Общество: сущность, типы развития
Общество является самой крупной группой, к которой принадлежит индивид. Под «обществом» понимается самовоспроизводящаяся устойчивая социальная система, которая состоит из людей разного возраста и пола и образует экономические, политические и культурные системы. Можно говорить о российском обществе, западном обществе, примитивном обществе и т. д. Четкое определение этого понятия весьма трудно и его употребление очень разнообразно.
По Рене Кенигу, под обществом можно понимать: 1) различный тип образа жизни; 2) образованные народами объединения или 3) основанные на договорах экономические и идейные организации; 4) целостное общество, т. е. широкое социальное образование, совокупность различных социальных единиц. Кроме этого, понятие «общество» употребляется: 5) при описании определенной исторической формы социальной жизни, например «буржуазное общество» и 6) как синоним «социальный», «социум», когда речь идет о взаимоотношениях индивидов и основанных на этих отношениях структурах и социальных процессах.
Ян Робертсон определяет общество как группу индивидов, которые живут на одной территории, находятся в отношениях взаимовлияния и имеют общую культуру. Это определение содержит некоторые существенные черты понятия «общество» («культура» и «территория»), которые следует, однако, понимать в широком смысле.
Рудхард Столлберг считает основной задачей социологии изучение общества. Предмет социологии – социальные явления и процессы. При этом общество понимается как совокупность социальных отношений и как все проявления человеческой жизни вплоть до досуга и жилищных условий, а также как социальные группы и взаимоотношения индивидов. Таким образом, «общество» является очень широким понятием, которое можно определить как систему или совокупность социальных явлений.
Можно считать, что социальные отношения проявляются и реализуются в человеческой деятельности. Поэтому социология изучает эту деятельность, а также социальную структуру общества, его деление на социальные группы, классы, профессиональные группы и т. д. То есть на абстрактном уровне общество – это структура и функция.
Основными факторами общественной жизни Ян Щепаньский считает биологические, территориальные, демографические, экономические и культурные факторы. Он употребляет понятие «общественная жизнь», под которым он понимает все явления, обусловленные взаимодействием индивидов и общностей, находящихся на определенной ограниченной территории.
Современный американский социолог Н. Смелзер определяет общество как «объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную систему и определенную национальную (социально-культурную) идентичность».
При всей тесной взаимосвязи таких важнейших и широкоупотребимых понятий как «общество», «страна» и «государство», их необходимо строго разграничивать. Страна – это понятие, отражающее преимущественно географическую характеристику части нашей планеты, определенной границами независимого государства. Государство – понятие, отражающее главное в политической системе страны и поэтому выступающее в качестве важнейшей категории прежде всего политологи. Общество – понятие, непосредственно характеризующее социальную организацию страны и поэтому занимающее центральное место в системе категорий социологии.
Разработка общей теории общества сопровождалась формированием различных концептуальных подходов к определению общества.
Существует, например, «атомистическая» теория, согласно которой общество понимается как совокупность действующих личностей или отношений между ними. «Все общество в конце концов, – считает Дж. Дэвис, – можно представить как легкую паутину межличностных чувств или установок. Каждый данный человек может быть представлен сидящим в центре сотканной им паутины, связанным прямо с немногими другими и косвенно – со всем миром».
Крайним выражением этой концепции была теория Г. Зиммеля, который полагал, что общество вообще представляет собой взаимодействие индивидов. Взаимодействие всегда складывается вследствие определенных влечений или ради определенных целей. Эротические желания, деловой интерес, религиозные импульсы, защита или нападение, игра или предпринимательство, стремление помочь, научиться, а также множество иных мотивов побуждают человека к деятельности для другого, с другим, против другого, к сочетанию и согласованию внутренних состояний, т. е. к оказыванию воздействий и, в свою очередь, к их восприятию. Эти взаимные воздействия означают, что из индивидуальных носителей побудительных импульсов и целей образуется единство, «общество».
В современной социологии эта концепция известна как «сетевая» теория (Network theory), основные принципы которой были сформулированы Р. Бертом. Главный акцент эта теория делает на действующих индивидах, принимающих социально значимые решения изолированно друг от друга. Или в более общей форме: эта теория и ее разновидности в центр внимания объяснительной концепции общества ставят личностные атрибуты действующих индивидов.
В теориях «социальных групп» (Social Group Theory) общество интерпретировалось как совокупность различных пересекающихся групп людей, которые являются разновидностями одной доминирующей группы. В этом смысле, следуя концепции Ф. Знанецкого, можно говорить о народном обществе, что обозначает всевозможные группы и совокупности, существующие в пределах одного народа или католической общественности, подразумевая под этим разнообразные совокупности и группы, существующие в рамках католической церкви.
Если в «атомистической», или «сетевой», концепции существенным компонентом в определении общества является тип отношений, то в «групповых» теориях – человеческие группы. Рассматривая общество как наиболее общую совокупность людей, авторы этой концепции, по существу, отождествляют понятие «общество» с понятием «человечество».
Существует группа дефиниций категории «общество», согласно которым оно представляет собой систему социальных институтов и организаций. Общество – большая совокупность людей, совместно осуществляющих социальную жизнь в пределах целого ряда институтов и организаций.
Согласно этой концепции, системное изложение которой дано в трудах Т. Боттомора и С. Липсета, именно социальные институты и организации гарантируют устойчивость, постоянство отношений между людьми, устанавливают устойчивую структуру всевозможных форм коллективной жизни, и без них невозможным было бы обеспечение потребностей, гарантирование организованного процесса коллективной деятельности, регулирование конфликтов, развитие культуры и т. д. Определения этого рода можно назвать институциональными, поскольку в факте существования социальных институтов они видят характерные черты общества. Такое понимание общества часто встречается в работах этнологов.
Социологические категории (более низкого порядка, чем категория «общество», такие как «группа», «объединение»), которые включаются представителями различных социологических школ как в аналитическую, так и в концептуальную дефиницию общества, имеют существенное значение для понимания его природы и характера. Понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе, к любому по численности объединению (группе) людей, если это объединение отвечает следующим признакам (по Э. Шилзу):
- объединение не является частью какой-либо более крупной системы (общества);
- браки заключаются между представителями данного объединения;
- оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;
- объединение имеет территорию, которую считает своей собственной;
- у него есть собственное название и своя история;
- оно обладает собственной системой управления;
- объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;
- его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.
Нетрудно догадаться, что подобным критериям соответствуют и современные державы, насчитывающие сотни миллионов граждан, и древние племена, умещавшиеся на территории нынешнего городского микрорайона. У тех и других имеются кровно-родственные системы (заключение браков и рекрутирование новых членов), свои территория, название, культура, история, управление, а самое главное – они не являются частью другого целого.
Р.Марш (1967) также пытался определить условия, при которых социальное объединение следует считать обществом:
постоянная территория – например Франция в своих государственных границах;
пополнение общества главным образом благодаря деторождению, хотя иммиграция также играет некоторую роль в этом;
развитая культура – модели культуры могут быть достаточно многообразными, чтобы удовлетворить все потребности общественной жизни;
политическая независимость — общество не является субсистемой (элементом) какой-то другой системы, это допустимо лишь в очень небольшой мере. (В соответствии с данным критерием такие колониальные общества, как Бельгийское Конго, до получения независимости нельзя считать таковыми).
Как отмечал Р.Марш, даже такое обстоятельное определение общества кажется несколько спорным.
В общем и целом признавая, что общество есть продукт взаимодействия людей, социологи как в прошлом, так и сегодня нередко по-разному отвечали на вопрос о том, что конкретно служит первоосновой объединения людей в общество. Так, Э. Дюркгейм видел ее в надындивидуальной общности коллективных представлений, чувств, верований, в солидарности как «коллективном сознании», противостоящем природному эгоизму: М.Вебер – в ориентированных на других (т. е. социальных) действиях: Т. Парсонс и Р. Мертон – в общности тех фундаментальных норм и ценностей, которыми руководствуются люди в своей жизнедеятельности; Э. Шилз – в общности центральной власти, территориальной целостности и согласии центра и периферии.
Очевидно, что во всех этих определениях в той или иной степени выражен подход к обществу как к целостной системе элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным. Основная задача системного подхода в исследовании общества состоит в объединении различных знаний по поводу общества в целостную систему, которая могла бы стать единой теорией общества.
Один из подходов к анализу общества рассматривает его как совокупность людей, осуществляющих совместную деятельность. Люди являются главным элементом строения общества, а источником их объединения и последующего формирования общности выступает социальное взаимодействие. «Что же такое общество, какова бы ни была его форма? Продукт взаимодействия людей», – пишет К. Маркс. «...Общество существует не «вне» и независимо от индивидов... а только как система взаимодействующих единиц, без которых, вне которых оно немыслимо и невозможно, как невозможно всякое явление без составляющих его элементов», – считает П. Л. Сорокин.
Последовательная реализация этого подхода заключена в двух выводах. Первый: прекращается взаимодействие – умирает общество. Второй: общество не реально, оно только способ нашего рассмотрения «соединения отдельных людей».
Например, П. Сорокин, среди важнейших причин формирования коллективного единства называет «разнородность социальных функций, выполняемых различными индивидами... Каждый индивид своими силами может удовлетворить только часть потребностей. Для удовлетворения остальных он вынужден обращаться к другим индивидам и вступать с ними во взаимодействие. Иными, словами, социальная разнородность индивидов – вот одна из существенных причин, гонящих одних лиц к другими заставляющих их «связываться» друг» с «другом».
Чтобы общество взаимодействующих индивидов постоянно не «рассыпалось», взаимодействие должно базироваться на необходимых, объективных связях и социальных отношениях. Сорокин изящно решает эту проблему в теории, считая, что когда между индивидами «существует функциональная связь, тогда мы говорим, что эти индивиды взаимодействуют...».
К. Маркс, считает, что «определенной ступени развития... производительных сил» (взаимодействующих посредством техники индивидов) соответствует «экономическая структура общества, реальный базис» производственных отношений, определяющих «анатомию гражданского общества» с его идеологическими надстройками. И в том, и в другом случае общество скрепляет в единое целое некая зависимость, связь. Такой подход предполагает общество, которое предстает как система отношений или объективно обусловленных (в значительной степени – вынужденных) и потому постоянно воспроизводящихся контактов между людьми.
Складывающиеся в процессе совместной жизни людей, привычки контактировать определенным, типическим образом, а в ряде случаев и собственно организации, поддерживающие их воспроизводство (государство, право, образование, церковь, семья), исследователи системы общественных отношений определяют понятием «институты».
«Институты – это словесный символ для лучшего обозначения группы общественных обычаев. Они означают преобладающий и постоянный образ мысли, который стал привычным для группы или превратился для народа в обычай... Институты устанавливают границы и формы человеческой деятельности. Мир обычаев и привычек, к которому мы приспосабливаем нашу жизнь, представляет собой сплетение и неразрывную ткань институтов».
Поскольку речь идет о закреплении определенного характера общественных связей, которые формируют параметры деятельности, можно сделать предположение о принципиальной сочетаемости подходов к социальной организации в первой и второй концепциях общества. Действительно, это имеет место в теории. Например, в исследованиях Т. Парсонса, Г. Ленски само существование социальных институтов объясняется функциональными потребностями поддержки гомеостаза общественной системы.
Структура общественных отношений, таким образом, создается на макроуровне социальных взаимодействий в процессе институционализации (самовоспроизводства) общества и закрепляется на «микроуровне» межличностных контактов, в которых люди предстают друг перед другом в социальных масках, облегчающих им процедуру идентификации (определения, узнавания) и общения. Чем более массовым и организованным становится общество, тем более распространяются «представительные» социальные контакты, и тем чаще человек выступает либо носителем определенных функций (в силу институциональных предписаний), либо посланцем определенных статусных групп.
Нет большого смысла утверждать, что общество состоит из отношений между людьми. Понятие коммуникации содержит в себе гораздо более точное предположение (но и реконструирует то, что полагают обычно социологи, когда говорят об «отношениях»)».
Типология обществ. Все многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определенные типы. Несколько типов общества, объединенных сходными признаками или критериями, составляют типологию. Существует множество способов классификации обществ. Согласно марксистской традиции, тип общества определяется способом производства, т. е. тем, как используются и контролируются экономические ресурсы, которыми оно владеет. (В связи с этим различаются, например, феодальное, капиталистическое, социалистическое и коммунистическое общества).
Если в качестве главного признака выбирается наличие письменности, то все общества делятся на бесписьменные, или дописьменные, т. е. обладающие языком, но не имеющие письменности, и письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие слова в материальных знаках и носителях: клинописных таблицах, бумаге, книгах и т. д. Классификация обществ может быть составлена также на основании господствующих в них религий (например, мусульманское общество) или языка (франкоязычное общество).
В качестве главных зависимых переменных в этой типологии обществ Г. и Дж. Ленски указали: численность населения, выраженную в единицах плотности (более крупные сообщества), и общие размеры общества, постоянность поселения, разделение труда, религиозные верования (структура основных верований), социальное неравенство изменения в характере стратификации. На основе типологии Г. и Дж.Ленски можно выделить следующие типы обществ.
1. Общества, живущие охотой и собирательством. Большинство таких обществ, например бушмены Юго-Западной Африки и аборигены центральной Австралии, обычно ведут кочевой образ жизни, занимаются охотой, сбором ягод, корней и другой съедобной растительной пищи. Охотники и собиратели имеют самые примитивные орудия труда: каменные топоры, колья, ножи: их имущество ограничено самыми необходимыми предметами, которые они носят с собой, кочуя с места на место. Их социальная жизнь организуется на основе родственных связей; известно, что в обществе охотников и собирателей растений каждый знает, кто кому приходится близким или дальним родственником. Политической структуры в этом обществе почти не существует, во главе его обычно стоят старейшина или вождь, другие властные структуры в нем не сложились.
2. Огороднические общества впервые возникли на Ближнем Востоке примерно за четыре тысячи лет до нашей эры; в дальнейшем они получили распространение от Китая до Европы: в настоящее время они сохранились главным образом в Африке, на юге Сахары. В самых примитивных огороднических обществах при возделывании огородов не применяются металлические орудия или плуги. В более развитых огороднических обществах имеются металлические орудия и оружие, но не используются плуги. Так же как и общества охотников и собирателей растений, огороднические общества не производят прибавочного продукта: люди, которые трудятся, используя лишь мотыгу, не в состоянии создать высокопродуктивную систему сельского хозяйства. Политические структуры простых огороднических обществ имеют до двух социальных слоев, но в более развитых обществах этого типа их насчитывается четыре и более. Система родственных связей также является основой социальной структуры этих социумов, но здесь она значительно усложняется; иногда общества состоят из многих кланов, отличающихся сложными взаимосвязями, включая правила, регулирующие брачные отношения между представителями различных родов.
Простые общества. К ним относятся такие общества, в которых нет социального неравенства, деления на классы или страты, где отсутствуют товарно-денежные отношения и государство.
В первобытную эпоху простым обществом жили охотники и собиратели, а затем ранние земледельцы и скотоводы. Социальную организацию простых обществ характеризуют следующие черты:
- эгалитаризм, т. е. социальное, экономическое и политическое равенство;
- относительно небольшие размеры объединения,
- приоритет кровнородственных связей;
- низкий уровень разделения труда и развития техники.
В науке принято выделять два типа (два этапа развития) простых обществ: локальные группы и первобытные общины.
Второй этап – община – в свою очередь подразделяется на два периода: а) родовая община, б) соседская община. Локальные группы представляют собой небольшие объединения (от 20 до 60 человек) примитивных собирателей и охотников, связанных кровным родством, ведущих бродячий образ жизни.
Первобытные общины – более сложный тип социальной организации. Родовые общины – это союз нескольких локальных групп (сотни человек), связанных между собой узами кровного родства. Соседские общины – объединения нескольких родовых общин (групп), связанных взаимными браками, кооперацией труда и общей территорией.
С усложнением орудий труда, возросла их производительность. Стало быть, один человек мог прокормить большее число людей, чем прежде. От охоты и собирательства люди перешли к огородничеству (бахчевое овощеводство) и пастушеству (скотоводство). Временные лагеря превращаются в постоянные поселения, окруженные огородами и загонами для скота.
Оседлый образ жизни сделал возможным переход от родовых групп к соседским общинам: несколько групп кровных родственников селились рядом и соединялись взаимными браками, а также кооперацией труда, взаимовыручкой, совместной охраной территории.
Так постепенно зарождается семья уже в современном понимании. Возникает разделение труда между мужчиной и женщиной, между детьми и взрослыми, между взрослыми и стариками. Складываются первые социальные нормы в виде табу (абсолютных запретов). Возникают первые признаки имущественного неравенства.
Переходной формой от простого к сложному обществу служат вождества. Их еще называют протогосударственными образованиями (другие термины: предгосударство, раннее государство) за то, что там уже существовало имущественное неравенство людей (социальная дифференциация), но еще не появились классы, сословия и касты.
Социальное устройство, при котором нельзя говорить о стратификации больших социальных групп людей по слоям, расположенным на шкале неравенства сверху-вниз из-за малой численности населения, но шкала неравенства все-таки существует, а ее ступеньки заполняются малыми группами либо отдельными индивидами, в науке называют ранжированным. Каждую ступеньку-ранг занимает ограниченное число индивидов.
Вождество – иерархически организованный строй людей, в котором отсутствует разветвленный управленческий аппарат, выступающий неотъемлемой чертой зрелого государства. По численности вождество представляет крупное объединение, как правило, не меньшее, чем племя.
Количество уровней управления колеблется от 2 до 10 и более. Однако несмотря на внушительное число уровней, качество управления несравнимо с современными сложными обществами.
Сложное общество. К сложным обществам относят такие, где появляется прибавочный продукт, товарно-денежные отношения, социальное неравенство и социальная стратификация (рабство, касты, сословия, классы), специализированный и широко разветвленный аппарат управления.
Сложные общества – многочисленные, от сотен тысяч до сотен миллионов человек. Изменение численности населения качественно изменяет социальную ситуацию. В простом малочисленном обществе все друг друга знали и находились в прямом родстве. В вождествах люди все еще остаются родственниками – близкими или дальними, хотя могут занимать разные социальные положения.
В сложных обществах личные, кровнородственные отношения заменяются безличными, неродственными. Особенно в городах, где часто даже проживающие в одном доме незнакомы друг с другом. Система социальных рангов уступает место системе социальной стратификации.
Сложные общества называют стратифицированными потому, что, во-первых, страты представлены большими группами людей, во-вторых, эти группы состоят из тех, кто не является родственником по отношению к правящему классу (группе).
Английский археолог В. Чайлд выделил признаки сложных обществ:
- расселение людей по городам,
- развитие неаграрной специализации труда,
- появление и накопление прибавочного продукта,
- возникновение четких классовых дистанций,
- переход от обычного права к юридическим законам,
- зарождение практики крупномасштабных общественных работ типа ирригации и возведения пирамид,
- появление заморской торговли,
- возникновение письменности, математики и элитарной культуры.
Сложные общества охватывают такие типы: аграрное (земледельческое, традиционное), индустриальное (современное), постиндустриальное (постсовременное, информационное, постмодерное).
Постиндустриальное общество. Каково будущее нашего индустриального общества? Некоторые утверждают, что мы живем в постиндустриальном обществе, то есть в обществе, для которого схемы, представленные выше, не описывают фундаментальных структур. На самом деле весь западный мир вошел в стадию деиндустриализации: например во Франции доля рабочих достигла своего максимума в 1975 г. и с тех нор падает. Расширение непроизводительного сектора в экономике очевидно. Обработка информации становится главной сферой деятельности, в различных формах которой занято более половины активного населения и в контроле над знанием ключ к власти. Дэниел Белл первым охарактеризовал постиндустриальное общество', он подчеркивал его отличие от индустриального. Белл определил у постиндустриального общества четыре характерные особенности:
- переход от экономики, производящей блага, к экономике обеспечивающей услуги:
- господство технической компетенции и обработки информации;
Д. Белл впервые ввел эти понятие в 1962 г. Впоследствии он развил его в работе «Грядущее постиндустриальное общество» (1974), описав экономические и социальные изменения в конце XX в. Концепция постиндустриального общества получила развитие в 60-х гг. в теории «индустриального общества» Р. Арона и «стадий экономического роста» У. Ростоу. Наиболее известные представители данной концепции — Д. Белл, 3. Бжезинский, Л. Турен, Г. Кан, Дж. К. Гэлбрейт и др.
В другой работе Дэниел Белл показывает, что динамика перехода от индустриального к постиндустриальному обществу зависит от соотношения между тремя «логиками» функционирования нашего общества:
- экономика следует рациональности и создает иерархию;
- политика организует участие всех граждан в политической жизни, она основана на равенстве и следует принципу Токвиля: чем больше равенства, тем невыносимее становится неравенство;
- культура дает смысл жизни индивидам, которые хотят выражать себя: это область личной свободы, толкающей к разнообразию.
Коммуникативное общество. Проходя в своей эволюции этапы сегментации, стратификации и функциональной дифференциации, общество в конце концов переживает состояние автономизации (разделения) всех своих важнейших систем. Хозяйство, политика, право, наука, религия начинают воспроизводиться по своим собственным законам, что делает развитие общественной системы бессвязным, несогласованным и дисгармоничным. Все социетальные сферы (специализированные системы отношений) общества говорят на разных языках, или используют разные, символически обобщенные средства коммуникации, поэтому их семантические миры непрозрачны друг для друга, а ценности одной подсистемы безразличны для другой.
Такой слегка рассыпающийся мир, как считал, например, Т. Парсонс, не может регулироваться общими культурными нормами. Он строится на «акциях» и «интеракциях» (событиях и простейших социальных системах, с точки зрения Н. Лумана), которые возникают благодаря согласованию здесь и сейчас взаимодействующих субъектов.
Если на более ранних ступенях своего развития оно представляло собой более целостную систему, и могло идентифицировать (самоинтерпретировать) себя как государство – при приоритете политической сферы, или рыночное общество (развитое, развивающееся, слаборазвитое – при приоритете экономической сферы, то теперь оно превратилось в чистую возможность коммуникаций, повсеместного социально-информационного взаимодействия – мировое общество.
Информационное общество. На фоне основного понятия «общество знаний» существует идея, что знание можно производить, перемещать, продавать и покупать, как любой другой продукт. Эта мысль была высказана в 1962 г. американским экономистом Фритсом Мэклапом (Fritz Machlup). 10 лет спустя ее развила японская исследовательская группа, руководимая Йонейи Масудой (Yoneji Masuda), в резолюции «Проект информационного общества – национальная цель к 2000 году». В этом исследовании излагается идея о том, что приоритет производства информационных ценностей над производством материальных является пусковой силой развития и формирования современного общества.
Основанная на микропроцессорах вычислительная техника ускорила становление информационного общества. Под вычислительной техникой подразумеваются техническое оборудование, системы и методы, с помощью которых приобретается, обрабатывается и сохраняется информация. Причем передача информации возможна как из одной вычислительной машины в другую, так и «потребителям», т. е. всем нуждающимся в этой информации. Вычислительная техника открыла новые возможности для интеграции различных действий и быстрых производственных решений. Эксплуатацию вычислительной техники можно считать центральной движущей силой и «силой перемен» в современном обществе. Признано, что появление информационной вычислительной техники, основанной на микропроцессорах, по сути дела, обозначает вторую индустриальную революцию, так как никогда раньше машина не решала «умственных задач».
Понятие «информационное общество» часто критиковалось, особенно за отождествление информации со знаниями. Вместо информационного общества следовало бы говорить об «обществе автоматики и связи». Социологи также высказывают пожелание, чтобы понятие «знание» рассматривалось как более глубокое и дифференцировалось бы от понятия «информация», так как знание и ин формация проистекают из двух различных традиций теории. Оставляя несколько в стороне эту критику, мы можем удовлетвориться в нашем изложении понятиями «информационное общество», или «общество знания».
Потребителей вычислительной техники и работающих в сфере знаний становится все больше и больше, и при этом каждый сталкивается с необходимостью освоения новой технологии, нового, усовершенствованного информационного оборудования. Растет не только экономическое значение информационного сектора, но и его социальное и политическое значение по мере того, как информация приобретает ключевые позиции в разных сферах общества. Термин «информационное общество» не гипербола, поскольку роль знания как решающего фактора развитого общества становится все более очевидной.
Постмодерное общество. Социологи считают, что современные передовые индустриальные общества достигли качественно нового состояния, которое позволяет ввести еще один тип — постмодерное общество. Обычно говорят о том, что постмодерну свойственно множество отличительных черт, которые могут быть разделены на четыре группы — социальные, культурные, экономические и политические.
1) Социальные. Индустриализация и экономическая система капитализма привели к возникновению определенной системы социальных классов, представляющих собой один из наиболее важных элементов социальной структуры и социальной дифференциации. В ситуации постмодерного общества классы уже не имеют такого значения. Социальная структура становится более фрагментированной и сложной, характеризуясь целым рядом оснований дифференциации, который наряду с классом включает пол, этничность и возраст.
2) Культурные. Многие теории постмодерна отводят главенствующую роль культурным факторам, включающим следующее, увеличение значения так называемой культуры индустрии, растущую эстетизацию повседневной жизни, когда жизнь индивида начинает рассматриваться как эстетический или культурный проект; формирование идентичности на основе индивидуального выбора.
3) Экономические. Модерные общества находятся во власти фордистских методов производства и маркетинга. В условиях фордизма крупные компании производят товары посредством массового производства для массовых рынков, что предполагает господство полуквалифицированного труда. При этом используются приемы научного менеджмента, а в процессе выработки соглашений по зарплате участвуют национальные профсоюзы. Напротив, экономическая система постмодерных обществ является постфордистской – в ее рамках используются методы специализированного производства продукта ограниченными партиями, что требует от рабочих широкой квалификации. Рынки при этом являются сегментированными, представляя собой некие ниши, когда никто не испытывает потребности в одном и том же. Фирмы становятся меньше по размерам, гораздо чаще прибегая к заключению субдоговоров. В качестве господствующих методов управления выступают методы, основывающиеся на «человеческих отношений концепции», а роль профсоюзов при этом либо вообще сводится на нет, либо заметна только на уровне отдельного завода или фабрики. Одно из следствий постфордистской организации экономики заключается в том, что роль бюрократических форм организации снижается по сравнению с ролью отношений конкуренции на рынке.
4) Политические. Модерные общества отличаются «большими» правительствами – хорошо развитым государством всеобщего благосостояния, общественной собственностью на важнейшие коммунальные предприятия и услуги и значительным государственным вмешательством в экономику. В политике постмодерных государств господствуют противоположные тенденции, при которых поддерживаются самостоятельность, конкурентоспособность, рыночное и частное предпринимательство. В результате удаляются многие компоненты государства всеобщего благосостояния, специализированные пособия и услуги предоставляются лишь наиболее нуждающимся в них, остальные же обеспечивают себя сами. Компании, бывшие ранее государственной собственностью, распродаются со скидкой, а правительства все более неохотно принимают на ответственность за управление всеми аспектами экономики.
Дуалистическое общество. Понятием «дуалистическое общество» именуются, как правило, негативные последствия победного шествия новой технологии. Общество разделяется на выигравших и проигравших. Основные секторы экономики процветают, но одновременно их «окраина», крайние социальные поля, страдают. Жилые районы обеспеченных жителей резко отличаются от жилых районов малоимущих, и вообще социальное разделение проявляется во многих формах. Каждый исследователь подчеркивает это дуалистическое положение, исходя из своей точки зрения, поэтому существует множество толкований современной стадии развития общества, и эти определения, безусловно, несут на себе отпечаток своего времени.
Герберт Маркузе считает технологию, с одной стороны, политической силой и источником изобилия, а с другой – «создателем» и причиной «неправильных» потребностей. Он называег современное технологическое общество «одномерным». Возможность удовлетворения сверхпотребностей подавляет потенциальные протесты против социальной системы. Следовательно, мышление и деятельность индивида – односторонни, и он остается «одномерным» из-за давления отчуждающего общества, наделяющего его «неправильным сознанием».
Модернизация. В мировой социологии широкую популярность получила теория модернизации. Она предполагает, что традиционные общества вовлечены в единый универсальный процесс восхождения к состоянию модерна.
Термин «модернизация» в переводе с английского означает «осовременивание». Поскольку современный период человеческой истории датируют с момента зарождения, а затем и расцвета капитализма, суть модернизации связывают со всемирным распространением по земному шару ценностей и достижений именно этой формации. Конкретно речь идет о рационализме, расчетливости, урбанизации, индустриализации. Лидеры модернизации – США и Западная Европа – целиком и полностью приобщились к ним и добились потрясающих экономических результатов. Но ничто не меш<