Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения производственной практики «Методология и методы социологических исследований».

В результате прохождения данной производственной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:

- владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-13);

- способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их

с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (ПК-2);

- способность и готовность участвовать в составлении и оформлении научно-технической документации, научных отчетов, представлять результаты исследовательской работы с учётом особенностей потенциальной аудитории (ПК-3);

- умение использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-5);

- способность составлять и представлять проекты научно-исследовательских и аналитических разработок в соответствии с нормативными документами (ПК-7);

7. Структура и содержание производственной практики.

Общая трудоемкость производственной практики составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.

Во время прохождения производственной практики студенты выполняют ряд работ из числа перечисленных ниже. Выполнение конкретных видов работ обусловливается планами и этапами работы исследовательского центра, возможностями и целесообразностью подключения практикантов к ним.

1. Собирают и изучают разнообразную информацию: статистические данные, результаты предыдущих исследований центра и результаты исследований других организаций, периодическую печать и научную литературу;

2. Разрабатывают анкеты, вопросники, бланки наблюдений, дневники, планы свободных интервью, сценарии фокус-групп или другие документы для сбора эмпирической информации;

3. Участвуют в проектировании выборки и оценке сформированной выборки на репрезентативность: собирают исходную информацию о генеральной совокупности, определяют методы отбора единиц отбора и единиц наблюдения, проводят необходимые расчеты и т. д.;

4. Организовывают полевые работы: проводят инструктажи с интервьюерами, наблюдателями, кодировщиками, контролируют качество их работы, собирают анкеты, вопросники, формируют фокус-группы, проводят отбор респондентов для тестирования, работают с панелями;

5. Составляют задания на обработку информации: программы счета, отбирают признаки сопряженности, данные для построения графиков, схем, диаграмм;

6. Занимаются вводом данных исследований в макеты для обработки;

7. Составляют стенограммы качественных интервью, фокус-групп;

8. Проводят анализ собранной количественной и качественной информации: таблиц сопряженности, графиков, схем, диаграмм, данных наблюдений, тестирований, видеозаписей фокус-групп и других материалов;

9. Формулируют выводы и разрабатывают практические рекомендации по итогам прикладных исследований, участвуют в презентациях их результатов;

10. Изучают организацию работы исследовательского центра, его технологии и методы сбора и обработки эмпирической информации, опыт создания и функционирования сетей интервьюеров.

Особое внимание в ходе производственной практики уделяется овладению новыми методами исследований, такими как: фокус-группы, свободное (неформализованное) интервью, тестовые методики, мониторинг и другими.

Значительное место в практике студентов должно занимать закрепление навыков работы на персональном компьютере, использование его на всех этапах исследования: в разработке инструментария для сбора информации, при проектировании выборки, в обработке и анализе информации.

№ п/п Разделы (этапы) практики Виды производственной работы, на практике включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля
    Инструктаж по техник безопасности Знакомство с организацией, определение видов и форм работы Сбор социологической информации, работа с выборкой, Анализ социологической информации, подготовка отчета  
Подготовительный этап 1. (собрание со студентами, ознакомление с целями и задачами практики, правилами ее прохождения, проведение первичного инструктажа по технике безопасности)       Беседа по технике безопасности
2. Подготовительный этап 2. (приход в организацию, знакомство с местом прохождения практики, с правилами внутреннего распорядка, второй инструктаж по технике безопасности, определение видов и форм работы)     Беседа по технике безопасности и производственному инструктажу
3. Полевой этап – сбора и анализа социологической информации (работа в поле или в лаборатории с различными методами сбора социологической информации, выборкой, социологическими данными, написание аналитической справки)       Индивидуальная разработка (анкета, выборка, вспомогательные документы для организации исследования, Аналитическая справка
4. Завершающий этап (подготовка отчета по практике, сдача его на кафедру, аттестация)       Отчет по практике


8. Научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на производственной практике.Обучающийся при прохождении производственной практики может использовать следующие научно-исследовательские технологии при наличии их в принимающей организации: технологию телефонных опросов в системе CATI, технологию индивидуального интервью в системе CAPI, технологию фокус-групповой беседы с использованием оборудованной комнаты, технологии Интернет-опросов и другие новейшие исследовательские технологии.

9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на производственной практике.

Значительное время в период прохождения практики должно быть уделено выполнению индивидуальных заданий, написанию аналитической справки по избранной теме. Тема предлагается руководителем от организации с учетом направлений ее исследований, наличием материалов и интересами студента и согласуется с руководителем от университета. Требования к ее содержанию и оформлению: справка должна представлять всесторонний анализ проблемы на основе социологических данных, представленных организацией. Во вводной части должна содержаться вся информация о методике данного исследования: датах полевых работ, объеме выборки, типе выборки, методах отбора единиц наблюдения и ошибке выборки, методах сбора эмпирической информации, населенных пунктах, где собиралась информация. К анализу проблемы должна быть привлечена научная литература, монографии, журнальные статьи и другие публикации. Справка должна быть оформлена в соответствии со всеми требованиями, предъявляемыми к работам подобного рода (ссылки на использованные работы и эмпирические данные, список использованной литературы, приложения), желательно построение своих схем, графиков, диаграмм, отображающих социологические данные.

10. Формы промежуточной аттестации (по итогам производственной практики):по итогам производственной практики выставляется зачет/незачет.

По окончании практики студент предоставляет на кафедру: дневник практики с отметками организации о датах прохождения практики, индивидуальным планом прохождения производственной практики, записями о проделанной работе, отзывом и оценкой руководителя из организации, аналитическую справку по избранной теме и другие выполненные разработки (анкету, вопросник, проект выборки, вспомогательные методические документы и т.п.), а так же другие собранные материалы (см. приложение 1.)

В начале следующего учебного года, не позднее 20 сентября, по результатам практики проводится общая конференция, на которой студенты отчитываются о практике, делятся впечатлениями, рассказывают о проделанной работе и результатах исследований.

Не предоставление выше указанных документов или получение незачета по итогам практики влечет за собой повторное ее прохождение во время учебного семестра, сочетая прохождение практики с посещением занятий.

Учебно-методическое и информационное обеспечение производственной практики.

А) Основная литература:

(учебники и учебные пособия по общему курсу)

1. Готлиб А. С. Введение в социологическое исследование. Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики. Уч. пос. - М., 2005.

2. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: методология и методы. Интерактивное учебное пособие. 2-е изд. - М., 2012.

3. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Учеб. пос. для вузов. - Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1998.

4. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. – М.: Омега-Л, 2007.

Б) Дополнительная литература:

(учебники и учебные пособия к отдельным разделам курса)

1. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. Учебник для студентов гуманитарных вузов и аспирантов. – М.:РУДН, 2008.

2. Белановский С.А. Глубокое интервью. Учеб. пос. - М.: Никколо-М, 2001.

3. Бутенко И.А. Организация прикладного социологического исследования. Учеб. пос. - М.: Тривола, 1998.

4. Крыштановксий А.О. Анализ социологических данных с помощью пакета SPSS. Учеб пос. для вузов. 2-е изд. – М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2007.

5. Мельникова О.Т. Фокус-группы в маркетинговом исследовании. Методология и техники качественных исследований в социальной психологии. Уч. пос. - М.: Изд. центр «Академия», 2003.

6. Рой О.М. Исследование социально-экономических и политических процессов. Уч. для вузов. - СПб.: Питер, 2004.

7. Сикевич З.В. Социологическое исследование: практическое руководство. - СПб.: Питер, 2005.

8. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. Учеб. пос.- М.: Добросвет, 1998.

9. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии (Введение). Учеб. пос. для вузов. - М.: Стратегия, 1998.

10. Татарова Г.Г. Основы типологического анализа в социологических исследованиях. Уч. пос. – М.: Изд.Дом «Высшее образование и наука», 2007.

11. Толстова Ю.Н. Анализ социологических данных. Методология, дискриптивная статистика, изучение связей между номинальными признаками. Учеб. пос. - М.: Научный мир, 2000.

12. Толстова Ю.Н. Измерение в социологии. Учебное пособие. – М.:КДУ, 2007.

В) Справочные издания:

1. Социология: Словарь-справочник. Т. 4 Социологическое исследование: Методы, методика, математика и статистика./ Под ред. Г.В.Осипова - М.: Наука,1991.

2. Энциклопедический социологический словарь. /Под общ.ред Г.В. Осипова. - М., 1995.

Г) Журналы:

1. Социология 4М: Методология, методы, математические модели

Д) Сайты в Интернете:

1. Институт социологии РАН

2. Институт социально-политических исследований РАН

3. Фонд «Общественное мнение»

4. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)

5. Центр социологических исследований МГУ

12. Материально-техническое обеспечение производственной практики:лаборатории для моделирования методов социологических исследований,фокус-групповая комната, лаборатория телефонных опросов, компьютерная техника с соответствующим программным обеспечением.

Приложение 1: Дневник производственной практики.

ФГБОУ ВПО Башкирский государственный университет

Д Н Е В Н И К

Наши рекомендации