Потребность, интерес. ценность
Потре́бность — вид функциональной или психологической нужды или недостатка какого-либо объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества. Являясь внутренними возбудителями активности, потребности проявляются по-разному в зависимости от ситуации.
Наличие неудовлетворённых потребностей у человека связывают с напряжением и дискомфортом, несоответствием внутреннего (желаемого) и внешнего (реального),[2] которые являются побудителями и мотивацией активности. Наличие неудовлетворённых жизненно важных, витальных потребностей может привести к смерти. Потребность может пониматься как некая гипотетическая переменная, которая, по обстоятельствам, проявляется то в виде мотива, то в виде черты. В последнем случае потребности стабильны и становятся качествами характера.
Есть мнение, что это понятие, описывающее внутреннее отношение субъекта к другим субъектам или объектам и объясняющее поведение живых существ — излишне, так как поведение живых существ можно описать без его использования.[3]
Интерес — первоначально средневековый коммерческий и правовой термин (лат. interesse), обозначавший «возмещение ущерба». Отсюда развились, во-первых, чисто юридическое понятие интереса (уже в XIV веке — то, что затрагивает правовые интересы лица), и, во-вторых, финансовое понятие интереса (в XVI веке, сначала в значении «проценты за ссуду», т.е. страховка за риск невозврата).
Интерес — это такая осознанная потребность, которая характеризует отношение людей к предметам и явлениям действительности, имеющим для них важное общественное значение, притягательность.
Це́нность — значимость (польза, полезность) некоторого множества объектов для множества живых существ.
Употребляется в нескольких смыслах:
Ценность — как характеристика предмета, обозначающее признание его значимости. Разделяют «Материальные ценности» и «Духовные ценности». Известно понятие «Вечные ценности».
Ценность — в философии — указание на личностную, социально-культурную значимость определённых объектов и явлений.
Ценность — в экономике — используется как синоним понятию «потребительная стоимость», т.е. значимость, полезность предмета для потребителя.
Психологическое понятие Система ценностей подразумевает под ценностями то, что индивидуум ценит в окружающем его социуме. Тесно связано с понятием мотивация.
Репрезентативность
.Принцип репрезентативности определяет отношения объекта с предметом, условиями, методом и результатом. Объект должен быть выбран в соответствии с задачей исследования.
Личность и общество
Вопросы взаимосвязи личности и общества находится в поле зрения многих психологических школ. Так, согласно теории психоанализа, психологическая проблема движущей силой, мотивами поведения человека бессознательных биологические поезда и инстинкты. Душевное состояние человека определяется, по мнению 3. Фройд, соотношением бессознательного в форме инстинктов, поездов, импульсов и сознательного - как результат влияния социального окружения, борьба между которыми всегда приобретает драматического характера и приводит к конфликтам человека с обществом. Теория отчуждения Э. Фромма считается наиболее «социализованим» учения неофройдизму. Потерю связей с миром и с другими людьми Э. Фромм называет отчуждением, «негативной свободой». Такое состояние подавляет человека, ведь она стремится иметь определенные отношения с другими, вступать с ними во взаимодействие и общение. Но такой возможности окружающий мир не дает индивидам и поэтому он становится одиноким. Таким образом, Э. Фромм подчеркивал двойственную природу человека, которая, с одной стороны, хочет быть независимой, а с другой - стремится избавиться от этой независимости, что приводит к отчуждению.
Следовательно, отчуждение, Э. Фроммом, это неустранимая основа межличностных отношений. Оно может проявиться в форме конформизма, мазохизма, садизму, перерасти в чувство агрессии. Чтобы преодолеть отчуждение, людям необходимо прививать гуманистические принципы, основой которых является чувство любви как к себе, так и других людей. Теория развития личности Э. Эриксон также была разработана в духе неофройдизму. Ученый отмечал, что развитие личности определяется социальным миром, а не биологическими факторами, и между личностью и обществе нет антагонизма. Основным свойством человека есть «идентичность личности», которая указывает на взаимосвязь человека и социального окружения и проявляется в направленности человека на себя, в отождествлении ее с социальной группой, в определении ценности человека, его социальной роли и назначении.