Основные характеристики традиционного и современного обществ.
Традиционное общество | Современное общество |
Естественное разделение и специализация труда (по половозрастному признаку) | Ролевой характер взаимодействия (ожидания и поведения людей определяются общественным статусом и социальными функциями индивидов). |
Персонолизация межличностного общения (непосредственно индивидов, а не должностных или статусных лиц). | Развивающееся глубокое разделение труда (на профессионально квалификационной основе, связанной с образованием и опытом работы). |
Неформальное регулирование взаимодействий (нормами «неписанных» законов религии и нравственности) | Формальная система регулирования отношений (на основе писанного права: законов, положений, договоров и т.п.) |
Связанность членов общности отношениями родства («семейным» типом организации общности). | Сложная система социального управления (выделение института управления, специальных органов управления: политического, хозяйственного территориального и самоуправления) |
Примитивная система управления общностью (наследственная власть, правление старейшин). | Спекуляризация религии (отделение её от системы управления). |
Выделение множества социальных институтов (самовоспоизводящих систем особых отношений, позволяющих обеспечить общественный контроль, неравенство, распределение благ, производство, общение и т.д.). |
Современные социологии – регионалисты (изучающиеся локальные территориальные сообщества людей, социумы) и примордиалисты (исследующие первичные, «родовые» микро-общности), делают вывод о том, что архаические структуры социальной организации любого развитого общества органично включают в свой состав разнообразные «общины»: поселенческие, религиозные, этнические, клановые, корпоративные. Они не интегрируются, а вкрапливаются в структуру современного общества, сохраняя относительную замкнутость и свой особый характер воспроизводства. Именно последнее обстоятельство позволяет этим общностям политически эмансипироваться, проявляя волю к социальному (в первую очередь национальному, религиозному, государственному) суверенитету.
В совершенном обществе усложнение системы социальных связей приводит к формализации межчеловеческих отношений, которые в большинстве случаев оказываются деперсонифицированы. Люди общаются через свои ролевые и статусные «маски»: президент - гражданин; преподаватель - студент, учитель - ученик, водитель - пассажир, директор - работник, родители - дети и т.д. При этом поведение каждой изсторон должно оказаться«ожиданным» (предсказуемым, банальным), то есть ролевые и статусные отношения в принципе развиваются как игра по обоюдно известным правилам.
Социальные отношения не только формируют внешний облик общества и нации, но и в существенной мере отражают их внутреннее строение, тип развития люди в своём каждодневном, объеденном взаимодействие постоянно подтверждают сложившиеся правила социальных отношений, они передаются от старших к младшим и от старожилов к вновь прибывшим просто так, «по ходу жизни», зачастую не встречая противодействия и критических выяснений.
3. Социальные институты. Термин «институт» этимологически означает некое установление, устройство, то есть регулярную, долговременно осуществляемую социальную практику, санкционированную и поддерживаемую с помощью социальных норм общества. В узком смысле слова институтами называются учреждения высшего образования, а в широком – системы правил общественных отношений, устанавливающих образцы поведения и регулирующих определённые сферы социальной жизнедеятельности людей.
В каждом обществе формируются по крайней мере пять групп основных институтов; 1) экономические институты, которые служат для производства и распределения товаров и услуг, 2) политические институты, регулирующие осуществление власти и доступ к ней, 3) институты стратификации, определяющие распределения социальных позиций и общественных ресурсов, 4) институты родства, обеспечивающиеся воспроизводства и наследование посредством брака, семьи, социализации воспитания социальных качеств детей, 5) институты культуры, развивающие преемственность религиозной, научной и художественной деятельности в обществе