Методика преподавания социологии: предмет, цели, задачи

Существуют три позиции относительно методики преподавания (МП):

1. Как часть педагогики (МП - специальная дисциплина в рамках которой рассматриваются основные методы и формы преподавания, с т.з. педагогики как науки).

2. Как часть преподаваемой дисциплины (Социологии. Главная задача МП – определить, какие методы и формы преподавания наиболее эффективны для обучения). Наиболее приемлемая точка зрения: есть аналитика относительно приемлемости и эффективности методов + специализация.

3. Как простое обобщение и описание методов и форм преподавания.

Методика преподавания – это научная дисциплина, которая рассматривает методы и формы преподавания с точки зрения их влияния на эффективность и качество образования.

Предмет методики преподавания - процесс обучения обучаемых, его закономерности.

Основная задача МП – сформировать из научной дисциплины учебные предметы, которые будут преподаваться в ходе обучения.

Выделяют три категории студентов, которым преподают социологию:

1. Далекие неспециалисты (технари-естественники, дисциплина – небольшой курс на 1-2 семестра, большое внимание уделяется МиТСИ, активно применяются схемы, таблицы).

2. Близкие неспециалисты (студенты смежных специальностей, им преподаются особенности исследования, уделяется особое внимание самой смежной дисциплине в контексте социологии).

3. Специалисты (много углубленных курсов и постоянное расширение знаний).

Выделяют следующие модели специалиста социолога (т.е. кого выускают): академический исследователь, практический социолог и преподаватель. В ВУЗах РФ первая и третья категории совмещаются в одну.

Квалифицированный специалист социолог:

Должен знать: Парадигмы и конкретные социологические теории; Методологию и методы социологических исследований; Специальную теорию (более углубленная часть знаний в социологии, на которой студент специализируется).

Должен уметь: Рефлексировать; Прогнозировать; Анализировать.

Должен иметь: Психологические качества (налаживать коммуникацию с разными людьми); Этичность (профессиональная этика: анонимность респондента, фальсификация данных и т.д.); Стрессоустойчивость (особенно при использовании качественных методов, напр. Глубинное интервью) + обладать качествами социолога (говорила Дубровская).

Способы организации обучения социологии:

1. Линейная передача знаний (знания передаются в их хронологическом порядке: историю социологии, а затем современные соц. теории).

2. Концентрический (1-ое - знакомство с дисциплиной, 2-ое - конкретные и углубленные знания).

3. Проблемный (за основу берется проблема, к которой подбираются дисциплины, на западе – индивидуальный план).

Принципы обучения:

1. Наглядность – (максимальное привлечение эмпирического материала для подкрепления).

2. Обратная связь.

3. Связь теории с практикой (выход на исследовательскую и профессиональную практику).

4. Принцип системности образования (преподаются структурированные, систематизированные знания).

5. Принцип максимального обучения (для различных курсов, уровней – различные дисциплины).

Основные формы педагогических технологий: Традиционная; Активная; Дистанционная; Проектная; Проблемная; Контекстная.

Цели: Практическая; Воспитательная; Информационная; Способность учиться.

Задача преподавателя социологии: активизация познавательной самостоятельности студентов, формирование у них сознания, адекватного современному уровню развития соц.знания.

Методика преподавания имеет несколько уровней:

Первый уровень - как наука, подчиняющая себе весь пед. процесс на основе диалектического взаимод-я и взаимопроникновения педагогики (теории образования) и дидактики (теории обучения).

Второй уровень - учение (научная дисциплина) о методах обучения и воспитания, закономерностях обучения.

Третий уровень - закрепленная сумма приемов и организационных мер по изучению конкретной учебной дисциплины (группы дисциплин).

Есть как общая методика преподавания, так и специфические (частные) методики преподавания отдельных дисциплин, ее разделов и тем. Методика преподавания в социол. должна обесп. высокий теоретический уровень преподавания, строгую научность, яркость и доходчивость изложения материала. Она неразрывно связана с содержанием изучаемой науки и ее методологией.

Методика призвана обеспечить реализацию принципов дидактики, а именно:

• связи теории с практикой;

• систематичности и последовательности в подготовке специалистов;

• сознательности, активности и самостоятельности студентов в учебе;

• соединения индивидуального поиска знаний с учебной работой в коллективе;

• сочетания абстрактности мышления с наглядностью в преподавании;

• прочности усвоения знаний;

• доступности научных знаний;

• единства обучения и воспитания во всех формах учебного процесса.


Наши рекомендации