Социальные функции и эффективность права.
Среди функций, выполняемых в обществе правом как социальным институтом, можно выделить следующие:
1. Интегративная функция. Она проявляется в том, что право обеспечивает существование и сохранение в обществе объединяющего и полностью пронизывающего его порядка. С помощью правовых норм и соответствующих санкций достигается превалирование в обществе тенденций к его сохранению и укреплению над тенденциями к разрушению и аномии. Обеспечивая наличие в обществе определенного необходимого уровня конформности, право способствует выживанию и адаптации общества как системы. Не случайно право сравнивают с иммунной системой общества. Интегративную функцию права можно считать основной его функцией, рассматривая все остальные как производные.
2. Регулятивная функция. Право регулирует все происходящие в обществе процессы, выполняя роль универсального социального регулятора. Оно четко предписывает каждому индивиду, организации, группе выполнять определенные обязанности, а также пользоваться определенными правами. Тем самым право стимулирует слаженное развитие социального организма, закрепляет существующие социальные отношения и способствует их совершенствованию.
3. Охранительная функция. С регулятивной функцией права тесно связана его охранительная функция, направленная на защиту индивидов, групп и организаций от возможных нарушений их прав и ущемления интересов. Эта функция выполняется правом посредством наложения запретов на определенные действия и поступки, подпадающие под категорию противоправных. В законодательстве четко сформулированы при знаки таких действий, квалифицируемые как состав правонарушения, и соотнесены с определенными санкциями, выступающими в качестве наказаний. Помимо этого охранительная функция права проявляется в восстановлении нарушенного права, компенсации причиненного ущерба и реабилитации несправедливо обвиненных. К мерам такого порядка относятся отмена незаконного приговора, возмещение причиненного материального и морального ущерба и т.п.
4. Коммуникативная функция. Она заключается в том, что право, как и все другие социальные институты, вписано в единое информационное пространство, каковым является общество. Все правовые документы, такие, как законодательные акты, договоры, постановления судов, являются не только регуляторами социальных процессов, но и носителями очень важной для индивидов информации, сообщая им содержание их прав и обязанностей, доводя до их сведения требования, предъявляемые к ним со стороны государства и общества. Особенностью правовой информации является ее предписывающий характер. Своевременное узнавание и усвоение такой информации способствует успешному и безопасному социальному существованию индивидов, которые сами заинтересованы в правовых знаниях, поскольку незнание законов в любом обществе не освобождает от ответственности.
5. Социализирующая функция. Она является прямым продолжением интегративной функции. Для того чтобы социальная интеграция сохранялась и оставалась стабильной, необходимо, чтобы подрастающее
поколение глубоко усвоило социальные ценности и нормы, содержание которых ориентирует на поддержание социального порядка. Все существующие в обществе институты в той или иной мере помимо своих основных функций попутно участвуют в той или иной степени в социализации индивидов, способствуя их постепенному вовлечению в единый процесс социальной жизни.
Важнейшим показателем социальной полезности и необходимости закона является его эффективность. Эффективность закона, согласно определению, приводимому В.В. Лапаевой, это соотношение между целями содержащихся в законе правовых норм и результатом их реализации в социальной практике. Иначе говоря, эффективность закона показывает, в какой степени его практическое применение приводит к реализации поставленных законодателем целей.
Эффективность закона определяется взаимодействием трех следующих факторов.
1. Во-первых, она зависит от содержания самого закона, от его соответствия реальной социально-политической и правовой ситуации в обществе. Надуманный по содержанию закон, не отражающий объективных обстоятельств, реальных социальных потребностей, обречен оставаться мертворожденным, поскольку не сможет оказать никакого влияния на правовые отношения.
2. Вторым важным фактором эффективности закона выступает общий уровень правовой культуры граждан и их правосознания. Любая правовая норма более эффективна в том обществе, где подавляющее большинство населения привыкло уважать закон и руководствоваться им в своей практической жизни, знает и правильно понимает свои собственные права в их соотношении с обязанностями. С этой точки зрения серьезной помехой для эффективного действия законов является феномен правового нигилизма — неверия населения в действенность и справедливость права как такового. В кризисные периоды жизни любого общества, когда законодательная практика не поспевает за стремительными социальными переменами, действенность права неизбежно понижается, а уровень правового нигилизма, соответственно, возрастает.
Такова современная ситуация в российском обществе, где традиционное сознание и правовая культура не являются «правовыми» в строгом смысле слова, нормативные отношения воспринимаются довольно вариативно, а правовое поведение населения зачастую нельзя назвать «законопослушным». Это обусловлено рядом причин: низкой правовой компетентностью граждан, их общей неинформированностью о своих правах и обязанностях; неукомплектованностью юридического корпуса, недостаточно высоким профессионализмом работающих юристов; противоречиями законодательного процесса в переходный период общественного развития; административным правовым нигилизмом, проявляющимся в «войне законов», правовом лоббировании, игнорировании «неудобных» конституционных норм; слабостью правоохранительной и судебной системы.
Две социальные характеристики нашего общества являются наиболее негативными в плане формирования демократической правовой культуры, высокого правосознания и нормативного правового поведения граждан. Это, в первую очередь, глубокая политическая и экономическая нестабильность, которая делает всякие формальные установления «временными» по своей сути и позволяет большинству социальных субъектов воспринимать их в довольно необязательном режиме. И, во вторую очередь, как неразрывное следствие нестабильности, — социальная напряженность, которая представляет эмоционально возбужденный фон развивающейся противоправности в поведении не только массовых, но и административных, и даже правоприменительных групп.
Во многом на эффективности права сказывается традиционно присущий данному обществу тип правовой культуры. Так, например, для России в этом плане всегда было характерно признание приоритета совести, нравственности перед позитивным правом, о чем говорят приведенные нами выше данные социологических опросов. Отсюда вытекает некоторая принципиальная недооценка права, закона как средства решения возникающих проблем.
3. В-третьих, социальная эффективность права в очень значительной степени определяется качеством деятельности правоохранительных и правоприменительных органов. От компетентности работников этих органов, их неподкупности и честности, добросовестности и внимательного отношения к людям зависит, в частности, обратное отношение граждан к этим органам, уважение к ним, желание сотрудничать и помогать, или, наоборот, восприятие правоохранительных органов как потенциального врага и нарушителя их собственных личных прав. Недостатки и злоупотребления в работе правоохранительных органов способствуют росту негативного отношения к ним, недоверия и враждебности, и, следовательно, стремлению искать помощи в случае необходимости где-то в другом месте, не опираться на право.
Эффективность действующих в обществе правовых норм можно оценить по существующим критериям. В качестве такого критерия, по мнению И.С. Самощенко, В.И. Никитинского, А.Б. Венгерова, следует использовать показатель частоты применения законов, эффективность которых оценивается. Т. Гейгер и Э. Гирш предлагают оценивать эффективность правовой нормы через пропорциональное отношение количества фактов правомерного поведения к числу случаев противоправного. Согласно такому подходу получается, что эффективность нормы определяется исключительно ее влиянием на правовое поведение граждан.
4. Иногда в качестве критерия эффективности той или иной правовой нормы выступает степень действенности ее практической реализации в деятельности правоприменительных органов.
Социология права может оказать большую помощь в решении проблемы эффективности существующих правовых норм. Об этом говорит уже тот факт, что исследование реальной эффективности закона не может не опираться на сбор информации и ее тщательный научный анализ. Социологические исследования создают необходимую эмпирическую базу, на основе которой можно делать какие-то серьезные теоретические выводы о степени эффективности той или иной нормы или о причинах ее неэффективности.
Существенная роль в исследовании проблемы в социологии права отводится вопросу о социальных функциях права, функция права — это:
1 зависимость при взаимодействии между двумя или более переменными факторами
2 совокупность процессов, происходящих в рамках объекта исследования
3 Функции права следует рассматривать как элементы ни одной, а всей совокупности систем образующих общество, в том числе собственно правовой системы отношении.
В юриспруденции по вопросу о функциях права существует установившееся представление о двух его функциях: регулятивной и охранительной.
Классификация права на эти функции нацелена на исследования преимущественно внутренних правовых проблем, что соответствует концепции нормативистскои теории права.
Сегодня акцент все больше переносится на исследование проблем социального действия права, его реального влияния на общественные отношения.
Рассматривая проблему функции права, следует обратить внимание на жесткую связь функции права с функцией государства. Постепенно утверждается, что без государственного аппарата право - пустой звук, но если это будет продолжаться и дальше, то у права не будет своих самостоятельных функций и оно лишь останется орудием, механизмом реализации функций государства. А это является ограниченным, не отражающим всю сложность и многогранность реального бытия.
Известно, что право присущими ему путями воздействует на поведение людей, на разные сферы, общественной жизни и не только через деятельность государственного аппарата (через религию, правовую культуру, воспитательно-правовые обязанности, нормативную деятельность человека).
И не надо забывать, что право выполняет роль организующего фактора по отношению не только к группам, но и к самому государству, его органам и должностным лицам. В этом заключается ведущий принцип правового государства о взаимной ответственности государства и гражданина.
Таким образом, деление функций на регулятивную и охранительную явно не достаточно, чтобы понять роль права в общественных отношениях.
Для понимания классификации функций права следует учитывать следующие методологически значимые аспекты:
1. Право есть надстроечное образование, которое детерминировано материальными условиями жизни общества, его политической организацией, идеологическим компонентом общественной жизни, социальной и этнической дифференциации
2 Право это продукт сознательной деятельности людей, направленный на реализацию интересов социальных групп, общества в целом в его развитии и следовательно, правовое регулирование отношений связано с тем, какие задачи ставит общественная жизнь на данном этапе исторического развития.
3. Право - один из элементов социальной системы и, следовательно, с одной стороны, его содержание зависит от этой системы, а с другой стороны, оно оказывает активное влияние на все составные части, элементы данной системы.
Таким образом, право имеет самостоятельное значение в жизни общества и выполняет свои функции методами и средствами, соответствующими его средствам и месту в структуре общественных отношений.
Правовые нормы не относятся к числу одноразовых управленческих решений, они рассчитаны на длительное время применения, оказывая значительное влияние на мотивацию человеческих поступков.
Последовательность функций права:
1) Интеграционная Призвана обеспечить сплочение социальных образований, следовательно, выступает как основная функция права. В этом случае правовая система выступает важным инструментом, объединяющим политическую систему общества в целостность, укрепляет связь между ее элементами, обеспечивает согласие в обществе и априори, должна стимулировать деятельность людей в русле прогрессирующей тенденции. Представляется, что остальные функции выступают в качестве вспомогательных к этой.
2) Регулятивная Все субъекты правоотношений наделены определенными правами и обязанностями по отношению друг к другу, к государству и его органам. В упорядочении этих отношении определенную роль играет право. Оно закрепляет существующие общественные отношения, создает благоприятные условия для саморазвития общества.
Таким образом, правовая система регулирует общественные процессы, установление обязанностей, дозволений, запретов посредством создания позитивных стимулов для самовыражения личности и правовой активности граждан.
Процесс регулирования осуществляется путем законодательной деятельности государства. Именно нормоустановительная деятельность создает правовую основу для регулирования. Но этого недостаточно:
- В данном процессе существенная роль принадлежит правосознанию граждан, их субъективному отношению к существующим нормам права
- Самим механизмом, обеспечивающим регулирование общественных процессов посредством права, является правоприменительная деятельность институтов правоохранительных.
3) Охранительная Ее главная нацеленность в предотвращении правонарушений. В рамках правоохранительных отношений эта функция реализует меры государственного принуждения. Непосредственно охранительный аспект правовых норм выражается в указании на варианты юридически значимых действий, не выходящих за рамки существующих норм и интересы общества. Одновременно эта функция обуславливает четкую формулировку в нормах права запрета на совершение определенных действий, наносящих ущерб конкретным гражданам и обществу. Эта функция достаточно ясно выражается в формулировке состава правонарушении, установлении санкций за противоправные действия (без действия). Охранительную роль обеспечивает восстановление нарушенного права, реабилитацию граждан, восстанавливает ущерб или определяет компенсацию за причиненный ущерб. Охранительная функция выражается в трех типах реализации ответственности: правообеспечительная, правоохранительная, правовосстановительная.
4) Коммуникативная. В системе информационной связи особое место принадлежит правовой информации, специфика которой состоит в том, что она носит предписывающий характер. Эффективность действий права минимально слагается из трех компонентов:
- От содержания самих норм права, от того, отражают ли данные нормы реальные процессы, характер существующих отношений данного общества
- Действие норм права во многом зависит от правовой культуры граждан данного общества, то есть социальная эффективность права, ее степень во многом зависит от того, насколько граждане знают право, каково их правосознание, а также есть ли у них желание обращаться к правовой норме для решения тех или иных проблем.
- Социальная эффективность права существенна и по большому счету зависит от деятельности правоохранительных и правоприменительных институтов.
Важное значение для социологии права имеет вопрос о критериях, показателях эффективности права:
1. Степень эффективности права можно определить по частоте применения правовых норм
2. Эффективность права определяется отношением частоты проявления правомерного поведения к поведению, отклоняющемуся от нормы
3. Важное значение по выявлению эффективности права имеет работа, направленная на познание права, на выявление мнения о правовой норме и в целом о праве.
4. Эффективность права связана с процессом ее реализации в деятельности правоприменительных органов