Развитие социальных знаний в Древнем мире.
Развитие социальных знаний в Древнем мире
1. Истоки познания социологии
Истоки познания социальных явлений, исторических событий, познания общества уходят в седую древность. Попытки создания социальных теорий имели место в творчестве Демокрита (ок. 470 г. до н.э. - умер в глубокой старости), Платона (ок. 428 - ок. 347 гг. до н.э.), Аристотеля (384 - 322 гг. до н.э.) и других мыслителей античности. Дошедшие источники свидетельствуют о попытках объяснять сущность различных фактов, действий, явлений, процессов общественного развития. Порой они кажутся наивными, но тогда это - радикальные источники познания мира и окружающей среды, познания общества. Значительный интерес представляют проблемы возникновения и развития эмпирических социальных исследований, форм к методов сбора фактов, данных, описания событий, явлений общественной жизни, способов их классификации, систематизации, обобщения и т.д. Общественная практика требовала более глубже познать природу и закономерности ее развития.
Переход от первобытно-общинных отношений к рабовладельческим и связанный с ним процесс формирования политической организации общества, социальной, сословной структуры, появление товарно - денежных отношений, торговли, воинской службы, собирания налогов и дани, содержание государственного аппарата и т.д. требовали разнообразной и достаточно полной информации. Это один из стимулов использования математических знаний в социальной сфере. Возникает тогда и потребность в разнообразной информации о населении, его составе, занятиях и т.п., необходимой для учета в процессе выработки политики властей. Осуществляются первые переписи населения и первые попытки количественного анализа социальных явлений и процессов.
Упоминание в Библии о первой переписи населения у первых евреев относится к XII в. до н.э. Но наукой подтверждается факт проведения переписи царем Давидом около 973 г. до н.э. Перепись занимала продолжительный период. Ее результаты свидетельствовали, что израильтян насчитывалось более 800 тыс. сильных мужчин, пригодных воевать, а иудеев 500 тыс, Несомненно, переписи населения имели политико-экономическое значение. На Востоке царь Давид создал крупное централизованное государство, объединявшее Израиль и Иудею, установил единый религиозный культ, сформировал войско, развитую систему государственного аппарата с судьями, чиновниками, сборщиками налогов и дани, писарями и т.п. Созданное государство обусловливало потребность развития эмпирических социологических исследований. Перепись населения, осуществляемая под руководством военачальников, свидетельствовала о поисках резервов воинской и рабочей силы. В большинстве своем население принимало перепись как богопротивное дело. Так в Римской империи, России времен Петра I переписи населения вызывали протесты, слухи о пришествии нечистой силы. Вспыхивали бунты, массовые уклонения от регистрации, бегство из мест проживания и т.п. Уже в период царствования Солона в Греции существовала сложная система статистического учета доходов граждан. Система учета доходов стала основой реформ, осуществляемых Солоном в 594 г, до н.э., по которым все население делилось по имущественному цензу на четыре сословия, разряда, представители которых пользовались различными социальными правами. В Афинах в древнейшие времена велась регистрация новорожденных и умерших, с 18 лет заносились в списки способные воевать, а с 20 лет заносились в списки полноправные граждане полиса-государства. Богатый материал о социальном обследовании дает история Древнего Рима. В VI в. до н.э. царь Сервий Туллий (правил в 578 - 534 г. до н.э.) провел реформу, способствовавшую упрочению государственности. Ею отменены кровнородственные признаки разделения и учета населения и введены имущественные. Сервий Туллий первым вводит в практику цензы. Понятие "ценз" - от лат. сensus - делаю опись, перепись. Перепись населения и его имущества в Древнем Риме осуществлялась с целью определения социального, военного и налогового статуса в нарождающемся государстве.
2. Учение об обществе в Древней Греции
История Древней Греции дает богатый материал для социологической науки. Процессы становления и развития общества и социальных знаний - очень важный объект анализа появления социальных общностей, различных социальных институтов, объединений, учреждений, обогащения системы социальных отношений и взаимодействий, появление новых ценностей, ценностных ориентаций, идеалов, потребностей, интересов, критериев, индивидуального и общественного престижа и т.п. Происходившие процессы имели и другой важный аспект: формирование и развитие эмпирических исследований социальных явлений и событий, ставших источником исследований, классификаций, обобщений. Анализ первых шагов эмпирических социологических исследований в Древнем Риме указывает на полную зависимость их развития от математических знаний того времени. Социолог Марк Захаренко отмечает, что в Древнем мире развитие философии, философских знаний происходило параллельно с историческими, но эти познавательные процессы никогда не пересекались, однако обогащали друг друга. Познавательный опыт исторической науки не изучался философией, а социально - философский анализ общественных процессов практически отсутствует в истории.
История античности свидетельствует, что с появлением рабовладельческих обществ, четкого разделения труда на физический и умственный и превращением умственного труда в специфическую сферу деятельности меняется и характер познания: от сугубо прагматического, направленного на удовлетворение практических потребностей, познание приобретает собственную логику развития, формирует внутренние потребности, которые уже можно назвать познавательными. Собственно возникает научное сознание, формируются отдельные элементы гносеологии. Познавательные потребности вместе с социальными обусловливают возникновение первых попыток описания и фиксации с помощью письма событий прошлого и современного, их осмысления, оценки и анализа. Постепенно все большее значение приобретают проблемы достоверности документов и исторических фактов, о которых идет повествование, возникают и развиваются отдельные принципы систематизации и описания исторических событий и изложенных фактов, появляются первые попытки исторического повествования о прошлом на основе рационального переосмысления имеющегося материала (мифов, эпоса, легенд, событий, хроники и т.п.). И мифологическое, и эпическое отображение реальности постепенно вытесняется философским осмыслением реальности и историческими повествованиями о жизни общества, его социальной структуре, системе общественных и межгосударственных отношений, новым мировосприятием социальных связей.
Социальные потребности складывающегося классового общества порождают новые формы их отображения, обоснования и защиты, обусловливают появление более детальных способов анализа социальных проблем и методов их разрешения. (Умственная, теоретическая деятельность подвергается расслоению. Появляются более разнообразные философские знания, развиваются политические, правовые отрасли знания.). В истории все больше и больше закрепляются имена наиболее ярких представителей обществоведения и других отраслей знаний, стоявших у истоков научного осмысления реальности, пытавшихся передать свои знания новым поколениям мыслителей-логографов, закрепивших письменно сведения географического, бытового и исторического характера. Их деятельность относится к VI - V вв. до н.э. (Кади из Милета, Скилак из Карианды, Генатей Милетский, Эвген из Самоса, Харон из Лампсака, Ксанф - лидиец, Геланк из Лесбоса, Ферекид и др.). Это предысторики. Без них немыслимо возникновение наук об обществе, его историческом и социальном развитии.