Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения производственной практики «Методология и методы социологических исследований».
В результате прохождения данной производственной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:
- владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-13);
- способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их
с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (ПК-2);
- способность и готовность участвовать в составлении и оформлении научно-технической документации, научных отчетов, представлять результаты исследовательской работы с учётом особенностей потенциальной аудитории (ПК-3);
- умение использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-5);
- способность составлять и представлять проекты научно-исследовательских и аналитических разработок в соответствии с нормативными документами (ПК-7);
7. Структура и содержание производственной практики.
Общая трудоемкость производственной практики составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.
Во время прохождения производственной практики студенты выполняют ряд работ из числа перечисленных ниже. Выполнение конкретных видов работ обусловливается планами и этапами работы исследовательского центра, возможностями и целесообразностью подключения практикантов к ним.
1. Собирают и изучают разнообразную информацию: статистические данные, результаты предыдущих исследований центра и результаты исследований других организаций, периодическую печать и научную литературу;
2. Разрабатывают анкеты, вопросники, бланки наблюдений, дневники, планы свободных интервью, сценарии фокус-групп или другие документы для сбора эмпирической информации;
3. Участвуют в проектировании выборки и оценке сформированной выборки на репрезентативность: собирают исходную информацию о генеральной совокупности, определяют методы отбора единиц отбора и единиц наблюдения, проводят необходимые расчеты и т. д.;
4. Организовывают полевые работы: проводят инструктажи с интервьюерами, наблюдателями, кодировщиками, контролируют качество их работы, собирают анкеты, вопросники, формируют фокус-группы, проводят отбор респондентов для тестирования, работают с панелями;
5. Составляют задания на обработку информации: программы счета, отбирают признаки сопряженности, данные для построения графиков, схем, диаграмм;
6. Занимаются вводом данных исследований в макеты для обработки;
7. Составляют стенограммы качественных интервью, фокус-групп;
8. Проводят анализ собранной количественной и качественной информации: таблиц сопряженности, графиков, схем, диаграмм, данных наблюдений, тестирований, видеозаписей фокус-групп и других материалов;
9. Формулируют выводы и разрабатывают практические рекомендации по итогам прикладных исследований, участвуют в презентациях их результатов;
10. Изучают организацию работы исследовательского центра, его технологии и методы сбора и обработки эмпирической информации, опыт создания и функционирования сетей интервьюеров.
Особое внимание в ходе производственной практики уделяется овладению новыми методами исследований, такими как: фокус-группы, свободное (неформализованное) интервью, тестовые методики, мониторинг и другими.
Значительное место в практике студентов должно занимать закрепление навыков работы на персональном компьютере, использование его на всех этапах исследования: в разработке инструментария для сбора информации, при проектировании выборки, в обработке и анализе информации.
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Виды производственной работы, на практике включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля | |||
Инструктаж по техник безопасности | Знакомство с организацией, определение видов и форм работы | Сбор социологической информации, работа с выборкой, | Анализ социологической информации, подготовка отчета | |||
Подготовительный этап 1. (собрание со студентами, ознакомление с целями и задачами практики, правилами ее прохождения, проведение первичного инструктажа по технике безопасности) | Беседа по технике безопасности | |||||
2. | Подготовительный этап 2. (приход в организацию, знакомство с местом прохождения практики, с правилами внутреннего распорядка, второй инструктаж по технике безопасности, определение видов и форм работы) | Беседа по технике безопасности и производственному инструктажу | ||||
3. | Полевой этап – сбора и анализа социологической информации (работа в поле или в лаборатории с различными методами сбора социологической информации, выборкой, социологическими данными, написание аналитической справки) | Индивидуальная разработка (анкета, выборка, вспомогательные документы для организации исследования, Аналитическая справка | ||||
4. | Завершающий этап (подготовка отчета по практике, сдача его на кафедру, аттестация) | Отчет по практике |
8. Научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на производственной практике.Обучающийся при прохождении производственной практики может использовать следующие научно-исследовательские технологии при наличии их в принимающей организации: технологию телефонных опросов в системе CATI, технологию индивидуального интервью в системе CAPI, технологию фокус-групповой беседы с использованием оборудованной комнаты, технологии Интернет-опросов и другие новейшие исследовательские технологии.
9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на производственной практике.
Значительное время в период прохождения практики должно быть уделено выполнению индивидуальных заданий, написанию аналитической справки по избранной теме. Тема предлагается руководителем от организации с учетом направлений ее исследований, наличием материалов и интересами студента и согласуется с руководителем от университета. Требования к ее содержанию и оформлению: справка должна представлять всесторонний анализ проблемы на основе социологических данных, представленных организацией. Во вводной части должна содержаться вся информация о методике данного исследования: датах полевых работ, объеме выборки, типе выборки, методах отбора единиц наблюдения и ошибке выборки, методах сбора эмпирической информации, населенных пунктах, где собиралась информация. К анализу проблемы должна быть привлечена научная литература, монографии, журнальные статьи и другие публикации. Справка должна быть оформлена в соответствии со всеми требованиями, предъявляемыми к работам подобного рода (ссылки на использованные работы и эмпирические данные, список использованной литературы, приложения), желательно построение своих схем, графиков, диаграмм, отображающих социологические данные.
10. Формы промежуточной аттестации (по итогам производственной практики):по итогам производственной практики выставляется зачет/незачет.
По окончании практики студент предоставляет на кафедру: дневник практики с отметками организации о датах прохождения практики, индивидуальным планом прохождения производственной практики, записями о проделанной работе, отзывом и оценкой руководителя из организации, аналитическую справку по избранной теме и другие выполненные разработки (анкету, вопросник, проект выборки, вспомогательные методические документы и т.п.), а так же другие собранные материалы (см. приложение 1.)
В начале следующего учебного года, не позднее 20 сентября, по результатам практики проводится общая конференция, на которой студенты отчитываются о практике, делятся впечатлениями, рассказывают о проделанной работе и результатах исследований.
Не предоставление выше указанных документов или получение незачета по итогам практики влечет за собой повторное ее прохождение во время учебного семестра, сочетая прохождение практики с посещением занятий.
Учебно-методическое и информационное обеспечение производственной практики.
А) Основная литература:
(учебники и учебные пособия по общему курсу)
1. Готлиб А. С. Введение в социологическое исследование. Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики. Уч. пос. - М., 2005.
2. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: методология и методы. Интерактивное учебное пособие. 2-е изд. - М., 2012.
3. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Учеб. пос. для вузов. - Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1998.
4. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. – М.: Омега-Л, 2007.
Б) Дополнительная литература:
(учебники и учебные пособия к отдельным разделам курса)
1. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. Учебник для студентов гуманитарных вузов и аспирантов. – М.:РУДН, 2008.
2. Белановский С.А. Глубокое интервью. Учеб. пос. - М.: Никколо-М, 2001.
3. Бутенко И.А. Организация прикладного социологического исследования. Учеб. пос. - М.: Тривола, 1998.
4. Крыштановксий А.О. Анализ социологических данных с помощью пакета SPSS. Учеб пос. для вузов. 2-е изд. – М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2007.
5. Мельникова О.Т. Фокус-группы в маркетинговом исследовании. Методология и техники качественных исследований в социальной психологии. Уч. пос. - М.: Изд. центр «Академия», 2003.
6. Рой О.М. Исследование социально-экономических и политических процессов. Уч. для вузов. - СПб.: Питер, 2004.
7. Сикевич З.В. Социологическое исследование: практическое руководство. - СПб.: Питер, 2005.
8. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. Учеб. пос.- М.: Добросвет, 1998.
9. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии (Введение). Учеб. пос. для вузов. - М.: Стратегия, 1998.
10. Татарова Г.Г. Основы типологического анализа в социологических исследованиях. Уч. пос. – М.: Изд.Дом «Высшее образование и наука», 2007.
11. Толстова Ю.Н. Анализ социологических данных. Методология, дискриптивная статистика, изучение связей между номинальными признаками. Учеб. пос. - М.: Научный мир, 2000.
12. Толстова Ю.Н. Измерение в социологии. Учебное пособие. – М.:КДУ, 2007.
В) Справочные издания:
1. Социология: Словарь-справочник. Т. 4 Социологическое исследование: Методы, методика, математика и статистика./ Под ред. Г.В.Осипова - М.: Наука,1991.
2. Энциклопедический социологический словарь. /Под общ.ред Г.В. Осипова. - М., 1995.
Г) Журналы:
1. Социология 4М: Методология, методы, математические модели
Д) Сайты в Интернете:
1. Институт социологии РАН
2. Институт социально-политических исследований РАН
3. Фонд «Общественное мнение»
4. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)
5. Центр социологических исследований МГУ
12. Материально-техническое обеспечение производственной практики:лаборатории для моделирования методов социологических исследований,фокус-групповая комната, лаборатория телефонных опросов, компьютерная техника с соответствующим программным обеспечением.
Приложение 1: Дневник производственной практики.
ФГБОУ ВПО Башкирский государственный университет
Д Н Е В Н И К