Тема 3. Методологические и методические основы

Социологического исследования

Понятие методологии и методики научного исследования. Соотношение теории и эмпирики в социологии. Исследовательская (теоретическая и методологическая) позиция ученого. Программа социологического исследования. Методы сбора социологических данных. Проблемы качества социологической информации: репрезентативность, надежность, валидность (обоснованность), устойчивость.

План семинарского занятия

1. Методологические основы социологического исследования

2. Проблемы качества социологической информации

3. Составление программы социологического исследования.

4. Основные методы, используемые в социологии: эмпирические методы (опрос, наблюдение, анализ документов, эксперимент), количественные и качественные методы, методы анализа и обработки данных.

5. Научный отчет и практическая реализация результатов социологического исследования.

Проблемные вопросы к семинарскому занятию

1. Может ли социология представлять опасность для общества?

2. Согласны ли Вы с мнением, что провести социологическое исследование довольно просто?

3. Какие Вы знаете типичные (наиболее распространенные) ошибки при проведении социологических исследований?

4. Что заставляет нас усомниться в достоверности социологической информации (или наоборот – повышает ее достоверность в наших глазах)?

5. Согласны ли Вы с суждением, что основная задача социологии – это проведение опросов общественного мнения?

6. От кого зависит, по Вашему мнению, практическая реализация результатов социологического исследования?

7. Возможности и ограничения использования методов эксперимента в социологии.

Практическое задание

«Программа и инструмент социологического опроса»

Цель: ознакомление с правилами и способами конкретного социологического исследования.

Метод: постановка групповых заданий.

Оборудование: анкеты, табличный материал.

Процедура:

- выбор темы, интересной для группы: студент 00-х – социальный портрет, преступность в студенческой среде, студенческая семья и др.;

- разделение на рабочие группы (5-7 чел.) в соответствии с избранной темой либо по одной теме;

- формулировка задач, целей и гипотез в групповой либо в пленарной дискуссии;

- составление единой программы;

- работа в группах по составлению инструментария;

- проверка инструментария в пилотаже (роспись социальных ролей в группах, обсуждение инструментов);

- выбор оптимального инструмента

- подведение итогов.

Темы докладов

1. Социологическая служба на предприятии.

2. Опрос (наблюдение, анализ документальных источников) в социологическом исследовании.

3. Подготовка и проведение социологического исследования.

4. Измерение в социологии (проблема качества социологической информации).

5. Выборка: принципы составления, типы, значение.

6. Социометрический анализ групп.

Библиографический список

1. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – М.: КДУ, 2009.

2. Дюк Е.А. Общественное мнение и технологии опроса: адресная и маршрутная выборки // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2010. Т. 104. № 2.

3. Ильясов Ф.Н. Репрезентативность результатов опроса в маркетинговом исследовании // Социологические исследования, 2011, № 3.

4. Кечина А.И. Взаимодействие социологии и статистики на этапе их формирования как социальных наук // Социологические исследования, 2008, № 9.

5. Количественный и качественный анализ: органическое единство или автономия // Социологические исследования, 2004, № 9.

6. Круткин В.Л. Фоторепортаж как источник социологической информации // Социологические исследования, 2012, № 3.

7. Лагун А.Е. Невербальное поведение: к методике использования в социологическом исследовании // Социологические исследования, 2004, № 2.

8. Лебедев П.А. Метод онлайновых фокус-групп как исследовательский инструмент // Социология: методология, методы и математическое моделирование (Социология: 4М), 2010, № 31.

9. Мавлетова А.М. Социологические опросы в сети Интернет: возможности построения типологии // Социология: методология, методы и математическое моделирование (Социология: 4М), 2010, № 31.

10. Мищенко М. Применение уличных опросов в исследованиях электоральных ориентаций // Социология: теория, методы, маркетинг, 2006, № 1.

11. Нохрина Н.Н. Тест как общенаучный диагностический метод // Социологические исследования, 2005, № 1.

12. Проказина Н.В. «Социологическая культура». К вопросу о содержании и интерпретации понятия // Социологические исследования, 2011, № 3.

13. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Добросвет, 1998.

14. Татарова Г. Методологическая травма социолога. К вопросу интеграции знания // Социологические исследования, 2006, № 9.

15. Толстова Ю.Н. Может ли социология «разговаривать» на языке математики? // Социологические исследования, 2000, № 5.

16. Фливберг Б. Кейс-стади в контексте качественно-количественной проблематики // Социологические исследования, 2004, № 9.

17. Чудова И. Постмодернистская социология и качественная методология: идеологические пересечения // Социальная реальность, 2008, № 6.

18. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: Омега-Л, 2009.

Наши рекомендации