Методические указания по написанию эссе.
Эссе — небольшая по объему самостоятельная письменная работа. Его целью является развитие навыков самостоятельного творческого мышления студента и его умений письменного изложения собственных мыслей. Поэтому обычно в числе базовых требований, предъявляемых к эссе[1], называют: самостоятельность выполнения, аргументированность положений и выводов, обоснованность, четкость, лаконичность, оригинальность постановки проблемы, уровень освоения темы и изложения материала (обоснованность отбора материала, использование первичных источников, способность самостоятельно осмыслять факты, структура и логика изложения). В структуре эссе выделяются: чёткая формулировка поставленной во введении проблемы, самостоятельно проведённый её анализ в основной части с использованием концепций и аналитического инструментария политологии, а также выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. Рекомендуемый объём эссе — 10 тыс. авторских знаков (с пробелами).
Максимальная оценка, которая может быть выставлена в рамках рубежного контроля, составляет 25 баллов, которые распределяются следующим образом:
- от 1 до 3 баллов — за правильность оформления работы (см. приложение), корректность использования и оформления цитат, соблюдение орфографических, лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского языка;
- от 1 до 5 баллов — за знание и понимание теоретического материала, умение чётко и полно определить рассматриваемые понятия, привести соответствующие примеры и самостоятельно проанализировать их, строгое следование теме эссе;
- от 1 до 7 баллов — за ясность и чёткость изложения, соблюдение системной последовательности, логики структурирования доказательств и аргументации;
- от 1 до 10 баллов — за грамотное использование аналитических категорий, умелое применение приёмов сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений, способность привести и объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к взвешенному заключению, использование большого количества различных источников информации и обоснованную её интерпретацию, личную оценку рассматриваемой проблемы.
При подготовке эссе следует просмотреть конспекты лекционных и практических занятий, ознакомиться с первоисточниками и комментирующей литературой; возможно привлечение релевантных Интернет-ресурсов.
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям.
Приступая к освоению дисциплины, студент обязан ознакомиться с ее основным содержанием и требованиями к освоению данного содержания, представленными в настоящем учебно-методическом комплексе. Существенным элементом в освоении содержания дисциплины является работа в рамках практических занятий, проходящая как в аудиторном, так и во внеаудиторном форматах.
Внеаудиторная подготовка предполагает самостоятельную проработку студентом вопросов, вынесенных для рассмотрения на семинарском занятии. Для подготовки к практическому занятию студенту необходимо ознакомиться с предложенными к обсуждению темами, согласовать с преподавателем тему выбранного доклада, сообщения. Подготовка доклада предполагает знакомство с требованиями, предъявляемыми к данному виду работы. При подготовке доклада необходимо пользоваться актуальной научной, учебной и учебно-методической литературой, официальной статистикой, аналитическими материалами, Интернет-ресурсами.
Необходимые материалы, источники информации (книги, публикации) представлены в электронном образовательном пространстве университета – Цифровом кампусе ЮФУ, а также в университетских библиотечных фондах.
Доклад, представляемый в устной форме, должен иметь печатную версию, которая помимо основного текста доклада снабжается стандартным титульным листом с указанием названия факультета, ФИО студента, темы доклада, а также библиографическим перечнем литературы.
Студенты, не участвующие в подготовке докладов к конкретному практическому занятию, также должны принимать в нем активное участие, в т.ч. в формате участия в коллективном обсуждении той или иной научной проблемы, формулирования вопросов для основных докладчиков.
В случае возникновения методических затруднений в ходе подготовки научных докладов, студенту необходимо обратиться за консультационной поддержкой к преподавателю, ведущему дисциплину. Сделать это можно, используя соответствующие интерактивные сервисы Цифрового кампуса ЮФУ (сервис онлайн-консультаций, обмена текстовыми сообщениями).
Методические указания по подготовке к деловой игре:
Деловая игра как метод оценки компетенций представляет собой моделирование реальной ситуации, в которой необходимо не только продемонстрировать свои знания, но и проявить разнообразные компетенции, связанные с будущей профессиональной деятельностью выпускников (коммуникабельность, инициативность, умение находить нестандартные решения, наличие лидерских качеств)[2]. Деловая игра обязательно предполагает коллективную работу студентов в группах, их взаимодействие и умение распределять роли. При подготовке к игре формируются группы студентов из 3–8 человек, которые распределяются по ролям:
- «лидер»;
- «генераторы идей»;
- «массовка».
Распределение ролей осуществляется в зависимости от выполняемых функций:
- «лидер» осуществляет общее руководство группой, распределяет роли и функции внутри группы, координирует работу «генераторов идей» при подготовке к игре, отбирает идеи, концепции и аргументы из предложенных вариантов, представляет и защищает результаты работы группы во время деловой игры, предоставляет слово «генераторам идей» в процессе дискуссии и т. д.;
- «генераторы идей» осуществляют подготовку проектного группового задания, выступают оппонентами для проектов других групп в процессе дискуссии, по поручению «лидера» защищают результаты работы и позицию своей группы;
- участие представителей «массовки» ограничивается редкими репликами в дискуссии и техническим и/или ситуативным участием в подготовке группового проекта.
Деловая игра строится следующим образом. Предварительно, в зависимости от тематики, формируются группы «либералов», «социалистов», «феминистов», «консерваторов» и т. д. Группы готовят проектные задания (развёрнутую программу политической партии или общественного движения, в которой ставятся актуальные проблемы по теме игры и предлагаются аргументированные в контексте выбранной идеологии варианты их решения), затем в процессе игры «лидеры» групп артикулируют программы и аргументируют позицию группы по поставленным проблемам. После презентации проекта каждой из групп объявляется дискуссия, в которой оппонентами могут выступить представители конкурирующих идеологий, а апологетами — представители родственных идеологий. Оценивается как качество выполненного проектного задания, так и активность группы в критике позиции оппонентов и защите программных установок и ценностей близких по духу представителей другой группы:
- от 1 до 7 баллов — за подготовленное проектное задание (актуальность выбранных для обсуждения и «решения» проблем, их соответствие выбранному идеологическому контексту, аргументированность предложенных «решений», их реалистичность и т.д.);
- от 1 до 3 баллов — за защиту своей позиции в дискуссии;
- от 1 до 10 баллов — за критику или апологетику позиции групп-представителей других идеологий (за один засчитанный вопрос или дополнение от группы выставляется от 0,5 до 1 балла).
Оценивается работа группы в целом (качество выполненного проектного задания, обоснованность аргументации и владение материалом по теме, умение грамотно оппонировать в дискуссии, слаженность работы группы и т.д.), но количество баллов, получаемых студентом, зависит от выполняемых им функций в группе. Количество баллов, выставляемых группе в целом, не может превышать 20. Соответственно, оценивание индивидуального вклада каждого студента определяется общим количеством баллов, заработанных группой, и распределяется следующим образом:
- «лидер» получает дополнительно 5 баллов к количеству баллов, заработанных группой;
- баллы, выставляемые «генераторам идей» равны количеству баллов, заработанных группой;
- представители «массовки» получают на 10 баллов меньше количества баллов, заработанных группой;
- 0 баллов получают студенты, никак не проявившие себя в работе группы.
Таким образом, если группа в процессе деловой игры набрала 15 баллов, то лидер получит 20 баллов, «генераторы идей» — по 15 баллов, представители «массовки» — по 5 баллов. Максимальная оценка, которая может быть выставлена в рамках рубежного контроля, составляет 25 баллов.
Подготовка к деловой игре.
Подготовка к деловой игре начинается с установочной консультации преподавателя, на которой он разъясняет проблематику по теме игры, с учётом пожеланий студентов определяет основные группы и их «лидеров», рекомендует литературу для изучения, назначает день проведения и объясняет процедуру деловой игры. Как правило, на самостоятельную подготовку к деловой игре отводится от 2 до 4 недель.
6. Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям.
Приступая к освоению дисциплины, студент обязан ознакомиться с ее основным содержанием и требованиями к освоению данного содержания, представленными в настоящем учебно-методическом комплексе. Существенным элементом в освоении содержания дисциплины является работа в рамках практических занятий, проходящая как в аудиторном, так и во внеаудиторном форматах.
Внеаудиторная подготовка предполагает самостоятельную проработку студентом вопросов, вынесенных для рассмотрения на семинарском занятии. Для подготовки к практическому занятию студенту необходимо ознакомиться с предложенными к обсуждению темами, согласовать с преподавателем тему выбранного доклада, сообщения. Подготовка доклада предполагает знакомство с требованиями, предъявляемыми к данному виду работы. При подготовке доклада необходимо пользоваться актуальной научной, учебной и учебно-методической литературой, официальной статистикой, аналитическими материалами, Интернет-ресурсами.
Необходимые материалы, источники информации (книги, публикации) представлены в электронном образовательном пространстве университета – Цифровом кампусе ЮФУ, а также в университетских библиотечных фондах.
Доклад, представляемый в устной форме, должен иметь печатную версию, которая помимо основного текста доклада снабжается стандартным титульным листом с указанием названия факультета, ФИО студента, темы доклада, а также библиографическим перечнем литературы.
Студенты, не участвующие в подготовке докладов к конкретному практическому занятию, также должны принимать в нем активное участие, в т.ч. в формате участия в коллективном обсуждении той или иной научной проблемы, формулирования вопросов для основных докладчиков.
В случае возникновения методических затруднений в ходе подготовки научных докладов, студенту необходимо обратиться за консультационной поддержкой к преподавателю, ведущему дисциплину. Сделать это можно, используя соответствующие интерактивные сервисы Цифрового кампуса ЮФУ (сервис онлайн-консультаций, обмена текстовыми сообщениями).
УЧЕБНАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
«Политические идеологии, партии и движения».