Социологические подходы к изучению международных отношений
Международные отношения -прежде всего взаимосвязь государств, то, что относится к вопросам политики (пересечение т.зр. государств).
Социология международных отношений (СМО) -отраслевая наука, специфическая область социального знания, находится в стиадии становления. В рамках СМО есть акторы (соц. субъект МО, котор. дей-ет как единица), участники (субъекты, создающ. соц. и проф. группы), формы и процессы (сотрудничество, война), институты (элементы междунар. жизни, в котор. происх. закрепление накопл. человеком опыта: прав, мораль, + нормы и правила).
Основные линии понимания МО и подходы к их изучению можно свести к следующим:
1. Идеализм.
2. Реализм.
3. Марксизм.
Начало изучения МО с теоретич. позиций социологии - ХХ век. Теории МО возникают с середины ХХ века (до, во время, после 2 Мировой). Первый классический труд - "Politics among nations" Ганса Моргентау (США). Работа развивала реалистические взгляды в противовес идеалистическим взглядам 1910-40-х гг.
Теории МО - разновидность политической теории, а последнее - проект политического устройства. Единой теории МО нет (т.к. не заинтересована власть), есть концепции. Подходы подробнее:
1. Идеализм (либерализм) - одна из самых старых теоретических концепций, основана на общих идеях либерализма как политической идеологии. Основная идея - предпринимателям/ производителям/ торговцам должна предоставляться свобода, а МО должны регулироваться. Люди должны взаимодействовать на основе права и морали, а войн надо избегать; роль гос-ва надо ограничивать
"Лига Наций" - проект идеалистов. Идеология угасла с началом 2 Миоровой, подъём с 70-х гг.
2. Реализм - возник как реакция на идеализм, связан с концепцией Моргентау.
Основан на идее о том, что государство - главная сила на мировой арене, мир состоит из государств. Они взаимодействуют и защищают свои интересы, а главная форма взаимодействия - война. Но т.к. ресурсы противника сложно просчитать, то регулярно воевать смысла нет. Союзы м.б. только временными.
Мощь государств опр-ся: геогр. полож., прир. рес., промышлен., воен., демогр. потенциалом, нац. хар-ром, морально. духом, дипломатией. В основе мира - рациональный расчёт.
3. Марксизм, илиполитическая экономия для МО (Грамши, Каутский). Основа подхода:
- экономический фактор, материальная жизнь людей чрезвычайно важна;
- мир - это система;
- мир - борьба м/у классами.
Поэтому отношения м/у странами - это классовая борьба (капиталисты против наёмных рабочих). Современный неомарксист - Валлерстайн: современный мир - это мир-система с центром и периферией, они не могут существовать друг без друга, но находятся в состоянии классовой борьбы. Центр эксплуатирует периферию, это необходимо прекращать.
4. Дополнительно: теория конструктивизма (главное - деятельность людей по перестройке МО), теория режимов(режим - институт, совокупность норм и правил, регулир. сферу международной жизни).
Данные подходы свойственны американской традиции, есть также французская и брит. школы.
Данные подходы ставят следующие вопросы:
1. Мир объективен или субъективен? Есть ли законы, или человек свободен?
2. Мир управляем, или неуправляем?
3. Мир - это система (построен по единому принципу, можно заменять элементы, при этом не касаясь важных) или конгломерат (можно свободно тасовать элементы)?
Цыганков: 2 теоретико-методологических подхода к изучению МО:
1) Изучение внешней политики суверенных государств и влияния их взаимодействия на МО.
2) Анализ условий, влияющих на состояние системы МО, как производные от ее способности гармонизировать составляющие ее элементы.
Во 2-й пол. 20в. МО перестали сводиться к взаимодействию государств и межгосударственных организаций. МО – есть взаимодействие гораздо более широкого круга участников, которые могут рассматриваться как субъекты и объекты МО.
Предмет СМО – поведение специфических социальных общностей: государств, межправительственных и неправительственных организаций, других участников МО и их систем, их взаимосвязи и взаимодействия, особенностью которых является выход за пределы их территориальных образований. Социология МО занимается анализом социальных основ функционирования МО: закономерностями и тенденциями их эволюции и изменения, кризисами и конфликтами и т.д.
Социологический подход предполагает исследование МО на 2х уровнях: теоретическом и эмпирическом. На теоретич. уровне МО – особая социальная система (внимание уделяется институциональным и нормативным аспектам функционир-я международных явлений). На эмпирическом ур-не существуют попытки применить методы практических соц. исследований к изучению разнообразных сторон международной жизни.
31. Политическая социология: предмет, основные направления исследований
ПОЛИТИЧЕСКАЯСОЦИОЛОГИЯ - отрасль социол. знания, предметом к-рой явл. соц. детерминация полит, отношений и полит, деятельности, влияние соц. сферы на полит.
В наст, время не сложилось единой т.з. на предмет и место этой науки в системе обществознания. Наиб, часто встречаются след. подходы:
1) СП оп-ред. как социол. объяснение проявления власти, как такая интерпретация общей социол. теории, к-рая проблеме власти отводит центральное место;
2) как наука, занимающаяся обществ, основами власти во всех институализированных секторах об-ва;
3) как дисциплина, изучающая взаимоотношения между об-вом к гос-вом, между соц. строем и полит, ин-тами;
4) как приложение общей системы отсчета переменных и объяснительных моделей соц-и к иссл-ю комплекса разл. видов полит, деятельности и полит, сознания (по аналогии с подходом, напр. Н. Смелзера, к определению экон. соц-и);
5) как социол. интерпретация полит, явлений и процессов.
Все соц. общности, составляющие соц. структуру об-ва, имеют наряду с общими свои специфические интересы, для выражения, защиты и согласования к-рых создаются полит, ин-ты, орг-ции, учреждения. Не вызывает сомнений, что идущий в об-ве полит, процесс соц. обусловлен, и все в этом процессе, начиная от распределения власти между разл. гос. ин-тами и кончая политико-пропагандистской деятельностью, связано с теми или иными соц. гр., их статусом, ролью, интересами, полит, активностью. Только изучая повседневную деятельность полит, ин-тов, можно выявить системы связей и зависимостей, закономерности и тенденции их функционирования, понять причины неэффективности, приводящие к полит, нестабильности и конфликтам.
Все более явным становится, что реформы 1990-х гг. в России породили движение от авторитарной системы к правовому гос-ву и гражд. об-ву, но они же сделали возможным открытое движение националистических, сепаратистских сил, разрушающих истор. сложившиеся экон., полит, и культ, связи между народами и регионами страны. Сказывается, конечно, и недостаток полит, культуры, и полит, неопытность масс, позволяющих втянуть себя в межнац. и др. конфликты и митинговую стихию. Сп. дает представление о том, как то или иное соц. изменение (в соц. структуре, мобильности, статусе гр. и т.п.) сказывается на функционировании полит, системы в целом или ее к.-то элемента. Она позволяет выявить как соц. факторы,способствующие полит, согласию, полит, стабильности, так и соц. факторы, вызывающие разл. рода «дисфункции», срывы, напряженность, полит, экстремизм.
Характеризуя исследовательский потенциал С.п., можно попытаться выделить ключевую категорию в понятийном аппарате. Если, напр., в полит, экономии К. Маркса центральной явл. категория «товар», в соц-и — категория «социальное», то в С.п. в кач-ве такой категории может рассматриваться понятие «соц.-полит.». Оно помогает увидеть и понять смысл др., во мн. производных от нее категорий, имеющих «стыковой» характер. Эта категория ориентирует на выявление соц. факторов, условий, связей, объясняющих направленность и осн. смысл полит, деятельности тех или иных субъектов. Нередко в науке рассматриваются полит, сфера (полит, отношения) и экон. сфера (экон. отношения) как непосредственно связанные субстанции и игнорируется то, что их опосредует — соц. сфера (соц. отношения). Ни экон., ни полит, деятельность не могут быть правильно поняты, если за рамками науч. анализа останутся «действующие субъекты», т.е. соц. общности с их специфическими интересами и механизмами взаимодействия.
В работах российских философов и социологов последних лет получила распространение т.з., согласно к-рой специфика соц. отношений состоит в том, что они выступают как аспект всех иных обществ, отношений: экон., полит., иде-ол. и т.д., что находит свое отражение в категориях «соц.-экон.», «соц.-полит.», «социокульт.» и т.д. Однако такой подход требует нек-рых уточнений. Распространенность вышеназванных категорий свидетельствует не только о «включенности» соц. в др. виды отношений, но и об известном примате соц. как такой качественной определенности, к-рая выражает сущностную сторону в деятельности тех или иных субъектов (каких бы сторон обществ, практики они ни касались) как носителей опред. способа взаимодействия людей (общностей, ин-тов, орг-ций).
Этот способ совместной деятельности (взаимодействия) людей проявляется в разных ее сферах, но к.-то обязательные, сущностные стороны, свойственные соц. общностям, обязательно при этом присутствуют. Это относится в полной мере и к полит, сфере (полит, отношениям), где интересы и способы борьбы за их претворение разных соц. общностей особенно видны
СП1. Основные принципы социального проектирования. Признаки управления проектом
СП –это процесс созд-я системы социальных действий, направленных на преодоление существующих социальных проблем, позитивные изменения, развитие социальной ситуации.
СП – научно-теор. и практическая деятельность по созданию проектов развития социальных систем, институтов, социальных объектов, их свойств и отношений на основе социального предвидения, прогнозирования и планирования. Это даёт возможность управлять социальными процессами. СП связано с инновационной деятельностью и внедрением социальных инноваций.
Субъекты СП (т. е. тем, кто осуществляет проектирование) – отдельные личности, организации, трудовые коллективы, социальные институты, специально созданные проектные группы и т. п. Необходимая черта субъекта проектирования - его социальная активность.
Объектами СП (т. е. на что будут направлены проектируемые социальные действия) м.б.:
1) человек как общественный индивид с его потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, социальным статусом, престижем, ролями в системе отношений;
2) различные элементы и подсистемы социальной структуры общества (трудовые коллективы, регионы, социальные группы и т. п.);
3) разнообразные общественные отношения (политические, идеологические, управленческие, эстетические, нравственные, семейно-бытовые, межличностные и т. п.).
Соц проект имеет временные рамки и определенные цели.
Содержание проекта (принципы СП):
1. Постановка проблемы: анализ ситуации; в чем проблема? Где сосредоточена? Выстраиваем систему координат, рассматриваем плюсы и минусы ситуации
2. Цель: конкретная, в какие сроки, измеримость
3. Стратегия: метод реализации проекта
4. Тактика: конкретные действия по реализации проекта
Дерево целей – схема, показывающая, как генеральная цель проекта разбивается подцели следующего уровня. Представление целей начинается с верхнего уровня, дальше они последовательно разукрупняются. Основное правило разукр. – полнота: каждая цель верхнего уровня должна быть представлена в виде подцелей следующего уровня исчерпывающе.
Дерево решений – схема отражающая оптимизацию многошагового процесса. Ветви дерева отображают различные события, узлы – точки, в которых возникает необходимость выбора. Выбор может как зависить (есть альтернативы), так и не зависить (нет альерн.) от проект-менеджера. Можно осущ-лять оценку вероятности решения.