Понятие научно-теоретической позиции, ее структура и функции.
Понятие научно-теоретической позиции, ее структура и функции.
Будучи обобщением родственных теорий, научно-теоретическая позиция как познавательная конструкция позволяет:
- сравнивать теории с точки зрения общности и различия в понимании предмета социологии и задач теории,
- познавательных интересов и проблемных областей,
- критериев истинности и научности содержательных высказываний,
- роли специальных логических методов получения знания (дедукция/индукция),
- оценивать методологическое и прикладное значение теорий и даже
- в значительной степени учесть сложность современных моделей, основанных на синтезе элементов разных теоретических позиций и направлений социологической мысли.
Критериями сравнения теорий также являются:
- исходные мировоззренческие установки,
- отношение к ценностям и антропологии.
Если антропо-философская основа положительна, то теория будет критиковать существующие проблемы (марксистскя теория, критическая теория, теория соц.действия). Если отрицательная, то то роль человека в происходящем нивелируется, его необходимо подавлять и контролировать (теория систем, теория соц.поведения).
На уровне фундаментальной теории в социологии выделяются четыре исторически сложившихся влиятельных направления: теория социальных систем, марксизм и критическая теория, теория социального действия и поведенческая социология, которые тесно связаны с общенаучными объяснительными принципами: детерминизмом, системностью и развитием. Их предметом являются классические проблемы функционирования и развития общества, сущность и механизмы социального взаимодействия людей в обществе (проблема социального порядка, проблема общественного развития и проблема социального взаимодействия).
Философско-антропологическая основа | |||
Позитивная | Негативная | ||
Принцип | Принцип партийности | Свободы от ценностных суждений | Предметные области |
Реализм | Марксистская и критическая теория общества | Теория социальных систем | Функционирование и развитие общества |
Номинализм | Теория социального действия | Поведенческая социология | Социальное взаимодействие |
Свобода воли | Детерминизм | ||
Мировоззренческие ориентации |
Дилемма № 1 «Действие или структура»
Предмет социологии: социальные действия индивидов, совокупность которых образует социальные структуры (Вебер) или социальные факты, независящие от индивида (Дюркгейм).
Парадигмы: Действие – микросоциологические парадигмы; Структура – макросоциологические парадигмы.
Дилемма № 2 «Факты или смыслы»
Суть: объяснение социальных явлений и процессов при помощи анализа причинно – следственных связей или субъективных смыслов акторов.
Парадигмы: Факты – структурный функционализм, марксизм, теория рационального выбора, теория соц. обмена; Смыслы – символический интеракционизм, феноменология, критическая теория общества.
Дилемма № 3 «Объективизм или Активизм»
Суть: позиция исследователя. Объективизм – принцип свободы от оценочных суждений, , цель исследования – истинное, объективное знание, необходимо разграничивать суждения научные и суждения морального, этического и политического характера (Вебер). Активизм – необходимо не просто изучать мир, а изменять его, цель исследования – преобразование общества, социолог как активный критик существующего социального порядка (Маркс).
Парадигмы: Объективизм – структурный функционализм, теория соц. обмена, теория рационального выбора; Активизм – критическая теория общества, социальный акционизм
Теория глобализации А.Аппадураи.
Глобализация локальна и неустойчива, есть тольо там, где присутствуют так называемые "потоки" (информационные, культурные, экономические). Она формируется между городами. Глобализация - исключительно культурный феномен, это ощущения, опыт людей, их переживания.Всего есть 5 видов потоков:
1. технопотоки;
2. потоки в результате миграции;
3. финансовые потоки;
4. потоки политич. идеологий;
5. медиапотоки.
Потоки существуют только между городами, они могу возникать и прекращаться, развиваться автономно. Т.о. понятие глобализации изменилось; она теперь неразрывно связана с потоками, и присутствует только там, где есть потоки.
Интервьюирование
а) Уличный опрос - группа экспресс-методов. Существует негативная практика (опрос у метро), д.б. надежный коллектив полевых исполнителей. У организаторов д.б. точные представл. о трансп. потоках, необх. отдельн. опросн. лист для каждого.
Требования к опросному листу: не более 10-15 понятн. вопросов, почти не предполаг. исп-я визуальн. дркументации.
Схема контроля интервьюеров:
- д/каждого интервьюера д.б. свой квадрат, он не должен из него выходить;
- "подсадные утки";
- фиксация количества заполненных анкет.
Плюсы метода:
- экспресс-метод;
- дешевизна.
Минусы метода:
- краткость опросного листа;
- смещение выборки в стор. лиц, присутств. в т. опроса.;
- тяжелый и дорогой контроль;
- человеческий фактор.
б) Телефонный опрос - также экспресс-метод. Д.б. высокая телефонизация. Сущ-ет 2 способа проведения: из call-центра и квартирн. телефонов (плохой).
Плюсы метода:
- экспресс-метод;
- географическая дисперсия (много регионов можно опрос.)
- более высок. уров. достижимости, чем у опросов по жит-ву;
- единство методол. опыта;
- автоматич. контроль выбора домохоз-ва по заданным параметрам;
- контроль за проведением интервью;
- минимизац. ошибок, связ. с человеч. фактором.
Минусы метода:
- конечное число вопросов (20-30) и огранич. время (7-10);
- смещение выборки в стор. нетелифонизир. насел.
- невозм. идентификац. причины отказа
- человеческий фактор: кач-во работы операторов.
На основе таких опросов нельзя прогнозир. рез-ты выборов.
в) Опрос по месту жит-ва: лишен всех недостатков, т.к позволяет следить за качеством ответа. Но существен. влиян. (на 50% кач-ва получаем. инфы) оказ. человеч. фактор. Единствен. адекватн. метод опроса, но дорогой, если уходить от квот в сторону вероятностн. случайн. выборки. Надо делать поправки.
Но есть тонкости: необх. рассчит. распределние по террит., иметь описание террит. ("возраст" р-на, плотность заселен.), уникальн. насел. пункты не д.б. в выборке.
г) Опрос по месту работы.
Метод социального анализа
Анализ – аналитико-синтетическое действие, при котором выделяются сведения об объекте, определяется какое место, занимает этот объект в структуре единого целого. Процедура анализа предполагает: выделение элементов, изучение их свойств, изучение взаимодействия и взаимосвязи этих элементов, выработка способов решения проблем.
СА – часть соц. науки изуч. социальные. отношения, условия воспроизводства человека и общества. Социальные отношения – особый тип отношений, которые мы выделяем на основании объекта, по поводу которого эти отношения выстраиваются. Также СА формирует информационную базу для проведения теоретических исследований и обеспечивает проверку теоретических конструктов за счет их сравнения с практической реальностью.
Предмет СА - отношения по поводу человека как ценности. Ценность человека выражается в том потребительском уровне, которым общество наделяет человека по его функциям, давая преимущество в потреблении.
Задача социального анализа: сбор, обобщение систематизирование информации об объекте, законе, факте, событие, исследование его, определение структуры, взаимосвязей и факторов, построение схемы, оценки значимости, выявлении главных связей и факторов, выработке рекомендации.
Функции соц. Анализа:
1) Познавательная - разработка методов исследования соц. отношений. Заключается в анализе социальной реальности с помощью социологических методов с целью познания окружающего мира.
2) Праксеологическая (практическая) – подразумевает использование социологического знания в различных областях соц. практики, во взаимном приспособлении индивида и соц. среды. Практическая функция предполагает раскрытие связей, отношений и выработку рекомендаций по оптимизации состояния анализируемого объекта в конкретных условиях. Результат выработки рекомендаций – создание таких условий функционирования соц. агента, которые будут удовлетворять цели воспроизводства общества
+ 3)Существует также мнение об 3 функции социального анализа – управленческой. Соц. анализ явл. составной частью и необходимым условием планирования и управления социальными процессами. Соц. управление включает в себя ряд последовательно повторяющихся этапов, таких как нормирование, планирование, учет, контроль, регулирование, где требуется СА.
Место СА в структуре наук об обществе:
Предмет для экономики - отношения по поводу производства материал.продукта; для истории - отношения по поводу фактов; для права - отношения по поводу (условий) договора; для культуры - отношения по поводу образа ( если он приемлем для общества, он принимается как культурный образец; для политики - закон функционирования и развития (т.е. соответствия института власти условиям воспроизводства в обществе); а для социологии - это человек.
Социология разрабатывает теории, гипотезы, парадигмы, а СА выполняет заказ теоретической социологии на формирование информационной базы для проведения теоретических исследований и обеспечивает проверку теоретических конструктов за счет их сравнения с практической реальностью.
В СА используется вся совокупность методов, обеспечивающая расширение познания. Их совокупность может быть представлена следующей схемой:
1)Познание материального мира и реальных конструктов (материалистические и идеалистические методы).
2)Диалектический и позитивистский - зависит от периода, в течение которого мы рассматриваем агента.
I. Ранний период.
1. А. Смит «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776) Разделение труда позволяет коренным образом реорганизовать производство, значительно повысить его эффективность; универсальное средство для повышения благосостояния человечества.
2. Ч. Баббедж - развив. идеи Смита. Научно обосновал значение специализации, начал исследовать трудовые движения с целью рационализации действий в рамках разделения труда.
3. Дж. Милл: разрабатывал принцип единоначалия, формы и интервалы управленческого контроля за деятельностью работников, возможности стимулирования повышения производительности через з/п.
4. Д. МакКаллум (1856): изучал возможности систематического менеджмента на железнодорожном транспорте.
Недостатки разработок раннего периода:
· нет связи между структурой, целями, корпоративной культурой и технологией орг-ции;
· нет ориентации на изменения;
· невнимание к людям: => отчуждение (ситуация, когда продукты труда челов. приобрет. контроль над ним) и аномия (отклонение от норм в процессе труда; несовп. м/у трудов. деят. и оценкой оной с позиций норм и традиций). Мертон: причина аномии – дисгармония между культурными целями и легальными средствами их достиж.
II. Классическая школа научного управления – одна из первых теорет. школ, рассм. орг-цию.
Тейлор и тейлоризм: необхоодимо создание системы жесткого контроля и иерархии для нормального функционир. организ. Значит, должны быть чётко распределены роли, функции, права, обязанности. Существующие технологии и действия д.б. максимально рационализированы и упрощены для эффективности.
Файоль изучал структуры управления организации, предложил понятие организационной структуры управления, определил ее основные типы в зависимости от целей, конфигурации и степени централизации. Иерархия играет важнеш. роль, закрепляет отношения в организации, обеспечивает их предельную прозрачность. Права и ответственность должны распределяться сверху вниз.
Теоретическая основа КШНУ в социологии – Вебер и его концепция социального действия. Основа соц. порядка - целерац. и ценностно-рац. действия, все действия работника д.б. рациональны, как с личной, так и с организацион. т.зр..
III. Концепция человеческих отношений (Э. Мэйо, У. Мур, Ф. Ротлисбергер) Против тейлоризма и ШНУ. Человек рассматр как как социопсихологическое существо. повышение произв. труда зависит не только от способностей, знаний и умений, но и от удовлетворенности трудом, группового мнения, неформальных отношений, благоприятной атмосферы. Отвели неформальной организационной структуре важную роль в организационной деятельности.
IV. Системный подход Изначально появ. как общая теория, объясняющая все явления современного материального и нематериального мира. Основоположник - Спенсер.
"Истинные творцы" - А.А. Богданов и Л. фон Берталанфи, Дж.Миллер. Последний определил следующие главные элементы системной модели организации:
· организация - упорядоченность подсистем и компонентов в трехмерном пространстве в данный момент времени;
· О - как сложный процесс, основой которого - все изменения матер. объектов и информации;
· в О присутствуют подсистемы, составные части системы (управленческая, экономическая, технологическая и др.);
· в О возникают организационные отношения (по поводу целей, межличностные, властные, информационные и т.д.);
· в О протекают системные подпроцессы (властные, материально-энергетические и т.д.).
Основн. отлич. организ. от др. систем - наличие самостоятельных целей системы и сложной иерархической управленческой подсистемы.
V. Структурно-функциональный анализ Сильно развит в теории организаций.
Основал к. функционализма - Дюркгейм (сформулировал проблему, связанную с функциональным разделением труда в организации), далее – Б. Малиновский и А. Редклифф-Браун (рассматривали общество как адаптивную систему, в которой все части служат удовлетворению потребностям системы как целого).
Стр-ф. анализ: системная единица организации дб функциональной, вносить свой вклад в деят-ть по достиж. организационных целей, значит, способствовать адаптации системы в целом: повышать ее устойчивость, эффективность взаимодействия с другими организациями (адаптивная часть функции), осуществлять регуляцию внутренних связей и поведения отдельных частей системы (регулятивная часть функции). Если подразд. организации не выполняет функциональных требований то это подразделение следует считать дисфункциональным и реорганизовать.
"–" подхода: системы как статичные абстрактные модели, которые не анализируются в динамике. Следствие - возникновение ситуацион. теории.
VI. Ситуационный подход.(П. Лоуренс и Дж. Лорш). Осн. идея - во внешн среде выдел. типичн. ситуации и они объед. в блоки на основе сходных стратегий и действий руководителей. Гл. задача - распознавание ситуации, идентификация с типовым блоком и предвидение развития событий.
Внешняя среда мб однородной или разнородной, агрессивной или нейтральной, сплоченной или разобщенной и т.д.
Вывод Лоуренса и Лорша: от характеристик внешнего окружения (рыночной, производственной, информационной, научной и других сфер) зависят цели, структура, технологии и персонал организации.
СП7. Социоинженерные методы в структуре прикладной социологии
Прикладная социология – применение и приложение теоретических основ к практическим методам. Прикладная социология может быть инструментом для социологических реформ и социальной инженерии. Одна из функций прикладной социологии – социоинженерная, решение конкретных соц проблем путем реформ и методов достижения практической цели.
Термин СИ ввёл Поппер ("Открытое общество и его враги"). В СИ соединяются социологич. знания и методы и средства решения практических, управленческих проблем.
СИ - способ сознательного воздействия на процессы и структры организации социальных объектов с целью их практического изменения социологическими методами; способ нахождения эффективных путей, трансформации социологического знания в практические программы и решения по управлению соц. объектами.
В зависимости от характера объекта выделяют несколько уровней СИ:
1. Институциональный - изучение, проектирование и обслуживание социальных институтов.
2. Организационный - научное управление организациями различного типа.
3. Групповой - изучение и проектирование социальных отношений в группах (помощь проблемным группам, формирование формальных и неформальных групп).
4. Личностный - формирование и регуляция социального поведения личности, её адаптация и социализация.
Методов в СИ очень много, все стремятся к технологизации, ритмизации. Общие методические средства:
1) Мыслетехнические - ориентир. на выработку новых идей. Разделяются на эвристические (интуитивные) и системные (алгоритм Альтшуллера, технол. группового решения проблем).
2) Социотехнические - направлены на "выращивание" сплоченных групп и команд (тренинги, техники ведения переговоров и т.п.)
3) Психотехнические - оказывают помощь в самоактуализации человека, в умении общаться с другими (НЛП, психосинтез, гештальт-анализ).
4) Ср-ва смыслообразования и работы с человеческими ценностями - предназн. для содействия людям и организац. в профессиональном и личностном самоопределении, выработке стратегий (скрипт-анализ, методика мифологич. символизации).
5) Методологические средства - техника рефлексии, проблематизации, критики, схематизации, позиционного анализа.
6) Художественные средства.
7) Средства психофизич. саморегуляции - позвол. поддерживать высокий энергетический тонус участников.
Также методы СИ можно сгруппировать сл. образом:
1. Аналитические методы, основанные на системном подходе:
- морфологический анализ - предназначен для выработки широкого поля альтернатив решения проблем;
- алгоритмы Альтшуллера, Перлаки, Дудченко;
- метаплан - позволяет генерировать идеи и решения и создавать из них систему.
2. Эвристические - мозговой штурм, метод 635, "утопические игры", синектика, мифиологическая символизация.
3. Игровые (деловые, репрезентационные игры), инновационные, развивающие методы
СП6.Современное состояние и перспективные направления развития социологии организации
Социология организаций - дисциплина, изучающая объединения людей, построенные для соблюдения какой-либо цели.
СО- специальная социолого-управленческая дисциплина, объектом изучения которой являются специфические социальные образования - организации.
Факторы, превращ. СО в отдельную дисциплину:
- социализац. обществ. жизни (информационные и коммуникац. процессы становятся в один ряд с экономическими)
- глобализация (сверхмощн. организация и объед. людей)
- НТП
- изменение хар-ра мотивации к труду
- Объединение производителей и потребителей в рамках единой организации.
Исходя из этих факторов можно выделить и основные направления развития СО:
1) Теории мотивации. Изучает мотивацию людей к труду, способы её повышения. Основные подходы к проблеме: анализ потребностей челов., воздействие на него, совместные решения, совместное управление капиталом.
Основные понятия т. мотивации: потребность (осознанная нужда в чём-либо жизненно необходимом), мотив (поиск путей удовл-я потребностей), стимул (толчок к реализации).
2) Анализ социальных характеристик личности. Сегодня распространен подход анализа акцентуаций (ярко выраженных свойств характера), существует много их классификаций. Здесь необходимо выявить и сравнить формальную и неформальную структуру организации, чем они ближе - тем лучше.
Самый полный анализ орг-ции основывается на использовании: социометрии, анализа акцентуац., самоанализа участн., анализа внешней и внутренней стр-ры.
3) ?? Анализ стилей работы и руководства. Стиль работы - устойч. хар-ки деятельности, в конечном итоге определяющие формы и методы управления. Есть несколько теорий, утвержд., что стиль работы зависит от:
- харизмы
- пассионарности
- темперамента
- особенностей характера
- "зрелости" исполнителя (готовности работать)
Признаки орг-ции: цели, обособленность, системность, специфическая культура, саморегулирование, устойчивость.
Существует множество определений организации, из которых обычно выделяются концепция организации как рациональной системы или системы, направленной на достижение цели.
Четыре основных направления в определении теории организации.
1. Ч. Барнард: организация — это вид кооперации людей, которая отличается от других социальных групп сознательностью, предсказуемостью и целенаправленностью. Барнард и его последователи рассматривали совместные действия людей, их кооперацию, а уже потом необходимость достижения целей.
2. Д. Марча и Г Саймона: организация —сообщество взаимодействующих индивидов, являющееся самым распространенным в обществе и содержащее центральную координирующую систему. Высокая специфичность структуры и координация внутри организации отличают ее от диффузных и неупорядоченных связей между неорганизованными индивидами. Это придает организации сходство с отдельным биологическим организмом.
3. П. Блау и У. Скотт указывают на основную, по их мнению, характеристику сложившейся организации —для достижения специфических целей она должна быть формализована, т.е. обладать формальной структурой.
4. А. Этциони: организации — это социальные объединения (или человеческие группы), сознательно конструируемые и реконструируемые для достижения специфических целей, характеризуемые сознательным членством в организации и сознательными действиями ее членов.
Риторика про то, что организация - важная составляющая общественной жизни, вокруг нас одни организации.
СП8. Социальная инноватика: содержание и методы
Инновация - комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества) для новой или для лучшего удовлетворения уже известной общественной потребности; одновременно это есть процесс сопряженных с данным новшеством изменений в той социальной среде, в которой он осуществляется.
Есть 2 основных типа нововведений:
1. Радикальные, т.е. открыващие новые практические ср-ва д/удовлетворения тех/иных потребностей и вносящие качественные изменения в способы человеческой деятельности.
2. Модифицирующие, т.е. обеспечивающие совершенствование существующих практических средств для быстрого удовлетворения текущих изменений общественных потребностей.
+3. Псевдонововведения.
Инновационная технология (ИТ) – система стандартных алгоритмизированных способов деятельности, операций и техник, характеризующихся простотой, тиражируемость, оперативностью, воспроизводимостью, специализированностью, направленностью на решение типовых задач определенного класса, нацеленная на успешное внедрение и использование какого-либо нововведения (и его оптимизацию).
Также это набор методов и средств, поддерживающих этапы реализации нововведения. Есть несколько видов ИТ: внедрение, тренинг, консалтинг, аудит, трансферт, инжиниринг.
Инновационные социальные технологии - процессуально структурированная совокупность приёмов и методов, направленных на изучение, актуализацию и оптимизацию инновационной деятельности, в результате которой создаются и материализуются нововведения, вызывающие качественные изменения в различных сферах жизнедеятельности, ориентир. на рациональное использование материальных, экономических и социальных ресурсов.
Существует 2 формы ин-х технологий:
- программы, документы;
- реальные процессы разворачивающиеся с этими процессами.
Принципы иннов. метода:
1. Занимайтесь своими затруднениями и проблемами; Исследовательские средства: Диагностика (конкретных ситуаций и проблем), предметные исследования, системные исследования, техническое исследование, рефлексивное исследование.
2. Разрешайте свои проблемы вместе с другими; Процедуры: группообразование, организация позиционной динамики, организация сотрудничества, организация соревнования, использование конфликта в конструктивных целях.
3. Концентрируйтесь на содержании затруднения; Иссл. средства: техника сталкинга – стратегический контроль общественного поведения.
4. Прорывайтесь к действительному содержанию затруднений.
5. Выбирайте новое видение себя, своих возможностей, мира в целом. Иссл. средства: рациональные методы (метематические , компьютерные), Ассоциативные (мозговая атака, модерация), медитационные, контекстуальные (музыка, запах и пр.), опытно-практические(создание ситуаций), ориентированные на работу с подсознанием (гипноз), психотропные средства
В социальной инноватике, по-видимому, могут использоватся методы СИ. Методами социальной инноватики являются следующие:
- инновационная игра (метод исследования и развития организаций, самотрансформирующееся средство исследования и практического преобразования социальных систем за счет организации опыта саморазвития участников). Программа инновационной игры построена на принципах работы социальных технологов, вкл. следующие блоки: программа организации инновационных игр, технология группового решения проблем, техники мышления, программа групповой работы, программа организации дискуссий, программа организационного тренинга, программа социально-психологического тренинга и методика определения эффективности инновационных игр.
- мозговой штурм;
- метод 635 и т.п. (см. соцальную инженерию).
СП9 Оценочные исследования: основные принципы, типы и особенности организации
Прикладное исследование – исследование конкретных проблем в конкретном месте и времени с выработкой решений.
Оценочное исследование – определение эффективности отдельных программ, политик, деятельности; с опорой на методы социальных исследований позволяют выработать решения по оптимальной организации деятельности на всех ее этапах, а также получить информацию для разработки других программ.
Основные вопросы: Как это работает? Для кого и при каких обстоятельствах? Что работает/не работает? Что понимается под эффектом? Как это воспринимается и кем?
ТИПЫ ОС:
1.По стадиям исследования: оценка концепции элементов, оценка потребностей (разработка программы); оценка эффективности действий и их интерпретация (реализация); эффективность и последствия (Итог, эффективность)
2. По методологической позиции: стандарт (норматив), причина – следствие, изменени.
3. По целям: действия, эффективность, изменения, знания.
4. По методам: качественные, количественные, экспериментальные, вторичные, смешанные.
ПРИНЦИПЫ ОС:
1. Полезность – оценивание должно отвечать информационным потребностям предполагаемых потребителей.
- идентификация капиталодержателей, затронутых программой или заинтересованных,
- определение необходимой информации и способов ее получения,
- прозрачность отчета: подробное описание всех этапов и процедур,
- своевременность и доступность: предоставление отчета вовремя и всем, кто заинтересован,
- ясность возможности использования результатов
2. Учет возможностей – уверенность в реалистичнности проведения, продуманности процедур, соблюдении этических норм, экономичности.
- практичность процедур: уверенность в том, что вся необходимая информация будет получена при сведении ошибок к минимуму,
- жизнеспособность: уверенность, что при проведении оценки учтены интересы всех заинтересованных групп и все аргументы представлены полностью,
- Экономическая эффективность: информация получена без превышения ее стоимости.
3. Конфиденциальность – проведение оценки в соответствии с нормами закона и этики, соблюдение прав всех участников.
- официальное согласие: все участники должны быть официально уведомлены о своих правах и обязанностях,
- конфликты интересов: определение критериев на основе которых будут решаться конфликты участников в случае их возникновения,
- соблюдение прав: должны быть учтены все права участников, в т.ч. и на получение информации.
4. Точность – гарантия того, что информация получена при соблюдении всех норм исследования.
- документация: все процедуры должны быть описаны и представлены в соответствующих документах,
- анализ контекста: влияния на программу и влияние самой программы,
- подробное описание дизайна исследования,
- описание способов достижения валидности, релевантности и системности, как основных исследовательских принципов,
- описание способов анализа данных,
- представление отчетов по установленным формам.
Особенности организации: необходим анализ капиталодержателей, индикаторы осознанности социальной проблемы, оценка мероприятий и механизмов работы.
При анализе программ внимание может уделяться следующим компонентам:объект, предмет, основная цель, задачи, миссия, программные мероприятия, участники, целевая группа, бюджет, капиталодержатели. У капиталодержателей выясняются следующие характеристики: интересы, характер капитала, отношение к программе, позиция (частная/гос. группа, НКО и т.п.).
СП10. Интервенция как особый тип социологического исследования
Интервенция – привнесение социальных изменений через воздействие на поведение участников ситуации.
1. Процесс систематического исследования практических действий, их последствий с целью изменения и совершенствования;
2. Процесс исследования, нацеленный на решение проблем самими участниками;
3. Исследовательский процесс направленный на развитие практической деятельности через ее оценку и исследование
Особенности:
- основа – повседневные знания и представления,
- проблема – через знание о возможностях улучшения ситуации,
- не знание и обучение, а действие и умение.
Предпосылки:
- участники ситуации способны сами определить важные аспекты проблемы:
- непрофессионалы способны стать исследователями;
- знание – сила. Всегда с позиций определенных социальных групп. Политически ориентированы;
- рефлексия является способом изменения действий и решения проблем.
Исследовательский процесс:
1.Определение и описание проблемы
2.Выбор методов
3.Сбор данных
4.Анализ, интерпретация, обобщение данных
5.Рефлексия на основе данных
6.Выработка плана действий
7.Оценка действий
8.Определение и описание проблемы...
ТИПЫ: Прикладные – решение конкретной проблемы через совместное действие; Объединенные – решение проблем через совместное исследование – действие; структурная – локальная; индивид – команда – сообщество.
СП 12. Контроль качества в эмпирическом исследовании. Основные задачи, приемы, процедуры
В международной практике разделы контроля качества обязательны. К. качества должен проводиться на всех этапах исследования.
В международной практике используются следующие обозначения:
1. Quality control - рутинная проверка исследований по завершении (QC).
2. Quality evaluation - контроль и сопровождение исследования (QE).
3. Quality assurance - "обнаружение предела качества" (QA).
В социологических исследованиях качество определяется через валидность (=пригодность) данных. Есть несколько классификаций методик контроля качества:
1) Внутренние методики (применяет сам исследователь)
2) Внешние методики (привлечение внешних агентов, оценщиков)
Другая классификация:
1) Контроль результатов (QC, QA).
2) Контроль самого хода исследования (QE).
Существует ряд приёмов для контроля качествам (в соответствии со структурой протокола):
1. При постановке проблемы - "валидизация" проблемного поля, проведения семинаров по обсуждению конкретной проблемы.
2. Методологический блок - обращение к экспертам.
3. Методический блок - пилотаж, проводимый на реальном объекте. Пилотировать необх. не только материалы, но и процедуру в целом (ех.: эксп. опрос на реальных экспертах; ставить вопросы-ловушки).
4. Поле - контроль фальсификации данных интервьюерами путем:
а) Аудиофиксации;
б) Непосредственного наблюдения;
в) Интервью на выходе (с целью узнать детали общения с респондентом).
г) Дебрифинга - обсуждения полевого персонала после акции (ех.: заполнение модератором отчета). Важно фиксировать все происшествия, проблемы, выбранные решения.
д) Приёма работы у полевиков - данные действия слабо алгоритмизированы в России. Не всегда понятно, как принимать, и что делать в случае несоответствий.
5. Ввод данных – всегда необходим двойной ввод, т.е. одни и те же данные вводятся 2-мя людьми. Затем проводится выборочный контроль, строятся нормальные распределения, проверяются отклонения. Сквозная нумерация анкет, стуктурированный архив.
6. Работа с текстом – необходимо рецензирование. При этом в финальном отчёте можно писать, как устраняли возникающие ошибки.
Понятие научно-теоретической позиции, ее структура и функции.
Будучи обобщением родственных теорий, научно-теоретическая позиция как познавательная конструкция позволяет:
- сравнивать теории с точки зрения общности и различия в понимании предмета социологии и задач теории,
- познавательных интересов и проблемных областей,
- критериев истинности и научности содержательных высказываний,
- роли специальных логических методов получения знания (дедукция/индукция),
- оценивать методологическое и прикладное значение теорий и даже
- в значительной степени учесть сложность современных моделей, основанных на синтезе элементов разных теоретических позиций и направлений социологической мысли.
Критериями сравнения теорий также являются:
- исходные мировоззренческие установки,
- отношение к ценностям и антропологии.
Если антропо-философская основа положительна, то теория будет критиковать существующие проблемы (марксистскя теория, критическая теория, теория соц.действия). Если отрицательная, то то роль человека в происходящем нивелируется, его необходимо подавлять и контролировать (теория систем, теория соц.поведения).
На уровне фундаментальной теории в социологии выделяются четыре исторически сложившихся влиятельных направления: теория социальных систем, марксизм и критическая теория, теория социального действия и поведенческая социология, которые тесно связаны с общенаучными объяснительными принципами: детерминизмом, системностью и развитием. Их предметом являются классические проблемы функционирования и развития общества, сущность и механизмы социального взаимодействия людей в обществе (проблема социального порядка, проблема общ