Социально-психологические проблемы социализации

Социализация - это сложный процесс, включения индивида в общественные отношения в ходе которого он усваивает образцы поведения, ролевые ожидания, социальные нормы и ценности, необходимые для функционирования в данном обществе.

Цели социализации:

1.Способствует интеграции индивидов на основе социальных ролей.

2.Обеспечивает сохранение общества благодаря усвоению его новыми членами сложившихся в нем убеждений и образцов поведения.

Социализация может происходит в различном контексте. Так, существуют различные виды социализации:

1. Первичная: форма социализации, при которой усваиваются нормативные ожидания, как правило, происходит в раннем детстве. Согласно Фрейду (психоанализ) ребенок проходит в детстве ряд психосексуальных стадий. Согласно Пиаже выделяется несколько стадий развития интеллекта:

- Сенсо-моторный интеллект (0—2 года);

- Подготовка и организация конкретных операций (2—11 лет): Подпериод дооперациональных представлений (2—7 лет) и Подпериод конкретных операций (7—11 лет);

- Формальные операции (11—15 лет);

Агенты первичной социализации — ближайшее окружение человека: родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок.

2. Вторичная: форма усвоения ролевых ожиданий (например, специфические виды деятельности и т.п.). Пример здесь – переезд в другую страну, где индивид вынужден социализироваться заново.

ЯТИНА!!!

Агенты вторичной социализации — представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т. д.

3. Ресоциализация: это повторная социализация, которая происходит на протяжении всей жизни индивида. Ресоциализация осуществляется изменениями установок индивида, целей, норм и ценностей жизни, недостаточно усвоенных или устаревших. Агенты социализации - институты, отдельные люди и группы, которые способствуют социализации. Десоциализация - Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения, обратная сторона ресоциализации.

Процесс социализации м.б. объяснён через теорию Мида и его концепц. "обобщенного другого". Мид разработал теорию, в которой объясняется сущность процесса восприятия индивидом других личностей и развита концепция "обобщенного другого", дополняющая и развивающая теорию зеркального "Я" Кули. "Обобщенный другой" представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный "Я"-образ. Это осознание "обобщенного другого" развивается через процессы "принятия роли" и "исполнения роли" (фактически, та же социализация).

Американский ученый-социолог А. Халлер в дополнение к теории Дж. Мида разработал концепцию "значимого другого". "Значимый другой" - это та личность, одобрения которой данный индивид добивается и чьи указания он принимает.

28. Современные этнические конфликты: причины и подходы к разрешению (бред)

Этнос– сложившаяся общность людей, объединяемых внутригрупповыми нормами поведения, особенности которых фиксируются языковыми, психологическими, нравственными, эстетическими и другими средствами культуры.

Этнический кон­фликт является частной формой социального конфликта, а внутренняя противоречи­вость (латентная конфликтогенность) этнического пространства в случае системного кризиса, т. е. и внешней (социальной) и внутренней (психологической) неопределенно­сти, с большой долей вероятности перейдет во множество открытых трудно разреши­мых конфликтов, подпитываемых массовой истерией в форме конструирования образов врага —«чужака», ответственного за все сложности и неурядицы переход­ного периода.

ЭК - социальная ситуация, обусловлен­ная несовпадением интересов отдельных этн-х групп в рамках единого этн пространства или этн группы vs госу­дарства, на пересечении этнического пространства, выра­жающ-ся в стремл этнич-й группы изменить сложивш этниче­ские нерав-ва или политич-е простр-во в его территориальном измерении

А.Н. Ямсков, характеризует ЭК как динамично меняющуюся социально-политическую ситуацию, порожденную неприятием ранее сложившегося статус-кво существенной частью представителей одной (нескольких) из местных этнических групп и проявля­ющаяся в виде хотя бы одного из следующих действий членов данной группы:

а) начавшейся этноизбирательной эмиграцией из региона,

б) создания политической организации,

в) спонтанных акций протеста против ущемления своих интересов со стороны представителей другой местной этнической группы и/или органов государственной власти в виде массовых митингов, шествий, погромов.

Классификации ЭК:

I.По особенностям противостоящих сторон:

1) «горизонтальные» конфликты между этническими группами (например, осе­тино-ингушский конфликт или ферганский конфликт между узбеками и турками-месхетинцами);

2) «вертикальные» конфликты между этнической группой и государством (на­пример, чеченский или карабахский конфликты).

II.По их приоритетным целям. Если их расположить по нарастающей в сложности достижения компромисса или урегулирования, типология будет выглядеть следующим образом:

- Культурно-языковые конфликты.

- Социально-экономические конфликты.

- Статусные конфликты.

- Территориальные конфликты.

- Сецессионныс конфликты (выдвигаются требования по созданию собственной независимой государственности или воссоединения с соседним («мате­ринским»/«родственным») государством).

III.По ф-ме проявл-я:

- Отчуждение– пролог конфл ситуации в полиэтн об-ве (увеличение социокультурной дистанции).

- Стадия неприязни. Связан с: 1.культурные причины ("ущемление культуры") 2.экономич-е причины 3.правовые(законодат дискримнац-я) 4.политич (манипул-я масс сознанием).

- Стадия насилия.

Взгляды исследователей на причины возникновения этн. конфликтов расходятся:

1. Материальные причины - борьба за ресурсы, территорию, контроль над экономикой и пр.

2. Нематериальные: политическим, историческим, религиозным, проблемам безопасности и пр.

3. Этнические конфликты возникают в результате действий элит.

Конфликты не похожи один на другой и не м.б. урегулированы одним методом. Основными способами устранения противоречий, лежащих в основе конфликта, яв-ся следующие:

- устранение объекта конфликта;

- раздел объекта конфликта между сторонами;

- установление очередности или иных правил обоюдного использования объекта;

- компенсация одной из сторон за передачу объекта другой стороне;

- разведение сторон конфликта;

- перенос отношений сторон в другую плоскость, предполагающую выявление у них общего интереса, и пр.

Другая классификация: "Цивилизованные" методы:

1. предоставление компактно проживающим нац. меньшинствам автономии и самоуправления.

2. добровольный поиск консенсуса

"Нецивилизованные" методы:

1. переход от многонациональных государств к однонациональным.

2. насильственное переселение народов в другие районы.

3. ведение диалога с позиция силы.

4. зависимость прав и свобод личности от национальности.


Наши рекомендации