Творческая курсовая работа, особенности ее структуры и

Содержания

Выше была описана курсовая работа, которая по своему содержанию и форме может быть названа классической, традиционной. Главное в ней - это работа с научной литературой. Помимо этого вида, в практике могут применяться другие виды курсовых работ, в частности, так называемая творческая курсовая работа. В курсе «Методология и методика социологического исследования» она представляет собой самостоятельную методическую разработку всего исследования или его части с описанием и анализом проделанной работы. Если в традиционной курсовой главное - работа с научной литературой, то в творческой акцент делается на практическое применение теоретических знаний, их использование для выполнения методической разработки. Это может быть программа исследования по актуальной теме, анкета (вопросник) для сбора информации методом стандартизованного интервью или анкетирования, программа и план свободного интервью, фокус-группы, наблюдения, программа и анкета для социометрического опроса, эксперимента или другого метода сбора данных для изучения конкретной социальной проблемы. По разделу «Выборка» могут быть выполнены проекты выборок для изучения конкретных генеральных совокупностей (населения городов, районов, отдельных социальных групп и общностей) с предоставлением исходных данных и необходимых расчетов. Это может быть так же самостоятельно выполненный анализ социологических данных с применением математико-статистических методов, графиков и диаграмм, анализ документальных источников, подобранных по проблеме и т.д. В качестве методической разработки могут быть представлены материалы по организации исследования, подбору, обучению и контролю интервьюеров, анкетеров. Иначе говоря, это могут быть любые материалы, которые разрабатываются специалистами в практике прикладных социологических исследований.

Оптимальным является сочетание в учебном процессе обеих видов курсовой работы. В таком случае в первом учебном полугодии пишется традиционная курсовая работа, а во втором - творческая. Глубокое изучение литературы, осуществленное в ходе работы над первой курсовой, готовит к выполнению самостоятельной методической разработки на ту же тему. Например, первая курсовая работа выполняется на тему «Метод фокус-групп», вторая - «Опыт разработки и использования метода фокус-групп для изучения (название темы исследования)».

Для тем по разделу «Методы сбора информации» подготовленная методическая разработка должна быть опробована, а ее результаты должны быть изложены в курсовой. Например, по теме «Опыт разработки и использования метода фокус-групп для изучения (название проблемы)», помимо программы и плана фокус-группы, представляется стенограмма проведенной фокус группы с описанием ее участников.

Творческая курсовая работа состоит из титульного листа, плана, вводной и основной частей, списка использованной литературы. Содержание и структура вводной части соответствуют ведению. В ней также анализируется опыт проделанной работы, описываются возникавшие проблемы и трудности, идеи по улучшению и доработке, которые исходят из результатов апробации методической разработки. Анализ личного опыта должен занимать значительную долю вводной части.

Основная часть представляет собой собственно методическую разработку. Ее структура и содержание определяются, с одной стороны избранной темой, а с другой - традициями и требованиями, предъявляемыми к подобным разработкам в социологических исследованиях. Так, в приведенном выше примере о фокус-группе, основная часть должна включать программу фокус-группы (или ее элементы), план (сценарий беседы), стенограмму. Сейчас в открытом доступе имеется множество социологических материалов, прежде всего, анкеты или вопросники, которые могут использоваться и выдаваться за собственные. Безусловно, что такие работы будут оцениваться неудовлетворительно.

Список использованной литературы готовится так же, как в традиционной курсовой работе.

При оценивании творческой курсовой работы особое внимание уделяется:

Ø качеству выполнения разработки, соответствия ее требованиям, предъявляемым к методическим материалам исследования;

Ø самостоятельности выполненной работы.

Приложение № 1.

Образец титульного листа

ФГБОУ ВО Башкирский государственный университет

Факультет философии и социологии

Кафедра социологии и работы с молодежью

Методика и техника измерения телевизионной аудитории

курсовая работа

Выполнила: Иванова Л.Ю.

студентка 2 курса

направления «социология», д/о

Проверила: Иванова И.И.,

к. с. н., доцент

Уфа - 2016

Приложение № 2.

Образцы оформления ссылок

Ссылка на монографию: 1. Бутенко И.А. Организация прикладного социологического исследования. - М., 1998. - С.114.

Ссылка на статью в журнале: 1. Бурлов А.В., Татарова Г.Г. Метод неоконченных предложений в изучении образа “культурный человек” // Социология 4 М. - 1997. - Т.9. - С.6.

Ссылка на статью в сборнике: 1. Васильева Т.С. Основы качественного исследования: обоснованная теория.// Методология и методы социологических исследований (Итоги работы поисковых проектов 1992-1996 гг.) - М.: Ин-т социологии РАН, 1996. - С.56.

Ссылки на ресурсы Интернета[1]

· Библиографическая ссылка на электронную монографию/базу данных/ WWW сайт включает:

Автор. Заглавие публикации [тип носителя информации - онлайн]. Место издания: Издательство, дата издания дата цитирования источника. Формат документа (отличный от HTML - DOC, TXT, PDF). Метод доступа: сетевой адрес URL.

Пример: Bidde, Mark. In search of the unicorn: the Digital object Identifier from a user perspective [online]Revised. London: Book Industry Communication, February 1998 [цитировано 9 июня 2002] PDF формат. Метод доступа:<http: www.bic.org.uk/bic/unicorn2.pdf>

· Библиографическая ссылка на статью из журнальной или газетной периодики включает:

Автор. Заголовок публикации. Название периодического издания [тип носителя - онлайн]. Дата публикации, порядковый номер тома издания, порядковый номер выпуска [дата цитирования источника], объем источника в страницах. Метод доступа: < сетевой адрес или название информационной системы или организации, предоставляющей информационные услуги>.

Пример: Садмен С., Брэдберн Н. Форма вопроса в социологическом контексте// Социологический журнал [online]. 2000 . - №3-4. [цитировано 8 декабря 2001]. C.1-15. Метод доступа:<http://www.nir.ru/socio/scipubl/sj3-4-00.html>

Темы курсовых работ

а) Темы традиционных курсовых работ

42. Социологическое исследование - инструмент познания социальной реальности. Типы социологических исследований.

43. Пилотажное, основное и контрольное исследования.

44. Методика панельных исследований.

45. Теоретические, методологические и методические исследования.

46. Фундаментальные и прикладные исследования.

47. Мониторинговые исследования: особенности методики и техники.

48. Подготовительный этап социологического исследования. Работа с клиентом.

49. Этап сбора эмпирической информации в социологическом исследовании. Методологические, методические и организационные проблемы.

50. Этап обработки и анализа собранной информации в социологическом исследовании.

51. Теоретико-методологический раздел программы социологического исследования.

52. Количественные и качественные методы и методологические ориентации. Проблема соотношения в социологическом исследовании.

53. Позиция исследователя по отношению к изучаемому объекту в социологических исследованиях.

54. Проблема «чистоты» информации в социологическом исследовании как важнейшая методологическая проблема. Влияние социологической теории, инструмента, исследователя, интервьюера на социальные объекты и результаты их изучения.

55. Теория и эмпирические данные в социологическом исследовании: проблема соотношения.

56. Методологические парадигмы в истории социологии и методология современного социологического исследования.

57. Психологические аспекты социологического исследования.

58. Респондент как источник информации в социологическом исследовании (типология, мотивация, тестирование искренности и непротиворечивости ответов).

59. Измерение и процедура шкалирования в социологии. Типы шкал, методика и техника их построения.

60. Шкалы Богардуса, Гутмана, Лайкерта, Терстоуна .

61. Семантический дифференциал.

62. Вспомогательные методические документы в социологическом исследовании.

63. Вопросник, анкета для сбора информации методом стандартизованного интервью (или анкетирования)

64. Методология выборочных исследований.

65. Гнездовая выборка в социологическом исследовании.

66. Стратифицированная выборка в социологическом исследовании.

67. Случайные, вероятностные и систематические выборки.

68. Методика разработки и работы с систематической выборкой для населения города с использованием списка адресов.

69. Методика разработки и реализации выборки для населения города с использованием описаний (натурным обходом) избирательных участков.

70. Теория и методология квотной выборки.

71. Специфика выборки в телефонном опросе.

72. Ремонт выборки.

73. Анкетирование.

74. Стандартизованное интервью face-to-face: методика, техника, процедуры.

75. Методика и техника свободного интервью.

76. Экспертные оценки.

77. Телефонный опрос. Современные технологии телефонных опросов. Система CATI.

78. Социометрический опрос как метод изучения малых групп.

79. Обработка и анализ данных социометрического опроса.

80. Метод эксперимента.

81. Метод наблюдения в социологии.

82. Изучение документов как метод сбора эмпирической информации.

83. Метод контент-анализа: процедура, методика, техника.

84. Метод фокус-групп.

85. Метод кейс-стади.

86. Тестовые методики в социологических исследованиях.

87. Деловые игры как метод диагностики и решения социальных проблем.

88. Биографический метод.

89. Методология, методика и техника социологического мониторинга избирательной кампании.

90. Технология прогноза выборов.

91. Маркетинговые исследования: особенности методологии, методики и техники.

92. Маркетинговые исследования товара. Тестирование товара, холл-тесты.

93. Маркетинговые исследования аудитории средств массовой информации. Телеметрия и дневниковые панели.

94. Маркетинговые исследования рекламы: особенности методики и техники.

95. Особенности методики и техники изучения общественного мнения населения по актуальным социально-экономическим и политическим проблемам. Технология мониторинга общественного мнения.

96. Особенности методики и техники изучения этнических групп и национальных проблем.

97. Методика измерения национального самосознания личности и этнической группы.

98. Особенности методологии, методики и техники исследования неформальных и девиантных социальных групп.

99. Особенности методологии, методики и техники изучения социальной стратификации.

100. Особенности методологии, методики и техники изучения социально- территориальных групп и общностей.

101. Методика исследования мотивов электорального поведения.

102. Методика исследования имиджа лидера (политической партии, кандидата в депутаты, руководителя).

103. Формы представления социологической информации и результатов исследования.

104. Анализ и интерпретация результатов социологического исследования.

105. Методика социального прогнозирования и проектирования.

106. Методика моделирования социальных явлений и процессов.

107. Центры социологических и маркетинговых исследований в России.

108. Центры социологических и маркетинговых исследований зарубежных стран. Международные исследовательские организации.

109. Социологические центры Башкортостана.

110. Социологическая служба предприятия, фирмы, организации: структура, функции, направления работы и проблемы.

111. Организация социологического исследования: работа с клиентом и общественностью. Public relаtion.

112. Организация деятельности исследовательского коллектива.

113. Экономические, финансовые проблемы социологического исследования. Расчет затрат на проведение прикладного исследования.

114. Технические средства в социологическом исследовании. Техническое оснащение современного центра прикладных исследований.

115. Организация сетей постоянных интервьюеров социологических центров и работа с ними.

116. Интервьюер (социально-демографические характеристики, мотивация, типология, специализация, роль в сборе качественной информации).

117. Методы обучения интервьюера. Роль тренингов и игр.

118. Этика социологических исследований.

119. Правовые основы социологических исследований.

Б) Темы творческих курсовых работ

1. Опыт разработки программы социологического исследования на тему… (формулировка темы)

2. Опыт разработки анкеты для стандартизованного интервью для изучения… (название темы исследования).

3. Методика построения и реализации квотной выборки для опросов населения города… (название города).

4. Методика построения и реализации стратифицированной территориальной квотной выборки для опросов населения республики (региона)… (название республики, региона).

5. Методика построения и реализации квотной выборки для опросов населения района города… (название района, города).

6. Проект выборки для проведения массового опроса… (далее указывается, какая генеральная совокупность изучается) на тему… (дается формулировка темы исследования)

7. Опыт разработки и использования свободного интервью для изучения проблемы …(название)

8. Опыт разработки и использования экспертного опроса для изучения проблемы… (название)

9. Опыт разработки и использования социометрического опроса для изучения структуры межличностных отношений в группе… (указывается социальная группа).

10. Опыт применения контент-анализа для изучения содержания газеты… (название) по теме… (название)

11. Опыт разработки и использование неструктурированного включенного наблюдения для изучения проблемы… (название).

12. Опыт разработки и использования метода фокус-групп для изучения проблемы… (название).

13. Опыт разработки программы исследования, основанного на биографическом методе, на тему… (название)

14. Опыт анализа биографий для изучения проблемы… (название).

15. Опыт анализа документальных источников… (конкретизируется вид источника) на тему …(название).

16. Анализ данных социологического опроса на тему…(название) с применением математико-статистических методов.

17. План и программа обучения интервьюеров (методическая разработка).

18. Тренинг (игра) для обучения интервьюеров (методическая разработка).

19. Анализ личного опыта работы в качестве интервьюера (организатора опроса).


Наши рекомендации