Раздел 3. Социальное проектирование
Л – 9 ч, ПЗ – 6 ч, ЛР - ___ ч, СРС – 15 ч.
Тема 9. Сущность социального проектирования. Его место в системе управления.
Стадии, методы и инструментарий социального прогнозирования, разработка социальных программ и планов. Экспертная оценка. Экстраполяция. Моделирование. Аналогии. Составление сценариев. Комплексные методики.
Тема 10. Типология проектов. Нововведения, информационное и ресурсное обеспечение социального проектирования.
Основные типы проектов: по характеру проектируемых изменений, по направлениям деятельности, по особенностям финансирования, по масштабам, по срокам реализации. Престиж-проекты. Псевдопроекты. Информационное и ресурсное обеспечение социального проектирования. Технология социального проектирования. Концепции нового мирового экономического порядка. Модели мирового развития. Концепция будущего мирового развития Д. Медоуза. Модель мирового развития Д. Несбитта и П. Эбурден. Концепция Римского клуба. Региональные модели. «Китай - 2000 г.». Будущее современной России.
Тема 11. Проектные работы в области изучения общественного мнения, организации работы маркетинговых служб, проведения социальной экспертизы.
Соотношение прогнозирования и проектирования. Порядок ведения проектных работ: разработка концепции, основных характеристик проекта. Актуальность и обоснование проекта. Планирование: по правилу ресурсов, по правилу времени, по правилу места, по правилу последствий. Виды и способы планирования. Проектирование как вид коллективной деятельности.
Заключение
Л – ___ ч.
4.3 Перечень тем практических занятий
Таблица 4.2 – Темы практических занятий
№ п.п. | Номер темы дисциплины | Наименование темы практического занятия |
Методологические подходы к определению категории «будущее» | ||
Сознание и прогноз | ||
Предвидение в системе представлений о будущем | ||
Место социального прогнозирования и проектирования в предвидении | ||
Методы социального прогнозирования и проектирования | ||
Формы и направления социального прогнозирования и проектирования | ||
Социальное прогнозирование и проектирование в условиях перехода к рыночным отношениям | ||
Особенности содержания социального проектирования | ||
Прогнозно-проектное обоснование социальных нововведений | ||
Глобальное моделирование мира |
4.4 Перечень тем лабораторных работ
Не предусмотрены
4.5 Виды самостоятельной работы студентов
Таблица 4.4 – Виды самостоятельной работы студентов (СРС)
Номер темы (раздела) дисциплины | Вид самостоятельной работы студентов | Трудоёмкость, часов |
Подготовка к аудиторным занятиям | ||
Подготовка к аудиторным занятиям | ||
Изучение теоретического материала | ||
Подготовка к аудиторным занятиям | ||
Изучение теоретического материала | ||
Подготовка к аудиторным занятиям | ||
Подготовка к аудиторным занятиям | ||
Подготовка к аудиторным занятиям | ||
Подготовка к аудиторным занятиям | ||
Изучение теоретического материала | ||
Подготовка к аудиторным занятиям | ||
Изучение теоретического материала | ||
Подготовка к аудиторным занятиям | ||
Изучение теоретического материала | ||
Подготовка к аудиторным занятиям | ||
Изучение теоретического материала | ||
Подготовка к аудиторным занятиям | ||
Курсовая работа | ||
Итого: в ч / в ЗЕ | 63 / 1,75 |
4.5.1. Тематика для самостоятельного изучения дисциплины
Тема 3. Сущность социального прогнозирования
Тема 4. Типы социальных прогнозов
Тема 8. Основные сферы социального прогнозирования
Тема 9. Место социального проектирования в социальном управлении
Тема 10. Технологии разработки социального проекта
Тема 11. Особенности социальных проектов в современном российском обществе
Подготовка к аудиторным занятиям
Перед каждым аудиторным занятием студент должен проработать теоретический материал по рекомендованным основным монографиям, методическим пособиям, статьям ведущих отечественных и зарубежных специалистов по дисциплине по следующим вопросам:
1. Предмет, объект, базовые понятия учебной дисциплины социальное прогнозирование и проектирование.
2. Место прогностической функции в социологической теории.
3. Характерные особенности понятия социальное будущее.
4. Особенности социологической науки в исследовании социального будущего.
5. Критерии разграничения этапов развития представлении о социальном будущем.
6. Основные донаучные методы исследования социального будущего.
7. Основные научные социологические подходы к исследованию социального будущего.
8. Категория идеальное и социальное будущее.
9. Идеализация, идея, идеальное и социальное будущее.
10. Механизм формирования личности, осознание своего социального будущего.
11. Типология личности в категориях осознания своего социального будущего.
12. Осознание социального будущего, основы социального регулирования.
13. Научные формы предвидения.
14. Ненаучные формы предвидения.
15. Место прогноза среди других форм предвидения.
16. Особенности прогнозирования.
17. Содержание нормативного прогнозирования.
18. Принципиальные различия между прогнозами и проектом.
19. Основные виды социальных проектов
20. Особенности прогнозов и проектов в социальной сфере.
21. Особенности социологических прогнозов и проектов.
22. Особенности прогностических критериев истинности прогноза.
23. Описать какой-либо социальный проект.
24. Особенности прогностической деятельности.
25. Особенности экономических прогнозов.
26. Особенности научно-технических прогнозов.
27. Составление прогнозов на основе методов аналогии и экстраполяции, экспертной оценки.
28. Особенности моделей мирового развития в начале XXI века.
29. Сценарии развития России в начале XXI века.
30. Разработка социального проекта на свободную тему по выбору студента.
31. Составление методики социального проекта на свободную тему по выбору студента.
Курсовая работа
Темы курсовых работ
1. Личность в современном обществе: проблема осознания своего социального будущего.
2. Методы прогнозирования и проектирования в социологических исследованиях.
3. Анитиципаторная роль сознания.
4. Предвидение: общие характеристики.
5. Формы предвидения.
6. Методики социального прогнозирования и проектирования.
7. Проблема нового. Нововведения и прогнозное обоснования.
8. Категория «будущее»: характеристики, свойства, сущность.
9. Предвидение и цель в развитии общества.
10. Принципы прогнозирования и проектирования.
11. Виды, формы прогнозов и проектов.
12. Конструирование социального будущего.
13. Социальное время.
14. Роль интуиции в социальном прогнозировании и проектировании..
15. Прогнозирование и проектирование в медицине и здравоохранении.
16. Экологическое прогнозирование и проектирование.
17. Социально-космическое прогнозирование и проектирование.
18. Научно-техническое прогнозирование и проектирование.
19. Экономическое прогнозирование и проектирование.
20. Демографическое прогнозирование и проектирование.
21. Этнографическое прогнозирование и проектирование.
22. Образовательно-педагогическое прогнозирование и проектирование.
23. Юридическое прогнозирование и проектирование.
24. Политическое прогнозирование и проектирование.
25. Военное прогнозирование и проектирование.
26. Культурно-эстетическое прогнозирование и проектирование.
27. Прогнозирование социальной структуры.
28. Прогнозирование будущего человека.
29. Технология социального проектирования.
30. Информационное и ресурсное обеспечение социального проектирования.
31. Ненаучные формы предвидения.
Требования к курсовой работе
Студент имеет возможность выбрать тему курсовой работы из числа предложенных или определить самостоятельно.
В структуре курсовой работы необходимо провести теоретический и методологический анализ выбранной студентом темы. Обозначить различные научные парадигмы исследуемой проблемы, провести вторничный анализ социологической информации по результатам исследования проведенных в других регионах страны, используя различные источники в научных публикациях.
5. Методические указания для обучающихся по изучению дисциплины
5.1. При изучении дисциплины обучающимся целесообразно выполнять следующие рекомендации:
1. Изучение учебной дисциплины должно вестись систематически.
2. После изучения какого-либо раздела по учебнику или конспектным материалам рекомендуется по памяти воспроизвести основные термины, определения, понятия раздела.
3. Особое внимание следует уделить выполнению отчетов по практическим занятиям, лабораторным работам и индивидуальным комплексным заданиям на самостоятельную работу.
4. Изучение дисциплины осуществляется в течение одного семестра, график изучения дисциплины приводится в разделе 7.
5. Вся тематика вопросов, изучаемых самостоятельно, задается на лекциях преподавателем. Им же даются источники (в первую очередь вновь изданные в периодической научной литературе) для более детального понимания вопросов, озвученных на лекции.
5.2. Преподавание дисциплины ведется с применением следующих видов образовательных технологий:
информационные технологии – использование электронных образовательных ресурсов (видеолекций, социологических сайтов) при подготовке к лекциям и самостоятельной работе.
6 Фонды оценочных средств дисциплины
6.1 Текущий контроль освоения заданных дисциплинарных частей компетенций
Текущий контроль освоениядисциплинарных частей компетенций проводится в следующих формах:
- опрос
6.2 Рубежный контроль освоения заданных дисциплинарных частей компетенций
Рубежный контроль освоения дисциплинарных частей компетенций проводится по окончании модулей дисциплины в следующих формах:
· контрольные работы (модуль 1, 2)
· курсовая работа
6.3 Промежуточная аттестация (итоговый контроль) освоения заданных дисциплинарных частей компетенций
1) Экзамен
Экзамен по дисциплине проводится в устной форме по экзаменационным билетам. Билет содержит два вопроса из разных тем и одно практическое задание.
Фонды оценочных средств, включающие контрольные вопросы к текущему и рубежному контролю, теоретические вопросы к экзамену, типовые задания к практическим занятиям и к экзамену, критерии и методы оценки, позволяющие оценить результаты освоения данной дисциплины, входят в состав РПД в виде приложения.
6.4 Виды текущего и рубежного контроля и промежуточной аттестации (итогового контроля) освоения элементов и частей компетенций
Таблица 6.1. Виды контроля освоения элементов и частей компетенций
Контролируемые результаты освоения дисциплины (ЗУВы) | Вид контроля | |||||
Текущий контроль (ТК) | Рубежный контроль | Промежуточная аттестация (итоговый контроль) | ||||
РКР | ПЗ | |||||
ТВ | ПЗ, КР | |||||
Усвоенные знания | ||||||
Знает: | ||||||
современные методы, принципы, категории, теории социологии, необходимые для социального прогнозирования и проектирования | + | + | + | |||
современные проблемы социологии в области прогнозирования и проектирования | + | + | + | |||
основы прогнозирования и проектирования | + | + | + | |||
инструментарий разработки проектов | + | + | + | |||
нормативные документы для составления проектов научно-исследовательских разработок | + | + | + | |||
сущность понятия «современные социальные технологии» | + | + | + | |||
возможность использования современных социальных технологий в социальном прогнозировании и проектировании | + | + | + | |||
теоретические и методические особенности планирования проектных работ в области изучения общественного мнения | + | + | + | |||
особенности проведения социальной экспертизы политических и научно-технических решений | + | + | + | |||
основные социологические категории в области бизнеса и предпринимательства | + | + | + | |||
основные социологические исследования в области общественного мнения, проведения экспертизы политических и научно-технических решений | + | + | + | |||
Освоенные умения | ||||||
Умеет: | ||||||
выделять основные социальные проблемы в современном обществе | + | + | ||||
применять основные методы прогнозирования и проектирования к решению социальных проблем | + | + | ||||
квалифицированно выделять и анализировать современные социальные проекты на основе теоретических подходов социологии | + | + | ||||
составлять и представлять социальные проекты научно-исследовательских разработок | + | + | ||||
составлять социальные проекты на основе нормативных документов | + | + | ||||
выявлять связи между социальными прогнозами, проектами и социальными технологиями | + | + | ||||
выявлять новые социальные технологии для социального прогнозирования и проектирования | + | + | ||||
планировать проектные работы в области изучения общественного мнения | + | + | ||||
организовать работу маркетинговой службы | + | + | ||||
проводить экспертизу политических и научно-теоретических решений | + | + | ||||
выделять основные виды и проблемы предпринимательства в современном обществе и изучать общественное мнение в данной среде | + | + | ||||
соотносить социальные аспекты бизнеса и предпринимательства с точки зрения планирования и проектирования | + | + | ||||
Приобретенные навыки | ||||||
Владеет: | ||||||
методами прогнозирования и проектирования для исследования социальных проблем | + | + | ||||
социологическими способами выявления социальных проблем | + | + | ||||
навыками использования полученных знаний в прогнозировании социальных процессов в соответствии с нормативной документацией | + | + | ||||
навыками поиска требуемой социологической информации для разработки новых социальных технологий | + | + | ||||
приемами осваивания новых методов в области социологии управления | + | + | ||||
навыками планирования проектной работы в области изучения общественного мнения | + | + | ||||
навыками проведения экспертизы политических и научно-технических решений | + | + | ||||
методами исследования социологических проблем бизнеса и предпринимательств | + | + |
ТО – текущий опрос (контроль знаний по теме)
РКР – рубежная контрольная работа по модулю (оценка знаний)
ПЗ – практическое занятие
ТВ – теоретический вопрос к экзамену
ПЗ, КР – практическое задание к экзамену, курсовая работа
7 График учебного процесса по дисциплине
Таблица 7.1 – График учебного процесса по дисциплине
Вид работы | Распределение часов по учебным неделям, 6 семестр | Итого, ч | |||||||||||||||||
*1 | |||||||||||||||||||
Раздел: | Р1 | Р2 | Р3 | ||||||||||||||||
Лекции | |||||||||||||||||||
Практические занятия | |||||||||||||||||||
КСР | |||||||||||||||||||
Изучение теоретического материала | |||||||||||||||||||
Подготовка к аудиторным занятиям | |||||||||||||||||||
Курсовая работа | |||||||||||||||||||
Модуль: | М1 | М2 | |||||||||||||||||
Рубежная контрольная работа | + | + | |||||||||||||||||
Дисциплин. контроль | экзамен |
8 Перечень учебно-методического и информационного обеспечения
для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
8.1 Карта обеспеченности дисциплины учебно-методической литературой
Б1.В.07 Социальные прогнозирование и проектирование | Блок 1 Дисциплины (модули) | ||
(цикл дисциплины) | |||
базовая часть цикла | х | обязательная | |
х | вариативная часть цикла | по выбору студента | |
(индекс и полное название дисциплины) |
39.03.01 | Социология, Социальная структура, социальные институты и процессы | |
(код направления подготовки) | (полное название направления подготовки) |
СОЦ / С | Уровень подготовки: | специалист | Форма обучения: | х | очная | |
х | бакалавр | заочная | ||||
(аббревиатура направления) | магистр | очно-заочная |
Семестр(-ы): | Количество групп: | 1 | |||
(год утверждения учебного плана ООП) | Количество студентов: | 20 |
Стегний В.Н., д-р социол. наук, профессор, гуманитарный факультет, кафедра социологии и политологии, 2-198-045
8.2. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
№ | Библиографическое описание (автор, заглавие, вид издания, место, издательство, год издания, количество страниц) | Количество экземпляров в библиотеке |
1 Основная литература | ||
Стегний В.Н. Социальное прогнозирование и проектирование. – Пермь, 2008. – 218 с. | 150 + ЭБ | |
Стегний В.Н. Основные сферы социального прогнозирования. – Пермь, 2008. – 181 с. | ||
Арженовский С.В. Методы социально-экономического прогнозирования. – М., 2009. – 236 с. | ||
2 Дополнительная литература | ||
2.1 Учебные и научные издания | ||
Бестужев-Лада И.В. Социальное прогнозирование. – М., 2001. – 389 с. | ||
Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. – М., 2002. – 259 с. | ||
Луков В.А. Социальное проектирование. – М., 2004. – 239 с. | ||
Лесков Л.В. Футуросинергетика: универсальная теория систем. – М., 2005. – 170 с. | ||
Будущее России: вызовы и проекты. – М., 2008. – 261 с. | ||
Валлерстайн И. Конец знакомого мира. Социология XXI века. – М., 2004. – 355 с. | ||
2.2 Периодические издания | ||
Социологические исследования | ||
Общественные науки и современность | ||
Человек, культура, общество | ||
Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки | ||
2.3 Нормативно-технические издания | ||
Не предусмотрены | ||
2.4 Официальные издания | ||
Не предусмотрены | ||
2.5. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины | ||
Электронная библиотека Научной библиотеки Пермского национального исследовательского политехнического университета [Электронный ресурс : полнотекстовая база данных электрон. документов изданных в Изд-ве ПНИПУ]. – Электрон. дан. (1 912 записей). – Пермь, 2014- . – Режим доступа: http://elib.pstu.ru/. – Загл. с экрана. | ||
Лань[Электронный ресурс : электрон.-библ. система : полнотекстовая база данных электрон. документов по гуманит., естеств., и техн. наукам] / Изд-во «Лань». – Санкт-Петербург : Лань, 2010- . – Режим доступа: http://e.lanbook.com/. – Загл. с экрана. | ||
Консультант Плюс [Электронный ресурс : справочная правовая система : документы и комментарии : универсал. информ. ресурс]. – Версия Проф, сетевая. – Москва, 1992– . – Режим доступа: Компьютер. сеть Науч. б-ки Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, свободный |