Национализм: понятие, сущность, виды и источники
Национализм―это идеология, оправдывающая и обосновывающая стремление территориальной или этнической группы к самостоятельности в той или иной форме. Национализм исходит из того, что интересы и ценности нации обладают приоритетом над всеми другими интересами и ценностями, что независимости должно быть как можно больше ― вплоть до полного суверенитета. Обычно выделяют два вида национализма: 1) гражданский (синоним ― территориальный); 2) этнический.
Гражданский национализм в своих крайних формах выливается в шовинизм и изоляционизм. Пример такого рода национализма можно обнаружить в истории США. Американцам, создававшим свое государство в ходе мятежа, переросшего в революцию, трудно было сделать свою «кровь» и свое происхождение основой государственной легитимации (по крови и происхождению они ничем не отличались от европейских подданных Британской короны – потомки тех же англичан, ирландцев, уэльсцев и шотландцев). Вот почему в Декларации независимости и Конституции США нет упоминания о братстве по крови и т.п. В основе этих документов лежит не общая память, а общие интересы (свобода, равенство в правах и т.д.).Не кровное, не языковое родство, а высшие права граждан были положены в основу строительства нации.Впрочем, на вопросы о том, что значит быть американцем, и кто им может быть, в разные периоды истории США отвечали по-разному. В конце XVIII в. быть американцем означало иметь англосаксонское происхождение и придерживаться протестантского вероисповедания (вплоть до середины XX в. большинство протестантов видели противоречие между американской идентичностью и принадлежностью к католицизму). Даже наиболее прогрессивно мыслящие американцы, включая А. Линкольна, лучшее решение негритянской проблемы видели в переселении черных в Либерию или Латинскую Америку. «Отцы-основатели» США явно стремились к единообразию, видя в нём залог единства, государственной целостности. В середине XX в. появляется мысль, что быть американцем – это значит верить в определенную политическую идеологию и разделять демократическую систему ценностей (равенство возможностей, индивидуализм, преимущество свободного рынка и т.д.). Эта идеология подавалась в одном пакете с теорией американской исключительности и особой демократической миссией США. Гражданский национализм мы находим везде, где утвердилось понимание нации как совокупности граждан ― во Франции, Швейцарии, Великобритании, странах Латинской Америки и др.
Этнический национализм может быть двух видов: 1) политический(его цель ― достижение или удержание государственности); 2) культурный (его цели ― сохранение и развитие языка, культуры). Культурный национализм может играть положительную роль, если не ведет к изоляционизму. Политический национализм доминирующих народов в крайних формах ведет к дискриминации меньшинств, а недоминирующих – к сепаратизму. Но это все идеальные типы, т.к. любой национализм содержит и гражданские, и этнические элементы в разной степени и в разной форме.
Основные источники национализма:
1) Неравноправие. Примеры того, как неравноправие спровоцировало национализм можно найти в истории Латинской Америки и США. В Латинской Америке креольские чиновники постоянно циркулировали между своей провинцией и Испанией, но, как правило, карьера в самой Испании для них была закрыта. К тому же чиновник из одной провинции не мог быть назначен на пост в другую, соседнюю. Б. Андерсон приводит следующий пример дискриминации креольского населения. Из 170 вице-королей в испанской Америке до 1813 г. креолами были только четверо[305]. Эти ограничения заставили креолов почувствовать, что же представляет собой их Родина и где находится эта Родина. Таким образом, преграды на пути социальной мобильности побудили креолов добиваться независимости. Национализм в североамериканских колониях Великобритании развивался в ответ на многочисленные дискриминационные меры метрополии (запреты на развитие ряда важных промышленных производств, на свободную торговлю с другими странами и т.д.). Примером того, каким образом дискриминационные меры могут провоцировать вооруженные конфликты, является армяно-азербайджанский конфликт в Нагорном Карабахе. В 70-е гг. «нахичеванский клан» Г. Алиева не допускал армян в управленческо-административный аппарат НКАО, проводя своего рода «азербайджанизацию» армян. Количество часов местного телерадиовещания на армянском языке регламентировалось Баку, а телепередачи из Еревана не принимались. Курс истории армянского народа был исключен из школьных программ, вместо него велось преподавание «Истории Азербайджана». Направление педагогов в вузы Армении запрещалось. В качестве государственного языка функционировал только азербайджанский. При этом армяне составляли большинство населения данной автономной области. В конце 80-х гг. скрытое противостояние переросло в вооруженный конфликт.
2) Возрастающие потребности и иллюзии относительно возможности их удовлетворения путём отделения/автономизации. Это объясняет, почему национализм имеет место в «благополучных» странах: Канаде, Франции, Испании, Бельгии, Великобритании. Ошибочно полагать, будто национализм ― это удел слаборазвитых стран «третьего мира» или стран бывшего социалистического лагеря. В той же Канаде уже дважды проводился референдум по вопросу отделения франкоговорящего Квебека от остальной страны. На грани раскола находится Бельгия, где валлоны и фламандцы не могут договориться друг с другом. Требования независимости исходят от басков в Испании, от корсиканцев во Франции, от шотландцев в Великобритании. Аргумент, согласно которому решение многих сложных социальных проблем будет найдено и жизнь станет лучше после отделения от «братских народов», которых «мы кормим» и которые «живут за наш счет», был весьма популярен у националистических лидеров союзных республик в период распада СССР.
3) Реакция на возможность утраты уже достигнутого уровня автономии внутри полиэтнического государства. Так, решение Верховного Совета Грузинской ССР об упразднении Югоосетинской Автономной Области в 1990 г. имело самые печальные последствия для развития грузино-югоосетинского конфликта.
4) Угроза (реальная или мнимая) со стороны других государств в экономике и культуре. Страх утратить свою «самобытность», свой язык, боязнь ассимиляции провоцируют агрессивный, воинствующий национализм. Именно это можно наблюдать в последние годы в Прибалтике, где националистическая идеология правящих элит идет рука об руку с русофобией.
5) Конкуренция между различными этническими группами в престижных сферах деятельности и особо высокий статус некоторых диаспорных групп. Так, в Турции накануне геноцида армян турками в 1915 г. армяне, составляя не более 10 % населения Османской империи, сосредоточили в своих руках большую часть торговли. Естественно, это вызывало резкое недовольство самих турок, которые, воспользовавшись началом военных действий, устраняли конкурентов, бывших не только национальным меньшинством, но и иноверцами. С похожими проблемами сталкивались евреи в Европе и китайцы в Юго-Восточной Азии.
6) Угроза (реальная или мнимая) утраты территории, которая считается своей. Территория играет исключительно важную роль в националистической идеологии. Более того, территориальный или же гражданский национализм просто немыслимы без борьбы за автономию или независимость той или иной территории. Большая часть межнациональных конфликтов происходит именно из-за территориальных споров. Примерами таких конфликтов могут служить конфликты между сербами и албанцами в Косово, между осетинами и грузинами в Южной Осетии, между армянами и азербайджанцами в Нагорном Карабахе и т.д.
В реальной жизни все вышеуказанные источники национализма часто дополняют и усиливают друг друга. Вопреки предположениям некоторых ученых, национализм не утратил своей силы в условиях глобализации. Более того, ответной реакцией на космополитизм и насаждаемую «евроинтеграцию» стало «второе рождение национализма» в некоторых странах ЕС. Все чаще национализм в европейских странах связывается с проблемами нелегальных эмигрантов, наплыв которых грозит изменить этническую карту Европы, обостряет конкуренцию на рынке труда.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Приведите примеры гражданской нации.
2. Какие социально-профессиональные группы принимали наиболее активное участие в процессе конструирования нации?
3. Какова была роль институтов образования в процессе формирования нации?
4. Назовите виды и источники национализма.
5. Приведите примеры гражданского и этнического национализма.
Тест по социологии