Правило 79. Постоянные небольшие усилия по поддержанию и развитию проекта более эффективны, чем периодически организуемые крупные акции.

Что касается разработки новых сервисов , то здесь простор для творчества достаточно широк. Речь может идти о создании эффективного поиска по ресурсам сайта, получении детальной статистики посещений (для этого должны стоять счетчики и по запросам генерироваться отчетные данные), возможности открыть на нашем сайте свою собственную страничку, подписке на интересующие тематические ресурсы или новости и многом другом. Важно то, что, предоставляя новые сервисы, мы не просто создаем нашим пользователям дополнительные удобства, но также поддерживаем в них интерес к регулярному посещению нашего сайта.

Важнейшей частью работы по поддержанию жизни на сайте является работа его новостной ленты (или нескольких новостных лент). Если пользователь, зайдя на сайт, обнаруживает, что последняя новость – двухмесячной давности, то интерес к сайту сразу же падает. По своему характеру новости делятся на два типа: сообщения о событиях в интересующей нас сфере и новости самого сайта. Соответственно, лучше создать для них отдельные новостные ленты.

Профессиональные новости могут заимствоваться с других новостных лент, для чего приходится осуществлять периодический скрининг наиболее важных сайтов или подписываться на услуги какого-то новостного агентства, чтобы затем отбирать релевантные и важные для нас сообщения. Впрочем, как правило, специальные новости, которые полностью укладываются в нужный нам формат, довольно редки, а наполнять ленту новостями сомнительной релевантности не хочется. Поэтому и здесь придется приложить усилия. В итоге наиболее ценная часть новостей не снимается с чужих лент, а производится для нужд самого сайта. Для этого мы должны договориться с несколькими экспертами, чтобы те, не затрачивая особых усилий, просто не забывали сбрасывать нам соответствующие новости, которые они получают по разным спискам рассылки или по личным каналам. Разумеется, нам самим не следует лениться и забывать вывешивать то, что попадает в поле нашего зрения.

Организовать новостную ленту о текущих изменениях на сайте – в принципе более просто. Это требует лишь определенной систематичности действий. Размещая подобные новости, мы привлекаем внимание к только что появившимся ресурсам, а заодно (что не менее важно) даем пользователям понять, что работа кипит, не прекращаясь ни на один день.

Наконец, оживлению сайта весьма способствуют разного рода интерактивные формы общения с пользователями. Они также позволяют наладить механизмы обратной связи. Вопреки расхожему мнению, запуск эффективных интерактивных форм обсуждения представляет собой немалую проблему. Устраивать чаты с досужей болтовней на всевозможные темы – дело нехитрое, но по сути сайт они не украшают, особенно если участники начинают перепрыгивать с темы на тему и использовать сленговые обороты. Что же касается организации специальных тематических обсуждений, то это дело куда более сложное. И здесь еще меньше, чем в семинарской деятельности, следует рассчитывать на то, что после объявления «злободневной темы», народ завалит нас текстами, а эти тексты будут отличаться высоким уровнем исполнения.

Среди тематических обсуждений речь может идти о форумах , на которых желающие высказываются по интересующей их теме, или о более сложной форме телеконференций , где участники обмениваются уже не просто мнениями по тому или иному поводу, но заранее подготовленными текстами и реагируют на суждения оппонентов тоже посредством специально подготовленных текстов (пусть даже и относительно небольших по объему). Неплохо также проводить консультации онлайн по наиболее важным вопросам, но для этого нужно найти специалистов, которые окажутся подлинными энтузиастами виртуального общения и согласятся более или менее регулярно тратить на это свое драгоценное время.

Создание площадки для содержательных обсуждений требует специальных профессиональных усилий и тщательной предварительной подготовки. Помимо выбора темы и списка вопросов «для затравки», нужно предварительно договориться об участии хотя бы с несколькими экспертами, которые заранее подготовят свои материалы. Желательно иметь исходный текст одного из авторитетных экспертов, который призван спровоцировать содержательное обсуждение. Поскольку не все потенциальные участники такого обсуждения одинаково хорошо разбираются в заявленной теме, можно помочь им с ней познакомиться, приложив своего рода микрохрестоматию из уже существующих релевантных текстов и классических фрагментов (или, при возникновении проблемы интеллектуальных прав собственности, предложить хотя бы список полезных ссылок). Следует анонсировать телеконференцию задолго до ее начала, чтобы возможные участники имели возможность к ней подготовиться. Полезно также совместить виртуальное общение с элементами очного обсуждения – например, устроить постановочный семинар или, еще лучше, заключительный очный семинар по итогам проведенной телеконференции. Наконец, огромное значение имеет непрерывная координационная работа, осуществляемая модераторами телеконференции. Без их усилий обсуждение вообще не состоится или рассыплется на куски.

Во всех этих отношениях, думается, полезен опыт Федерального образовательного портала по экономике, социологии и менеджменту (http://www.ecsocman.edu.ru), где удалось организовать и провести достаточно большое число успешных телеконференций. Их материалы размещены в соответствующей рубрике портала и могут дать представление о характере проделанной работы.

Одной из широко распространенных форм интерактивного общения с пользователями является организация онлайновых опросов . Они дают возможность получать интересующую нас информацию с минимумом затрат. Разумеется, такие опросы заведомо нерепрезентативны (если не предпринимается специальных усилий по конструированию выборки, эффект которых также ограничен). Мы понимаем, что на наш сайт ходит специфическая аудитория и что даже ее мнение мы выявить адекватно не в состоянии, ибо в опросах участвует наиболее активная часть пользователей. Поэтому следует сразу отдавать себе отчет в том, что научных результатов таким способом не получишь. Тем не менее, онлайновыми опросами не следует пренебрегать. Они содержат развлекательный элемент и порождают эффект соучастия (эти функции активно используются на телевидении и радио для дополнительного привлечения аудитории). Но кроме того, с их помощью можно получить небесполезную информацию о том, кто наиболее активно посещает наш сайт и, главное, как эти активисты оценивают нашу собственную работу. И пусть полученная информация не полна и не вполне объективна, в нашем распоряжении оказывается дополнительный механизм обратной связи с пользователями, что само по себе ценно.

Правда, развлекательные и информационные функции могут порою вступать в противоречие друг с другом. Например, с развлекательной точки зрения при проведении опроса участники должны непрерывно наблюдать ход голосования (как это делается в телевизионных передачах). Если же для нас важнее качество получаемой информации, то результаты лучше публиковать только по окончании опроса, чтобы текущее распределение голосов не влияло на последующий выбор вариантов ответа. В любом случае, нужно определить свои приоритеты и подкрепить этот выбор методически.

Добавим, что помимо сбора ответов на основные содержательные вопросы, в ходе опросов непременно нужно выяснять (хотя бы в минимальном объеме) социальный портрет респондентов, чтобы, помимо измерения «средней температуры по больнице», различать мнения разных категорий пользователей.

Создав сайт, нужно позаботиться не только о его развитии, но и о продвижении . Хорошо, если в бюджете проекта есть специальные средства на его рекламу. По опыту Федерального образовательного портала, реализация грамотно составленного медиа-плана в сотрудничестве с каким-то из ведущих информационных агентств весьма способствует раскрутке нового сайта (в нашем случае в качестве партнера выступило агентство «РосБизнесКонсалтинг»). Но поскольку ресурсов на подобную рекламу чаще всего в нашем распоряжении нет, следует подумать о менее затратных механизмах продвижения созданного продукта. К основным способам такого продвижения можно отнести следующие:

· использование списков электронной рассылки;

· стимулирование выхода на наш сайт с других сайтов;

· регистрация сайта в поисковых системах.

Некоторые вопросы мы в состоянии решить своими силами, для решения других понадобится помощь специалистов. Начнем с простых способов оповещения – посредством списков рассылки по имеющимся в нашем распоряжении адресам электронной почты. Следует постоянно расширять и обновлять эти списки, используя их при публикации на сайте каких-либо новых значимых ресурсов. Никаких особых усилий на это не требуется. Надо только позаботиться, чтобы наши послания не воспринимались как спам.

Стимулируя выход на наш сайт из других мест, нелишне произвести обмен баннерами с дружественными и тематически близкими нам сайтами. Но этот ресурс весьма ограничен. Первая страница нашего сайта – не «резиновая», и забивать ее сверху донизу чужими баннерами мы, конечно, не будем. Да и далеко не все согласятся поставить наш баннер на свою первую страницу. Так что в данном случае это вопрос нашей политики. Мы должны также внимательно следить за тем, чтобы на родственных сайтах появлялись ссылки на наши ресурсы с прямым выходом на наши страницы. Многие ссылки появляются сами без нашего ведома, но делают это не все. И целесообразно проявлять мягкую настойчивость в отношениях с администраторами других сайтов, чтобы необходимые ссылки вовремя появлялись.

Наконец, важный способ продвижения наших ресурсов связан с регистрацией сайта в основных поисковых системах . Его важность вызвана тем, что большинство новых посетителей заходят к нам через поисковики, а не через тематические сайты. Данная задача должна решаться профессионалами, и здесь я не рискую что-либо советовать. Результат их работы должен отразиться в количестве посещений (которое необходимо внимательно отслеживать). Здесь также лучше иметь дело с теми, кому мы доверяем, чтобы нам искусственно не «разогнали» число посещений.

В целом можно заключить, что поддержание и развитие сайта не требует нечеловеческих усилий и непосильных затрат. Однако сайт требует постоянного внимания и рутинной работы. Если мы к этому готовы, нужно скорее приступать к делу, не откладывая его в долгий ящик.

Вопросы-напоминания

· Для чего мы собираемся строить свой сайт?

· Есть ли у нас представление о структуре сайта и связи между его элементами?

· Сложным или простым с технической точки зрения, статическим или динамическим будет проектируемый нами сайт?

· Откуда мы будет брать контент первоначально (есть ли у нас заделы) и каким образом будем пополнять его?

· Каков будет порядок авторизации новых ресурсов?

· Есть ли у нас стратегии кратко- и долгосрочного развития

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Прочитав (просмотрев, пробежав) эту книгу, читатель вправе спросить: а зачем все это занудство? К чему следовать всем этим многочисленным правилам, тем более, часто окружающие от нас этого вовсе и не требуют? Стоит ли так подробно описывать подноготную проекта, если, скорее всего, никто эту работу повторять не станет? Зачем вообще отягощать творческий процесс сухими и бесчеловечными регламентами?

Нам кажется, что высший класс для профессионала состоит в том, чтобы, овладев техникой ремесла и сведя выполнение правил на полуавтоматический уровень, освободить силы для содержательной работы. А если скучно следовать всем этим премудростям, если становится невмоготу, то лучше не тратить время попусту и покинуть данную область. В мире еще столько интересного, помимо исследовательских занятий.

Некоторые коллеги, когда им указывают на очевидные нарушения правил, беззаботно отмахиваются или говорят: «А вот я работаю именно так», намекая на какое-то своеобразие собственной персоны и особенности личного стиля. В ответ хочется заметить, что стиль определяется не погрешностями и нарушениями стандартов. Кстати сказать, эти погрешности большей частью похожи друг на друга и из общей массы нас не выделяют. А настаивать на таком «своеобразии» – все равно, что использовать к месту и не к месту ненормативную лексику, считая, что обогащаешь язык.

Несложно предугадать появление сомнений на лицах части профессиональной публики. Одни откажутся принять полуразговорный стиль нашей книги, предпочитая «звериную серьезность» в постановке и решении формальных вопросов. Другие, напротив, могут усомниться: а нужно ли раскладывать все по полочкам, способствуя процессу разволшебствования науки, не лучше ли сохранять атмосферу таинства, поддерживать вокруг исследовательского труда ауру сакральных действий? Может, такая аура и не помешает, но, на наш взгляд, лучше в игру по нагнетанию таинственности не заигрываться. А главное, нужно вывести из этой игры область обучения ремеслу, сделав инструкции прозрачными и по-своему простыми. При этом дорога к творчеству отнюдь не закроется, останется место и для интуитивных озарений, и для неожиданных фактов. Ибо чем проще правила и чем лучше мы их соблюдаем, тем в более сложные игры мы сможем играть. Конечно, постижение тайн владения ремеслом способно несколько приземлить неофитов, лишить их части первоначального энтузиазма, но зато поможет избежать тяжелых разочарований в будущем.

Разволшебствование профессиональной деятельности также не означает ее тотальной формализации. Напротив, мы пытались показать, что формальные каноны, как правило, подпираются неформальными соглашениями и компромиссами. И на протяжении книги мы периодически проникали за фасад проектной деятельности, чтобы посмотреть, как реализуются правила и конвенции в профессиональном сообществе.

Встав на неформальную точку зрения, мы обращаем взор на самих себя и признаем, что профессионалы – это не воплощение абстрактных ролевых требований, а живые люди со своими личными пристрастиями и человеческими слабостями. Но самое интересное из того, что мы в состоянии увидеть, – это не слабости отдельных людей, а то, какими способами организуется профессиональное сообщество.

Итак, предположим, нам удалось реализовать самостоятельный исследовательский проект – от «чистой» идеи до презентации результатов; мы не только поняли, но и практически освоили профессиональные правила и процедуры, соблюдая их на протяжении полного проектного цикла; нам удалось разрешить трудности, неизбежно возникавшие на нашем пути. Что теперь? А теперь наш долг – поделиться накопленным опытом со своими коллегами, обеспечить воспроизводимость этого опыта.

Кроме обучения и самообучения в ходе исследований, освоение практических навыков исследовательского ремесла должно стать элементом образовательного процесса. Напомним, что первоначальный проект этой книги вырос из попыток ответить на типичные вопросы, которые задают студенты, аспиранты и молодые исследователи своим преподавателям и руководителям, а также из непрестанных жалоб самих коллег – научных руководителей, экспертов фондов, редакторов журналов – на низкое качество подготовки и презентации промежуточных и «финальных» продуктов (как учебных, так и исследовательских). Так что потребность достаточно велика. Известно также, что для нанесения «упреждающего удара» во многих вузах студентам и магистрам уже начали читать соответствующие курсы, организовывать разного рода практикумы. Мы считаем это проявлением мудрой политики. Мы убеждены, что подобные курсы и практикумы должны стать неотъемлемым элементом всякой серьезной образовательной программы, которая не ограничивается простой передачей фиксированной суммы знаний, а стремится выработать у своих слушателей навыки самостоятельной профессиональной работы.

Правило 79. Постоянные небольшие усилия по поддержанию и развитию проекта более эффективны, чем периодически организуемые крупные акции. - student2.ru

Наши рекомендации