Социология молодежи: предмет и основные проблемы.
СМ - отрасль сц, кот появляется в конце 60-х г.г. 20 в. в результате реальных общ-х и в том числе молодежных волнений в Европе.: 1968г. - выступления молодежи во Франции против существующего строя.
В 1968г. Лисовским введено понятие «социологии молодежи», под молодежью им понималось поколение людей, проходящих стадию соц-ции, усваивающих (в более старшем возрасте — уже усвоивших) образовательные, профессиональные и культур функции и подготавливаемых (подготовленных) об-вом к усвоению и выполнению соц.ролей. Возрастной рубеж молодежи 16-30 лет.
Предметом сц молодежи явл ее особые социально-психологич., социально-демографич. х-ки, пол и возраст, особенности соц-ции (поколенческий подход), ролевые х-ки, особенности поведения, самоидентификация молодежи как гр.
3 уровня СМ: 1Общеметодологич: М как общ феномен 2.Спец-теоретич: М как соц-демографич группа, 3.Эмпирич: на осн соц исслед-й конкрет фазы в различ сферах жизни.Зарубеж социологи СМ:Розенмайер (Австрия), Велев, Митчев (Болгария), Фридрих, Штарке, Рихтер (Гремания), Кристофер (Великобр), Гидденс, Смелзер (США) и др. Крупнейший заруб науч-исслед центр в наст время – немецкий институт молодежи (Мюнхен).
Осн проблемы, кот-ми занимается СМ:
1. По территориальному признаку
сюда относят проблемы, присущие опр этапу развития страны, а также определенным странам, регионам, большой территории стран
2. По временному признаку - сюда относят «вечные проблемы» («отцы и дети»)
3. По системному признаку - проблемы, связ с общими проблемами современной молодежи, к которым относят:
1. сложности социальной адаптации молодежи в современном мире;
2. потеря идеалов и смыслообразующих целей
3. развитие автономной молодежной к-ры и ее увеличивающееся влияние за рамками молодежной среды
4. проблема доверия (к обществу, ин-там власти)
5. проблема аполитичности молодежи
6. возрастание роли молодежи как осн потребителя в об-ве
7. изменения моделей участия молодежи во всех сферах об-ва
8. отсутствие реал соц защиты молодежи
9. увеличение значимости для молодежи референтных групп (по имущественному, национальному признаку)
№ 39 Социально- экономические аспекты управления непроизводственной сферой.
К отраслям немат произ-ва отн-ся отрасли, подотр, дея-ть кот. напр-на на произв-во и реал-ю дух-х и соц.благ, услуг для населения. Отрасли немат. Произ-ва образуют сферу обслуживания (СО)нас-я. Их осн-е предназ.-удовлетв-е жизненно важных бытовых, соц—кул-х, дух-х потр-тей, интеллект-х запросов чел-а, поддержание его норм-й жизнедея-ти и создание усл-й для соц. разв-я. Они призваны способ-ть сокращению затрат труда на ведение дом хоз-ва, рацион-му использованию внерабочего времени, увеличению свобод времени и эффективному его испол-ю.Специфика СО в том, что занятые в ней работники оказывают населению услуги. Услуга-это особый вид деят-ти, специфика кот. закл. в тесном и обязательном в/д производителя и потребителя. Услуга-особый тип в/д, где тесно переплетены экон. и соц. аспекты. Услуги могут оказываться и потребляться в разных режимах. Они могут производиться индив-но, коллективно, их могут оказывать отрасли (здравоохр-е, образ-ие, армия...), гос-ва (гос обслуживание), межгосуд-ые образования (ЮНЕСКО, НАТО). Потр-е услуг допускает различные уровни и формы: индивид-ые, коллект., отраслевые и госуд-ные. Последние реал-ся в виде отраслевых и гос. заказов. Обслуживание - ведущая форма организации труда и произ-ва совр. общ-ва. Это-важнейшая технология гос.упр-я, соответ-щая принципам гражданского общества. Сфера услуг СУ составляет в среднем 70% мирового ВВП, т.е. превосходит долю производства товаров (в развитых странах - 73%, в развивающихся-60%). Услуги являются самым динамичным сектором производства. СУ-ведущий сектор экономики развитых государств. Его развитие-отражение масштабов перехода страны на адекватный совр. условиям тип хозяйственной организации. Соврем. сервисное произ-во выявило новую форму производства и реализации услуг-сети. С т.з. потребителя, услуги м.б. платными, частично оплачиваемыми, бесплатными. С т.з. производителя, услуги могут оказываться гос. (муниципальными), частными и общ.предприятиями (учреждениями). Осн-м регулятором деят-ти частных предприятий по оказанию услуг нас-ю является рынок, план же выполняет информационно-аналитическую и прогностическую функции. Гос. предприятия СО явл-ся объектами планир-ия. В госуд-м плане предусматриваются укрупненные ориентиры развития отраслей данной сферы; в кач осн-х показ-лей использ-ся объемы текущего финанс-ия из средств гос бюджета и гос. инвестиций. Гос-во регулирует деят-ть общественного сектора на плановой основе в той мере, в какой оно осуществляет его финанс-ю поддержку. Наряду с увелич-м объемов оказываемых населению услуг, расширением их ассортимента, увеличением кол-ва и доли занятых в сфере обслуживания, особенно актуальным становится обоснование кач-х параметров деят-ти данной сферы. Важнейшей задачей планир-я СО явл-ся обоснование ресурсного обеспечения отраслей услуг. Для этого необх учитывать не только ресурсы, направляемые на расширение и совершенст-ие сферы услуг, но и наиболее общие ограничения, связ-ые с возможн-ями формир-ния и испол-ния гос бюджета. Взаимосогласованное их решение в процессе план-ния позволяет теснее увязать развитие сферы услуг с другими отраслями народ хозяйства. Аспекты функц-ния непроизв сферы в РФ: Начиная с 2002 г., обслуживающий труд в нашей стране стал доминировать над трудом в сфере материального производства, т.е. РФ вступила в постиндустриальную стадию развития. Правда, ряд исслед-лей связ-ют этот факт не столько с развитием СУ, сколько с сокращением сферы мат произ-ва. Их довод подтверждается заметным сокращением занятости в сфере услуг в период кризиса 2008-2009 гг.
Развитие СУ происх-т неравномерно. антинациональные проявления в развитии СУ. Традиционно в России велика доля общ сектора, т.е. предприятий, финансируемых из бюджета. В отличие от заруб-х стран, у нас преобладают бюджетные предприятия в образ-и и здравоохр-ии. Существенно отстает качество гос регул-ия СУ. Только в 2009 г. был принят закон, регул-й деят-ть предприятий торговли. Заметные проблемы существуют в законодат-ве. плохо развита статистика СУ.