Социально-психологические проблемы социализации
Социализация - это сложный процесс, включения индивида в общественные отношения в ходе которого он усваивает образцы поведения, ролевые ожидания, социальные нормы и ценности, необходимые для функционирования в данном обществе.
Цели социализации:
1.Способствует интеграции индивидов на основе социальных ролей.
2.Обеспечивает сохранение общества благодаря усвоению его новыми членами сложившихся в нем убеждений и образцов поведения.
Социализация может происходит в различном контексте. Так, существуют различные виды социализации:
1. Первичная: форма социализации, при которой усваиваются нормативные ожидания, как правило, происходит в раннем детстве. Согласно Фрейду (психоанализ) ребенок проходит в детстве ряд психосексуальных стадий. Согласно Пиаже выделяется несколько стадий развития интеллекта:
- Сенсо-моторный интеллект (0—2 года);
- Подготовка и организация конкретных операций (2—11 лет): Подпериод дооперациональных представлений (2—7 лет) и Подпериод конкретных операций (7—11 лет);
- Формальные операции (11—15 лет);
Агенты первичной социализации — ближайшее окружение человека: родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок.
2. Вторичная: форма усвоения ролевых ожиданий (например, специфические виды деятельности и т.п.). Пример здесь – переезд в другую страну, где индивид вынужден социализироваться заново.
ЯТИНА!!!
Агенты вторичной социализации — представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т. д.
3. Ресоциализация: это повторная социализация, которая происходит на протяжении всей жизни индивида. Ресоциализация осуществляется изменениями установок индивида, целей, норм и ценностей жизни, недостаточно усвоенных или устаревших. Агенты социализации - институты, отдельные люди и группы, которые способствуют социализации. Десоциализация - Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения, обратная сторона ресоциализации.
Процесс социализации м.б. объяснён через теорию Мида и его концепц. "обобщенного другого". Мид разработал теорию, в которой объясняется сущность процесса восприятия индивидом других личностей и развита концепция "обобщенного другого", дополняющая и развивающая теорию зеркального "Я" Кули. "Обобщенный другой" представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный "Я"-образ. Это осознание "обобщенного другого" развивается через процессы "принятия роли" и "исполнения роли" (фактически, та же социализация).
Американский ученый-социолог А. Халлер в дополнение к теории Дж. Мида разработал концепцию "значимого другого". "Значимый другой" - это та личность, одобрения которой данный индивид добивается и чьи указания он принимает.
28. Современные этнические конфликты: причины и подходы к разрешению (бред)
Этнос– сложившаяся общность людей, объединяемых внутригрупповыми нормами поведения, особенности которых фиксируются языковыми, психологическими, нравственными, эстетическими и другими средствами культуры.
Этнический конфликт является частной формой социального конфликта, а внутренняя противоречивость (латентная конфликтогенность) этнического пространства в случае системного кризиса, т. е. и внешней (социальной) и внутренней (психологической) неопределенности, с большой долей вероятности перейдет во множество открытых трудно разрешимых конфликтов, подпитываемых массовой истерией в форме конструирования образов врага —«чужака», ответственного за все сложности и неурядицы переходного периода.
ЭК - социальная ситуация, обусловленная несовпадением интересов отдельных этн-х групп в рамках единого этн пространства или этн группы vs государства, на пересечении этнического пространства, выражающ-ся в стремл этнич-й группы изменить сложивш этнические нерав-ва или политич-е простр-во в его территориальном измерении
А.Н. Ямсков, характеризует ЭК как динамично меняющуюся социально-политическую ситуацию, порожденную неприятием ранее сложившегося статус-кво существенной частью представителей одной (нескольких) из местных этнических групп и проявляющаяся в виде хотя бы одного из следующих действий членов данной группы:
а) начавшейся этноизбирательной эмиграцией из региона,
б) создания политической организации,
в) спонтанных акций протеста против ущемления своих интересов со стороны представителей другой местной этнической группы и/или органов государственной власти в виде массовых митингов, шествий, погромов.
Классификации ЭК:
I.По особенностям противостоящих сторон:
1) «горизонтальные» конфликты между этническими группами (например, осетино-ингушский конфликт или ферганский конфликт между узбеками и турками-месхетинцами);
2) «вертикальные» конфликты между этнической группой и государством (например, чеченский или карабахский конфликты).
II.По их приоритетным целям. Если их расположить по нарастающей в сложности достижения компромисса или урегулирования, типология будет выглядеть следующим образом:
- Культурно-языковые конфликты.
- Социально-экономические конфликты.
- Статусные конфликты.
- Территориальные конфликты.
- Сецессионныс конфликты (выдвигаются требования по созданию собственной независимой государственности или воссоединения с соседним («материнским»/«родственным») государством).
III.По ф-ме проявл-я:
- Отчуждение– пролог конфл ситуации в полиэтн об-ве (увеличение социокультурной дистанции).
- Стадия неприязни. Связан с: 1.культурные причины ("ущемление культуры") 2.экономич-е причины 3.правовые(законодат дискримнац-я) 4.политич (манипул-я масс сознанием).
- Стадия насилия.
Взгляды исследователей на причины возникновения этн. конфликтов расходятся:
1. Материальные причины - борьба за ресурсы, территорию, контроль над экономикой и пр.
2. Нематериальные: политическим, историческим, религиозным, проблемам безопасности и пр.
3. Этнические конфликты возникают в результате действий элит.
Конфликты не похожи один на другой и не м.б. урегулированы одним методом. Основными способами устранения противоречий, лежащих в основе конфликта, яв-ся следующие:
- устранение объекта конфликта;
- раздел объекта конфликта между сторонами;
- установление очередности или иных правил обоюдного использования объекта;
- компенсация одной из сторон за передачу объекта другой стороне;
- разведение сторон конфликта;
- перенос отношений сторон в другую плоскость, предполагающую выявление у них общего интереса, и пр.
Другая классификация: "Цивилизованные" методы:
1. предоставление компактно проживающим нац. меньшинствам автономии и самоуправления.
2. добровольный поиск консенсуса
"Нецивилизованные" методы:
1. переход от многонациональных государств к однонациональным.
2. насильственное переселение народов в другие районы.
3. ведение диалога с позиция силы.
4. зависимость прав и свобод личности от национальности.