их 12, они объединяются в четыре группы: категории количества (единичного, всеобщего и особенного), категории качества (наличия, отсутствия и ограничения), категории отношения (субстанции/ акциденции, причины/следствия, взаимодействия) и категории модальности (возможность/невозможность, существование/несуществование, необходимость/случайность). Если у нас нет априорных категорий чистого рассудка, то нет и рассудочного мышления, а также возникающих на его базе логических способностей и навыков научного познания.
Кант И. Критика чистого разума. Соч. Т. 3. М., 1964. С. 154-155.
Современная философия считает, что познание проходит две главные ступени — чувственное и рациональное (логическое) познание. Чувственное познание — низшая ступень — осуществляется в форме ощущений, восприятий и представлений. В нем оказываются задействованными пять органов чувств: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус, являющиеся орудиями связи человека с внешним миром. Чувственные образы — это единственный источник всех наших знаний о внешнем мире. Но в чувственных образах фиксируется преимущественно внешняя сторона явлений, познается только единичное.
На второй ступени — рациональном (логическом) познании — происходит выявление общего, существенного. Основным инструментом здесь выступают мышление и разум. Используя данные, полученные с помощью органов чувств, человеке помощью суждений, умозаключений и понятий познает закономерности окружающего мира. Абстрагируясь от земного и
суетного, ученый погружается в мир вечного и идеального и только там создает непреходящие научные теории. Идеализации — обязательный элемент научного мышления.
Научными идеализациями надо считать представления Ньютона об идеальном пространстве и времени. Великий физик трактовал абсолютное пространство как безотносительное внешним факторам состояние материи, остающееся всегда одинаковым и неподвижным. Точно так же и абсолютное истинное или математическое время само по себе и в силу своей внутренней природы течет одинаково, безотносительно к чему-либо внешнему, а потому должно именоваться длительностью. В отличие от них относительное пространство и относительное время представляли собой в некотором роде чувственную, или внешнюю, оболочку первых двух, нечто неистинное. Поставив рациональное выше чувственного, воображаемое — выше реального, Ньютон только тогда и смог создать свою гениальную теорию.
Обе ступени процесса познания — чувственная и рациональная — находятся в единстве, переходят друг в друга, взаимно дополняют друг друга. Они обязательно должны быть союзниками в общем деле. Когда же одно стремится господствовать за счет другого, объективно верное знание получить невозможно.
Процесс познания включает и другие формы мыслительной деятельности: предвидение, фантазию, воображение, мечту, интуицию. Ученые, да и мы с вами часто основываем свои действия на интуиции, которая может оказаться истинной или ложной. Профаны, т.е. люди, не имеющие профессионального научного образования (каковыми пока являются все студенты), как и ученые, на 70—80% доверяют своей интуиции, считая ее источником познания. Так оно и есть. Однако ученые имеют несомненное преимущество — они способны критически проверить интуитивное озарение, обращаясь к накопленному человечеством научному знанию либо к собственным экспериментам. Ученых можно считать лицами, главной профессиональной обязанностью которых является постоянная ревизия устоявшихся знаний и замена их новыми. Иногда они напоминают бригаду рабочих, занятых текущим ремон-
том функционирующего оборудования, иногда — группу конструкторов, изобретающих принципиально новое устройство.
ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ
К психическим функциям, реализующим чувственное познание, относятся: ощущения, восприятие, внимание, эмоции, память. В этом ряду ученые выделяют три главные формы, в которые отливается чувственное познание, — это ощущения, восприятие и представления.
Каждый вид чувственного познания выполняет свою функцию, т.е. узкоспециализирован. Так, ощущение — это отражение отдельных признаков и свойств предметов (например, температура). Нам известны зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обонятельные, двигательные и другие ощущения. Глядя на стол, мы воспринимаем его как целостную вещь, но в то же время органы чувств информируют нас об отдельных свойствах стола, например о его окраске. Наши ощущения, впрочем, как и наше восприятие, очень субъективны. Они зависят как от состояния нашего организма, так и от состояния окружающего мира.
Если ощущение может представлять сумму разрозненных отражений или впечатлений, то восприятие создает целостную картину мира, но картину не рациональную, а чувственную. Восприятие не есть механическая сумма ощущений. Благодаря включению в него отдельных ощущений, а затем сведению их воедино восприятие дает нечто новое. Соединяя в единое целое разрозненные элементы, восприятие меняет место, назначение, роль каждого элемента в зависимости от того, как этого требует общая композиция. В итоге мы получаем почти законченный образ объективного мира, но образ, повторяем, очень субъективный.
Непосредственно мы ощущаем, например видим, наблюдаем или осязаем, только часть или отдельные элементы дома, но наше восприятие синтезирует их в целостный образ. Мы воспринимаем дом целиком, получаем его субъективный образ. На помощь приходят память и сознание: первая накапливает и удерживает разрозненные ощущения, второе синтезирует их. Восприятие может быть односторонним и всесторонним, глубоким и поверхностным. Воспринимая образ находящегося вне нас предмета, мы схватываем целое, не вдаваясь в детали. А можем на основе одной детали, преувеличив ее значение, составить целостное восприятие или образ явления. Детали — слуховые, зрительные, обонятельные и т.д. — поставляет человеку ощущение. Оно, как хорошая фабрика, работает без устали, поставляя из внешнего мира все новую и новую информацию. А вот как им распорядится наше восприятие — что оно сохранит в общем портрете, а что проигнорирует, — нам неведомо. Оба процесса — ощущение и восприятие — действуют бессознательно, вне нашего рассудочного контроля. Взглянув один раз на проходящего мимо человека, мы получим множество данных о нем по невидимым каналам чувственного познания, но целостный образ составим по одной-единственной детали — небрежно надетому галстуку. Грязный или помятый комбинезон может служить признаком принадлежности человека к рабочему классу, а дорогие часы — признаком принадлежности к элите общества.
Итак, в уравнении чувственного познания роль отдельных слагаемых выполняют наши ощущения, а функцию суммы этих слагаемых — восприятие. Оно может быть простой суммой слагаемых, а может быть произведением исходных элементов, которая не равна сумме. Восприятие завершается впечатлением — чувственным образом предмета, своего рода его портретом.
Третья форма чувственного познания — представление. Известно, что представление является еще более сложным видом чувственного познания, чем восприятие. Главное в представлении — это отсутствие непосредственной связи с отражаемым предметом. Налицо их дистанцированность от текущей ситуации, обобщенность, усредненность образа. По сравнению с восприятием в представлении сглаживаются уникальное и единичное. Включаются в работу память (воспроизведение образов предметов, в данный момент не действующих на человека) и воображение. А воображение — это уже пристраивание к субъективному образу, созданному восприятием из разрозненных отрывков ощущения, того, чего в данный момент нет в окружающем мире, что прямо не ощущается, не видится, не осязается.
Отсутствие непосредственной связи с наличной ситуацией, а также работа памяти позволяют комбинировать образы, их элементы, подключать воображение. Иными словами, синтеза разрозненных ощущений в целостный образ, чем прославилось восприятие, уже мало. Речь идет о гораздо более высоком мастерстве — перекомпоновке элементов в созданном единстве.
Представления позволяют выходить за пределы явления, формировать образы будущего и прошлого. Итак, представление — это воспроизведение тех или иных предметов или явлений в условиях отсутствия их непосредственного чувственного восприятия.
Рис. 5. Армейская иерархия чувственного познания |
Подведем краткие итоги. Чувственное познание — это хорошо организованная и иерархически построенная армия, при помощи которой мы завоевываем окружающий мир (рис. 5). Гвардии рядовыми в ней служат отдель-
ные виды ощущений, в частности зрение и осязание. Командиром взвода выступает ощущение. Взводы соединяются в роты и представляют уже более грозную военную силу. Командир роты, восприятие, имеет уже чин капитана, способного действовать почти автономно и решать сложные задачи. Над ними возвышается полковник — представление. Только полковнику под силу решать крупные тактические задачи — не только объединять солдат и выступать единым фронтом, но перегруппировывать войска, подтягивать резервы, накапливая их для решающего удара.