Раздел 1. Организационно-методическое сопровождение

Раздел 4. Самостоятельная работа

Раздел 1. История социологии и социологическая методология

ТЕМЫ ЭССЕ

1. Место социологии в системе наук об обществе.

2. Соотношение теоретического и эмпирического в социологии.

3. О. Конт и его позитивистская социология.

4. Эволюционистская социология Г.Спенсера.

5. Проблема человека в социологии.

6. Воззрения Э. Дюркгейма на общество как особую духовную реальность.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Назовите объект и предмет социологии?

2. Охарактеризуйте основные этапы развития социологии.

3. Назовите основные современные социологические направления.

4. Что такое социологический опрос?

5. Дайте определение выборки?

6. Что представляет собой социологическое интервью?

ТЕСТ 1.

1. Какие из подходов к определению социологии являются верными:

а) обществоведческий.

б) конкретно-поведенческий.

в) обществоведческий и конкретно-поведенческий.

2. Основателем, какого философского направления был О. Конт:

а) операционализм.

б) позитивизм.

в) постструктурализм.

г) функционализм.

3. Охарактеризуйте три периода творчества О. Конта:__________________________________________________________

4. О. Конт сформулировал закон «трех стадий» перечислите эти стадии:___________________________________________________________

5. По мнению О. Конта социология изучает:

а) неизменные естественные законы.

б) сознание человека.

в) существование людей в крупных городах.

г) изменение общественной жизни.

6. Предмет социологи – это:

а) часть социальной жизни, отражающая типичное в поведении

людей.

б) особенности взаимоотношений членов общества.

в) изменения в жизнедеятельности социальных групп.

7. Для О. Конта общество является часть:

а) государства;

б) цивилизации;

в) вселенной;

г) человечества.

8. По мнению О. Конта социальная статика изучает:

а) социальную структуру общества;

б) межличностные отношения;

в) психические процессы;

г) процесс коммуникации.

9. К каким наукам относится социология:

а) к гуманитарным.

б) к социальным.

в) и к тем, и к другим.

10. Г. Спенсер считал, что главной задачей социологии является изучение эволюции:

а) сознания;

б) социальных институтов;

в) средств производства;

г) социальных норм.

11. Интервью – это:

а) Метод коммуникативного взаимодействия между коммуникантами.

б) Метод получения первичной информации путем беседы.

в) Метод, направленный на получение истины.

г) Метод ведения деловых переговоров.

Раздел 2. Личность и процесс социализации

ТЕМЫ ЭССЕ

1. Концепция личности З. Фрейда.

2. Поведенческая концепция личности Б. Скиннера.

3. Концепции формирования личности.

4. Основные каналы социализации личности.

5. Ценности и их роль в социализации личности.

6. Массовая культура: ее «плюсы» и «минусы».

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Дайте определение понятию «личность».

2. Что такое социальные статусы и социальные роли?

3. Назовите основные этапы социализации.

4. Что такое интериоризация?

5. Назовите основные институты кульуры.

6. Дайте определение субкультуре и контркультуре.

ТЕСТ 2.

Какое определение Вы дали бы понятию «личность»?

а) Личность – это целостность социальных качеств человека.

б) Личность – это всегда конкретный человек, в единстве всех его психологических качеств и сил, направляющих его практическую деятельность.

в) Личность – человек с высокоразвитой индивидуальностью, ответственностью, совестью и достоинством.

г) Личность - человек.

2.Какие разновидности социальных статусов Вам известны? Отметьте несколько вариантов.

а) Приобретенный.

б) Независимый.

в) Иерархический.

г) Прирожденный.

д) Предписанный.

Е. Личностный.

Что такое социальная роль?

а) Поведение человека заданное его объективным положением в социальной системе.

б) Совокупность социальных норм и предписаний, которые выполняет человек.

в) Способ взаимодействия между разными индивидами в социальной группе.

г) Коммуникативное поведение человека.

4. Конформность это:

а) Усиление внутригруппового взаимодействия.

б) Следование индивида установкам социальной группы.

в) Воздействие одного индивида на другого в процессе коммуникации.

г) Установка личного контакта между участниками взаимодействия.

Что такое культура?

а) Все материальные объекты созданные человеком.

б) Продукты интеллектуальной деятельности людей.

в) Системой символов и норм, приобретаемых в процессе социализации.

г) Система социальных статусов и ролей.

Какая называется форма брака, в которой несколько мужчин состоят в браке с несколькими женщинами?

а) Полигиния.

б) Полиандрия.

в) Групповой брак.

г) Полигамия.

Организации?

а) они должны соответствовать друг другу.

в) цели должны опережать изменение внутренней структуры.

в) они существуют независимо друг от друга.

Организации?

а) ограничение автономии каждого участника деятельности.

б) расширение сферы влияния организации.

в) принятие новых членов в организацию.

10. К универсальным функциям социальных институтов следует отнести:

а) распределение материальных благ.

б) воспроизводство населения.

в) социализация новых поколений.

Раздел 4. Социология отклоняющегося поведения

ТЕМЫ ЭССЕ

1. Теория девиации Р.Мертона.

2. Теория стигматизации.

3. Девиантное поведение в современной России.

4. Виды и эффективность социального контроля.

5. Теория «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона.

6. Влияние процесса глобализации на социальные конфликты.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Определите отличие между девиантным, делинквентным и отклоняющимся поведением.

2. Что такое культурно одобряемые отклонения?

3. Назовите основные теории отклоняющегося поведения.

4. Дайте определение молодежной субкультуры.

5. Какими особенностями обладает процесс глобализации.

6. Охарактеризуйте теорию «Столкновения цивилизаций» С. Хантигтона.

ТЕСТ 4.

1. К негативным проявлениям отклоняющегося поведения относятся:

а) проявление инициативы

б) алкоголизм

в) чудачество

г) эксцентричность

2. Что является примером нравственной оценки деятельности?

а) администрация объявляет благодарность рабочему

б) суд обвиняет молодого человека в хулиганстве

в) учитель хвалит ученика за помощь товарищу

г) декан объявляет выговор студенту за пропуски

3. Верны ли следующие суждения:

а) отклоняющееся поведение никогда не имеет положительного

характера, ведет только к отрицательным последствиям, тормозит

общественный процесс

б) отклоняющееся поведение может иметь негативные последствия и

нанести ущерб общественной стабильности и безопасности

1.Верно только А 3. Верно А и Б

2. Верно только Б 4.Оба суждения неверны

4. Для всех социальных норм характерен признак:

а) регулятор общественных отношений

б) обеспечивается принудительной силой государства

в) обязательное правило поведения

г) имеет официальную форму выражения

5. К особо опасным проявлениям отклоняющегося поведения относится:

а) пьянство

б) волокита

в) преступность

г) эксцентричность

6. Процесс усвоения человеком социальных норм называется:

а) адаптация

б) индивидуализация

в) социализация

7. Социальные нормы – это правила поведения, регулирующее отношение человека к:

а) природе

б) здоровью

в) технике

г) другим людям

8. Выберите правильные суждения:

а) за нарушение определенных социальных норм следует мягкое

наказание

б) за нарушение определенных социальных норм следует жесткая

санкция

в) социальные нормы прибывают в неизменности

1. Верно А 3. Верно А и Б

2. Верно Б 4. Верно Б и В

9. Социальным нормам не свойственна функция:

а) регулятора социализации личности

б) интеграции индивидов в группы

в) координации работы правоохранительных органов

г) эталона поведения индивида в обществе

10. Что из перечисленного является примером социальной нормы:

а) предупреждение: курение опасно для здоровья

б) рецепт: принимать лекарство по 1 табл. 3 раза в день

в) моральная заповедь: не убий!

г) право потребителя вернуть товар с дефектом

Раздел 6. Вопросы к курсу

1. Дайте определение объект и предмета социологической науки.

2. Опишите структуру социологической науки.

3. Назовите основные функции социологии.

4. Опишите основные этапы развития социологии.

5. Дайте определение понятия «общества» и назовите основные признаки общества.

6. Назовите основные классические и современные социологические теории общества.

7. Назовите основные типологии общества.

8. Понимание культуры в социологии.

9. Назовите основные типы и формы культуры.

10. Основные институты культуры.

11. Понимание культуры как системы социальных норм.

12. Дайте определение культурного комплекса и культурного элемента.

13. Назовите основные теории личности.

14. Опишите основные факторы формирования личности.

15. Дайте определение социального статуса и социальной роли.

16. Понимание социализации в социологии.

17. Назовите этапы социализации личности.

18. Какие социологические теории социальной деятельности личности вы знаете?

19. Дайте определение социологического понимания социальной структуры.

20. Назовите классические социальные теории социальной структуры.

21. Опишите современные социологические концепции социальной структуры.

22. Дайте определение социального класса.

23. Какие классические социологические теории социальных классов вы знаете?

24. Какие социологические теории социальных институтов вам известны?

25. Перечислите основные социальные институты и опишите их структуру.

26. Как в социологии рассматривается процесс институционализации.

27. Опишите взаимосвязь социальных институты и повседневных практик.

28. Что такое функции и дисфункции социальных институтов?

29. Дайте определение социальной мобильности и назовите виды социальной мобильности.

30. Опишите основные социологические подходы к пониманию социальных оргнанизаций.

31. Что такое девиантное поведение? Назовите основные разновидности девиантного поведения.

32. Какие социологические теории девиантного поведения вам известны?

33. Назовите основные социологические методы.

34. Дайте определение выборочного и сплошного социологического исследования.

Раздел 1. Организационно-методическое сопровождение

Цель курса рассмотреть социальные процессы и явлений, во всем многообразии факторов, определяющих их развитие и изменение, а также, дать описание генезиса базовых социологических концептов и теорий их описывающих.

Задачи курса:

-дать описание социально-философских предпосылок и основных этапов формирования социологической теории;

- познакомить студентов с содержанием и сущностью основных социологических понятий;

-определить основные социальные явления и кратко описать этапы их развития и формирования;

-рассмотреть процесс развития основных социальных институтов и их современное состояние;

-описать основные элементы социологической методологии, познакомить студентов с качественными и количественными исследованиями.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника.

Данный курс занимает важное место в процессе подготовки выпускника и способствует углубленному пониманию сущности социальных явлений, а также самостоятельному освоению отдельных аспектов социологической теории.

Требование к уровню освоения содержания курса.

Освоение студентами социологической теории и методологии, понятийного аппарата социологии, а также понимание места социологии в структуре социальных и гуманитарных наук.

Содержание курса состоит из 12 тем с распределением часов курса по темам и видам работ.

Изучив «Социологию» студенты должны знать:

- основные этапы формирования социологической теории;

-структуру социологического знания и основные социологические понятия;

- взаимосвязь социальных процессов и явлений и их влияние на различные сферы социальной жизни.

Раздел 2. Тематический план учебной дисциплины

№ п/п Бюджет учебного времени в том числе Форма текущего и итогового контроля
Наименование раздела, подраздела, темы лекции   всего лекции Лабораторные и практические Семинарские занятия Самостоятельная работа
 
  Очная полная программа направления
  Социология как наука и учебная дисциплина.      
Этапы развития и становления социологии.      
3.     Методы социологических исследований      
4. Социология культуры.      
5. Социология личности.      
6. Социализация личности.      
7. Социальные институты      
8. Общество как социальная система      
9. Социальная структура и социальная стратификация      
10. Социальные общности      
11. Социальные организации      
12. Социология девиантного поведения      
  Итого:     Зачет

Раздел 3. Содержание учебной дисциплины «Социология»

Раздел 1. История социологии и социологическая методология

Тема 1. Социология как наука и учебная дисциплина

Объект социологической науки и объекты смежных социальных наук. Различие в объектах гуманитарных и естественных наук. Место социологии в системе гуманитарных наук. Взаимодействие социологии с философией, историей, экономикой, политологией, а также другими гуманитарными и естественными науками. Предмет социологии и ее когнитивная перспектива. Критерии научности социологического знания. Формирование специфический социологический способ познания окружающего мира. Структура социологического знания. Макро и микросоциология. Разделение социологических исследований на прикладные и эмпирические. Специфика методов и средств социологического познания окружающего мира. Функции социологии: познавательная, методологическая, прогностическая, социотехнологическая и т.д.

Тема 2. Этапы развития и становления социологии

Характеристика и периодизация основных этапов развития социологии. Социально-политические предпосылки возникновения социологии. Зарождение идеи науки об обществе (О. Конт). Основные представления позитивистской социологии. Развитие идей О. Конта в творчестве Г. Спенсера. Институционализация социологии в Европе и творчество Э. Дюркгейма. Базовые представления дюркгеймовской социологии. Понимающая социология М. Вебера и становление классической социологии. Социологическая концепция К.Маркса и Ф.Энгельса. Становление и развитие социологии в России (М.М.Ковалевский, Н.К.Михайловский, Н.И.Кареев, П.А.Сорокин и др.). Основные социологические школы в современной западной социологии: этнометодология, феноменология, структурный функционализм, интеракционизм.

Тема 3. Методы социологических исследований

Определение социологических методов и технических процедур. Различие между социологическими исследованиями и социальными исследованиями. История формирования и основные этапы становления качественной и количественной методологии в социологии. Определение качественного исследования. Определение количественного исследования. Основные качественные и количественные методы получения социологических данных. Исследовательское интервью. Разновидности метода интервьюирования. Определение качественного социологического интервью. Этапы формирования интервью как социологического метода. Основные подходы к анализу текста интервью. Описание использования экспериментального метода в социологии (С. Милграм, К. Хейни). Разновидности социологических экспериментов. Этапы социологического эксперимента. Ошибки построения эксперимента (Э. Майо, Р. Розенталь, Л. Якобсон). Массовые опросы. Различие между выборочными исследованиями и сплошными исследованиями. Формирование выборки и основные виды выборок (случайная выборка, стратификационная выборка, систематическая выборка, кластерная выборка). Разовые и лонгитюдные исследования.

Раздел 2. Личность и процесс социализации

Тема 1. Социология культуры

Понимание культуры в социологии. История формирования социологического понимания культуры. Уровни культуры и проявление культуры в повседневной жизни. Функции институтов культуры. Анализ культуры как системы социальных норм: обычаи, нравственные нормы, институциональные нормы, закон. Культурный элемент и культурный комплекс. Типы и формы культуры. Типология культур П. Сорокина. Описание основных субкультур и механизмы формирования субкультур. Контркультура и ее взаимодействие с доминирующей культурой. Базовые культурные институты. Развитие культуры и «культурный лаг» (У. Огборн).

Тема 2. Социология личности

Диалектика социального и биологического в человеке. Понимание личности в социологии. Культурная и биологическая эволюция. Основные теории личности (Ч. Кули, Д. Мид, Р. Тернер, И. Гоффман, З. Фрейд, П. Сорокин и т.д.). Парадигмы социального поведения (Дж. Хоманс, П. Блау, П. Бергер, М. Вебер, Т. Парсонс и т.д.). Основные факторы формирования личности. Социальный статус и статусный набор. Характеристика основных понятий: приписанный статус, прирожденный статус, достигнутый статус, основной статус. Социальные роли и ролевой конфликт. Ролевая теория личности (Р. Минтон, Р. Мертон, Т. Парсонс). Характеристики социальных ролей.

Тема 3. Социализации личности

Особенности социологического понимания социализации. Различие между процессом социализации и адаптации. Первичная и вторичная социализация. Описание базовых понятий: интериорезация, экстериоризация, десоциализация. Различные социологические подходы к пониманию социализации (адаптивистская концепция, концепция кризисов социализации). Этапы социализации (Э. Эриксон, Г.Е. Зборовский и т.д.).

Тема 4. Социальные институты

Определение понятия «социальный институт». Различные подходы к пониманию социальных институтов в социологии (Т. Веблен, Р. Миллс, А. Гелен, П. Бергер, С.С. Фролов и т.д.). Основные социальные институты. Процесс институционализации и институционального кризиса. Основные элементы и признаки социальных институтов. Главные и неглавные социальные институты. Социальные практики как содержание социальных институтов. Функции и дисфункции социальных институтов (Р. Мертон, Т. Парсонс). Латентные явные функции социальных институтов.

Раздел 3. Социальные общности

Тема 1. Общество как социальная система

Особенность анализа общества как социальной системы. Определение понятия «общество». Признаки общества (Р. Марш, Э. Шилз). Подсистемы общества. Гражданское общество как особая сфера общественной жизни. Концепции гражданского общества (Г. Гегель, К. Маркс). Основные теории общества (Платон, Аристотель, О. Конт, К. Маркс, М. Вебер). Эволюция общества от простых социальных форм к сложным. «Общность» и «общество» (Ф. Теннис). Типологии общества. Формационный и цивилизационный подход к типологиязации общества (О. Тоффлер, Г. Ленски, Дж. Ленски, П. Сорокин). Процессы глобализации социальной жизни и включения общества в мировую систему.

Тема 2. Социальная структура и социальная стратификация

Генезис понятия «структура». Определение социальной структуры общества. «Классические» социологические теории социальной структуры. Современные социологические концепции социальной структуры. Структура современного российского общества. Социальная стратификация и социальная мобильность (П. Сорокин). Вертикальная и горизонтальная мобильность. Географическая мобильность. Масштаб социальной мобильности. Дистанция мобильности. Объем мобильности. Диапазон мобильности.

Тема 3. Социальные общности

Определение социальной общности. Разновидности социальных общностей. Определение социальных классов и теория классовых отношений. Признаки социальных общностей. Различные взгляды на классовые отношения (К. Маркс, М. Вебер). Современная классовая теория. Роль классов в современном обществе. Социальные агрегации. Роль России в мировом сообществе. Понимание процесса социальных изменений. Определение эволюционного и революционного пути изменения общества.

Тема 4. Социальные организации

Определение понятия социальная организация. Основные подходы к пониманию социальных организаций в социологии (К. Барнард, Д. Марча и Г. Саймон, П. Блау и У. Скотт, А. Этциони и т.д.). Характерные черты социальных организаций. Типологии социальных организаций. Формальные и неформальные организации. Описание бюрократических организаций (М. Вебер, Р. Ме6ртон и т.д.). Определение различных организационных форм. Структура и элементы социальных организаций.

Раздел 4. Социология отклоняющегося поведения

Тема 1. Социология девиантного поведения

Определение и специфика социальных норм. Особенности социального контроля и нормативного поведения. Описание общественных санкций и конформного поведения. Дефиниция девиантного, делинквентного и отклоняющегося поведения. Разновидности отклоняющегося поведения. Первичные и вторичные отклонения. Культурно одобряемые и культурно осуждаемые отклонения. Основные теории формирования девиантного поведения (Э. Дюркгейм, Р. Мертон, И. Гофман, К. Маркс, Э. Сазерленд, В. Миллер и т.д.). Представление об изменении социальных норм и нормативного поведения.

Раздел 4. Самостоятельная работа

Раздел 1. История социологии и социологическая методология

ТЕМЫ ЭССЕ

1. Место социологии в системе наук об обществе.

2. Соотношение теоретического и эмпирического в социологии.

3. О. Конт и его позитивистская социология.

4. Эволюционистская социология Г.Спенсера.

5. Проблема человека в социологии.

6. Воззрения Э. Дюркгейма на общество как особую духовную реальность.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Назовите объект и предмет социологии?

2. Охарактеризуйте основные этапы развития социологии.

3. Назовите основные современные социологические направления.

4. Что такое социологический опрос?

5. Дайте определение выборки?

6. Что представляет собой социологическое интервью?

ТЕСТ 1.

1. Какие из подходов к определению социологии являются верными:

а) обществоведческий.

б) конкретно-поведенческий.

в) обществоведческий и конкретно-поведенческий.

2. Основателем, какого философского направления был О. Конт:

а) операционализм.

б) позитивизм.

в) постструктурализм.

г) функционализм.

3. Охарактеризуйте три периода творчества О. Конта:__________________________________________________________

4. О. Конт сформулировал закон «трех стадий» перечислите эти стадии:___________________________________________________________

5. По мнению О. Конта социология изучает:

а) неизменные естественные законы.

б) сознание человека.

в) существование людей в крупных городах.

г) изменение общественной жизни.

6. Предмет социологи – это:

а) часть социальной жизни, отражающая типичное в поведении

людей.

б) особенности взаимоотношений членов общества.

в) изменения в жизнедеятельности социальных групп.

7. Для О. Конта общество является часть:

а) государства;

б) цивилизации;

в) вселенной;

г) человечества.

8. По мнению О. Конта социальная статика изучает:

а) социальную структуру общества;

б) межличностные отношения;

в) психические процессы;

г) процесс коммуникации.

9. К каким наукам относится социология:

а) к гуманитарным.

б) к социальным.

в) и к тем, и к другим.

10. Г. Спенсер считал, что главной задачей социологии является изучение эволюции:

а) сознания;

б) социальных институтов;

в) средств производства;

г) социальных норм.

11. Интервью – это:

а) Метод коммуникативного взаимодействия между коммуникантами.

б) Метод получения первичной информации путем беседы.

в) Метод, направленный на получение истины.

г) Метод ведения деловых переговоров.

Раздел 2. Личность и процесс социализации

ТЕМЫ ЭССЕ

1. Концепция личности З. Фрейда.

2. Поведенческая концепция личности Б. Скиннера.

3. Концепции формирования личности.

4. Основные каналы социализации личности.

5. Ценности и их роль в социализации личности.

6. Массовая культура: ее «плюсы» и «минусы».

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Дайте определение понятию «личность».

2. Что такое социальные статусы и социальные роли?

3. Назовите основные этапы социализации.

4. Что такое интериоризация?

5. Назовите основные институты кульуры.

6. Дайте определение субкультуре и контркультуре.

ТЕСТ 2.

Наши рекомендации