Элементы, формы и приемы научного познания
В социологии как в одной из фундаментальных наук, раскрывающих общие законы строения и развития общества через обращение к поведению конкретных людей как представителей социальных групп, решаются не только частные вопросы, связанные, например, с построением выборки или анализом данных, но и более глубокие, общемировоззренческие проблемы, относящиеся к научному познанию. Вот почему прежде чем переходить к частным вопросам нам предстоит разобраться в общих, которые и составляют ядро фундаментального знания. Основу научной деятельности, равно как и обыденного сознания, на которое мы неизбежно опираемся, создавая социологические теории и проводя социологическое исследование, составляет процесс познания — отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире. Научное познание, будучи профессиональным видом общественной деятельности, осуществляется по определенным научным канонам, принимаемым научным обществом. В нем используются специальные методы исследования, а также оценивается качество получаемых знаний на основе принятых научных критериев.
ИНФОРМАЦИЯ, ЗНАНИЕ, ДАННЫЕ
Любая деятельность, в том числе научная, равно как и успешная ориентация в окружающем мире, предполагает правильное отражение, а на его базе и воспроизведение действительности. Иными словами, предполагает правильный образ объективного мира. Когда полученная извне информация нами усваивается и поступает в сферу сознания, она превращается в наши знания, т.е. твердые убеждения о том, как устроен объективный мир и как происходит его отражение. С полным правом можно утверждать, что знания образуют ядро и первооснову сознания, а познавательная функция занимает важнейшее место среди функций сознания.
Познание— это деятельность, направленная на получение, хранение, переработку и систематизацию информации о различных объектах. Оно представляет настолько сложную и древнюю форму деятельности, что в философии еще в античные времена начало создаваться особое учение о познании —
гносеология (греч. gnosis — знание и logos — учение), сегодня представляющее самостоятельный раздел в ней. Познанием называют, как правило, только процесс поиска истины, а его результат именуют знанием. Знание— проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека.
Суть научного познания состоит в том, чтобы найти строгую количественную меру, характеризующую тот или иной социальный процесс. Количественные параметры необходимы не только теоретикам для проверки теории эмпирическими исследованиями для рассчета корреляции, но и практикам-управленцам, которым надо знать, например, для организации предвыборной борьбы или для построения социальной политики в своем округе, каков, в частности, процент пенсионеров, согласных заняться дополнительным приработком.
Целью познания служит приобретение не любых, а именно истинныхзна-ний об объективном мире. Ложные знания тоже появляются в процессе познания, но как его необходимые издержки. Наука старается избавиться от них, проводя регулярную чистку своих рядов.
Знаниепонимается (а) в широком смысле как любого рода информация и (б) в узком смысле как подтвержденная научными средствами информация. Знания могут быть донаучными (житейскими) и научными, а последние разделяются на эмпирические и теоретические. Научному знанию присущи логичность, обоснованность, доказательность, воспроизводимость познавательных результатов. Кроме того, в обществе наличествуют мифологические, художественные, религиозные и другие типы знания. Только научное знание соответствует его узкой трактовке.
Мы будем пользоваться узкой трактовкой, или техническим определением термина. Отсюда следует первая модель, демонстрирующая логическое соотношение объемов понятий «информация» и «знание». Первое понятие шире второго. Будем считать, что знание — часть объема понятия «информация» (рис. 3).
Рис. 3. Соотношение понятий «информация» и «знание» |
Знание не зависит от личных качеств людей, занятых в этой области. Знание выступает в качестве общезначимой и самодостаточной сферы деятельности. Напротив, информация может содержать изрядную долю субъективных привнесений и оценок, например слухи.
Добывая новые знания, социолог делит свое время между работой в библиотеке, в поле и в лаборатории. Свою работу он начинает со знакомства с изысканиями предшественников — это теоретическая часть работы. Составив программу исследования и инструментарий, обычно анкету, он отправляется в поле опрашивать респондентов или проводить наблюдение, например, за поведением забастовщиков. Собрав первичные данные, социолог возвращается в лабораторию, где при помощи компьютера подвергает данные математической обработке, анализирует и интерпретирует их. Таким образом, начав дело с теории, но чужой, социолог заканчивает научный процесс опять же теорией, но уже своей.
Хотя понятия «данные», «информация» и «знания» часто используются как синонимы, их необходимо различать. Данные — это факты, зарегистрированные с помощью различных методов. В социологии методы делятся на качественные и количественные; соответственно и данные разделяются на качественные и количественные.
Под качественными данными понимают данные, которые выражаются нечисловым способом1. Их носителями выступают рисунки, фотографии, видеоматериалы, различного рода символы и знаки, вещи и предметы и т.п. Однако чаще всего они представлены в виде вербальной информации — текста или речи2.
Качественные данные, например запись глубинного интервью или фотография семейного праздника, характеризуют содержание происходящего события, ход социального процесса, состояние человека, его мысли, поступки, дела.
В отличие от них количественные данные, представленные в виде таблиц, графиков, гистограмм или процентных распределений, представляют собой уже обработанный материал, в котором все индивидуальные характеристики человека, события или процесса усреднены и явлены в среднестатистической форме. В итоге количественные данные указывают на масштаб, объем, интенсивность тех явлений, которые в качественных данных предстают в своем обнаженном, еще необработанном виде (рис. 4).
Существует и другая классификация социологических данных — на первичные и вторичные. Первичные данные — это информация, которую социолог добывает из первых рук, т.е. непосредственно от объекта исследования.