Объект и предмет этнической сц
Этническая социология – это спец социол теория, кот изучает влияние этнического фактора на состояние и динамику соц процессов, отношений и институтов. Предмет этносоциологии – изучение социальных аспектов развития и функционирования этнических групп, их идентичности, интересов и форм самоорганизации, закономерностей их коллективного поведения, взаимодействий этнических групп, взаимосвязей личности, включённой в эти группы, и социальной среды. ЭС как отд дисциплина сформир в нач 20 в в усл-ях модернизации европ об-ва, когда стало невозможно судить об этнических процессах на основании одного лишь этнографического и антропологического анализа. 1-я этносоц работа – Ф.Знанецкий, посвящ полякам, кот переехали в Америку и Канаду. Впервые исп метод контент-анализа, изуч переписка польских эмигрантов с оставшимися на родине и польская эмигрантсткая пресса. В России опр социол иссл-я в 20 гг тоже качались этничности. 20гг в рамках идеологии женского движения – срав положения русской, туркменской, армянской женщины. По-наст ЭС как отд дисц связ с кон 60-нач70гг. масштабное иссл-е «Социальное и национальное» Дробижева, Арутюнян. Москва. В сов время иссл-я в осн посвящены тому, что поср-вом эмп фактов пыт обосновать приоритет сов идентичности над этнической. К началу перестройки слож 3 напр-я ЭС как науки: 1) Связ с культ антропологией, а) изуч соц обусловленность функц-я традиц культуры в усл-ях соврем об-ва. Иссл-я, посвященные сохранности традиц обрядов, праздников у русских и др народов СССР. Б) В рамках этого напр-я изучалось все что связано с русско-национальным двуязычием (все кроме русских граждане СССР должны были владеть 2-мя языками), изуч последствия этого. Двуязычие в некот случаях привело к русификации, в частности это коснулось народов близкородственных – белорусов и украинцев (на Укр это привело к конфликту). Рус-нац двуязычие негат сказалось на языках народов Сред Азии (Казахс, Узбек, Кырг). Это были кочевые народы, в казахский язык стали вбрасывать рус слова. Полная русификация коснулась народов севера - якуты. Процесс полуязычия: своя язык во многом утеряли, а русский – знали плохо и не литературный. В) Посл-я смешанных браков. 20% семей смешанные по переписи 89 года. (Толерантность – в том, что ты можешь вступить в брак с человеком другой нац-ти). Возн сложности с идентичностью детей, 3 вар-та идентичности детей из смеш браков: а) уход от этн самоидентивикации в пользу «я советский человек» - психол наиб комфортный вар-т, наиб распростр. б) амбивалентная идент-ть в) в зав-ти от того где живет семья .2) Влияние этн фактора на такие процессы как урбанизация, конфликтность, мобильность, миграц подвижность. А) Урбанизация: народы, кот продолжают иметь традиц культуру, до сих пор не м адаптироваться к жизни в городах. Предст-ли коренного нас-я живут в сельской местности и исп дискомфорт в городах. Б) Мобильность: есть более или менее мобильные народы. Русские не сильно мобильные и медленно адаптируются к соц изм-ям, а это м влиять на предрассудки по отн к народам кот более мобильны (кавказофобия, антисемитизм). В) Конфликтность. Сторонники геогр детерминизма: юж народы не склонны к компромиссу, а северные уходят от конфликтов, это дискуссионная т.зр. г) миграц подвижность: есть «неподвиж» народы и наоборот. Русские отн к одним из самых миграционно подвижных народов. Евреи, цыгане миграционно подвижны. 3)Стыкуется с этн психологией. Изучение групповой формы этнической идентичности и соотношение этнической и национальной идентичности. Пример: нац идент-ть – российская гражданская нация (нация – не этническое, а гражданское состояние какого-то сообщества).
Теории этнических процессов
Этническая социология – это спец социол теория, кот изучает влияние этнического фактора на состояние и динамику соц пр-ссов, отношений и институтов Первый теоретик в области этн процессов – Геродот, 6 век до н.э. сравнивал греков (эллинов) с этносами (все варвары). Процесс развития эллинского народа отл большей цивилизованностью. Теории 20 в: 1-я и 2-я половины. 1 пол 20 в. 3 частных теории. 1)Теория осязаемой реальности. Юлиан Бромлей. («Очерки теории этноса»). Суть теории: этничность имеет опр объект хар-ки: происхождение, тер-рия, язык, матер культура, религия. Критика теории П.Сорокин: трудно говорить о том, что этничность – кровная связь, практ все совр этн группы – рез-т межэтн смешений. К территории тоже нельзя привязать этничность. Язык: сущ-ют мировые языки. Матер культура имела значение до нач 20в, но сейчас она вообще не им этнического хар-ра, глобализация всех победила. По пов религии это тоже может когда-то было справедливо, сейчас – нет, к тому же, много атеистов. Бромлей говорил еще о признаке нац хар-р (сейчас его наз менталитет), он содержит опр черты соц поведения кот счит нормативными в дан этн группе и откл от кот счит маргинальными – с этим признаком можно согласиться. 2) Символическая теория возн во Франции, у ее истоков – Леви-Стросс, Карл Гирц. Есть значения кот понятны нам и не понятны предст-лям др культур. Этот симв аспект близок к симв интеракц.3) Система общеразделяемых поведенч стереотипов, теория выдвинута Кардинером и Линтеном и сохр свое значение. Этничность – система общих стереотипов, кот формируются в среде, прежде всего семейной. 2 пол 20 в. 2 теории: 1. Примордиалистская теория (Ван ден Берге, Шилз) исх из положений теории осязаемой реальности. Primordial – коренной, земной - этничность врожденна, т.е. это предписанный статус. Близко к неофрейдизму (коллект бессознательное). Этничность – чувствен привязанность, это нечто неизменное, наиб сильный идентификационный знак. 2.Конструктивистская теория. Майкл Фишер, Леонард Белл, Альберт Коэн. Этничность – конструкт, его конструируют элиты для достижения внеэтнических целей. Если ее не конструировать, ее не будет, будет «глобальный человек». -> Этничность – не чувства, а нечто рациональное, и это не предписанный статус, а достигаемый. Возражения: на самом деле этничность – настолько сложное соц и психол состояние, что его сложно разложить по полочкам, это – нечто среднее. Сикевич: главное – воспитание.
53. Предмет и основные понятия социологии культуры. Понятие СК было введ. Альфредом Вебером (Социологическое понятие культуры (1913), изнач-но К (лат.) = возделывание земли, культивирование растений. Затем терм. перешел в сферу челов отношений. 18, 19 вв. - приобрел соврем. значение, стал наряду с термином "цивилизац." В соврем. европ. языках К поним. по-разному: 1) Состоян. общ-ва, основ. на праве, порядке, гражданственности (К=цивилизац.) 2) Абстрактн. обознач. процесса интеллект. и духовн. развития (творч-во) 3) Абстрактн. обознач. форм и продуктов интеллект. и худ. деятельности. 4) Указание на особенности жизни народа/группы. Научных определений К более 500.
Интегративное определение К: это система общих верований, ценностей, обычаев, способов поведения и артефактов, которыми пользуются члены данного общества для того, чтобы освоить и понять окружающий их мир, и которые передаются от одного покол. к другому, совокупность мат и духовных ценностей, созданных человеком, которая передается посредством механизмов соц. преемственности. СК - наука, рассматривающ. строение и функционирование К в связи с социальной структ. и институтами, применительно к конкретно-историч. ситуац. Предмет СК.В широк. смысле СК - изучение способа жизни того/иного народа, в у. - изучение процесса творчества в 2-х институтах - инст. искусства и науки. СК иногда противопост-ся соц. антроп., котор. изуч. традиц./архаичн. общества. Считается, что СК заним-ся изучением духовной К, котор. включ. в себя 3 компон.: когнитивный (знания и технологии), символический (язык, жесты), нормативно-ценностный (нормы и ценности). Объект СК - собственно культура / все, что сделано человеком. К По Парсонсу К имеет 3 функции: 1)трансляция соц. опыта 2)обучение- социализация 3) объединение в сообщество. Некоторые элементы К: Нормы (norma - руководящее начало, правило, образец) - правила поведения, котор. делятся на формальные (прописаны в законах) и неформальные (не прописаны, но разделяются людьми). Могут изменяться. Другая типология: институциональные н. (зафиксир. в докум.), статистич./этнографич. н. (народн. традиции), конвенцион. н. (возн. в результате обществ. договора), эталонные н. (специально созд. в кач-ве образца для подражания).
Ценности - устойчивое и разделяемое в данной К убеждение в том, что опр способ повед. с личной или общественной т.зр. предпочтительнее, чем иные. Либо: абстрактные идеалы, носители которых - члены общества; квинтэссенции соц опыта общества, в рамках которого собраны наиболее оправдавшие себя принципы жизнедеятельности.
Установки - обретенное в процессе соц стремление, предрасположенность реагировать соответств образом на объект ориентации.
Субкультуры - относительно автоном целостные образования, сегменты внутри господствующей К, опр стиль жизни и мышления их носителей, отличающиеся своими обычаями, системами норм и ценностей.
Традиция - (от лат . traditio - передача) элементы соц и культурного наследия, передающиеся от покол. к покол. и сохраняющиеся в опр общ-вах и соц. группах в течение длит времени. Обычаи- унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизв в определённом обществе или соц группе и является привычным для их членов.
Обряды-традиц действия, сопровождающие важные моменты жизни челов коллектива
Ритуал - устойчивая последоват. действий, имеющая церемониальный характер.;
+ Миф - повествования, сказки, истории Богов, содержащ. религиозно-окрашенные явления, процессы природы и мира; яркая подлинная действительность, ощущаемая не в совокупности абстрактн. категорий, а интуитивно.
Некоторые понятия: Социализация - усвоение норм и ценностей.Аккультурация - взаимодействие, взаимовлиян. различн. К групп и образцов.Инкультурация - усвоение норм поведения, необх. для жизни в дан. обществе, усвоение конкретной К (чаще всего - родной).Ценностно-нормативная система общества – коллективные представления о добре и зле, счастье и несчастье (менталитет, национальное сознание). Культурный шок- конфликт старых и новых культурных ориентаций (Ф. Бок «Культура через культурный шок»).
Культура в социологической традиции: 1. Конт и его закон 3-х стадий (теологич., метафизич., позитивн.). На кажд. стадии есть свои К агенты/эксперты, воспроизв. К элем./продукты (колдуны, маги, шаманы, священники; философы; ученые)2. Вебер: соц. дей-е - поступок, ориент. на других людей, он всегда несет субъективно подразумеваемый смысл. "Протестантск. этика и дух капитализма": взаимосвязь м/у капитализмом и религией. 3. Символич. интеракционизм: Томас и Знанецкий ("Польский крестьянин в Европе и Америке"), Дж. Герберт Мид (понятие жеста: м.б. физические и речевые; социализация), Гофман (драматургический подход).4. Социальная феноменология: Щютц (повседневность, "конечные области значения"), Гарфинкель.5. Социология Франкфуртской школы (Хабермас, Маркузе, Одорно, Хоркхаймер, Фромм).
54.Социальная коммуникация: сущность, структура и основные подходы Новое отрасл направление – социология коммуникаций формир в конце 20 в. Причины: 1. экспансия средств массовой коммуникации, изм места и роли коммуникативных техн в различных сферах общества («взрыв коммуникаций»), 2. возникновение и популярность идеологии конвенционализма, рассм общ проблему как проблему взаимного согласования интересов и действий социальных субъектов. В результате сложил своего рода новый «коммуникативный гештальт» (от нем. – образ, целостная форма) – стремление рассм многообразие соци мира как многообразие коммуник практик, что и послужило основанием для объед разных наук, изучающих соц коммуникации. (междисциплинарная природа). Проблемы соц коммуникации в социологии развиваются в двух методолог традициях – объективистской (макросоциологии) и субъективистской (микросоциологии). Объективистская социологиярассм соц коммуникацию как совокупность практик соц взаим, складыв под возд объективных (не зависящих от сознания отд человека) факторов. 1) Р.Парк (основательЧикагской школы): Коммуникация как фактор соц эволюции и наиболее эффективная и зрелая форма соц контроля. 2) Т.Парсонс («Социальная система», 1951) фиксирует конструк роль коммун в функционировании соц систем..Отношения между системами и подсистемами, а также внутри них рассматр как обмен инф. Посредством коммуникатив обмена символьной инф обеспечивается интеграция системы и поддерж независимость ее границ. 3) теория инф общества.(Д.Белл «Грядущее постиндустриальное общество. Опыт соц прогнозирования», А.Тоффлер "Шок будущего" (1970), М.Кастельс «Информационная эпоха: экономика, общество и культура»). Коммуникация поним как обмен информации и важнейшая технология соврем инфор об-ва..Субъективистская социология понимает коммун как результат взаимод (интеракции) различных соц субъектов, в ходе которого конструир система норм, правил, соц институтов, обеспечив целостность социума и служащая основой для взаимопонимания коммуницирующих субъектов. 1) символический интеракционизм (Г.Блумер «Коллективное поведение», Дж.Мид и др.). осн термин –кооперация. Кооперация предполагает, что мы понимаем намерения других, а они, в свою очередь, - наши намерения. Это достиг путем коммуник на основе разделяемых всеми значений. 2) Феноменологическая социология А.Щютца, («Структуры жизненного мира» (1974) исслед путей и способов, которыми мы структурируем образ социального мира в нашем сознании). Ключевым механизмом здесь выступает коммуникация, в ходе которой осущ обмен субъективными образами мира и типизация сходного опыта. Основные исслед подходы к изучению соц коммуникации. 1) Информационный подход Шеннон и Уивер). Коммуникация поним здесь как процесс обработки и передачи информации. Составл элементами этого процесса являются: коммуникатор-источник, сообщение (сигнал), коммуникатор-реципиент, код, канал, шум. Эта модель в настоящее время подвер сущ критике: во-первых, она акцентирует внимание на линейном, однонаправл характере коммуникации, не придавая должного значения обратной связи, во-вторых, в ней подчерк манипулятивная природа коммуникации. Модель используется, чтобы проанализир эффективность коммуник воздействия на аудиторию (деятельность СМИ, властных и полит структур, маркетинговые исследования и др.).2) Системно-кибернетический подход.коммуникация рассматр как сложный многоур процесс взаимодействия между коммуникаторами как элементами социальной системы. Ценность системно-кибернетического подхода закл в том, что в нем преодолевается упрощенное линейное понимание коммуникации, связанное с инфор моделью. Коммуникативные процессы предстают как чрезвычайно сложные, тонкоорганизованные, имеющие порой неожиданные последствия. 3) Семиотический подход(семиотика – наука о знаках и знак системах) коммуникация рассм как процесс образования знаков и значений, их восприятия и понимания субъектами. Семиотический анализ пок структурный ряд отношений, прид смысл сообщению. активно развиваются исслед символ значений соврем соц ритуалов и мифов, символов массовой культуры, в том числе, функционирующих в смысловом поле СМИ. Структура социальной коммуникации: формы коммуникации.1.Вербальная коммуникация ,2.Невербальная коммуникация кинесика (движения),вокалика, физические характеристики, хаптика (тактильные касания), проксемика (пространственное расположение), хрономика (учет времени в процессе общения), артефакты (одежда, украшения, косметика и др.), ольфактика (запахи), эстетика (цвет, музыка и т.д.).3.Слушание – это мотивация, фильтрация, концентрация внимания, обобщение, придание значения и реакцию (ответ слушателя на сообщение). Уровни коммуникации.В соответствии с типологией С.Литлджона, уровни комм разделяются в зав от количества субъектов, вкл в коммуникацию .Различают 5 основных уровней: внутриличностная, межличностная, групповая, организационная и массовая коммуникация. Внутриличностная (или интраперсональная) коммуникация – это осознанное или неосозн общение человека с самим собой. механизм внутрилич коммуникации описывается в рамках концепции «двух Я» (ее истоки – в симв интеракционизме Дж.Мида): («I») и («Me»). Развитие личности и ее социализация осущ в ходе пост соотнесения, диалога между этими двумя сост.Межличностная - в ходе коммникации субъекты регулируют свое речевое поведение для осущ взаимодействия и воздействия одного на другого в соответствии с их осн целями и мотивами в условиях совмест деятельности. Групповая коммуникация разделяется на внутригрупповую (от 2-5 до 20-30 человек). и межгрупповую. (между двумя и большим количеством социальных групп.)Организационная коммуникация разделяется на внутриорг (коммуникацию внутри организации между ее группами, сост подразделениями и предполагает процесс распростр информации через доминирующий центр) и межгрупповые (систему комм связей организации с внешней средой) Массовая коммуникацияозначает процесс производства и сообщения соц информации с помощью различных средств комм большому количеству пространственно рассредоточенных людей (массовой аудитории). Виды коммуникации по видам деятельности: бизнес-коммуникации, политические коммуникации и коммуникации в социальной сфере.
.
55. Социология конфликта.предмет методы. Концепции Предмет социологии конфликта - система соц взаимод, характеризующихся столкновением сторон или субъектов. Соц конфликт-соц вз-ие сторон, имеющ противоп ценности, интересы и цели по какому-либо предмету, вопросу (дефицитные ресурсы, позиции( власть и позиции в сис-ме власти), престиж) и т. д. Козловский: предметом социологии конфликта является 1) сам конфликт 2) соц действия сторон, уч в конфликте. Объектом – стороны (есть субъекты (непосредственные участники), а сторон может быть больше, например, поджигатели конфликта). Участкики конфликта могут выступать как от своего имени, так и от имени группы, орг-ии и целого гос-ва Виды конфликтов: по сфере дея - ти (экон, пол, культурные и т.д.), по субъектам (внутрелич, межлич, межгрупповой, внутригрупповой, конфликт принадлежности (индивиды имеют как бы дв принадлежность, например конфликтующие образ группу внутри какой-то большой группы, или когда индивид входит одновременно в две конкурир группы, преследующие одну цель), конфликт с внешней средой (индивиды, составляющие группу, исп давление извне. Они вступают в конфликт с институтами, поддержив опр нормы и предписания). По осознанию наличия конфликта: скрытый конфликт ( стороны не осозн противоположность интересов) и открытый конфликт Стратегии в конфликте: наступательная (активная стратег-ия, т.е сбор ресурсов с целью захвата), оборонительная (сохранение имеющихся позиций) отступательная. Соотв есть 5 тактик : сотрудничество, соперничество, компромисс, конкуренция и уход. Стадии развития конфликта. 1.Начин с проблемной ситуации (проблемы), затем наступает 2.фрустрация в ходе неразрешимости проблемы. 3. Назревает кризис или конфликтная стадия., которая запускается конкретным поводом. Только столкновение и есть конфликт, сама проблема еще не явл конфликтом . 4. Конфликт начинается со слов, а потом интенсифицируется. 5. Завершается конфликт либо уничтожением (пораж) одной из сторон, либо консенсусом Общие и специальные методы исследования конфликта Среди общих методов исслед конфликта можно назвать такие, как: системный и историко-генетич подход, методы соц психологии, социологии, психологии, психоанализа. Среди спец методов применяются такие, как: конфликтологич диагностика и экспертиза, ситуационный метод (для сбора инф исп весь спектр общесоц методов). Исследования конфликта проводятся в настоящее время комплексно. Специфика социологического изучения конфликта заключается в выяснении социальных характеристик конфликтующих сторон, факторов соци конфликта, стереотипов конфликтного взаимод и соц механизмов регулир конфликтов разного уровня. Разрешение соц конфликта - методы. 1) Метод избеганияконфликта может выражаться в уходе с пол арены того или иного пол деятеля или угрозе ухода, в избегании встреч с противником и т. д. Однако избегание конфликта не означает его ликвидацию, остается причина.2)Метод переговоров позв избежать прим насилия. Переговоры позволяют рассмотреть альтернативные ситуации. 3)Метод использованияпосредничества - примирительная процедура. В роли посредников могут выступать как орг, так и частные лица, удачно подобр посредник может быстро урегулир конфликт. 4) Метод откладывания,нередко означает сдачу своих позиций. Это действие распространено на практике. Но здесь важно подчеркнуть, что сторона, «сдавшая свои позиции», по мере накопл сил и изменения ситуации в ее пользу сделает, как правило, попытку вернуть утраченное. 5) Метод третейскогоразбирательства, или арбитраж. При разборе строго руководствуются нормами законов, в том числе международ права. Концепции: 1.Функицональная :К- как функционально полезная общ форма. У Парсонса К понимается как деструктивный элемент(« Система современных обществ») . Зиммель: К. («Конфликт современной культуры»). ― соц процесс взаимод индивидов, направлй на поддержание и изм общ форм, то есть социален по своей природе. Позитивно-консолид функция конфликта. Козер («Функции социального конфликта»)-«Социальный конфликт ― это борьба за ценности и претензии на опр статус, власть и ресурсы, способ соц самоутв и достижения победы над противником.2. Диалектическая: Маркс:Противоречия пронизывают общество. Основанием конфликтов в обществе являются прот в экон базисе. Экон положение определяет место в социальной структуре. Конкуренция, противоречие между трудом и капиталом. Природа конфликта хар отч труда от средств производства и собственности. Разрушительная функция К. Дарендорф(«Современный социальный конфликт»): Природа конфликтности задана отн «господство ― подчинение», присущим любым уровням соц организации, то есть она имеет полит характер. Господство ― это обладание нормативными полномочиями. Подчинение ― исполнение воли и требований господствующей стороны. Главным моментом конфликта сторон является участие и соучастие в осущ власти.Гл. функция К – инновационная. 3.Игровая РаппопортК как борьба стратегий, К. усиливается, если стороны стремятся к максимизации только собств выгоды, блокируют коммуникацию, ограничивают свободу действий конкурента и пр.4. Концепция структурного насилия ГальтунгОбусловлен персональным и структурным насилием. Межчеловеческие отн структурированы насильственно и лишь частично консенсуально. Насильственные соц структуры служат причиной конфликтов. Соц структуры, основанные на насилии, (1) интегрируют индивидов и группы и (2) провоцируют противоборство. Структурно-функциональный характер К – Крисберг- разделяется сейчасКонфликт представ собой отношение между двумя и более сторонами, которые уверены в том, что имеют несовместимые цели. Конфликт –– это (1) рац деятельность, в процессе которой стороны оформл свои интересы в виде опр целей, выбирают пути их достижения, способы заверш конфликта; (2) это его динамика, опред взаимодействием конфликт сторон; (3) это взаимоде сторон в опр соц среде на основе ценностей, норм, символов, легитимности; (4) это сложная сеть параллельно идущих процессов кооперации, партнерства, сотрудничества. Функции К - Достижение групповых целей, изменение среды и поведения сторон
56. Социальный анализ: предмет и метод. Социальный анализ – особенная часть соц науки, которая рассматривается как анаитико-синтет деятельность с целью выявления состояния объекта и опред его условий на будущие периоды. В структуре социологического знания можно выделить общее знание (иссл. общие законы во всём социальном поле, носят всеобщий характер и не зависит от культуры) , особенное (вырабатыв. методологию познания соц отнош-й; исслед. отнош-я и законы, но специфические, которые склад в определ-х соц. общностях, в зависимости от уровня развития этих общностей, истор, природных и других общностей), частное (исслед. проявл. особых и общих законов в ограниченных, частных сферах). Социальный анализ - это особенное знание. Т.е. Социология изучает соц. отношения. Социальные отношения – особый тип отн, которые мы выделяем на основании объекта, по поводу которого эти отношения выстраиваются. Соц. анализ изучает условия воспр человека и общества, ПРЕДМЕТсоциального анализа – это соц отношения, которые в качестве объекта имеют человека, но не как личность, а как некую субстанцию, которую оценивают через уровень ее потребностей. Социальный анализ, как часть социологии имеет две функции: 1)Познавательная - разработка методов исследования соц. отношений. 2)Праксеологическая (практическая) – подразум исп социолог знания в различных областях соц. практики, в т.ч. во взаимном приспособлении индивида и соц. среды (ее цель – способствовать воспроизводству общества).3) Существует также мнение об 3 функции соц анализа – управленческой. Соц. анализ явл. сост частью и необход усл планирования и управления соц процессами. Технология соц управления включает в себя ряд последовательно повтор этапов, таких как нормирование, планирование, учет, контроль, регулирование, где требуется соц анализ.
Назначение соц. анализа: Социология разраб теории, гипотезы, парадигмы, а соц. анализ выполняет заказ теоретической социологии на формирование информационной базы для проведения теоретических исследований и обеспечивает проверку теоретических конструктов за счет их сравнения с практ реальностью.Методы В соц. анализе исп вся совокупность методов, обеспечивающая расшир познания. Их совокупность может быть представлена следующей схемой:1)Познание материального мира и реальных конструктов (материалистические и идеалистические методы) 2)Диалектический и позитивистский - зависит от периода, в течение которого мы рассматриваем агента. Социальный анализ как МЕТОД есть синтез представлений о знаниях объективных фактов и законах социальной жизни, о ценностях (желаемом и необходимом) и о реализации целей и норм в конкретных действиях людей в практике.
Предмет и задачи соц стат
Статистика– наука, цель кот. явл. сбор, упорядочивание, анализ и сопоставление числового представления фактов, относящихся к разнообр. массовым явлениям. Это учение о системе показателей, инструмент познания, форма практической деятельности, числовые данные . Социальная статистика – одно из важнейших приложений статистического метода. Дает количественную характеристику структуры общества, жизни и де-яти людей, их взаимоотн. с гос и правом, позв выявить и измерить основ. законом в пов людей, в распр благ м у ними. Составные части системы социальной статистики: 1. теория статистики, в которой рассм вопросы сущности статистики как науки, ее предмета, общие категории, понятия и т.д. 2. соц.статистика и ее отраслевые статистики, изуч социальные явления. (Сферы Статистика Политики Культуры Образования Науки Просвещения Права и.т.д) 3.статистика населения, изуч процессы и явления, происходящие в области народонаселения, - численность, состав населения, рождаемость, смертность, миграция и т.д. Объектоввыделяют два типа. Первый – основной объект (потребители услуг, как индивидуальные (человек или население), так и коллективные (группа лиц совместно участв в проц потр: гараж копер, труд коллектив). Второй объект – лица и орг, кот пред нас те или иные услуги. Их деят хар-ся объемом и качеством предоставляемых услуг и ценносте. Спицифический метод соц статистики– метод статистических показателей, т.е. количеств х-ки одного из сво-в или сторон обществ явл взятых в опр границах простр и времени. С этой точки зрения стат данные всегда огранич.Соответственно Предмет СС – эти показатели соц жизни общества; колич сторона соц явлений (объективно сущ размеры, уровни, находящиеся в состоянии непрерывного движения) в неразрывной связи с их качественной стороной Комплексная задача социальной статистики - всестор и глубокое изуч состояния и развития страны в целом, отд регионов, отраслей, различных соц процессов, происход в ней, их закономерностей, путем сбора, обработки, анализа и обобщ данных о них, а также доставление этой инф органам управления. Частные задачи:1)Сист анализ ситуации в соц сфере. 2) Анализ важн тенд и законом развития отраслей социальной инфраструктуры. 3) Изучение уровня и усл жизни нас 4) Оценка степ диф—ии социальных явлений 5) Анализ динамики соц процессов и прогнозир-е на ближ и более отд перспект-ву 6) Исслед факторов, под влиян кот слож данная сит 7) Оценка степ соотв-ия действительных параметров соц явления и их нормативных значений 8) Оценка соотн объектив и субъект факторов, послуживших прич соц явления 9) Исслед взаимод соц процессов с др сост обществ разв.