Методология и методы социологического
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ
Базовая часть (Б1.Б.14)
Направление подготовки
39.03.01 – Социология
Профили подготовки
Разработчик (составитель) Бурханова Ф.Б.,доктор социологических наук, профессор | ____________ подпись | «06» сентября 2017 г. |
Уфа – 2017
Программы
Дисциплина входит в профессиональный цикл дисциплин, базовая часть (Б1.Б.14). Содержание дисциплины связано с такими дисциплинами профессионального цикла, как: Высшая математика, Теория вероятностей и математическая статистика, Методы прикладной статистики для социологов, Теория измерений в социологии, Анализ данных в социологии.
Кроме того, дисциплина тесно связана с «Практикумом по методологии и методам социологического исследования». Практикум проводится параллельно лекциям и семинарским занятиям по данному курсу. На лекциях и семинарских занятиях студенты изучают теоретический материал, а на практикуме выполняют разнообразные практические задания, формирующие умения и навыки по методологии и методам социологического исследования.
По данному курсу студенты пишут курсовую работу.
По завершении курса студенты проходят производственную практику, посвященную освоению методологии и методов социологического исследования.
Требования к входным знаниям: бакалавр должен иметь общее представление о методах социологического исследования, его этапах и процедурах.
Освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее для всех дисциплин профессионального цикла и дисциплин модулей специализации, поскольку освоение содержания данной дисциплины формирует основу профессиональных знаний, умений и навыков выпускника по направлению «социология».
4. Объем учебной дисциплины
В целом общая трудоемкость дисциплины (модуля) «Методология и методы социологического исследования» составляет 8 зачетных единиц, 288 часов, из них:
для очной формы обучения:
Контактных часов – 106
Самостоятельная работа студента – 110 часов
Контроль – 72 часа
По семестрам:
3 семестр | 4 семестр | |
Лекций | ||
Практических занятий | ||
Контроль самостоятельной работы студента (КСР) | ||
Самостоятельная работа студента (СРС) | ||
Контроль | ||
Итоговая аттестация | Экзамен | экзамен |
для заочной формы обучения:
Контактных часов –36
Самостоятельная работа студента – 234 часа
Контроль – 18 часов
2 курс | |
Лекций | |
Практических занятий | |
Контроль самостоятельной работы студента (КСР) | |
Самостоятельная работа студента (СРС) | |
Контроль | |
Итоговая аттестация | 2 экзамена |
Контрольные работы | две |
Курсовая работа | одна |
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
для очной формы обучения, 2 курс, 3 и 4 семестры
Рабочую программу осуществляют: | Зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ) 8 (288 часа) Учебных часов: лекций - 54 часа |
Лекции: доктор социологических наук, профессор | семинарских - 68 часа |
Бурханова Ф.Б. | практических |
лабораторных __________ | |
___________________________________________________ | консультаций ______________________________ |
Практические занятия: кандидат социологических наук, Ассистент Праведников А.В. | зачет |
экзамен 3,4 семестры______________________________ | |
самостоятельная работа студентов - 110 КСР - 72 часа | |
курсовая работа – 4 семестр |
Содержание дисциплины (продолжение)
№ п/п | Тема и содержание | Форма изучения материалов (лекции, практические занятия, семинарские занятия, лабораторные работы, самостоятельная работа) | Кол-во часов аудитор. работы | Основная и дополнительная литература, рекомендуемая студентам | Задания по самостоятельной работе студентов с указанием литературы, номеров задач | Количе-ство часов самостоят. работы | Форма контроля самостоятельной работы студентов (коллоквиумы, контрольные работы, компьютерные тесты и т.п.) |
Предмет, структура и ключевые понятия дисциплины «Методология и методы социологического исследования». | Лекц. | 4 (2/2) | Литература к теме 1. | Вопросы темы 1. | |||
Типы социологических исследований | Лекц., сем.занятие | 6 (2/4) | Литература к теме 2. | Вопросы темы 2. | Тест по темам 1-2 | ||
3. | Разработка теоретико-методологических основ прикладного исследования. Программа исследования. | Лекц., сем. занятие | 6 (2/4) | Литература к теме 3 | Вопросы темы 3. | Тест по теме-3 | |
4. | Основные понятия теории выборки. Типы выборок. | Лекц., Сем.. занятие | 6 (2/4) | Литература к теме 4 | Вопросы темы 4. | Тест по теме 4 | |
5. | Ошибки выборки и ее ремонт. | Лекц., Сем.. занятие | 0 (0/0) | Литература к теме 5 | Вопросы темы 5. | Тест по темам 4-5. | |
6. | Измерение признаков социальных объектов. Типология шкал | Лекц., Сем.. занятие | 6 (2/4) | Литература к теме 6 | Вопросы темы 6. | Тест по теме 6. | |
Вопрос как инструмент получения эмпирической информации. Методика и техника его построения. | Лекц., Сем.. занятие | 6 (2/4) | Литература к теме 7. | Вопросы темы 7. | Письменная контрольная | ||
Социологический инструментарий. Анкета (вопросник) | Сем.. занятие | 4 (0/4) | Литература к теме 8 | Вопросы темы 8. | |||
Опрос как наиболее распространенный метод сбора информации в социологических исследованиях | Лекц., Сем.. занятие | 4 (2/2) | Литература к темам 10,11,12,13 | Вопросы тем 10, 11,12, 13 | |||
Стандартизованное интервью face-to-face | Лекц, Сем.. занятие | 6 (2/4) | Литература к теме 10 | Вопросы темы 10. | Тест по теме 10 | ||
Качественное интервью. | Лекц., Сем.. занятие | 6 (2/4) | Литература к теме 11. | Вопросы темы 11. | Тест по теме 11 | ||
Фокус-группы. | Лекц., Сем.. занятие | 6 (2/4) | Литература к теме 12 | Вопросы и задания темы 12. | Тест по теме 12 | ||
Социометрический опрос | Лекц., Сем.. занятие | 4 (2/2) | Литература к теме 13 | Вопросы темы 13. | Тест по теме 13 | ||
Эксперимент | Лекц., Сем.. занятие | 4 (2/2) | Литература к теме 14 | Вопросы темы 14. | Тест по теме 14 | ||
Анализ документов | Лекц., Сем.. занятие | 4 (2/2) | Литература к теме 15 | Вопросы темы 15 | Тест по теме 15 | ||
Наблюдение | Лекц., Сем. занятие | 4 (2/2) | Литература к теме 16 | Вопросы темы 16 | Тест по теме 16 | ||
Анализ данных качественного исследования | Лекц., Сем. занятие | 6 (2/4) | Литература к теме 17 | Вопросы темы 17 | |||
Обработка и анализ данных количественного социологического исследования. Подготовка социологической информации к обработке. Анализ распределений одного признака (характеристики) выборки | Лекц., Сем. занятие | 6 (2/4) | Литература к теме 18 | Вопросы и задания к теме 18. | Проверка практических заданий | ||
Анализ взаимосвязи признаков. Таблицы сопряженности | Лекц., Сем. занятие | 6 (2/4) | Литература к теме 19 | Вопросы и задания к теме 19. | Проверка практических заданий | ||
Графическое отображение социологической информации | Лекц., Сем.. занятие | 4 (0/4) | Литература к теме 20. | Вопросы темы 20. | Проверка практических заданий | ||
Организация социологического исследования: организационные, экономические и этические аспекты. | Лекц., Сем.. занятие | 4 (0/4) | Литература к теме 21 | Вопросы и задания к теме 21. | Контрольная работа по темам 18-21 | ||
102 (34/68) | Экзамен |
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
«Методология и методы социологического исследования»
для заочной формы обучения, 2 курс, 3 и 4 семестры
Рабочую программу осуществляют: | Зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ) 8 (288 часа) Учебных часов: лекций - 14 часа |
Лекции: доктор социологических наук, профессор | семинарских - 16 часов |
Бурханова Ф.Б. | практических |
лабораторных __________ | |
___________________________________________________ | консультаций ______________________________ |
Практические занятия: ассистент Праведников А.В. | зачет |
экзамен 3,4 семестры______________________________ | |
самостоятельная работа студентов - 234 часа КСР - 18 часов | |
курсовая работа – 4 семестр | |
контрольная работа – 3,4 семестры |
Содержание дисциплины (продолжение)
№ п/п | Тема и содержание | Форма изучения материалов (лекции, практические занятия, семинарские занятия, лабораторные работы, самостоятельная работа) | Кол-во часов аудитор. работы | Основная и дополнительная литература, рекомендуемая студентам | Задания по самостоятельной работе студентов с указанием литературы, номеров задач | Количе-ство часов самостоят. работы | Форма контроля самостоятельной работы студентов (коллоквиумы, контрольные работы, компьютерные тесты и т.п.) |
Предмет, структура и ключевые понятия дисциплины «Методология и методы социологического исследования». | Лекц. | Литература к теме 1. | Вопросы темы 1. | ||||
Типы социологических исследований | Лекц. | Литература к теме 2. | Вопросы темы 2. | Тест по темам 1-2 | |||
3. | Разработка теоретико-методологических основ прикладного исследования. Программа исследования. | Лекц., сем. занятие | Литература к теме 3 | Вопросы темы 3. | Тест по теме-3 | ||
4. | Основные понятия теории выборки. Типы выборок. | Лекц., Сем.. занятие | Литература к теме 4 | Вопросы темы 4. | Тест по теме 4 | ||
5. | Ошибки выборки и ее ремонт. | Литература к теме 5 | Вопросы темы 5. | Тест по темам 4-5. | |||
6. | Измерение признаков социальных объектов. Типология шкал | Лекц., Сем.. занятие | Литература к теме 6 | Вопросы темы 6. | Тест по теме 6. | ||
Вопрос как инструмент получения эмпирической информации. Методика и техника его построения. | Лекц., Сем.. занятие | Литература к теме 7. | Вопросы темы 7. | Письменная контрольная | |||
Социологический инструментарий. Анкета (вопросник) | Лекц.,сем.занятие | Литература к теме 8 | Вопросы темы 8 | ||||
Опрос как наиболее распространенный метод сбора информации в социологических исследованиях | Литература к темам 10,11,12,13 | Вопросы тем 10, 11,12, 13 | |||||
Стандартизованное интервью face-to-face | Лекц, Сем.. занятие | Литература к теме 10 | Вопросы темы 10. | Тест по теме 10 | |||
Качественное интервью. | Лекц., Сем.. занятие | Литература к теме 11. | Вопросы темы 11. | Тест по теме 11 | |||
Фокус-группы. | Лекц., Сем.. занятие | Литература к теме 12 | Вопросы темы 12. | Тест по теме 12 | |||
Социометрический опрос | Литература к теме 13 | Вопросы темы 13. | Тест по теме 13 | ||||
Эксперимент | Лекц., сем. | Литература к теме 14 | Вопросы темы 14. | Тест по теме 14 | |||
Анализ документов | Литература к теме 15 | Вопросы темы 15 | Тест по теме 15 | ||||
Наблюдение | Лекц, сем. | Литература к теме 16 | Вопросы темы 16 | Тест по теме 16 | |||
Анализ данных качественного исследования | Лекц., Сем. занятие | Литература к теме 17 | Вопросы темы 17 | ||||
Обработка и анализ данных количественного социологического исследования. Подготовка социологической информации к обработке. Анализ распределений одного признака (характеристики) выборки | Лекц., Сем. занятие | Литература к теме 18 | Вопросы темя 18. | Проверка практических заданий | |||
Анализ взаимосвязи признаков. Таблицы сопряженности | Лекц., Сем. занятие | Литература к теме 19 | Вопросы темы 19. | Проверка практических заданий | |||
Графическое отображение социологической информации | Литература к теме 20. | Вопросы темы 20. | Проверка практических заданий | ||||
Организация социологического исследования: организационные, экономические и этические аспекты. | Литература к теме 21 | Вопросы темы 21. | Контрольная работа по темам 18-21 | ||||
30 (14/16) | Экзамен |
6. Перечень учебно-методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
6.1. Основные формы самостоятельной работы студентов:
Самостоятельная работа студентов по данному курсу включает: работу с учебной и научной литературой; конспектирование материалов научной и учебной литературы по указанию преподавателя; подготовку к практическим аудиторным занятиям; выполнение индивидуальных и групповых домашних практических заданий с презентацией их в аудитории.
При подготовке к занятиям студентам следует ориентироваться на Программу дисциплины, Планы семинарских и практических занятий, рекомендованную литературу.
6.2. Формы контроля самостоятельной работы студента:
Формы текущего контроля:
- собеседование;
- проверка заданий в рабочей тетради;
- проверка конспектов;
- тестирование.
Форма рубежного контроля – письменная контрольная работа.
Формы промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины – экзамен в 3 и 4 семестрах.
Темы контрольных работ
1. Социологическое исследование - инструмент познания социальной реальности. Типы социологических исследований.
2. Пилотажное, основное и контрольное исследования.
3. Методика панельных исследований.
4. Теоретические, методологические и методические исследования.
5. Фундаментальные и прикладные исследования.
6. Мониторинговые исследования: особенности методики и техники.
7. Подготовительный этап социологического исследования.
8. Этап сбора эмпирической информации в социологическом исследовании.
9. Этап обработки и анализа собранной информации в социологическом исследовании.
10. Программа социологического исследования.
11. Количественные и качественные методы.
12. Респондент как источник информации в социологическом исследовании (типология, мотивация, тестирование искренности и непротиворечивости ответов).
13. Измерение и процедура шкалирования в социологии. Типы шкал, методика и техника их построения.
14. Шкалы Богардуса, Гутмана, Лайкерта, Терстоуна .
15. Семантический дифференциал.
16. Вопросник, анкета для сбора информации методом стандартизованного интервью (или анкетирования)
17. Методология выборочных исследований.
18. Гнездовая выборка в социологическом исследовании.
19. Стратифицированная выборка в социологическом исследовании.
20. Случайные, вероятностные и систематические выборки.
21. Методика разработки и работы с систематической выборкой для населения города с использованием списка адресов.
22. Методика разработки и реализации выборки для населения города с использованием описаний (натурным обходом) избирательных участков.
23. Теория и методология квотной выборки.
24. Анкетирование.
25. Стандартизованное интервью face-to-face: методика, техника, процедуры.
26. Методика и техника качественного интервью.
27. Экспертные исследования.
28. Телефонный опрос.
29. Социометрический опрос.
30. Метод эксперимента.
31. Метод наблюдения в социологии.
32. Изучение документов как метод сбора эмпирической информации.
33. Метод контент-анализа.
34. Метод фокус-групп.
35. Биографический метод.
36. Анализ и интерпретация результатов социологического исследования.
37. Центры социологических и маркетинговых исследований в России.
38. Социологическая служба предприятия, фирмы, организации: структура, функции, направления работы и проблемы.
39. Организация деятельности исследовательского коллектива.
40. Организация сетей постоянных интервьюеров социологических центров и работа с ними.
41. Этика социологических исследований.
7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоении образовательной программы с описанием показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования,
Описание шкал оценивания
КОМПЕТЕНЦИЯ:
- Способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ И КРИТЕРИИ ИХ
ОЦЕНИВАНИЯ
Уровень освоения компетенции | Планируемые результаты обучения (показатели достижения заданного уровня освоения компетенций) | Критерии оценивания результатов обучения | ||||
Компетенция ОК-7: - Способность к самоорганизации и самообразованию Уровни овладения компетенцией: 1- Начальный (пороговый) уровень (соответствует критерию 3) 2- Базовый уровень (соответствует критерию 4); 3 - Повышенный (продвинутый) (соответствует критерию 5); | 1. Знать предмет, структуру и ключевые понятия дисциплины, основные методы, процедуры и техники социологического исследования | Не знает предмет, структуру и ключевые понятия дисциплины, основные методы, процедуры и техники социологического исследования; не способен самостоятельно освоить | Демонстрирует единичные знания структуры и ключевых понятий дисциплины, основных методов, процедур и техники социологического исследования; не способен самостоятельно освоить | Демонстрирует основные знания предмета, структуры и ключевых понятий дисциплины, основных методов, процедур и техники социологического исследования; демонстрирует некоторые способности к самоорганизации и самообразованию | Показывает знания на хорошем уровне предмета, структуры и ключевых понятий дисциплины, основных методов, процедур и техники социологического исследования; демонстрирует способности к самоорганизации и самообразованию | Показывает знания на отличном уровне предмета, структуры и ключевых понятий дисциплины, основных методов, процедур и техники социологического исследования; демонстрирует способности к самоорганизации и самообразованию |
2. Иметь представление о социологическом исследовании, его видах, этапах и процедурах | Не имеет представление о социологическом исследовании, его видах, этапах и процедурах; не способен самостоятельно освоить | Не имеет представление о социологическом исследовании, его видах, этапах и процедурах; не способен самостоятельно освоить | Имеет некоторое представление о социологическом исследовании, его видах, этапах и процедурах; демонстрирует некоторые способности к самоорганизации и самообразованию | Имеет хорошее представление о социологическом исследовании, его видах, этапах и процедурах; демонстрирует способности к самоорганизации и самообразованию | Имеет полное, всестороннее представление о социологическом исследовании, его видах, этапах и процедурах; демонстрирует способности к самоорганизации и самообразованию | |
3. Иметь представление о методологии социологического исследования, о программе соц. исследования как его основном теоретико-методологическом и методическом документе; | Не имеет представление о методологии социологического исследования, о программе соц. исследования как его основном теоретико-методологическом и методическом документе; | Не имеет представление о методологии социологического исследования, о программе соц. исследования как его основном теоретико-методологическом и методическом документе; | Имеет некоторое представление о методологии социологического исследования, о программе соц. исследования как его основном теоретико-методологическом и методическом документе; | Имеет хорошее представление о методологии социологического исследования, о программе соц. исследования как его основном теоретико-методологическом и методическом документе; | Имеет полное, всестороннее представление о методологии социологического исследования, о программе соц. исследования как его основном теоретико-методологическом и методическом документе; | |
4. Иметь представление о выборочном методе, основных типах выборки и методах отбора единиц отбора и единиц наблюдения в них | Не имеет представление о выборочном методе, основных типах выборки и методах отбора единиц отбора и единиц наблюдения в них | Не имеет представление о выборочном методе, основных типах выборки и методах отбора единиц отбора и единиц наблюдения в них | Имеет некоторое представление о выборочном методе, основных типах выборки и методах отбора единиц отбора и единиц наблюдения в них | Имеет хорошее представление о выборочном методе, основных типах выборки и методах отбора единиц отбора и единиц наблюдения в них | Имеет полное, всестороннее представление о выборочном методе, основных типах выборки и методах отбора единиц отбора и единиц наблюдения в них | |
5. Знать понятие «измерение признака социального объекта», основные типы шкал, | Не знает понятие «измерение признака социального объекта», основные типы шкал, | Не знает понятие «измерение признака социального объекта», основные типы шкал, | Имеет некоторое представление о понятии «измерение признака социального объекта», основные типы шкал, | Знает хорошо понятие «измерение признака социального объекта», основные типы шкал, | Имеет полное, всестороннее знание о понятие «измерение признака социального объекта», основные типы шкал, | |
6. Знать основные методы сбора социологической информации | Не знает основные методы сбора социологической информации | Не знает основные методы сбора социологической информации | Имеет некоторое представление об основных методах сбора социологической информации | Знает хорошо основные методы сбора социологической информации | Имеет полное, всестороннее знание об основных методах сбора социологической информации | |
7. Иметь представление об основных методах обработки и анализа качественных и количественных данных в социологическом исследовании | Не имеет представление об основных методах обработки и анализа качественных и количественных данных в социологическом исследовании; не способен самостоятельно освоить | Не имеет представление об основных методах обработки и анализа качественных и количественных данных в социологическом исследовании; не способен самостоятельно освоить | Имеет некоторое представление об основных методах обработки и анализа качественных и количественных данных в социологическом исследовании; демонстрирует некоторые способности к самоорганизации и самообразованию | Имеет хорошее представление об основных методах обработки и анализа качественных и количественных данных в социологическом исследовании; демонстрирует способности к самоорганизации и самообразованию | Иметь полное, всестороннее представление об основных методах обработки и анализа качественных и количественных данных в социологическом исследовании; демонстрирует способности к самоорганизации и самообразованию |
КОМПЕТЕНЦИЯ:
- Способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ОПК-5)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ И КРИТЕРИИ ИХ
ОЦЕНИВАНИЯ
Уровень освоения компетенции | Планируемые результаты обучения (показатели достижения заданного уровня освоения компетенций) | Критерии оценивания результатов обучения | ||||
Компетенция ОПК-5: - Способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ОПК-5) Уровни овладения компетенцией: 1- Начальный (пороговый) уровень (соответствует критерию 3) 2- Базовый уровень (соответствует критерию 4); 3 - Повышенный (продвинутый) (соответствует критерию 5); | 1. Знать предмет, структуру и ключевые понятия дисциплины, основные методы, процедуры и техники социологического исследования | Не знает предмет, структуру и ключевые понятия дисциплины, основные методы, процедуры и техники социологического исследования; | Демонстрирует единичные знания структуры и ключевых понятий дисциплины, основных методов, процедур и техники социологического исследования; | Демонстрирует основные знания предмета, структуры и ключевых понятий дисциплины, основных методов, процедур и техники социологического исследования; | Показывает знания на хорошем уровне предмета, структуры и ключевых понятий дисциплины, основных методов, процедур и техники социологического исследования; | Показывает знания на отличном уровне предмета, структуры и ключевых понятий дисциплины, основных методов, процедур и техники социологического исследования; |
2. Иметь представление о социологическом исследовании, его видах, этапах и процедурах | Не имеет представление о социологическом исследовании, его видах, этапах и процедурах; не способен самостоятельно освоить | Не имеет представление о социологическом исследовании, его видах, этапах и процедурах; не способен самостоятельно освоить | Имеет некоторое представление о социологическом исследовании, его видах, этапах и процедурах; демонстрирует некоторые способности к самоорганизации и самообразованию | Имеет хорошее представление о социологическом исследовании, его видах, этапах и процедурах; демонстрирует способности к самоорганизации и самообразованию | Имеет полное, всестороннее представление о социологическом исследовании, его видах, этапах и процедурах; демонстрирует способности к самоорганизации и самообразованию | |
3. Иметь представление о методологии социологического исследования, о программе соц. исследования как его основном теоретико-методологическом и методическом документе; | Не имеет представление о методологии социологического исследования, о программе соц. исследования как его основном теоретико-методологическом и методическом документе; | Не имеет представление о методологии социологического исследования, о программе соц. исследования как его основном теоретико-методологическом и методическом документе; | Имеет некоторое представление о методологии социологического исследования, о программе соц. исследования как его основном теоретико-методологическом и методическом документе; | Имеет хорошее представление о методологии социологического исследования, о программе соц. исследования как его основном теоретико-методологическом и методическом документе; | Имеет полное, всестороннее представление о методологии социологического исследования, о программе соц. исследования как его основном теоретико-методологическом и методическом документе; | |
4. Иметь представление о выборочном методе, основных типах выборки и методах отбора единиц отбора и единиц наблюдения в них | Не имеет представление о выборочном методе, основных типах выборки и методах отбора единиц отбора и единиц наблюдения в них | Не имеет представление о выборочном методе, основных типах выборки и методах отбора единиц отбора и единиц наблюдения в них | Имеет некоторое представление о выборочном методе, основных типах выборки и методах отбора единиц отбора и единиц наблюдения в них | Имеет хорошее представление о выборочном методе, основных типах выборки и методах отбора единиц отбора и единиц наблюдения в них | Имеет полное, всестороннее представление о выборочном методе, основных типах выборки и методах отбора единиц отбора и единиц наблюдения в них | |
5. Знать понятие «измерение признака социального объекта», основные типы шкал, | Не знает понятие «измерение признака социального объекта», основные типы шкал, | Не знает понятие «измерение признака социального объекта», основные типы шкал, | Имеет некоторое представление о понятии «измерение признака социального объекта», основные типы шкал, | Знает хорошо понятие «измерение признака социального объекта», основные типы шкал, | Имеет полное, всестороннее знание о понятие «измерение признака социального объекта», основные типы шкал, | |
6. Знать основные методы сбора социологической информации | Не знает основные методы сбора социологической информации | Не знает основные методы сбора социологической информации | Имеет некоторое представление об основных методах сбора социологической информации | Знает хорошо основные методы сбора социологической информации | Имеет полное, всестороннее знание об основных методах сбора социологической информации | |
7. Иметь представление об основных методах обработки и анализа качественных и количественных данных в социологическом исследовании | Не имеет представление об основных методах обработки и анализа качественных и количественных данных в социологическом исследовании; | Не имеет представление об основных методах обработки и анализа качественных и количественных данных в социологическом исследовании; | Имеет некоторое представление об основных методах обработки и анализа качественных и количественных данных в социологическом исследовании; | Имеет хорошее представление об основных методах обработки и анализа качественных и количественных данных в социологическом исследовании; | Иметь полное, всестороннее представление об основных методах обработки и анализа качественных и количественных данных в социологическом исследовании; |
КОМПЕТЕНЦИЯ:
Способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (ПК-1);
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ И КРИТЕРИИ ИХ
ОЦЕНИВАНИЯ
Уровень освоения компетенции | Планируемые результаты обучения (показатели достижения заданного уровня освоения компетенций) | Критерии оценивания результатов обучения | ||||
Компетенция ПК-1: Способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий Уровни овладения компетенцией: 1- Начальный (пороговый) уровень (соответствует критерию 3) 2- Базовый уровень (соответствует критерию 4); 3 - Повышенный (продвинутый) (соответствует критерию 5); | - Уметь разрабатывать элементы программы исследования (ставить цели, задачи, определять объект, предмет исследования, описывать методику выборки) | Не умеет разрабатывать элементы программы исследования (ставить цели, задачи, определять объект, предмет исследования, описывать методику выборки) | Не умеет разрабатывать элементы программы исследования (ставить цели, задачи, определять объект, предмет исследования, описывать методику выборки) | Умеет разрабатывать некоторые элементы программы исследования (ставить цели, задачи, определять объект, предмет исследования, описывать методику выборки) | Умеет разрабатывать на хорошем уровне элементы программы исследования (ставить цели, задачи, определять объект, предмет исследования, описывать методику выборки) | Умеет разрабатывать на высоком уровне все элементы программы исследования (ставить цели, задачи, определять объект, предмет исследования, описывать методику выборки) |
2. Владеть основными методами сбора социологических данных (анкетирование, стандартизованное интервью, качественное интервью, фокус-группа, наблюдение) | Не владеет основными методами сбора социологических данных (анкетирование, стандартизованное интервью, качественное интервью, фокус-группа, наблюдение) | Не владеет основными методами сбора социологических данных (анкетирование, стандартизованное интервью, качественное интервью, фокус-группа, наблюдение) | Владеет некоторыми основными методами сбора социологических данных (анкетирование, стандартизованное интервью, кач< Наши рекомендации
|