Тема 1. Лечебная педагогика как предмет и наука. Понятийный аппарат лечебной педагогики

Сущность и назначение лечебной педагогики, ее место в системе педагогического знания. Значимость компетентности педагога любой специальности в вопросах лечебной педагогики. Возникновение лечебной педагогики как науки. Объект, предмет, цели и задачи, методы исследования лечебной педагогики. Основные понятия лечебной педагогики: нормы и отклонения, нарушения дефекта в соматическом, психическом, моторном, интеллектуальном, речевом развитии человека. Эволюция этих понятий, их трактовка в истории развития человеческой цивилизации. Понятие о первичном и вторичном нарушении (дефекте), о комбинированном нарушении. Медицинский, психологический, педагогический и социально-правовой контекст понятий лечебной педагогики.

Современная научная модель лечебной педагогики: научное обоснование, научные сферы лечебной педагогики. Ее место в структуре педагогики и соподчиненные научные области. «Лечебная педагогика» как отрасль социальной педагогики (А. А. Дубровский). Связь лечебной педагогики с другими науками. Внутреннее предметное разделение лечебной педагогики. Основные научные теории лечебной педагогики. Принципы лечебной педагогики

Основная литература:

1. Василькова, Ю.В., Василькова, Т.А. .Социальная педагогика/ Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. - Лекция 18 . –М .,2000.

2. Дубровский, А.А. Лечебная педагогика: учеб. пособие / А.А. Дубровский. - Анапа,1999.

3. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков. Кн. Для учителя / В.П. Кащенко. - М., 2000.

4. Специальная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. Пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов и др ; под ред. Н.М. Назаровой. 3-е изд., испр. - М.,2004.

Дополнительная литература

1. Герзовский , А.С. Лечебная педагогика и ее научное обоснование/ А.С. Герзовский. - Сочи, 2001.

2. Дубровский, А.А. Жемчужина России // Педагогический поиск/ А.А. Дубровский. - М.,1989.

3. Комплексная реабилитация детей с основными инвалидизирующими заболеваниями в условиях Центра реабилитации. - М.,1996.

4. Ласточкин, В.А. Основные направления развития лечебной педагогики / В.А. Ласточкин. - М., 2003.

Тема 2. Систематика и статистика нарушений развития человека

Причины нарушений, отклонений, задержек в развитии человека с учетом единства биологических и социальных факторов. Категории нарушений. Классификация нарушений, отклонений в развитии человека по причинам, видам, характеру последствий от возникших нарушений, отклонений, задержек развития. Факторы, определяющие нездоровье детей. Основные критерии, классификации.

Категории детей с ограниченными возможностями здоровья. Ослабленные дети. Статистика (мировые и отечественные данные) о частоте и соотношении различных отклонений, нарушений в развитии человека, в том числе у детей и подростков. Современное состояние здоровья детско-подростковой популяции в России и в Пермском регионе.

Принципы и организационные формы выявления и оценки детских отклонений.

Основная литература:

1. Специальная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. Пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов и др ; под ред. Н.М. Назаровой. 3-е изд., испр. - М.,2004.

2.Зайцев, Г.К. Школьная валеология. Пед. основы обеспечения здоровья учащихся и учителей / Г.К. Зайцев. - С.П.б., 1998, 2-е изд.

3. Здоровьесберегающее обучение и воспитание / Под научной редакцией В.И. Андреева. - Казань, 2000.

4. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов и др. ; под ред. Н.М. Назаровой. 3-е изд., испр. - М., 2004.

Дополнительная литература

1. Лисицын, Ю.П. Основной вопрос: Образ жизни. Общественное здоровье. / Ю.П. Лисицын. - Санология. - М.,1987.

2. Панкратьева, Н.В., Попов, В.Ф., Шиленко, Ю.В. Здоровье – социальная ценность/ Н.В. Панкратьева, В.Ф. Попов, Ю.В. Шиленко. - М.,1989.

3. Российский подросток 90-х. Движение в зону риска. Аналитический доклад. - М.: Министерство общего и проф. образования Р.Ф., Моск.бюро ЮНЕСКО,РАО,ЦСО,1998

Тема 3. Социально- педагогическая защита прав ребенка на охрану

Здоровья

Забота о здоровье детей как составляющая охранно - защитной функции социального педагога. Задачи социального педагога по защите прав ребенка на охрану здоровья: социопсихолого- педагогическая профилактика укрепления и охраны здоровья; реализация прав ребенка на здоровье, закрепленных в Конвенции о правах ребенка, в Федеральном Законе Р.Ф « Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ( 1998); повышение общего тонуса и щадящая корректировка отношений личности.

Основные требования к социально- педагогической деятельности в связи с реализацией задач защиты права ребенка на охрану здоровья: профессионально- этическая ответственность специалиста за профилактику и охрану физического, психологического, социального здоровья личности; гуманность, проявление обнадеживающего сочувствия и бережного отношения к страдающим и больным детям, учет особенностей поведения и индивидуальных черт характера, вариантов поведения, нюансов отношения к жизни, учебе и здоровью; способность педагога сохранять собственное здоровье и обучить этому детей; умение предупреждать дидактогенные ( школьные) неврозы и устранять социопсихолого- педагогическими средствами причины, их вызывающие; позитивное отношение к личностному росту ребенка, целенаправленность, поощрение в ребенке чувства собственного достоинства в деятельности и отношениях с людьми; учет возможностей природной и социокультурной среды, конкретного пространства жизнедеятельности; сопряжение заинтересованных усилий педагога, врача и семьи с активностью самого ребенка в становлении его физического, психического, социального здоровья.

Закон Р.Ф. «Об охране здоровья граждан» о правах граждан, несовершеннолетних и инвалидов на охрану здоровья. Формы и содержание прав.

Права несовершеннолетних, нуждающихся в психиатрической помощи и поддержке, в свете Закона Р.Ф. « О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (1992).

Основные направления профилактической работы социального педагога по реализации права несовершеннолетнего на охрану здоровья:

- вовлечение детей в деятельность по охране своего физического, эмоционального и социального здоровья;

- обучение культуре использования свободного с учебного времени с учетом возможностей и потребностей личности, количества часов, отведенного на те или иные занятия, общего режима в школе и семье;

- целенаправленное обучение способам наблюдения за своим состоянием и его саморегуляции в деятельности и общении;

- формирование экокультуры детей;

- пропаганда, в том числе на личном примере учителей и родителей, здорового образа жизни, занятий физкультурой и спортом;

- информирование о возможных негативных последствиях вредных привычек, бездумного отношения к собственному здоровью;

- контроль и регулирование формирования и реализации валеологической культуры во внутришкольной жизни, соответствия режимных и организационных приемов и средств требованиям охраны здоровья несовершеннолетних.

Литература

1. Закон Р.Ф. «Об охране здоровья граждан» (1993).

2. Закон Р.Ф. « О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (1992).

3. Федеральный закон Р.Ф. « Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998)

Конвенция о правах ребенка.

5. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений./ М.В. Шакурова. - М., 2002.

Наши рекомендации