Жизнь и творчество Е. де Роберти.
Ярким представителем «эволюционного неопозитивизма» был Е. де Роберти (1843-1915), один из создателей российской социологии, видная фигура мировой науки. В 1869 г. вышла его работа «Политико-экономические этюды», затем – «Социология». С 1894 г. он работал в Новом брюссельском университете на кафедре общей социологии и этики. В 1901 году вместе с Ковалевским, Мечниковым и Гомбаровым основал Высшую Русскую школы в Париже. В этой школе читал курсы философии и истории. После русско-японской войны он вернулся в Россию. Здесь примкнул к конституционному демократизму, участвовал к демократических съездах. В 1886 г. по требованию обер-полицмейстера Святейшего Синода г-на Победоносцева в Москве были уничтожены два тома книги Роберти «Прошедшее философии». В 1903 года запретил ученому жить за границей, повелели срочно отозвать его на родину. Но уже в июне 1904 г. Николай II отменил свое повеление, разрешил проживание за границей. Роберти остался в Париже. Роберти, утверждая неопозитивизм, боролся и с историческим идеализмом (против психологизации социологии, слияния социологии с биологией, психологией), и с историческим материализмом. После русско-японской войны он вернулся в Россию. Роберти примкнул к конституционным демократам (кадетам), участвовал в демократических съездах. В партии кадетов он отличался независимостью суждений. Был избран губернским земским гласным в Твери. Роберти требовал свободного выбора места жительства для российских граждан. Роберти считал, что неопозитивизм утвердился после контовского периода, т. е. в конце 70-80-х гг. XIX века. Роберти поддерживает тезис неопозитивизма, что человек, как существо социальное, стремится включить себя в мир концептов, отвлеченных, идеальных понятий. Важным положением неопозитивизма является тезис о личности. Неопозитивисты различают биоособь человека и социализированную личность. Роберти отмечает различие в трактовке личности Э. Дюркгеймом и другими позитивистами, которые считали социализированную, «окультуренную» биоособь уже группой. «Роберти положил в основу социологического предмета социальную эволюцию общества. Общественная идеология принимает четыре взаимообусловленные формы: мысль научную, мысль философскую, мысль эстетическую и мысль практическую. Итак, социология представляется им самостоятельной наукой, понимаемой как комплекс социологических наук. Социология изучает коллективную мысль и коллективное действие в различных формах. Всякая идея – это действие соборности, солидарности (коллективной мысли) и рациональности..
Русская мысль.
Самый распространённый и один из лучших ежемесячных литературно-политических журналов в России, число подписчиков которого доходило до 14000. Выходил в Москве с 1880 г. Закрыт большевиками в 1918 году наряду с другими «буржуазными» органами печати; выпуск журнала возобновился за рубежом — в Софии, затем в Праге, и, наконец, в Париже. В 1927 году издание журнала прекратилось. Создателем журнала был известный журналист, издатель и переводчик В.М. Лавров. Журнал имел два предостережения: первое было дано за «Петербургские письма» в декабрьской книжке 1883 г., второе — за статью В. А. Гольцева «Социология на экономической основе» в ноябрьской книжке 1893 г. «Русская мысль» придерживалась умеренного конституционализма, что подготовило идейно и организационно создание партии кадетов (конституционных демократов). После 1905 журнал стал органом правого крыла партии кадетов и проводил идеи просвещенной гражданственности. Непримиримые позиции в отношении безрелигиозной маргинальной революционной мысли и практики занимали в журнале веховцы. Октябрьскую революцию журнал воспринял как катастрофу для страны и был настроен к узурпаторам-большевикам враждебно, в связи с чем правительство большевиков закрыло его. После этого П. Б. Струве ещё несколько лет издавал «Русскую мысль» в эмиграции; в этот период в журнале кадеты объединились с монархистами. Особенностью журнала был «Библиографический отдел», который выходил в виде отдельного приложения к журналу и заключал в себе систематический отчет о всех главных новинках русской книжной и журнальной литературы (изредка — и о новых произведениях европейской научной литературы).