Социобиология: предмет, задачи и понятийный аппарат.

Социобиология - наука, находящаяся на стыке биологии и социологии, которая занимается объяснением поведения людей с биологической т.зр. Также разрабатываются проблемы соц. эволюции, эволюции, агрессии, социальности как результата коллективной жизни.

Начало социобиологии было положено в книге Эдварда Уилсона "Социобиология. Новый синтез" (1975), где предпринята попытка объяснить альтруизм и агрессию у животных.

Основная цель - объяснить фундаментальные формы человеческого поведения, раскрыть закономерности. Основная задача - переформулировать основания социальных наук с биологической т.зр. Основа социобиологии - идея "общей приспособленности", сформулированная Гамильтоном в 1960-х гг.

Основные понятия:

- Родственный отбор - направлен на сохранение признаков, благоприятствующих выживанию близких родственников. Это повышает общую приспособляемость популяции.

- Индивидуальная приспособленность - ее показателем является репродуктивный успех.

- Общая приспособленность - совокупность прямого и косвенного репродуктивного успеха, связана с распространением генов в популяции.

Социобиологическая теория во многом опирается на теорию генно-культурной коэволюции: генетические изменения и культурная эволюция взаимовлияют др. на друга., естественный отбор происходит на 3-х уровнях: индивидуальный, половой, групповой. Есть также мнение о том, что в настоящее время эволюция у челов. идет только в культурной форме, но не в генетической. Культурная эволюция ушла гораздо дальше генетической, поэтому наблюдаются, например, несоответствия между уровнем агрессии и вооруженностью человека.

Наиболее разработанные темы на сегодняшний день: альтруистическое (У. Гамильтон) и агрессивное поведение (К. Лоренц). Критика социобиологического подхода основана на обвинении в крайнем биоцентризме, антропоцентризме, а иногда расизме и сексизме. Кроме того, зачастую дискуссии носят политический оттенок.

Относящейся к социобиологии также можно считать тему гендера и половой дифференциации. Существуют первичные, вторичные и третичные половые признаки. Если первые два относятся к биологии и обусловлены генетически, то третичные обусловлены психологическими и социально-культурными различиями в поведении полов. Таким образом, у половой дифференциации есть социальное выражение.

Здесь следует ввести понятие гендера, т.е. социального пола, который определяет, как человек ведет себя в обществе и как это поведение воспринимается. Гендер предполагает определенную модель поведения и взаимоотношения с другими.

Однако существуют споры по поводу того, является ли гендерная идентичность врожденной, или же она возникает в процессе социализации. Судя по всему, социализация также играет очень важную роль, т.к. прививает стереотипы поведения. Так, эксперименты с приматами показывают, что уже в раннем возрасте самцы предпочитают игры в виде борьбы, а самки - ухаживание за детенышами. Значит, даже поведение зависит в том числе от врожденной предрасположенности. Есть также теория, что не родители навязывают ребенку определенные игрушки, а он сам проявляет предрасположенность, заставляя родителей реагировать опр. образом. В общем, вопрос сложный и не решен до конца.

Социальные функции дифференциации можно свести к следующим:

- Различия в семейных ролях: мать - "хозяйка семейного очата", отец - "добытчик".

- Профессиональная сфера - до недавнего времени существовал набор "мужских" и "женских" профессий, сейчас же грань начала размываться.

Кроме того, различия существуют в (не функции, но интересно):

- речевых способностях (во всех культурах ж превосходят м);

- эмоциональные различия: ж острее реагируют на отсутствие коммуникации; м острее реагируют на появление нового/неизвестного/пугающего стимула;

- интеллектуальные различия: как правило, у м доминирует левое полушарие (ответствено на логику и рациональность), у ж - правое (иррациональность, художественное / чувственное восприятие + вербальный компонент).

- ориентация на местности: ж оперируют ориентирами, м - расстояниями и сторонами света.

Гамильтон разрабатывал концепцию «совокупной приспособленности»: каждое последующее поколение вносят вклад не только родительские особи, но и ближайшие родственники, которые способствуют сохранению генотипа популяции.Такжеразрабатывал концепцию альтруистического поведения, состоящего в способности особи жертвовать собой в интересах другой особи или вида. Отмечается, что альтруистическое поведение может играть важную роль в эволюции, если ему следует значительная часть популяции, тогда польза от него перевешивает вред, причиняемый особи-альтруисту (эта концепция не является в С. общепринятой).




Наши рекомендации