Зарождение и развитие социологического знания (античность, средние века, новое время).

Социология — наука об обществе или учение об обществе, а впервые этот термин употребил О. Конт, который большое внимание уделял познанию не столько сущности, сколько явления. Объектом и предметом социологии является общество и вся общественная жизнь.

Совокупность вопросов, относящихся к социологии, занимала ученых с древнейших времен. В разные эпохи, когда развивалась социологическая мысль, на передний план выходило то одно, то другое направление. Социологическая теория О. Конта включала в себя «социальную статику» и «социальную динамику».

Биологическая концепция связана с именем Г. Спенсера, который рассматривал общество по аналогии с биологическими организмами. По его мнению, процесс развития всегда сопровождается дифференциацией структур и функций общества. Он поддерживал идею «естественного отбора» применительно к общественной жизни.

В теории подражания Г. Тард элементарным социальным отношением считал передачу верования или желания. Его концепция была использована в теории массовых коммуникаций.

Г. Лебон занимался феноменом «толпы», где разумное критическое начало, воплощенное в личности, подавляется иррациональным массовым сознанием.

Ф. Теннис придавал первостепенное значение понятию воли, а она определяет сущность и направление человеческого поведения. По его мнению, побуждение к действию осуществляется не государством или Богом, а рационализмом, ярким воплощением чего является разум.

Географическое направление в социологии представлено Э. Реклю и Ф. Ратцелем. Они преувеличивали влияние природно-географической среды на политическую жизнь общества.

В XIX в. возникла марксистская ветвь социологии. К. Маркс и Ф. Энгельс сформулировали совокупность идей на основе открытого ими материалистического понимания истории. Это послужило основой для представлений о формационном (стадийном) развитии общества. Ими была разработана концепция социального конфликта в виде грядущих социалистических революций.

Э. Дюркгейм полагал, что социология не должна претендовать на «всезнайство» об обществе, предметом ее интереса должны быть только социальные факты, которые образуют социальную реальность.

Г. Зиммель предложил свою концепцию того, как отделить социологию от других наук об обществе. Ее задачей он определил изучение закономерностей, недоступных другим социальным наукам.

Взгляды М. Вебера противоречат точке зрения Э. Дюркгейма, придававшего главное значение исследованию общественных структур. М. Вебер рассматривал личность как основу социологического анализа.

8. Условия и предпосылки вычленения социологии в самостоятельную науку.

Впервые в истории европейской мысли теории общества возникли еще в рамках античной философии и их появление связывают с именами Платона и Аристотеля. Но возникновение социологии, как самостоятельной науки, относят к середине 19 века и связывают с развитием капитализма.

Можно выделить три основные причинные цепочки появления социологии:

1) Развитие капитализма -> тяжелые социально-экономические условия для масс (прежде всего рабочего класса) -> взрывы классовой борьбы -> стремление властей и ученых понять: что происходит и как этим можно управлять?

Сторонники рабочего класса выступили с теорией социализма и доказательствами, что “так жить нельзя, для изменения общества можно и нужно применять насилие!” Сторонники властей выступили с другими социально-экономическими теориями развития общества и с доказательствами, что “то, что происходит закономерно, но преходяще. Общество можно и нужно усовершенствовать и тем прекратить насилие”. Но для этого нужно понимать: что есть общество, как оно устроено, как развивается. То есть, нужна специальная наука об обществе.

2) Складывание мирового рынка ->, усиление мобильности людей и контактов между странами -> сталкивание различных культур -> потребность в понимании почему общества такие разные, как лучше понять друг друга, чтобы с выгодой торговать, а не убивать ... . Но для этого также нужно понимать: что есть общество, почему люди, взаимодействуя друг с другом, ведут себя так, а не иначе.

3) Логика саморазвития наук об обществе -> накопление множества данных об обществе, потребность и возможность создания общей теории общества!

Наши рекомендации