Детерминизм как способ (модель) объяснения в истории социологии. Географический детерминизм.

Детерминизм - философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Учение о причинности, закономерности, генетической связи, обусловленности всех явлений и процессов, происходящих в мире. Детерминизм явл-ся наиболее важным инструментом объяснения и предвидения будущего, представление о появлении новых свойств и любых объектов в их развитии.

Географический детерминизм-немарксистская социологическая концепция, пытающаяся объяснить явления общественной жизни особенностями природных условий и географическим положением страны или района. Его представители видят в географической среде или её отдельных элементах определяющую силу развития человеческого общества.

Географические факторы определяют человека и общество. Общество укоренено к почве.

Шарль Луи де Монтескьё (1689-1755) - французский писатель, правовед и философ. Основной труд «Дух законов». Интерес Монтескье был прикован прежде всего к непосредственным, часто очень грубо понимавшимся отдельным связям между климатом, народным характером и законодательством. Философ объяснял манию англичан к самоубийству климатом. Полагал, что открыл в климатических различиях между Европой и Азией «великую причину слабости Азии и силы Европы, свободы Европы и рабства Азии». Раздвоение между природой как разумом и природой как детерминирующей принудительной силой может считаться главной темой его мышления. Он не урегулировал этот внутренний конфликт и не смог последовательно и органично провести учение о климате.

Карл Шмитт (1888-1985)– немецкий философ. «Земля и море»: деление держав на морские (Англия) и сухопутные (Россия).

Фридрих Ратцель (1844-1904) - немецкий географ, этнограф, социолог. Основные труды — о взаимоотношении человека и окружающей природной среды. Р. — один из основателей школы антропогеографии. Ошибочная концепция Р. об определяющем влиянии природы на культуру и социально-политические отношения оказала существенное влияние на формирование геополитики. Ратцель исходил из идеи, что государство представляет собой организм, который развивается, стареет и умирает; законы этого развития зависят от географических факторов.

27. Психология масс, толпы в социологии (кон.19 – нач. 20 вв.) (Г.Тард, Г.Лебон).

20 век – век публики, век толпы. Толпа — бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.Термин «толпа» вошел в социальную психологию в период мощного революционного подъема масс в конце XIX-начале XX в. Под толпой психологи в то время понимали главным образом слабо организованные выступления трудящихся против эксплуататоров.
1) в 19 в. Власть толпы сменяет власть элит.

2) осн. свойства толпы: анонимность, распространение мнения, внушаемость, стремление немедленно претворить идеи в жизнь.

3) психология толпы похожа на психологию дикарей, женщин и детей: импульсивность, раздражительность, неспособность обдумывать поступки.

4) поведение толпы изменчиво.

5) толпа впадает в крайность.

6) массы уважают только силу.

7) идеи категоричны и не связны

8) рассуждения примитивны

9) воспринимает только образы

10) толпе необходим вожак (деятелен, энергичен, фанатичен)

Гюстав Лебон (1841-1931) – франц. психолог, социолог, основатель соц.психологии, работы: «Эволюция цивилизации» (1895), «Психология народов и масс» (1896), «Психология социализма». Он полагал, массами людей правят бессознательные инстинкты, особенно тогда, когда человек оказывается в толпе. Г. Лебон выделяет отличительные признаки поведения человека в массе: обезличенность, резкое преобладание чувств, утрата интеллекта, утрата личной ответственности. Тема его работ — соц.-психол. факторы коллективного поведения.

Г. Лебон, отождествляя толпу с массой, предсказывал наступление «эры масс».

Габриель жан Тард (1843-1904) - французский социолог и криминолог, один из основателей субъективно-психол. направления в западной социологии. Он трактует общество именно как процесс подражания, понимая под ним элементарное копирование и повторение одними людьми поведения других. Идеи: абсолютизация роли подражания в общественной жизни; исследование толпы как наиболее спонтанного проявления неорганизованной активности масс; дифференциация стихийного настроения и общественного мнения; анализ социально-психологического феномена умонастроения, которое он называл «социальной логикой».

Наши рекомендации