Семинар 1. Предпосылки формирования новых теоретических подходов в социологии.
ОСНОВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ, ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ, ЛИТЕРАТУРА В ЭЛЕКТРОННЫХ БИБЛИОТЕКАХ, СОТРУДНИЧАЮЩИХ С РГУ
Для дисциплины «Современные социологические теории» предложена следующая литература и источники.
Основная литература:
1. Головин Н. А. Современные социологические теории: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. А. Головин. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 377 с. — Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс.
2. Кравченко С. А. Социология. В 2 т. Т. 1. Классические теории через призму социологического воображения: учебник для академического бакалавриата / С. А. Кравченко. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 584 с. — Серия: Бакалавр. Академический курс.
3. Ритцер Дж. Современные социологические теории = ModernsociologicalTheory: [пер. с англ.] / Д. Ритцер. 7–е изд. СПб.: ПИТЕР, 2012.
4. Волков Ю. Е. Социология: Учебное пособие для магистрантов / Ю. Е. Волков. – М.: Издательско–торговая корпорация «Дашков и Ко», 2014. – 400 с.
Дополнительная литература:
1. История социологии: учебник для бакалавров / А. В. Воронцов, М. Б. Глотов, И. А. Громов; под общ. ред. А. В. Воронцова. — М.: Издательство Юрайт, 2013. — 459 с. — Серия: Бакалавр. Углубленный курс.
2. Афанасьев В.В. Западная социология ХХ века: учеб. пособие / В.В. Афанасьев. — М.: ИНФРА—М, 2017. — 285 с.
3. История теоретической социологии. Социология второй половины ХХ — начала XXI века: учебное пособие / Ю. Н. Давыдов, Р. Н. Абрамов, С. П. Баньковская, А. Б. Гофман, И. Ф. Девятко. – Москва: Академический проект, 2012. – 526 с.
4. Гофман А. Б.Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов. 5–е изд. — М.: Высшая школа, 2015. — 240 с.
5. Ионин Л.Г. Философия и методология эмпирической социологии. — М.: Изд.дом ГУ ВШЭ, 2014.
6. Громов И., Мацкевич А., Семенов В. Западная теоретическая социология. — СПб: Ольга, 2012.
7. История теоретической социологии: [в 4 т. / отв. ред., сост. Ю.Н. Давыдов]. —Москва: Канон+: Реабилитация, 2012.
8. Козер Л. Мастера социологической мысли: идеи в историческом и социальном контексте. — М: Норма, 2016.
9. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. — М.: Республика, Культурная революция, 2016.
10. Бергер П, Лукман Т. Социальное конструирование реальности. — М.: Медиум, 2013.
11. Акулич М.М. Современные социологические теории: продвинутый курс: учебно–методическое пособие для студентов направления 040100.68 "Социология" / М.М. Акулич,Т.В. Латышева. — Тюмень: Изд–во ТюмГУ. Ч. 2. — 2012. — 84 с.
12. Олсон М. Возвышение и упадок народов = TheRiseandDeclineofNations: экономический рост, стагфляция и социальный склероз: перевод с английского / М. Олсон. — Москва: Новое издательство, 2013. — 324 с.
После проведения веб–квеста были выявлены такие оптимальные интернет–ресурсы для данной дисциплины, как:
1. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/INDEX_SOCIO.php – социологический раздел библиотеки Гумера, содержит некоторые первоисточники и учебную литературу.
2. http://www.biblioclub.ru – «Университетская библиотека», содержит первоисточники по многим из предложенных тем семинаров.
3. http://elibrary.ru – научная электронная библиотека, интегрированная с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ), содержит полнотекстовые научные статьи, авторефераты диссертаций и монографии.
4. http://ecsocman.hse.ru – Федеральный образовательный портал «ЭСМ».
5. http://www.isras.ru – официальный сайт Института социологии РАН.
6. http://www.isras.ru/socis.html – Архив журнала «Социологические исследования».
7. http://www.jourssa.ru – Журнал социологии и социальной антропологии.
8. http://socio.msu.ru – Сайт факультета социологии МГУ, содержит журналы «Социология», Вестник Московского университета.
9. http://soc.lib.ru – Библиотека Максима Мошкова.
10. http://www.socjournal.ru – «Социологический журнал».
11. http://uisrussia.msu.ru – Университетская информационная система «Россия», содержит базу периодических изданий.
12. http://www.vscc.ac.ru – Сайт Института социально–экономического развития территорий РАН.
13. http://window.edu.ru – единое окно доступа к образовательным ресурсам.
14. http://lib.socio.msu.ru/l/library – Электронная библиотека социологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова
15. http:// www.levada.ru/zhurnal– российский социологический научный журнал «Вестник общественного мнения», издаваемый Левада–Центром.
16. http://jour.isras.ru/index.php/vlast/index–Общенациональный научно–политический журнал «Власть».
17. http://www.zpu–journal.ru–междисциплинарныйпечатный и электронный научный журнал Московского гуманитарного университета, в котором освещаются фундаментальные и прикладные исследования в области гуманитарных наук «Знание. Понимание. Умение».
18. http://www.lko.ru–международный научно–теоретический, междисциплинарный журнал социальных и гуманитарных наук «Личность. Культура. Общество».
19. http://www.isras.ru/4M.html–Научный журнал "Социология: методология, методы и математическое моделирование" (Социология: 4М)
20. https://sociologica.hse.ru–«Социологическое обозрение» – академический рецензируемый журнал по теоретическим, эмпирическим и историческим исследованиям в социальных науках.
ЭЛЕКТРОННО–БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА (ЭБС) «ИНФРА–М» «ZNANIUM.COM»
1. Осипов Г. В. Москвичев Л. Н.Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов / Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. – 2–e изд., испр. и доп. – М.: НОРМА: НИЦ ИНФРА–М, 2015. – 912 с.
2. Немировский В. Г.Современная теоретическая социология: учебное пособие – М.: НИЦ ИНФРА–М, 2016. – 304 с.
3. Игебаева Ф. А.Социология: Учебное пособие/Игебаева Ф. А. – М.: НИЦ ИНФРА–М, 2016. – 236 с.
4. Афанасьев В. В.Западная социология XX века: Учебное пособие/Афанасьев В.В. – М.: НИЦ ИНФРА–М, 2016. – 285 с.
НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА «ELIBRARY.RU»
1. Социология: учебник / В.Н. Лавриненко, О.А. Останина, Л.М. Путилова [и др.]; науч. ред. В.Н. Лавриненко. – 4–е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2015. – 480 с.
2. История социологии: учебник для бакалавров / А. В. Воронцов, М. Б. Глотов, И. А. Громов; под общ. ред. А. В. Воронцова. — М.: Издательство Юрайт, 2013. — 459 с. — Серия: Бакалавр. Углубленный курс.
3. Социология: Учебник для бакалавров / О.Г. Бердюгина, В.А. Глазырин, А.В. Грибакин. – 4–е изд., испр. и доп. – М.: Изд–во Юрайт, 2012. – 400 с.
4. Немировский В. Г. Современная теоретическая социология: учебное пособие.– Москва: ИНФРА–М, 2016. – 303 с.
ТАБЛИЦА ТЕМ ЛЕКЦИЙ ПО УЧЕБНОМУ ПЛАНУ ПО ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И УРОВНЮ ВЛАДЕНИЯ
В результате освоения дисциплины СТУДЕНТ должен:
знать: проблематику, категориальный аппарат и главных представителей основных философских подходов к изучению науки и техники и их концепции динамики научного знания и логики научного открытия;иметь представление о предпосылочном знании и об основаниях науки, которые неявно обуславливают динамику научного знания; главные характеристики и проблемные моменты современной, постнеклассической науки; основные подходы к решению проблемы соотношения науки и техники (линейная, эволюционная модели); суть проблем гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях.
уметь:ориентироваться в социологической, социально-философской литературе по общенаучным проблемам, в мировоззренческих и методологических проблемах, возникающих в современной науке; анализировать информацию в области проблем развития научного знания; применять теоретические знания о закономерностях развития науки для решения практических задач специализированного научного поиска; оценивать социокультурные и аксиологические последствия научно-технических проектов; включать социальные ценности в процесс выбора стратегии исследовательской деятельности; приобретать новые знания, используя информационные технологии.
владеть:культурой социально-философского осмысления современных проблем науки и техники; приемами ведения дискуссии, диалога по мировоззренческим вопросам социологии.
№ п/п | Наименование разделов и тем дисциплины | Содержание темы |
Разд1 | Предпосылки формирования новых теоретических подходов в социологии | Фундаментальные черты развития мировой цивилизации в конце ХХ столетия. Политические и социально-экономические изменения конца ХХ века: крушение мировой коммунистической системы; политическая и экономическая интеграция стран Европы, Америки, Азии; проблемы сепаратизма и международного терроризма; глобальные проблемы и глобальные вызовы развития. Осмысление глобальных тенденций общественного развития в социальной мысли: концепция «конца истории» (Ф. Фукуяма), осмысление процессов глобализации в политической, экономической и культурной сферах; неконсервативная и нелиберальная (либертарианская) идеология; фундаменталистские идеологии в современном мире. Идеологический компонент в современном социологическом дискурсе. |
Разд 2 | Теоретические и методологические основы развития современной социологической теории | Разнообразие теоретических поисков в социологии конца 1980-х – 1990-х годов: от простого описания и эмпирического исследования до построения теоретических моделей, и разработки фундаментальных методологических подходов. Метафорика «конца» и «пост» в качестве средства, указывающего новое социальное качество, современности. Теории «конца истории», «конца идеологий», «конца утопий», «конца субъекта», теория «постматериалистических ценностей», теория «конца детства». Теории «конца трудового общества», «конца труда» как теории, осуществляющие фундаментальное переосмысление принципов социологического объяснения, отказ от «экономического» редукционизма. Оформление новых тем и сфер социологического интереса и анализа (историческая социология, медицинская социология, социальная геронтология и др.) |
Разд 3 | Разрешение методологических дилемм: «структура» и «действие», «общество» и «субъект» в социологической теории конца ХХ века | Вопросы теории социального действия и теории общества в социологии последней четверети ХХ века. Сущность методологической дилеммы «структуры» и «действия», «общества» и «субъекта». Подходы к решению дилеммы. Сущность фундаментальных теоретических разработок, посвященных проблематике «структуры» и «действия», «общества» и «субъекта»: теория «коммуникативного действия» Ю. Хабермаса; теория «конституирования общества» Э.Гидденса; теория социального пространства и габитуса П.Бурдье; системная теория Н.Лумана;теория общества М.Манна.Структуралистский конструктивизм П. Бурдье. Синтез структурализма и феноменологии. |
Разд 4 | Теории информационного общества | Информационное общество как принципиально новый этап исторического развития, наступивший вслед за индустриальным обществом (О.Тоффлер). О.Тоффлер: доиндустриальные культуры (первая волна), индустриальные культуры (вторая волна) и супериндустриальные культуры (третья волна). Характерные черты эпохи «третьей волны». Информационное общество как фаза индустриального общества, наступившая вслед за фазой массового производства и массового потребления, т.е. массового общества (Ф.Ферраротти). Современность как радикальная версия модерна (Ф. Ферраротти). Информационное общество как сетевое образование. Оппозиция сети (net) и «самости» (self) в современном обществе по М. Кастельсу. |
Разд5 | Постмодернистская социология конца ХХ в. Теории постмодерна | Сущность постмодерна. Кризис и упадок «великого нарратива» как характерная черта состояния постмодерна (Ж.-Ф.Лиотар). Атомизация общества и кризис этики в современной цивилизации. Ж. Бодрияр: создание «антисоциальной» теории. «Конец социального». Знаковое потребление. Замена потребительской стоимости символической стоимостью. Символический обмен как основополагающая универсалия современного потребительского общества. Превращение символов в гиперреальность. Симулякры -– знаки или образы, отрывающиеся по смыслу от конкретных объектов, явлений, событий, к которым они изначально относились, фальсифицированные копии, не соответствующие реальности. (Ж. Бодрийяр). Гиперреальность как совокупность симуляций. З. Бауман: социология постмодерна. Постмодернистское мышление. «Постмодернистская социология» и «социология постмодерна». Исследование хаотического пространства и хронической неопределенности. |
Разд 6 | Современные теории мировой системы и зависимости. Теории глобализации | Типичность интересов и типизация соответствующих идеологических и политических оценок в современной теории зависимости. Анализ основных политических и идеологических противоречий мировой экономической системы. Классификация компонентов мировой системы: ядро – полупериферия – периферия. Типы зависимости. Радикальная трактовка теории мировой системы и зависимости: А. Каллиникос «Антикапиталистический манифест». Глобализация как фундаментальный процесс развития современного мира. Социальный контекст теоретического осмысления глобализации на современном этапе. Интересы и ценностные ориентации как условия, определяющие своеобразие национальных школ интерпретации развития мировой экономической системы. Фундаментальные теории глобализации: теория глобализации Э. Гидденса, теория глобализации У. Бека; теория глобализации Р.Робертсона. Интерпретация глобализации в творчестве Э. Гидденса. Радикальные интерпретации глобализации. Феномен антиглобализма. |
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КАЖДОЙ ТЕМЕ
Задания для семинарских занятий.
1. Работа по подгруппам.
Задание: Рассказать о сущности теорий «конца истории», «конца идеологий», «конца утопий», «конца субъекта», «конца труда». Определить причины усиления эсхатологических настроений в конце ХХ в.
2. Обсуждение основных положений теории Ф. Фукуямы. Причины ее популярности, основные аспекты критики.
Темы сообщений:
1. Объяснение цивилизационного кризиса по Ф. Фукуяме.
2. Основные теории конца XX века.
Задания для семинарских занятий.
Темы докладов:
1. Сущность парамарксистского анализа.
2. Корпоративный капитализм как специфическая стадия развития обществаГ.Шиллера.
3. Потребительский капитализм Г.Шиллера.
Написание эссе:
«Электронный империализм» Г. Шиллера».
Дискуссия на тему:
«Становление информационного общества в России: проблемы иперспективы».
Письменное задание:
Подготовьте сравнительную таблицу взглядов на сущность информационногообщества Г.Шиллера и других теоретиков данного направления. Выделите общее испецифическое.
Задания для семинарских занятий.
1. Традиционный опрос
2. Дискуссия на тему: Значение теории Н.Элиаса для процессов интеграциисоциологического знания в ХХ в. Какие элементы его теории были воспринятыпредставителями интеграционной парадигмы?
Деловая игра:
Проблема: интеграция микро- и макросоциологического знания. Группа разделяетсяна сторонников фундаментальных макротеорий, представителей личностно-ориентированной и феноменологической парадигмы, а также сторонников интегративнойпарадигмы.
Каждая группа излагает свое видение социологии как науки и пытается отстоятьпреимущества данной парадигмы.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
1. Понятие и временные границы современного этапа социологии, основания ихвыделения. 70–е годы ХХ в. как новый этап в развитии социологической теории.
2. Спор о позитивизме в европейской социологии. Работы К. Поппера «Логикасоциальных наук» и Т. Адорно «К логике социальных наук».
3. Работа А. Гоулднера «Грядущий кризис западной социологии» и ее значение длясоциологии.
4. Г.Лукач и левое неогегельянство.
5. А.Грамши и его центральная теоретическая идеягегемонии как культурного лидерства правящего класса.
6. Основные школы неомарксизма и их базовые постулаты.
7. Ю.Хабермас как представитель критической школы неомарксизма.
8. Проблема рационализации в творчестве Ю.Хабермаса.
9. Ч.Р.Миллз и его первый леворадикальный проект «новой социологии».
10. Марксистский ренессанс как симптом определяющий фактор кризиса западнойсоциологии.
11. Методология П. Бергера и Т. Лукмана как продолжение идей феноменологическойсоциологии.
12. Методология социального познания П.Бурдье: конструктивистский структурализм.
13. Общая теория систем Н. Лумана. Дифференциация и ее формы.
14. Основные теоретические проблемы феминистской социологии. Разновидностисовременной теории феминизма.
15. Основные признаки постиндустриального общества по Д.Беллу
16. Концепция постиндустриального общества А.Турена.
17. Понятие «мир–системы» и микросистемный анализ современности в концепции Э.Воллерстайна.
18. Основные составляющие теоретической модели П.Штомпки. Динамика структур и ее принципы.
19. Теория общества «третей волны» О.Тоффлера.
20. Теория современного общества Ф.Феррарорти и ее базовые идеи.
21. «Сетевое общество» М.Кастеллса. Характерные признаки сетевого общества.
22. Общество риска как новая фаза развития современности. Концепция общества риска У.Бека.
23. Современность как «поздний модерн» в концепции Э.Гидденса.
24. Концепция «макдональдизации» Дж.Ритцера.
25. Холокост как «нормальный» аспект современного рационального мира в концепции З.Баумана.
26. От современной к постсовременной социальной теории. Различие социологических и социальных теорий.
27. Структурализм как отправная точка возникновения постструктурализма ипостмодернизма. Лингвистический поворот. Лингвистические истоки структурализма.
28. Антропологический структурализм К.Леви–Стросса. Структурный марксизмЛ.Альтюссера, М.Годелье.
29. Ж.Деррида как один из родоначальников постструктурализма.
30. Постструктуралистские идеи Р. Барта.
31. Базовые понятия методологии М.Фуко: «археология знания» и «генеалогия власти».
32. Специфика и базовые характеристики постмодернистской социальной теории. Видыпостмодернистских теорий.
33. Ф.Джеймсон и его «культурная логика позднего капитализма».
34. Ж.Бодрийяр как представитель радикальной постмодерниской социальной теории.
35. Вопросы знания, его состояния и модели легитимации в постсовременную эпоху в теории Ж.– Ф.Лиотара.
36. Социологические метатеории и метатеоретическая схема анализа социологическойтеории.
37. Основные методологические идеи, теория предмета и метода современнойсоциологической теории.
38.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И СООБЩЕНИЙ
Рефераты:
1. Ключевые характеристики теоретического знания в социологии и его отличие отэмпирического знания и/или идеологического дискурса: сравнительный анализ.
2. Метатеоретический анализ структуры социологического знания: задачи иперспективы (на примере анализа отдельных исследовательских программ, парадигм, школ).
3. Спор о позитивизме» в европейской социологии 60–х–70–х годов.
4. Радикальная социология 70–х годов в США.
5. Теория «кризиса социологии» по работе Э. Гоулднера «Грядущий кризис западнойсоциологии».
6. Неомарксизм и леворадикальная социология.
7. Конструктивизм П.Бергера и Т.Лукмана и его влияние на современное социологическое знание.
8. Влияние феноменологической традиции на современную социологическую теорию.
9. Понятие «социального капитала» в трактовке П. Бурдье (описание с использованием эмпирических примеров).
10. Ю. Хабермас о культуре и знании.
11. От постиндустриального общества к информационной эпохе: сравнение концепций Д. Белла и М. Кастельса.
12. Факторы и стадии социальной эволюции: сравнительный анализ классических теорий эволюции и неоэволюционных теорий общества (на примере теорий Спенсера, Парсонса, Лумана и Уоллерстайна).
13. Трактовка социальных систем Н. Луманом (проиллюстрировать основные тезисыэмпирическими примерами).
14. Теории глобализации о будущем национальных государств и международнойполитической системы (У.Бек, Э.Гидденс).
15. Трансформация институтов культуры и идеологии в глобальном обществе: основные подходы.
16. «Ренессанс» классики в 70 – начале 80–х годов: его смысл и значение.
17. Теория «колонизации жизненного мира системой» Ю. Хабермаса.
18. Теория модерна Э. Гидденса.
19. Типология социальных систем Н. Лумана.
20. Теория общества Н. Лумана, содержащаяся в его работе «Общество как социальнаясистема».
21. Теория социального действия А. Турена в работе «Возвращение человекадействующего».
22. Холокост как воплощение парадигмы формальной рациональности в концепцииЗ.Баумана.
23. Понятийно–категориальный аппарат постструктурализма.
24. Ж. Бодрийяр и его концепция общества потребления.
25. Специфика и базовые характеристики постмодернистской социальной теории. Виды постмодернистских теорий.
Сообщения:
1. Основные аспекты критики структурного функционализма и причины утраты имдоминантных позиций.
2. Неофункционализм как «самокритичное направление функциональной теории».
3. Базовые принципы неофункционализма по Дж.Александеру.
4. П.Коломи: попытка усовершенствования теории дифференциации.
5. Р.Арон как историк социологии.
6. Р.Арон и его полемика с марксизмом.
7. Концепция деидеологизации индустриального общества.
8. Сущность парамарксистского анализа.
9. Корпоративный капитализм как специфическая стадия развития общества Г.Шиллера.
10. Потребительский капитализм Г.Шиллера.
11. Основные особенности развития отечественной социологии в перестроечный ипостперестроечный период.
12. Основные направления социологических исследований в современной России.
13. Развитие социологии в регионах (выбрать регион).
14. Роль СМИ в пропаганде потребительского образа жизни.
15. Концепция методов общественных наук Р.Рорти.
16. Акционизм Р.Будона и Ф.Буррико как одна из наиболее актуальных парадигм всовременной французской социологии.
17. Объяснение цивилизационного кризиса по Ф.Фукуяме.
18. Принципы интерпретативной методологии.
19. Фигурационная социология Н.Элиаса.
20. Актуальные проблемы социологических теорий гендера и теорий феминизма
КЕЙСЫ
Кейс №1
«Постмодерн – сегодняшнее состояние западного общества, характеризующееся отсутствием всякой определенности в социальных структурах, поскольку временные и пространственные границы, которыми определялся модерн, исчезли, а на смену им пришли мимолетные и отрывочные по своей сути социальные взаимоотношения... Постмодернизм в социологии, как, впрочем, и в других науках, – это подход, которым подчеркивается неопределенность обществ, в которых все элементы определенности подорваны и подвергаются осмеянию, а условия проживания людей принимают характер глобального и фрагментарного общества, где не существует абсолютных правил и критериев оценки. Постмодернизм контрастирует с большинством социологических теорий в том плане, что этим подходом отвергается идея эпохи Просвещения о возможности постижения и усовершенствования общества через рациональное мышление».
1. Согласны ли Вы с определением постмодерна и постмодернистской социологии, данным Ж. Липовецким?
2. Какие черты постмодернизма можно было бы привести в дополнение к сказанному?
Кейс №2
«В условиях, когда занятость становится краткосрочной, лишается четких (не говоря уж о гарантированных) перспектив и тем самым превращается в эпизодическую, когда фактически все правила, касающиеся игры в карьерное продвижение или увольнения, отменяются либо имеют тенденцию изменяться задолго до окончания игры, остается мало шансов для укоренения и укрепления взаимной лояльности и солидарности. В отличие от времен, отмеченных долгосрочной взаимозависимостью, сегодня едва ли существует стимул для серьезного, тем более критического, интереса к изучению договоренностей, которые все равно окажутся временными. Место работы воспринимается как своего рода кемпинг, где человек останавливается на несколько ночей и который можно покинуть в любой момент, если не предоставлены обещанные удобства или предоставленные вдруг разонравились, а не как общий дом, где каждый обязан взять на себя труд по выработке приемлемых правил взаимодействия»
1. Проанализируйте приведенные выше слова З. Баумана из его работы «Индивидуализированное общество». Какую проблему общества XXI века поднимает автор?
Кейс №3
«Система оперирует постоянным воспроизводством различения самореференции и внешней референции. Это и есть ее аутопойэсис. Это и дает возможность осуществить ее оперативную закрытость».
1. Что такое аутопоэзийные системы? При ответе проанализируйте слова Никласа Лумана из его работы «Понятие общества»
Кейс №4
«В наше время, как и во все времена, центр тяжести развития права не в законодательстве, не в науке права, не в судебной практике, а в самом обществе»
1. Прокомментируйте слова Е. Эрлиха.
2. Что значит «живое право»?
Кейс №5
«Каковы культура и общество, таковыми будут и изящные искусства. Если культура преимущественно чувственная, чувственными будут и ее основные изобразительные искусства. Если культура не интегрирована, хаотичными и эклектичными будут ее основные виды изобразительных искусств… Каждая из трех основных культур – идеациональная, идеалистическая, чувственная – имеет свою собственную форму изобразительных искусств, отличную от другой как внешними признаками, так и внутренним содержанием»
1. Проиллюстрируйте примерами связь, выявленную П. Сорокиным.
2. Согласны ли Вы с ним? Почему?
Кейс №6
«То обстоятельство, что столь многие отвергают специфический общественный момент как некую примесь, внесенную социологической интерпретацией, и по сути дела рассматривают только данные нотного текста, имеет свое основание не в музыке, а в нейтрализации сознания. Нейтрализованное сознание воздвигло стену между музыкальным опытом и переживанием действительности, в которой музыка обретает, хотя бы и полемически, свое место и на которую она откликается. Если музыкальный анализ научил раскрывать тончайшую ткань музыкального изложения, если музыковедение дает самый подробный отчет обо всех биографических сведениях о композиторе и его произведениях, то от всего этого самым жалким образом отстал метод раскрытия, дешифровки конкретного социального содержания в музыке, и он до сих пор вынужден довольствоваться импровизациями»
1. Прокомментируйте слова Теодора Адорно.
2. Согласны ли Вы с ним? Почему?
Кейс №6
«Конец истории печален. Борьба за признание, готовность рисковать жизнью ради чисто абстрактной цели, идеологическая борьба, требующая отваги, воображения и идеализма, – вместо всего этого – экономический расчет, бесконечные технические проблемы, забота об экологии и удовлетворение изощренных запросов потребителя. В постисторический период нет ни искусства, ни философии; есть лишь тщательно оберегаемый музей человеческой истории. Я ощущаю в самом себе и замечаю в окружающих ностальгию по тому времени, когда история существовала. Какое-то время эта ностальгия все еще будет питать соперничество и конфликт»
1. Прокомментируйте слова Ф. Фукуямы из его работы «Конец истории».
2. Какой, по вашему мнению, может быть конец истории? С чем это связано?
Кейс №7
«Выше неоднократно указывалось на ту своеобразную общественную игру, которой определенные группы западного общества предаются снова и снова и с неослабевающим усердием в противостоянии друг другу двух идейных партий. Первые говорят: «Все зависит от индивида». Вторые говорят: «Все зависит от общества». Первые говорят: «Однако все же только отдельные индивиды всегда решают, что им делать, а чего не делать». Вторые говорят: «Но их решения общественно обусловлены». Первые говорят: «Но то, что вы называете «общественной обусловленностью» одних, осуществляется только посредством того, что другие отдельные индивиды нечто желают и делают». Вторые говорят: «Но то, что эти другие желают и делают, в свою очередь, снова общественно обусловлено». Действительно, способ выбора и действия отдельного человека формируется в отношениях с другими людьми, в общественной переработке своей природы. Но то, что в результате отчеканивается, не есть нечто пассивное; это не безжизненная монета, идентичная тысячам других монет, но центр активности отдельного индивида, его персональная направленность побуждений и воли — одним словом, его подлинная самость. То, что здесь отчеканивается, само одновременно является чеканящим: это механизм индивидуального самоуправления отдельного человека в его отношениях с другими людьми, который связывает их самоуправление и полагает ему границы. Образно говоря, каждый человек двойственен: он — монета и чекан одновременно»
1. Прокомментируйте слова Н. Элиаса.
2. Как, по вашему мнению, происходит формирование отношений индивида и общества?
Кейс №8
«Однако историческая миссия рефлексивной социологии, насколько я ее понимаю, состоит, вероятно, в том, чтобы преобразовать самого социолога, глубже проникнуть в его повседневную жизнь и работу, обогащая их и делая его более восприимчивым, и поднять самосознание социолога до нового исторического уровня. В той мере, в какой ей это удается, и чтобы ей это удавалось и потом, рефлексивная социология должна и сейчас, и в дальнейшем быть радикальной социологией. Радикальной, поскольку она должна понять, что познание мира не может продвигаться вперед без знаний социолога о самом себе и своем положении в социальном мире, или без его усилий это изменить. Радикальной, поскольку она стремится как преобразовать, так и познать другой мир, и вне социолога, и в нем самом. Радикальной, поскольку она признает тот факт, что корни социологии уходят в природу социолога как человека во всей его целостности, и поэтому вопрос, который должен стоять перед ним, это не просто вопрос, как работать, но вопрос, как жить»
1. А. Гоулднер дает такое определение рефлексивной социологии. А как Вы ее понимаете?
2. Согласны ли Вы с тем, что рефлексивная социология=радикальная социология? Почему?
Кейс №9
«Государство есть завершение процесса концентрацииразличных видов капитала: физического принужденияили средств насилия (армия, полиция), экономического,культурного или, точнее, информационного, символического — концентрации, которая сама по себе делает изгосударства владельца определенного рода метакапитала, дающего власть над другими видами капитала и надих владельцами. Концентрация различных видов капитала (которая идет вместе с формированием соответствующих им полей) в действительности приводит к возникновению некого специфического капитала, собственно государственного, позволяющего государству властвоватьнад различными полями и частными видами капитала, аглавное — над обменным курсом между ними (и тем самым над силовыми отношениями между их владельцами).Из этого следует, что формирование государства идет вместе с формированием поля власти, понимаемого как пространство игры, внутри которого владельцы капитала(разных его видов) борются именно за власть над государством, т. е. над государственным капиталом, дающимвласть над различными видами капитала и над их воспроизводством (главным образом, через систему образования)»
1. Проанализируйте слова П. Бурдье о государстве из его работы «Социология социального пространства».
2. Как, по мнению Бурдье, формируется государство?
3. Какое Вы можете дать определение понятию «государство»?
Кейс №10
«Мы не выступаем против науки – деятельности, которая, как мы считаем, все еще воплощает в себе высшие творческие культурные потенции, – мы выступаем за то, что ее можно рассматривать как «искусство», а не как "истину"»
1. Проанализируйте фразу Г. Коллинза и Г. Кокса и попробуйте выяснить, какую позицию они отстаивают.
2. Какое бы Вы дали определение науке?
ОСНОВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ, ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ, ЛИТЕРАТУРА В ЭЛЕКТРОННЫХ БИБЛИОТЕКАХ, СОТРУДНИЧАЮЩИХ С РГУ
Для дисциплины «Современные социологические теории» предложена следующая литература и источники.
Основная литература:
1. Головин Н. А. Современные социологические теории: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. А. Головин. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 377 с. — Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс.
2. Кравченко С. А. Социология. В 2 т. Т. 1. Классические теории через призму социологического воображения: учебник для академического бакалавриата / С. А. Кравченко. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 584 с. — Серия: Бакалавр. Академический курс.
3. Ритцер Дж. Современные социологические теории = ModernsociologicalTheory: [пер. с англ.] / Д. Ритцер. 7–е изд. СПб.: ПИТЕР, 2012.
4. Волков Ю. Е. Социология: Учебное пособие для магистрантов / Ю. Е. Волков. – М.: Издательско–торговая корпорация «Дашков и Ко», 2014. – 400 с.
Дополнительная литература:
1. История социологии: учебник для бакалавров / А. В. Воронцов, М. Б. Глотов, И. А. Громов; под общ. ред. А. В. Воронцова. — М.: Издательство Юрайт, 2013. — 459 с. — Серия: Бакалавр. Углубленный курс.
2. Афанасьев В.В. Западная социология ХХ века: учеб. пособие / В.В. Афанасьев. — М.: ИНФРА—М, 2017. — 285 с.
3. История теоретической социологии. Социология второй половины ХХ — начала XXI века: учебное пособие / Ю. Н. Давыдов, Р. Н. Абрамов, С. П. Баньковская, А. Б. Гофман, И. Ф. Девятко. – Москва: Академический проект, 2012. – 526 с.
4. Гофман А. Б.Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов. 5–е изд. — М.: Высшая школа, 2015. — 240 с.
5. Ионин Л.Г. Философия и методология эмпирической социологии. — М.: Изд.дом ГУ ВШЭ, 2014.
6. Громов И., Мацкевич А., Семенов В. Западная теоретическая социология. — СПб: Ольга, 2012.
7. История теоретической социологии: [в 4 т. / отв. ред., сост. Ю.Н. Давыдов]. —Москва: Канон+: Реабилитация, 2012.
8. Козер Л. Мастера социологической мысли: идеи в историческом и социальном контексте. — М: Норма, 2016.
9. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. — М.: Республика, Культурная революция, 2016.
10. Бергер П, Лукман Т. Социальное конструирование реальности. — М.: Медиум, 2013.
11. Акулич М.М. Современные социологические теории: продвинутый курс: учебно–методическое пособие для студентов направления 040100.68 "Социология" / М.М. Акулич,Т.В. Латышева. — Тюмень: Изд–во ТюмГУ. Ч. 2. — 2012. — 84 с.
12. Олсон М. Возвышение и упадок народов = TheRiseandDeclineofNations: экономический рост, стагфляция и социальный склероз: перевод с английского / М. Олсон. — Москва: Новое издательство, 2013. — 324 с.
После проведения веб–квеста были выявлены такие оптимальные интернет–ресурсы для данной дисциплины, как:
1. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/INDEX_SOCIO.php – социологический раздел библиотеки Гумера, содержит некоторые первоисточники и учебную литературу.
2. http://www.biblioclub.ru – «Университетская библиотека», содержит первоисточники по многим из предложенных тем семинаров.
3. http://elibrary.ru – научная электронная библиотека, интегрированная с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ), содержит полнотекстовые научные статьи, авторефераты диссертаций и монографии.
4. http://ecsocman.hse.ru – Федеральный образовательный портал «ЭСМ».
5. http://www.isras.ru – официальный сайт Института социологии РАН.
6. http://www.isras.ru/socis.html – Архив журнала «Социологические исследования».
7. http://www.jourssa.ru – Журнал социологии и социальной антропологии.
8. http://socio.msu.ru – Сайт факультета социологии МГУ, содержит журналы «Социология», Вестник Московского университета.
9. http://soc.lib.ru – Библиотека Максима Мошкова.
10. http://www.socjournal.ru – «Социологический ж<