Вопрос 42. Научные традиции изучения общественного мнения в России и других странах и проблема их сопоставления.
Конец XIX начало XX столетий можно назвать предысторией развития опросов мнение в России. Первые опросы были проведены по инициативе земств – местных органов самоуправления, созданных в 1864г. Изучение читающей публики в те годы проводилось людьми, занятыми цензурой, книгоиздательством, библиотечным делом, редакциями газет и т. п. Основными методами исследования были анализ документов (объём книгопродажи и тиражей изданий, читательских формуляров в библиотеках), опросы читателей библиотек, почтовые прессовые опросы читателей газет и журналов. Начиная с 30-х годов, проблематика исследований с помощью опросов, резко сужается, а к середине 30–х опросы вовсе прекращаются. В конце 50-х гг. с приходом к власти Н. С. Хрущёва и общим «потеплением» ситуация в стране возрождает интерес к социологии и использованию её методов.
Вообще в опросах 60-х гг. советские социологи много занимались методическими и организационными проблемами. Анкетный опрос и формализованное интервью становятся самым распространенным в практике эмпирическим исследований. С конца 60-х и в 70-е гг. лидируют два проблемных направления: 1) изучение формирование механизмов общественного мнения в локальных опросах; 2) разработка методологии, создание проектов общенациональных территориальных вероятностей выборок и способов их практической реализации.
В целом с конца 80-х гг. проведение опросов общественного мнения совместно с зарубежными исследовательскими и коммерческими центрами становится обычным делом. Путь к такому широкому сотрудничеству был открыт благодаря курсу на демократизацию и гласность. В 90-е гг. исследования общественного мнения всё чаще проводятся в мониторинговом режиме. Тематика опросов, проводимых столичными и региональными службами, расширяется от повседневного потребления товаров и услуг до отношения к властям. Наряду с общеупотребительным методом интервью по месту жительства используются анкетирование, прессовые, почтовые опросы. Некоторые службы применяют телефонные опросы, другие – методы контент анализа, третьи специализируются на уличных опросах. Развитие рыночных отношений (с начала 1992г.) создало принципиально новую ситуацию в деятельности служб общественного мнения.
В России – самые знаменитые центры - (ВЦИОМ), ФОМ, Аналитический центр по общей политике администрации президента. Как показывает практика, наибольший интерес средств массовой информации и политиков вызывает продукция именно названных центров. Дело в том, что эти центры охотно выполняют социальный заказ политических лидеров, а региональные подразделения, как это ни парадоксально, дают более объективную информацию, находясь в стороне от столичных политических игр и баталий. Существует три основных класса методов сбора информации: Прямое наблюдение Анализ документов Опросы, которые делятся на два подкласса: а) интервью б) анкетный опрос
Одним из важнейших средств изучения общественного мнения США является институт опросов, существующий в его нынешнем виде с 30-х годов. Становление этого института связано с развитием капитализма, с попытками правящих кругов приспособиться к изменяющемуся соотношению сил, с ростом самосознания масс, что, в свою очередь, обусловлено целым рядом объективных факторов и процессов как внутри США, так и на международной арене.
Опросы охватывают все стороны общественно-политической жизни США — от изучения реакции отдельных групп населения на те или иные программы в рамках небольших административных единиц до выяснения отношения всего населения к различным правительственным акциям внутриполитического или внешнеполитического характера.
Отдельным опросом общественного мнения, который может быть проведен как среди представителей всех групп населения, так и среди лиц, принадлежащих к какой-то определенной его группе, охватывается, как правило, около полутора тысяч человек. Правящие силы США используют институт опросов прежде всего для поиска путей совершенствования системы социального контроля: опросы призваны помочь обнаружению сфер и масштабов недовольства, способствовать корректировке направления и способов воздействия на американское массовое сознание. Этому служат все виды опросов, особенно закрытые, т. е. результаты которых известны только заказчикам.
Не сложно догадаться, что общественное мнение не может быть одинаковым в различных временных пространствах, в обществах с различными культурными, нравственными ценностями и т. д. Так же общественное мнение не может быть одинаково в различных общественных системах и при различных устройствах системах управления. Для более полного понимания выше сказанного необходимо выявить конкретные различия общественного мнения в различных общественных системах.
Так "в обществе с однородной культурой (малым количеством субкультур) возникает общественность со сходными, малоразличными интересами. Наличие большого количества субкультур порождает крайне разнородную общественность, а соответственно возникает и различное общественное мнение.
Простая стабильная культура общества, как правило, не предоставляет общественности много альтернатив в решении насущных вопросов, поскольку ситуацией можно управлять на основе традиций и нравственных норм.