Какой из «социальных лифтов» процесса мобильности можно считать основным в человеческом обществе?
а) личные способности индивида; б) стремление индивида занять наиболее привлекательную социальную позицию; в) социальный институт; г) конкуренцию между индивидами; д) межличностные отношения.
Какое социальное действие может способствовать продолжению уже существующего социального конфликта?
а) отступление; б) блокирование; в) идентификация; г) возмездие (ответное действие).
Что есть социальная группа согласно научному определению этого понятия?
а) социальная общность, объединенная по территориальному признаку; б) социальная общность, объединенная по одному или нескольким признакам; в) социальная общность взаимодействующих индивидов; г) люди со сходными психологическими характеристиками.
24. Эмоциональный социальный конфликт разрешается только когда: а) изменяются установки участников конфликта относительно друг друга; б) один из соперников идет на уступки и изменяет цели своего поведения в конфликте; в) устраняется причина конфликта; г) истощаются ресурсы конфликтующих сторон; д) в конфликт вступает третья сила, создающая подавляющий перевес одному из участников конфликта.
25. Социальная роль представляет собой: а) совокупность действий индивида в определенных ситуациях; б) образец поведения; в) систему психологических установок; г) систему ожиданий по отношению к индивиду, который занимает определенный статус.
Тест 2.
1. С биологическим организмом, каждый орган которого выполняет определенные функции, сравнивал общество:
а) М. Вебер; б) Э. Дюркгейм; в) Т. Парсонс; г) Г. Спенсер.
2. В надындивидуальной духовной реальности, основанной на «коллективном сознании», то есть на общности коллективных представлений, чувств, верований и т, д., видел первооснову общества:
а) М. Вебер; б) Э. Дюркгейм; в) Т. Парсонс; г) Г. Спенсер.
3. В ориентированных друг на друга социальных действиях видел первооснову общества:
а) М. Вебер; б) Э. Дюркгейм; в) Т. Парсонс; г) Г. Спенсер.
4. В общности фундаментальных норм и ценностей, которыми руководствуются люди в своей жизнедеятельности, видел первооснову общества:
а) М. Вебер; б) 3. Дюркгейм; в) Т. Парсонс; г) Г. Спенсер.
5. Резкое возрастание роли знания и информации характерно:
а) для доисторических обществ; б) для индустриального общества; в) для постиндустриального общества; г) для традиционного общества.
6. Разрыв, связанный с более быстрыми переменами в материальной жизни и производство по сравнению с изменениями в нематериальной культуре общества, называют:
а) аномией общества; б) дисфункциями общества; в) культурным лагом; г) хаосом.
7. В переводе с латинского слово «культура» означает:
а) свет, просвещение; б) возделывание земли, воспитание, образование; в) любовь к наукам; г) образ жизни римлян; д) этикет.
8. Элементы культуры, имеющие место во всех культурах, называют: а) культурным пегом; б) культурными универсалиями; в) социальными нормами; г) социальными ценностями.
9. Культуру отдельных социальных групп, слоев, общностей называют:
а) массовой культурой; б) народной культурой; в) субкультурой; г) элитарной культурой.
10. Взгляд на общество, при котором определенная группа считается центральной, а все другие группы соизмеряются и соотносятся с ней:
а) культурный релятивизм; б) эгоизм; в) этноцентризм.
11. Процесс взаимного влияния культур, когда в ходе прямого контакта усваиваются отдельные технологии, образцы поведения чужой культуры, называется:
а) аккультурация; б) культурная дифференциация; в) культурный конфликт; г) ассимиляция; д) интеграция.
12. Культурное взаимодействие, характеризующееся полным принятием одной культурой другой, получило название:
а) адаптация; б) конфликт; в) ассимиляция; г) диффузия; д) интеграция.
13. Родовым, указывающим на принадлежность особи к живым биологическим существам, выступает в социологии понятие:
а) индивид; в) личность; б) индивидуальность; г) человек.
14. Совокупность интегрированных в индивиде социально-значимых черт, социальных отношений данного общества выражает в социологии понятие:
а) индивид; б) индивидуальность; в) личность; г) человек.
15. Иерархическая структура личности по К.К. Платонову выражает: а) биологическую природу личности; б) биосоциальную природу личности; в) психологическую природу личности; г) социальную природу личности.
16. Конкретное место, занимаемое личностью в системе общественных отношений, это:
а) социальная позиция; б) социальная роль; в) социальный престиж; г) социальный статус.
17. Положение личности в обществе, обусловленное социальной значимостью выполняемых ею общественных функций, - это:
а) социальная позиция; б) социальная роль; в) социальный престиж; г) социальный статус.
18. Уникальность, присущая конкретной личности, выражается в социологии понятием:
a) индивид; б) индивидуальность; в) личность; г) человек.
19. Иерархическое положение того или иного социального статуса, разделяемое обществом и закрепленное в культуре, общественном мнении, - это:
а) социальная позиция; б) социальная роль; в) социальный престиж; г) статусный набор.
20. Ожидаемое поведение личности, обусловленное ее социальным статусом - это:
а) социальная мобильность; б) социальная позиция; в) социальная роль; г) социальный престиж.
21. Прогресс приобретения индивидом социальных навыков, вхождения его в социальную среду, освоения им социального опыта называется:
а) воспитанием личности; б) девиацией личности; в) маргинализацией личности; г) социализацией личности.
22. Процесс целенаправленного формирования у индивида социальных навыков, включения его в социальную среду для приобретения им социального опыта называется:
а) воспитанием личности; б) девиацией личности; в) маргинализацией личности; г) социализацией личности.
23. Ролевой конфликт личности - это: а) внутригрупповой конфликт; б) внутриличностный конфликт; в) межгрупповой конфликт; г) конфликт между личностью и группой.
24. Американский социолог Дж. Мид в обучении ребенка выполнению ролей взрослых выделял: а) две стадии; в) четыре стадии; б) три стадии; г) пять стадий.
25. Типологию личности в зависимости от соотношения характерных для нее социальных ценностей и соответствующих им средств достижения разработал:
а) Р. Мертон; б) В.Г. Немировский; в) Э. Фромм; г) В.А. Ядов.
26. Подчиненный подал руку начальнику. Какой термин подходит для этого явления?
а) культурная ценность; б) культурный комплекс; в) культурное различие; г) культурный элемент; д) субкультурное взаимодействие.
Тест 3
1. Простейшим проявлением социальных связей выступают:
а) социальные взаимодействия; б) социальные институты; в) социальные контакты; г) социальные отношения.
2. Кратковременные, легко прерываемые социальные связи, вызываемые соприкосновением людей в физическом и социальном пространствах, - это:
а) социальные действия; б) социальные контакты; в) социальные отношения. г) социальные факты.
3. Первоначальным и необходимым звеном формирования социальных взаимодействий выступают:
а) контакты заинтересованности; б) контакты обмена; в) пространственные контакты.
4. Социальные контакты, в которых проявляются индивидуальные черты личности или особенности других социальных объектов, называют: а) контактами заинтересованности; б) контактами обмена; в) пространственными контактами.
5. Зависимость между людьми, реализованная через социальное действие, - это:
а) социальный процесс; б) социальная общность; в) социальная связь; г) социальный факт.
6. Покупка пассажиром газеты в привокзальном киоске является приемом социального:
а) контакта заинтересованности; б) контакта обмена; в) пространственного контакта.
7. Понятие «социальное действие» впервые ввел и научно обосновал в социологии:
а) М. Вебер; б) Э. Дюркгейм; в) О. Конт; г) Т. Парсонс.
8. Ориентация на ответное поведение других людей является у М. Вебера одним из признаков:
а) социального действия; б) социального контакта; в) социального процесса; г) социального факта.
9). Из выделяемых М. Вебером типов действия наиболее высоким уровнем рациональности обладает:
а) аффективное действие; б) традиционное действие; в) целерациональное действие; г) ценностно-рациональное действие.
10. Действие как единичный акт и одновременно как социальную систему рассматривал в своем анализе:
а) М. Вебер; б) Э. Дюркгейм; в) О. Конт; г) Т. Парсонс.
11. Действие как непосредственное взаимодействие людей рассматривал в своем анализе:
а) М. Вебер; б) Э. Дюркгейм; в) О. Конт; г) Т. Парсонс.
12. Система взаимообусловленных социальных действий, когда действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов, называется:
а) социальным взаимодействием; б) социальным движением; в) социальным процессом; г) социальным фактом.
13. В структуре действия Т. Парсонса функцию адаптации выполняет: а) биологическая система; б) культурная система; в) личностная система; г) социальная система.
14. В структуре действия Т. Парсонса функцию целеполагания выполняет:
а) биологическая система; б) культурная система; в) личностная система; г) социальная система.
15. В структуре действия Т. Парсонса функцию интеграции выполняет:
а) биологическая система; в) личностная система; б) культурная система; г) социальная система.
16. В структуре действия Т. Парсонса функцию поддержания образца выполняет:
а) биологическая система; б) культурная система; в) личностная система; г) социальная система.
17. Совокупность повторяющихся взаимодействий, соотнесенных друг с другом и проявляющихся в определенном поведении, называется:
а) социальным движением; б) социальным изменением; в) социальным отношением; г) социальным процессом.
18. Одной из форм проявления социальных взаимодействий выступают:
а) социальные отношения; б) социальные признаки; в) социальные теории; г) социальные факты.
19. Социальные отношения, основанные на равноправном конструктивном диалоге, договорном регулировании, называются:
а) бюрократическими; б) партнерскими; в) патерналистскими; г) фратерналистскими.
20. Социальные отношения, характеризуемые попечительским, заботливо-отеческим, покровительственным стилем, называются:
а) бюрократическими; б) партнерскими; в) патерналистскими; г) фратерналистскими.
21. Социальные отношения, предусматривающие строгое разделение иерархически упорядоченных ролей, четкие правила взаимоотношений, называются:
а) бюрократическими; б) партнерскими; в) патерналистскими; г) фратерналистскими.
22. К базовым социальным институтам общества не относятся институты (вычеркнуть все неправильные ответы):
а) образования; б) наследования; в) власти; г) семьи; д) религии; е) политики.
23. Каждый из социальных институтов:
а) повышает уровень индивидуальности личности; б) стремится подчинить поведение личности институциональным нормам; в) создает референтные личности; г) повышает уровень активности личности.
24. Социальный институт представляет собой:
а) совокупность индивидов, занятых определенным видом деятельности; б) совокупность индивидов, объединенных единой культурой; в) систему социальных отношений, упорядочивающих деятельность людей в определенной сфере; г) совокупность индивидов со сходным социальным статусом.
25. Т. Парсонс выделял два источника изменения социальных институтов:
а) экзогенные; б) ресурсные; в) личные; г) эндогенные; д) властные.
26. Структуру социальных институтов образуют:
а) материальные элементы; б) личные элементы; в) поведенческие элементы г) заимствованные элементы.
Тест 4
1. Понятие социальной структуры связано с рассмотрением общества как:
а) социальной группы; б) социально-культурной реальности; в) социальной общности; г) социальной системы.
2. Формулировка «Модель устойчивого повторяющегося поведения» относится к определению:
а) социальной группы; б) социальной общности; в) социальной структуры; г) социального статуса.
3. Социальная система характеризуется:
а) социальной сплоченностью; б) социальным статусом; в) социальной структурой; г) социальным конфликтом.
4. Социальная структура характеризуется:
а) горизонтальной упорядоченностью; б) вертикальной упорядоченностью; в) горизонтальной и вертикальной упорядоченностью; г) отсутствием упорядоченности.
5. Отражением уровня экономического развития общества выступает: а) социально-демографическая структура; б) социально-классовая структура; в) социально-конфессиональная структура; г) социально-этническая структура.
6. Соотношение работников молодого и предпенсионного возрастов в трудовом коллективе характеризует его:
а) социально-демографическую структуру; б) социально-классовую структуру; в) социально-профессиональную структуру; г) социально-этническую структуру.
7. Лидерство выступает проявлением:
а) групповой динамики; б) социализации личности; в) социальной стратификации; г) социальной мобильности.
8. Первичные социальные группы характеризуются:
а) половозрастными особенностями; б) профессионально-квалификационными особенностями; в) социально-экономическими особенностями; г) эмоционально-психологическими особенностями.
9. Престиж конкретных специальностей и учебных заведений влияет на формирование:
а) социально-демографической структуры общества; б) социально-конфессиональной структуры общества; в) социально-профессиональной структуры общества; г) социально-этнической структуры общества.
10. Совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого отношении других - это:
а) социальная группа; б) социальная общность; в) социальный класс; г) социальная страта.
11. Введение в оборот понятия «референтная группа» приписывают:
а) К.Марксу; б) О.Конту; в) Г. Хаймену; г) Ф.Энгельсу; д) М. Веберу.
12. Для малой группы обязательным признаком является:
а) общая территория; б) кровное родство; в) общий бизнес; г) личное знакомство; д) опосредованное знакомство.
13. Работники универмага представляют собой:
а) вторичную социальную группу; б) неформальную социальную группу; в) номинальную социальную группу; г) первичную социальную группу.
13. Общественное разделение труда выступает основой:
а) социальной адаптации; б) социального контроля; в) социальной мобильности; г) социального неравенства.
14. Общественное распределение результатов труда выступает основой:
а) социальной интеграции; б) социального контроля; в) социальной мобильности; г) социальной стратификации.
15. Социальная стратификация выражает:
а) социальную адаптацию; б) социальную дифференциацию; в) социальную интеграцию; г) социальную конфронтацию.
16. Сорокин П.А выделял:
а) один вид социальной стратификации; б) два вида социальной стратификации; в) три вида социальной стратификации; г) четыре вида социальной стратификации.
17. Определенный социальный слой, выделяемый в иерархическом делении общества по уровню дохода, престижу, власти, образованию, виду деятельности, называют:
а) социальной группой; б) социальной общностью; в) социальной категорией; г) социальным классом.
18. Одной из характеристик особенностей социальной стратификации конкретного общества выступает:
а) критерий стратификации; б) основа стратификации; в) профиль стратификации; г) роль стратификации.
19. К открытому историческому типу стратификации относится:
а) кастовое общество; б) классовое общество; в) рабство; г) сословное общество.
20. Маргинальные слои населения характеризуются:
а) высоким социальным статусом; б) неопределенным социальным статусом; в) низким социальным статусом; г) отсутствием социального статуса.
21. Успешная карьера конкретного молодого специалиста является примером:
а) вертикальной мобильности; б) горизонтальной мобильности; в) групповой мобильности; г) межпоколенной мобильности.
22. Старение нации является характерной особенностью социальной структуры:
а) только российского общества; б) всех современных обществ; в) ряда современных стран; г) только постсоветских стран.
23. Основой стабильности и устойчивого социально-экономического развития современных развитых стран выступает
а) высший слой общества; б) низший слой общества; в) олигархический слой общества; г) средний слой общества.
Тест 5.
1. Социальный институт - это:
а) искусственно-целевое образование; б) культурно-историческое образование; в) локально-случайное образование; г) профессионально-ориентированное образование.
2. Социальная организация - это:
а) искусственно-целевое образование; б) культурно-историческое образование; в) локально-случайное образование; г) профессионально-ориентированное образование.
3. Самовозобновляемость, предсказуемость основных форм жизнедеятельности людей в обществе обеспечиваются через:
а) социальные группы; б) социальные институты; в) социальные общности; г) социальные организации.
4. Социальные институты представляют собой:
а) системное объединение социальных связей и норм в определенной области деятельности; б) случайное объединение взаимодействующих в определенной области индивидов;
5. В своем главном назначении социальные институты общества призваны:
а) способствовать реализации важнейших национальных программ и проектов; б) удовлетворять важнейшие общественные потребности людей.
6. Важнейшим признаком социальной организации выступает:
а) взаимопомощь; б) деперсонализация; в) самовозобновляемость; г) целеориентированность.
7. Приором социального института общества является:
а) Верховный суд Российской Федерации; б) Международный институт трудовых и социальных отношений; в) профессиональный союз; г) районное отделение общества Красного Креста и Полумесяца.
8. Основные черты идеального типа бюрократии сформулировал:
а) М. Вебер; б) Т. Веблен; в) Р. Мертон; г) Т. Парсонс.
9. Такие негативные следствия бюрократизации, как кастовость, замкнутость бюрократов, возвышение их над другими людьми выделял:
а) М. Вебер; б) Т. Веблен; в) Р. Мертон; г) Т. Парсонс.
10. Позитивный (западный) и негативный (восточный) типы бюрократии выделял:
а) М. Вебер; б) Т. Веблен; в) Р. Мертон; г) Т. Парсонс.
11. Неформальным лидером социальной организации можно стать в результате:
а) вступления в профсоюзную организацию; б) повышения в должностной иерархии; в) проявлении индивидуальных личностных качеств; г) успешной сдачи служебной аттестации.
12. Форму организации семьи, состоящей из родителей и их детей, называют:
а) клановой; б) нуклеарной; в) расширенной; г) родственной.
13. Нуклеарная семья наиболее распространена в:
а) аграрном обществе; б) постиндустриальном обществе в) индустриальном обществе; г) первобытнообщинном обществе.
14. Черты, отличающие нуклеарную семью от традиционной:
а) совместное проживание; б) состоит из двух и более поколений; в) не включает дальних родственников; г) включает детей и родителей; д) многодетность
15. Форму брака, основанного на требовании выбора партнера только вне определенной узкой группы, называют:
а) моногамией; б) полигамией; в) экзогамией; г) эндогамией.
16. Форму брака, при котором в супружестве существует более одного партнера, называют:
а) моногамией; б) полигамией; в) экзогамией; г) эндогамией.
17. Форму брака, основанного на требовании выбора партнера только в пределах своей группы, называют:
а) моногамией; б) полигамией; в) экзогамией; г) эндогамией.
18. Тип семьи, в которой нет четко выраженного главы, преобладает ситуативное распределение власти и ролей между супругами, называют:
а) матриархальной семьей; б) неотрадиционной семьей; в) патриархальной семьей; г) эгалитарной семьей.
19. Выделение и начало формирования образования как социального института общества относится:
а) к примитивному обществу; б) первобытному обществу; в) доиндустриальному обществу; г) индустриальному обществу.
20. Три смысла употребления термина «социальная организация» выделил:
а) Е.М. Бабосов; б) М. Зебер; в) А.И. Пригожий; г) Н. Смелзер.
21. Совокупность норм, ценностей, мнений, которые отражаются в поступках сотрудников организации на всех ее уровнях и образуют неписанный кодекс поведения, составляет:
а) неформальную власть социальной организации; б) организационное пространство социальной организации; в) организационную культуру социальной организации; г) формальную власть социальной организации.
22. Равенство в социальной сфере проявляется в:
а) равенстве природных задатков и склонностей людей; б) равенстве всех перед законом; в) уравнительном распределении материальных благ; г) отсутствии привилегий для отдельных групп.
23. Обществом в широком смысле слова называют:
а) совокупность форм объединения людей; б) весь окружающий мир; в) группы, в которых происходит общение; г) взаимодействие людей в повседневной жизни.
24. Характерными чертами эволюции как формы общественного развития являются:
а) скачкообразность; б) революционный характер перемен; в) постепенность; г) застой.
Тест 6.
1. Социологическое исследование, целью которого выступает приращение научно-теоретического знания, называют:
а) аналитическим; б) пилотажным; в) прикладным; г) фундаментальным.
2. Социологическое исследование, проводимое для проверки методики исследования, используемого инструментария и т.д., называют: а) аналитическим; б) пилотажным; в) прикладным; г) фундаментальным.
3. Социологическое исследование, в котором анализу подвергаются все единицы построенной микромодели обследуемой совокупности, называют:
а) выборочным; в) сплошным; б) монографическим; г) точечным.
4. Социологическое исследование, в котором анализу подвергаются все единицы выбранной типичной части обследуемой совокупности, называют:
а) выборочным; б) монографическим; в) сплошным; г) точечным.
5. Степень соответствия используемых в социологическом исследовании показателей тем понятиям, которые они призваны отражать, называется:
а) валидностью; б) методом; в) методикой; г) репрезентативностью.
6. Система операций, предписаний с указанием процедур их применения в социологическом исследовании, называется:
а) валидностью; б) методом; в) методикой; г) репрезентативностью.
7. Социологическое исследование, проводимое в реальной социальной ситуации, называют:
а) аналитическим; б) оперативным; в) полевым; г) сплошным.
8. Часть исследуемой совокупности людей, непосредственно принимающих участие в опросе в качестве объекта-носителя информации, называется:
а) генеральная совокупность; б) исследовательская группа; в) вторичная группа; г) выборочная совокупность.
9. Источником информации при сборе социологических данных методом пикетирования выступает:
а) внешнее проявление социального явления; б) документ; в) организованная социальная ситуация; г) человек.
10. Выявление характера межличностных взаимодействий в малых социальных группах осуществляется, как правило, с помощью метода:
а) анкетного опроса; б) интервью; в) социометрического опроса; г) экспертного опроса.
11. Важнейшей характеристикой выборки в социологическом исследовании выступает:
а) валидность; б) гетерогенность; в) гомогенность; г) репрезентативность.
12. Вопрос социологической анкеты, на который респондент должен самостоятельно сформулировать содержание своего ответа, называется:
а) закрытым; б) контактным; в) открытым; г) сложным.
13. Источником информации при сборе социологических данных методом наблюдения выступает:
а) внешнее проявление социального явления; б) документ; в) организованная социальная ситуация; г) человек.
14. Одним из недостатков метода наблюдения в социологическом исследовании выступает:
а) активное продуцированию гипотез; б) локальность изучаемой ситуации; в) оперативность получения информации; г) совместимость с другими методами.
15. Источником информации при сборе социологических данных методом контент-анализа выступает:
а) внешнее проявление социального явления; б) документ; в) организованная социальная ситуация; г) человек.
16. Анализ документа, основанный на интуитивном понимании, умственной интерпретации его содержания, называется:
а) количественным анализом; б) контент-анализом; в) традиционным анализом; г) формализованным анализом.
17. Социологическую шкалу, где проявления изучаемых свойств следуют в строгом порядке от наиболее значимой величины к наименее значимой или наоборот, называют:
а) интервальной; б) метрической; в) номинальной; г) ранговой.
18. Источником информации при сборе социологических данных методом социального эксперимента выступает:
а) внешнее проявление социального явления; б) документ; в) организованная социальная ситуация; г) человек.
19. Социологическую шкалу, состоящую из неупорядоченного перечня альтернативных характеристик свойств изучаемого социального явления, называют:
а) интервальной; б) метрической; в) номинальной; г) ранговой.
20. Тип графического изображения данных согтологического исследования в форме смежных прямоугольников, построенных на одной оси, называют:
а) гистограммой; б) диаграммой; в) кумулятой; г) полигоном.
21. Начальным этапом прикладного социологического исследования является:
а) обработка и анализ данных; б) подготовка отчета о результатах; в) разработка программы исследования; г) согласование темы исследования.
22. Завершающим этапом прикладного социологического исследования является:
а) обработка и анализ данных; б) подготовка отчета о результатах; в) разработка программы исследования; г) формулировка выводов и рекомендаций.
23. Примером качественного метода социологического исследования является:
а) анкетирование; б) контент-анализ; в) стандартизированное интервью; г) фокус-группа.
Тест 7.
1. Если все время существования человечества, как отмечает Э. Гидденс, мысленно представить как одни сутки, то современные общества появились:
а) примерно одну секунду назад; б) примерно 30 секунд назад; в) примерно 3 минуты назад;
2. Если последние 50 тысяч лет человеческого существования, как отмечает А. Тоффлер, разделить на период человеческой жизни, то из полученных примерно 800 таких периодов люди провели в пещерах:
а) 650 периодов; б) 70 периодов; в) 6 периодов.
3. Представление об историческом процессе как прогрессе знаний, интеллектуальной и социальной эволюции принадлежит:
а) Э, Дюркгейму; б) О. Конту; в) К. Марксу; г) П. Сорокину.
4. Представление об историческом прогресс как росте производительных сил и соответствующих изменениях производственных отношений, смене общественно-исторических формаций принадлежит:
а) Э. Дюркгейму; б) О. Конту; в) К. Марксу; г) П. Сорокину.
5. Представление об историческом процессе как переходе от механической солидарности к солидарности органической, основанной на углублении разделения труда и социальной дифференциации, принадлежит:
а) Э. Дюркгейму; б) О. Конту; в) К. Марксу; г) П. Сорокину.
6. Представление об историческом процессе как о широких интегральных социокультурных факторах, определяющих экономическое и политическое развитие, принадлежит:
а) Э. Дюркгейму; б) 0. Конту; в) К. Марксу; г) П. Сорокину.
7. Признание факта усложнения организации человеческого общества, развития его от более простых форм к более сложным присуще:
а) веберовской интерпретации социальных изменений; б) историческому материализму (марксистской традиции); в) конфликтологическому направлению в социологии; г) социально-эволюционному направлению в социологии.
8. Признание того, что основой социальных изменений выступает способ производства, который определяется ростом производительных сил, то есть уровнем экономических достижений общества, присуще:
а) веберовской интерпретации социальных изменений; б) историческому материализму (марксистской традиции); в) конфликтологическому направлению в социологии; г) социально-эволюционному направлению в социологии.
9. Признание того, что никакая однофакторная теория не может объяснить все многообразие социального развития человечества, что помимо экономических не меньшее значение имеют и другие факторы, присуще:
а) веберовской интерпретации социальных изменений; б) историческому материализму (марксистской традиции); в) конфликтологическому направлению в социологии; г) социально-эволоюционному направлению в социологии.
10. Социальные изменения происходят:
а) на макро - и микроуровне; б) только на макроуровне; в) только на микроуровне.
11. В строгом научном смысле понятие «социальное изменение» по отношению к понятию «социальное развитие»:
а) имеет более узкое значение; б) имеет более широкое значение; в) не связано по значению; г) тождественно по значению.
12. Процесс появления новых черт и элементов в социальных структурах и системах социальных взаимоотношений - это:
а) социальное движение; б) социальное изменение; в) социальный контроль; г) социальный процесс.
13. Важнейшим признаком всякого социального развития является:
а) маятниковость; б) направленность; в) необратимость; г) цикличность.
14. Автором теории «стадий экономического роста» является:
а) Р. Арон; б) Д. Белл; в) У. Ростоу; г) А. Турен.
15. К сторонникам, признающим социальные конфликты неотъемлемой чертой любого общества, относится:
а) Р. Дарендорф; б) Р. Мертон; в) Т. Парсонс; г) Н. Смелзер.
16. Социальная революция и социальная эволюция - это:
а) антагонистические стороны социального развития; б) взаимоисключающие стороны социального развития; в) взаимосвязанные стороны социального развития; г) тождественные стороны социального развития.
17. Глобализация современного мира связана с интернализацией:
а) всех сторон жизни стран и народов; б) культурных отношений стран и народов; в) политических отношений стран и народов; г) экономических отношений стран и народов.
18. Совокупность коллективных действий, направленных на поддержку социальных изменений или поддержку сопротивления социальным изменениям в обществе или социальной группе - это:
а) социальное движение; б) социальное развитие; в) социальный контроль; г) социальный прогресс.
19. Общие цели социального движения и способы их достижения определяются:
а) на стадии формирования движения; б) на стадии мобилизации движения; в) на стадии формализации движения; г) на завершающей стадии движения.
20. Примером социального движения является:
а) социальное волонтерство; б) Всемирная федерация профсоюзов; в) экономическая система.
21. Какое из приведенных утверждений наиболее точное?
а) молодежь выступает нейтральным звеном социальных изменений; б) молодежь выступает объектом социальных изменений; в) молодежь выступает объектом и субъектом социальных изменений; г) молодежь выступает субъектом социальных изменений.
22. Движение антиглобалистов, прежде всего, отражает:
а) негативную сторону глобализации; б) недопустимость глобализации; в) позитивную сторону глобализации; г) противоречивость глобализации.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бачинин В. А. Социология : энцикл. словарь / В. А. Бачинин. – СПб. : Изд–во Михайлова В. А., 2006. – 288 с.
2. Волков Ю. Г. Социология : учебник / Ю. Г. Волков; под ред. В. И. Добренькова. – М. : Дашков и К’, 2007. – 384 с.
3. Воронцов А. В. История социологии, ХIХ–начало ХХ века : в 2 ч. Ч. 1. Западная социология : учеб. пособие для вузов / А. В. Воронцов, И. А. Громов. – М. : ВЛАДОС, 2005. – 423 с.
4. Воронцов А. В. История социологии, ХIХ–начало ХХ века : в 2 ч. Ч. 2. Русская социология : учеб. пособие для студентов вузов / А. В. Воронцов, И. А. Громов. – М. : ВЛАДОС, 2005. – 477 с.
5. Гайденко П. П. История и рациональность: Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс / П. П. Гайденко, Ю. Н. Давыдов. – Изд. 2-е. - М. : КомКнига, 2006. – 368 с.
6. Горелов А. А. Социология : учебник / А. А. Горелов. – М. : Эксмо, 2006. – 496 с.
7. Давыдова Л. В. Социология А. А. Зиновьева – путь к пониманию современности : учеб. пособие / Л. В. Давыдова. – М. : Моск. психолого-социальный институт, 2006. – 352 с.
8. Иванов Д. В. Социология: Теория и история / Д. В. Иванов. – СПб. : Питер, 2006. – 160 с.
9. Ирхин Ю. В. Социология культуры : учебник / Ю. В. Ирхин. – М. : Экзамен, 2006. – 525 с.
10. Козер Льюис А. Мастера социологической мысли. Идеи в историческом и социальном контексте / А. Л. Козер пер. с англ. Т. И. Шумилиной; под ред. И. Б. Орловой. – М. : Норма, 2006. – 528 с.
11. Козлова О. Н. Социология : учеб. пособие / О. Н. Козлова. – М. : Омега–Л, 2006. – 320 с.
12. Кравченко А. И. История социологии : учебник / А. И. Кравченко. – М. : Проспект, 2006. – 408 с.
13. Кравченко А. И. Социология : учебник / А. И. Кравченко. – М. : Проспект, 2008. – 536 с.
14. Макиавелли Николо. Жизнеописание, мировоззрение, цитаты. – СПб. : Вектор, 2006. – 191 с.
15. Общая социология : учеб. пособие / под общ. ред. А. Г. Эфендиева. – М. : ИНФРА-М, 2007. – 654 с.
16. Рабочая книга социолога / под общ. ред. Г. В.Осипова. - Изд. 4-е. – М. : КомКнига, 2006. – 480 с.
17. Социальная политика : энциклопедия / под ред. Н. А. Волгина и Т. С. Сулимовой. – М. : Альфа–Пресс, 2006. – 416 с.
18. Социальная политика : энцикл. словарь / под общ. ред. Н. А. Волгина; отв. ред. Т. С. Сулимова. – М. : Акад. Проект, 2005. – 688 с.
19. Социология. Общий курс : учебник / отв. ред.: А. В. Филиппов, А. С. Страданченков. – М. : ИНФРА-М, 2006. – 332 с.
20. Социология семьи : учебник / под ред. А. И. Антонова. – 2-е изд. – М. : ИНФРА-М, 2005. – 640 с.
21. Социология : учебник для вузов / под ред. В. Н. Лавриненко. – 3-е изд. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 448 с.
Интернет-ресурсы
1. ВЦИОМ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://wciom.ru
2. Гавра Д. П. Социальные институты [Электронный ресурс]. – Д. П. Гавра. – Электрон. текстовые данные. – Режим доступа : http://www.xserver.ru ›user/sozin// – Загл. с экрана.
3. Коллекция рефератов [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.otherreferats.allbest.ru ›sociology/00050467_0.html. – Загл. с экрана.
4. Красноярский педагогический университет [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.old.kspu.ru ›ffec/soc/soc12.html. – Загл. с экрана.
5. Левада-центр. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.lewada.ru
6. Социология [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые данные. - Режим доступа : http://www.sociology-lecture.ru. – Загл. с экрана.
7. Социология. Обучающие материалы [Электронный ресурс] . – Электрон. поисковая программа. – Режим доступа : http://www.socialworkstud.ru ›…sociologicheskij…konflikta.html. – Загл. с экрана.
8. Элитариум. Центр дистанционного образования [Электронный ресурс]. – Электрон. поисковая программа. – Режим доступа : http://www.elitarium.ru ›…socialnye_statusy_i…roli.html. – Загл. с экрана.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
ОБУЧЕНИЕ В ВУЗе
Социологический опрос студентов ФГБОУ ВПО
«Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина»
Программа исследования
Цель:
Выяснить отношение студентов к качеству характера обучения в Омском государственном аграрном университете имени П.А. Столыпина и определить мотивацию обучения в университете, что позволит сделать выводы о том, какие бывают приоритеты обучения в ВУЗе, и на что нужно обращать внимание в учебном процессе.
Задачи:
1. Определить отношение студентов к уровню качества и характера обучения в ВУЗе.
2. Определить зависимость «интересов обучения».
3. Определить каким должен быть преподаватель университета.
4. Выяснить степень мотивации обучения студентов.
Вопросы
1. Уровень качества обучения в униве<