Какие элементы входят в методологическую часть программы

Социологического исследования?

Построение теоретической части.

Процедура 1. Обоснование концепции исследования

Процедура 2. Концептуализация объекта и предмета исследования

Процедура 3. Операционализация концептуальных понятий объекта и предмета исследования

Процедура 4. Определение переменных исследования

Процедура5. Типологизация переменных операциональной модели исследования

Процедура 6. Построение объяснительной модели исследования

Процедура 7. Формулировка гипотезы-основания исследования

Построение теоретико-методической части.

Процедура 1. Построение показателей исследования

Процедура 2. Формулировка гипотез-следствий исследования

Процедура 3. Формирование методической стратегии исследования

Процедура 4. Обоснование методов анализа и обобщения результатов измерения

Процедура 5. Конструирование индикаторов исследования

Процедура 6. Разработка инструмента измерения значений показателей исследования

Процедура 6.1. формулировка инструментальных вопросов

Процедура 6.2 конструирование измерительных шкал

Процедура 6.3. оформление инструмента измерения

Процедура 7. Проектирование выборочной совокупности исследования

Процедура 8. Обоснование процесса организации полевого исследования

Процедура 9. Обоснование процесса публичного представления результатов исследования

16. Опишите типологию социальных проблем и способы их выявления.
Социальная проблема – это несоответствие между действительным и желаемым состоянием социальных отношений как механизмов взаимосвязи и взаимодействия между социальными общностями, личностью в обществе, социальных действий и массового поведения, препятствующего развитию личности, социальных групп и общностей, обществу в целом.

Типология социальных проблем:

1) В зависимости от основы их возникновения:

a. Естественные – не зависят от сознания человека и порожденных противоречиях в рамках общества (время, уделяемое родителями детям в семье). Теоретическое основание – структурный функционализм.

b. Искусственные – не существуют в отрыве от сознания человека (образ родителей в сознании подростков). Теоретическое основание – понимающая социология, феноменологический подход.

c. Искусственно – естественные (характер восприятия детьми поведения родителей). Теоретическая основа – многопарадигмальный подход.

2) В зависимости от сторон жизнедеятельности человека

a. Проблемы содержания и удовлетворения потребностей (деформация структуры потребностей). Теоретическая основа – теория потребностей.

b. Характер социальной деятельности и социального взаимодействия людей (предпочитаемые родителями виды действий по отношению к детям). Теоретическая основа – теория социального действия.

Критерии выделения социальных проблем:

1) Массовый характер проблемы (уровень безработицы)

2) Соответствие социальной норме, степень расхождения с социальным фоном как естественным средним отклонением (уровень преступности)

3) Степень влияния на жизнедеятельность общества, серьезность препятствий для развития общества или социальной группы (неравный доступ к образованию молодежи)

Как связан выбор стратегии исследования в зависимости от поставленной

Проблемы?

Социальная проблема – это несоответствие между действительным и желаемым состоянием социальных отношений как механизмов взаимосвязи и взаимодействия между социальными общностями, личностью в обществе, социальных действий и массового поведения, препятствующего развитию личности, социальных групп и общностей, обществу в целом.

Типология социальных проблем:

1) В зависимости от основы их возникновения:

a. Естественные – не зависят от сознания человека и порожденных противоречиях в рамках общества (время, уделяемое родителями детям в семье). Правомерно использовать социетальные теории, объясняющие жизнедеятельность общества как целостного явления , в частности теории, созданные в рамках структурно-функционального подхода.

b. Искусственные – не существуют в отрыве от сознания человека (образ родителей в сознании подростков). Целесообразно использовать феноменологические теории, объясняющие поведение человека с точки зрения особенностей состояния его сознания, такие как, например, теория символического интеракционизма.

c. Искусственно – естественные (характер восприятия детьми поведения родителей). Правомерно использовать многопарадигмальный подход, используя теории структурного функционализма и феноменологические теории.

2) В зависимости от сторон жизнедеятельности человека

a. Проблемы содержания и удовлетворения потребностей (деформация структуры потребностей). Теоретическая основа – теория потребностей.

b. Характер социальной деятельности и социального взаимодействия людей (предпочитаемые родителями виды действий по отношению к детям). Теоретическая основа – теория социального действия.

Наши рекомендации