Социальное взаимодействие: различные подходы (М.Вебер, Дж. Мид и др.).
Общество представляет собой единую систему связей, строящихся социальных действий, т.е. в обществе каждый человек совершает определенные социальные действия, и сам подвержен влиянию социальных действий окружающих его индивидов. Следовательно, можно говорить о социальном взаимодействии.
Социальное взаимодействие является осмысленным процессом, следовательно, оно должно быть мотивировано.
Можно выделить условия социального взаимодействия:
1) присутствие не менее двух индивидов, способных и желающих воздействовать друг на друга и реагировать на воздействия;
2) произведение данными людьми действий, вызывающих переживания индивидов и затрагивающих общие интересы:
3) существование связи между индивидами, с помощью которой осуществляется взаимная передача взаимодействия и влияния индивидов. Это могут быть материальные и нематериальные носители информации;
4) наличие единого языка общения индивидов (как в лингвистическом, так и других смыслах).
Виды социальных взаимодействий можно разделить на несколько групп. П. А. Сорокин предлагает следующую классификацию:
1) по числу участвующих субъектов;
2) по виду социального взаимодействия (партнерские ~ конкурентские; дружеские — враждебные);
3) по длительности отношений (краткосрочные, длительные);
4) по способу организации (организованные — партия, общество; неорганизованные—толпа);
5) по сознательности участников взаимодействия.
В социальном взаимодействии можно выделить несколько элементов:
1) ожидание взаимодействия;
2) реакцию на действие соучастника взаимодействия;
3) действие.
Социальными называются такие отношения, при которых взаимодействуют индивиды, различных общественных групп, экономическое, политическое влияние которых различно. К таким отношениям можно отнести межгрупповые, межрегиональные, межнациональные отношения и др.
Социальные отношения строятся в зависимости от целей каждой из участвующих групп, таких как власть, обогащение, порабощение и др.
Социальное взаимодействия — очень обширное понятие и тяжело изучаемое явление. Законы социального взаимодействия сложны и условны. Однако их изучение необходимо для полноценного изучения механизма функционирования общества. Так, К. ЯнгмЛ. Фримен считали теорию социального взаимодействия основной при изучении социальных наук. К. Маркс и М. Бухарин утверждали, что изучение социального взаимодействие есть отправная точка в изучении законов общества, основная категория социологии. Это также согласуется с теорией М. Вебера и Т. Парсона, так как нельзя полностью разделить понятия социального действия и социального взаимодействия.
Объяснение совокупности индивидуальных действий предполагает ряд теорий СОЦ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ в их числе теория СОЦ. ОБМЕНА (Хоманса), он делает упор, на поведение людей, вознаграждения и затрат, сформировал следующие положения своей теории:
1). Чем чаще поступок вознаграждается, тем чаще повторяется; 2). Если в прошлом получение вознаграждения происходит в определенной ситуации, то люди стремятся создать такую ситуацию; 3). Если вознаграждение велико, то люди, чтоб получить его, готовы платить больше, чем при малом вознаграждении; 4) . Когда потребности человека почти полностью удовлетворены, он большей мере стремится прикладываться для их удовлетворения. Дж. Адаме - теория справедливого обмена, которую сформировал в виде системы постулатов: индивиды всегда стремятся к максимализации личных выгод, следовательно:
эгоистическая природа человека группы увеличивают коллективные выгоды, ограничивая индивидов и добиваясь «справедливых отношений» индивиды, обнаруживающие своё участие в «несправедливых отношениях» испытывают психический дискомфорт
чем сильнее воспринимается «несправедливость», тем сильнее дискомфорт и интенсивные попытки восстановить «справедливые отношениям».
Таким образом, центральное место в этой теории занимает категория «справедливое отношение», определяемая как пропорциональность вкладов и результаты участников взаимодействия. Достижение социальной справедливости преподносится сторонниками этой теории, как главный стимул действия индивидов и групп. Другой теорией базирующийся на методологии индивидуализма, является символический интеракционизма (взаимодействие) Джордж Мид, Герберт Блумер
Дж. Мид. Поведение индивида складывается из реакции на поведение другого индивида. Человеческое существо живет в мире значимых объектов, значение объекта. Значения возникают только в процессе соц. взаимодействия. Различные соц. группы вырабатывают различные миры и эти миры меняются, когда составляющие их объекты меняют свое значение. Согласно символическому интеракционализму, взаимодействие между индивидами представляет собой непрерывный диалог, в процессе которого люди видят, интерпретируют намерение и реагируют на них. Интерпретация стимулов заключается в установлении связи стимула со стимулом и выборе реакции на основе осмыслении стимула. Установленные социальные связи, коммуникация становится возможной, благодаря тому, что люди придают значение символу.
По Миду: соц. «Я» включает собственное «Я» и «МЫ». Собственное «Я» -индивидуальное сознание, «МЫ»-индивидуальное сознание в глазах других или иначе задача поставления через «Я» другие «Я». «Я» это всегда диалог «Я» и «МЫ», «Я» -оценивает свои действия через внутреннее освоение «МЫ», таким образом оказывается внутри «Я». Соц. «Я» утверждается в совокупности процессов межиндивидуального взаимодействия, таким образом, что собой представляет общество, его механизмы и функции соц. располагает методологическими подходами. Однако все концепции общества придают важнейшее значение в формировании его как целостной системы культуры