Географический детерминизм, органицизм, психологизм.
Географическое направление – идеи Льва Ильича Мечникова. Отвергает концепцию социал-дарвинизма и закон борьбы за существование в обществе. Формулирует истинные специфические законы общественной жизни, критерии социального прогресса. В обществе стремление к кооперации, сотрудничеству является определяющим. Центральная идея – идея общественного прогресса.
Органическая школа - А.И.Стронин и П.Ф.Лилиенфельд. Социальное знание строить по аналогии с биологическим. Общество - единый организм, а его институты – отдельные фрагменты. Социология как физиология. Общество в виде пирамиды. Вечность и неизменность главных общественных институтов, а попытки их насильственного изменения – патология. Ограниченность социологической концепции.
Психологическая школа – Е.В.ДеРоберти, Н.И.Кареев, Н.М.Коркунов.
Е.В.ДеРоберти: Социальные изменения как психологические процессы. Социология как этика, как наука о человеческом духе. Главная цель - познание законов психологического взаимодействия. Двухуровневая модель изучения общества: «естественная история общества» (конкретная социология) и «естественная наука общества». Основной метод – социологическое описание (рациональное объяснение фактов). Центральная категория – «надорганическое» - форма мировой энергии.
Н.И.Кареев: между биологией и социологией – коллективная психология. Главная проблема – вопрос о методе социального познания, трактовка коллективной психологии как основы общества. «Социальная организация» - индикатор положения индивида в трех измерениях: юридическом, политическом, экономическом – показатель предела индивидуальной свободы. Он является предметом социологии.
Н.М.Коркунов: «психическое» - результат межпоколенной трансляции знаний, чувств и воли. Неустранимость зависимости людей от общества.
Концепция историко-культурных типов Н.Я.Данилевского.
Критика европоцентризма. Введение «естественной системы» группировки исторических событий. Культурно-историческая система как живой организм.
Мировая культура – есть поток, расчленяемый по горизонтальному и вертикальному измерениям.
Культура проходит четыре периода,составляющих цикл ее жизни: 1)подготовительный, 2)государственный, 3)культурный, 4)периодлибо «апатии отчаяния», либо «апатии самодовольства».
Два вида культур: замкнутые и преемственные. Основной тезис концепции Д. – культура есть объективизация национального характера.
Социологическая концепция народничества.
Народничество – это идеология и движение разночинной интеллигенции против остатков крепостничества и развития капитализма. Социологический субъективизм, внеисторический подход к оценке явлений.
В социологии народничества – различные направления. Две тенденции – революционная и либеральная.
Субъективное направление. П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский. 1) личность – главная социальная сила; 2) принципиальное противопоставление природы и общества; ценностный подход.
Лавров и Михайловский уделяли наибольшее влияние: 1) соотношению между социологией и историей, 2) предмету и методу социологии, 3) роли личности в истории, 4) теории прогресса, 5) роли государства в жизни общества.
В 80-х – нач. 90-х гг. в субъективной социологии две новые тенденции: 1) интерес к анализу экономического фактора, его роли в жизни общества (Лавров); 2) обращение к социальной психологии, исследование общества с помощью категорий психологии (Михайловский). Проблема подражания. Способы влияния сильной личности на настроения масс.
Историко-сравнительная социология М.М.Ковалевского.
Влияние позитивизма О.Конта, эволюционных теорий Г.Спенсера, Ч.Дарвина и в какой-то степени К.Маркса. Главный социологический метод – исследование сходных и типичных черт в истории различных стран и народов. Социологическая точка зрения – синтез экономики, юриспруденции и политики. В центре его теории – учение о солидарности. В истории человечества выделяется ряд основных периодов в соответствии со степенью развития солидарности и ее осознания – родовое единство, патриотизм, космополитизм. Теория факторов. Поворот в сторону плюрализма, «многофакторности». Системный характер социальных взаимодействий.