Социальные организации как формализованные структуры.
Термин «организация» в истории человечества используется широко: в кибернетике, экономике, биологии, технических науках он выступает синонимом упорядоченности.
В социологии объектом упорядоченности, выступающем как процесс и как структура, являются индивиды, социальные группы и общности, включенные в совместную деятельность и выполняющие определенные социальные функции.
Социальная общность – элемент социальной структуры, система отношений, объединяющих индивидов (группы) для достижения определённых целей.
Социологи выделяют формальные и неформальные организации (Э. Мэйо А.И. Пригожин).
Критерием этого разграничения, как следует из названных типов организации, служит степень формализации существующих в них связей, взаимодействий и отношений.
Они характеризуют формальную организацию как способ организационного построения на основе социальной формализации связей, статусов и норм.
В основе формальной организации лежит разделение труда, возникающее как результат необходимой специализации. Разделение труда выступает в виде системы статусов – должностей, каждая из которых наделена специфическими функциями
Признаки формальной организации:
1. Наличие единой цели, ради которой и сформировалась организация (например, производство какой-либо продукции или оказание услуги).
Это означает, что организация представляет собой средство и инструмент обеспечения функции объединения и регламентации поведения людей ради такой цели, которая не может быть достигнута людьми порознь, в одиночку.
2. Наличие системы власти, или управления, которое требует подчинения нижестоящих вышестоящим и субординации должностей (вертикальная специализация ) – определение объема и меры ответственности в принятии решений на разных уровнях.
Организация всегда строится по иерархическому признаку, где довольно четко выделяются управляющая и управляемая подсистемы.
Необходимость управляющей системы вызвана потребностью координации разнонаправленной деятельности горизонтальных структур.
Иерархичность построения организации обеспечивает достижение единства цели, придает организации устойчивость и эффективность.
3. Распределение функций (горизонтальная специализация) между индивидами, группами. бригадами, участками, отделами, структура которых оформлена и закреплена положениями и инструкциями, а также распределение полномочий и обязанностей между отдельными работниками. Организация возникает на основе разделения труда и его специализации по функциональному признаку, поэтому в организации имеют место различные горизонтальные структуры.
4. Наличие системы коммуникаций – средств и каналов передачи информации, которая движется «сверху вниз» (приказы, распоряжения, задания, получаемые нижестоящими от вышестоящих) и «снизу вверх» (отчеты подчиненных), то есть вертикальная система связи, существует также горизонтальная коммуникация (консультации и обмен мнениями).
5. Формализация ролей, норм и социальных отношений внутри организации. Ради достижения цели организации ее члены вынуждены распределяться по ролям и статусам.
Социальная организация дает человеку возможность удовлетворить свои потребности и интересы в тех пределах, которые достигаются внутри организации.
Поэтому в организации и происходит четкое распределение по ролям и статусам, борьба за более высокое положение.
Для уравновешивания управляющие подсистемы создают свои специфические средства регулирования и контроля за деятельностью нижестоящих структур.
Например: Управляющие подсистемы создают свои специфические средства регулирования и контроля за деятельностью организации. Среди этих средств значительную роль играют так называемые институциональные, или внутриорганизационные нормы, то есть нормы, которые создаются деятельностью особых институтов, обладающих на это особыми полномочиями.
Данные институты осуществляют и проводят нормативные требования в жизнь, поддерживают их своей особой властью и влиянием, контролируют их осуществление и применяют свои санкции.
6. Социальные организации представляют собой целостную социальную систему, в целом большую, чем её часть.
Поэтому на базе соединения различных элементов организации в целое создается особый организационный, или кооперативный, эффект.
Организационный эффект означает синергию, прирост дополнительной энергии, превышающий сумму индивидуальных усилий ее участников.
Синергия – комбинированное воздействие 2 и более компонентов, действующих организованно, вместе, слитно, причем это действие превышает действие каждого компонента в отдельности.
Например: преступление, совершённое группой лиц.
3 основных его составляющих организационного эффекта:
1. Организация объединяет усилия многих своих членов, уже простая массовость, то есть одновременность многих усилий, дает прирост энергии
2. Сами единицы, элементы организации, включаясь в нее, становятся иными: они превращаются в частично специализированные, однонаправленные элементы, выполняющие лишь определенную функцию.
Эта Специализированная однонаправленность действия индивида позволяет также усилить его энергию, поскольку энергия концентрируется в одной точке.
3. Благодаря управляющей подсистеме действия людей синхронизируются, а это также служит мощным источником повышения общей энергии организации.
Формальная организация включает в себя различные регуляторы, нормирующие и планирующие деятельность конкретной социальной организации: нормы и образцы служебного поведения, программы деятельности, принципы и нормы вознаграждения.
Формальная организация рациональна, то есть в ее основе лежит принцип целесообразности, сознательного движения к известной цели. Она принципиально безлична, то есть рассчитана на абстрактных индивидов, между которыми не предусмотрено никаких отношений, кроме служебных, проходящих по определенной программе.
Но формальная организация имеет сильную тенденцию превратиться в бюрократическую систему.
Неформальные организации – спонтанно сложившаяся система социальных связей, взаимодействий, норм межличностного и межгруппового общения, представляющая собой совокупность индивидов, малых групп и взаимоотношений между ними.
При этом система межличностных отношений всегда персонифицирована.
Неформальные организации возникают там, где нарушены права индивидов и групп, где существует необходимость в их защите по принципам самоорганизации, самоуправления, самообороны и солидарности.
Эти принципы вытекают из межличностного и группового общения, отсутствует жесткий регламент и дисциплина.
А.И. Пригожин: неформальные организации возникают там, где неисправность формальной организации вызывает нарушение важных для жизнедеятельности всего социального организма функций. Они компенсируют его за счет функционально направленной самоорганизации и саморегуляции. В основе механизма такой компенсации лежит определенная общность интересов организации и ее членов.
Неформальная организация предполагает личностные неформализованные служебные отношения, решение организационных задач способами, отличными от формальных предписаний.
В ней нет жесткого закрепления безличных стандартов, делающих организацию устойчивой. Напротив, в ней превалируют групповые нормы, а спонтанное взаимодействие людей придает гибкость организационному поведению.
Если формальная организация опирается на жесткую структуру отношений, зафиксированную в иерархии должностных функциональных позиций, то в неформальной организации подобная структура носит ситуационный характер. Неформальная организация создает большие возможности для творческой, продуктивной, деятельности, разработки и внедрения нововведений.
Для нормального функционирования социальной организации необходим контроль.
Дж. Чайлд под контролем понимает «различные способы принятия решений» (централизованный и децентрализованный).
Д. Хиксон считает, что контроль основывается на авторитете.
Ф. Фидлер подразумевает под контролем «лидерский стиль».
А. Танненбаум считает, что контроль осуществляется посредством «организационной иерархии».
Понятие «контроль» тесно связано с понятием «власть».
М. Вебер определил власть как возможность одного из действующих лиц в системе социальных отношений навязывать свою волю другому лицу, несмотря на его сопротивление.
Общепринятая точка зрения понимает власть как способность влиять на действия других людей.
А. Каплан предлагает использовать 3 измерения власти:
1. Вес – количество, размер контролируемых факторов
2. Охват – область распространения влияния
3. Сфера подчинения – число индивидов или групп, чье поведение контролируется.
По мнению многих социологов власть тесно связана с зависимостью.
Д. Меканик и Р. Эмерсон (теория индивидуального базиса власти) предполагают, что индивид превращается в объект власти со стороны другого лишь тогда, когда зависит от контроля над источниками информации или над другими ресурсами, осуществляемого этим лицом, третьими лицами либо организациями.
Лицо, обладающее властью, может заставить подчиниться себе, ограничить доступ к любым ресурсам – знаниям, финансам, сырью, рабочей силе, богатству.
Д. Хиксон, К. Хайнингс, К. Ли, р. Шнек, Б. Селзник, Дж. Пфеффер, разработали стратегическую контингенциальную теорию власти.
Согласно этой теории базой власти внутри организации служит не только зависимость между индивидами, но и зависимость между подразделениями организации. Власть одного подразделения над другими пропорциональна его возможности закрывать и ограничивать доступ к редким ресурсам, в том числе информации либо к стратегическим факторам, которые служат удовлетворению каких-то важных потребностей.
Таким образом, базисом власти чаще всего выступают 2переменные:
1. Зависимость
2. Незаменимость – степень, с какой индивид, группа или подразделение могут или не могут быть замещены альтернативными ресурсами.
Понятия «власть» и «контроль» предполагают влияние. Власть при этом понимается как потенциальное влияние, а контроль – как реальное влияние.
Власть – это способность или возможность влиять на других, а контроль – это процесс влияния.
Базисом контроля выступают следующие типы власти (Дж. Френч и Б. Равен):
1. Вознаграждающая власть – способность влиять посредством вознаграждения
2. Принудительная власть – способность влиять при помощи наказания
3. Легитимная власть – способность влиять через признанные и узаконенные права
4. Референтная власть – способность влиять благодаря идентификации одного индивида с другим
5. Экспертная власть – способность влиять благодаря своим знаниям.