Предмет и метод социологии Э.Дюркгейма
Осн блоки по Дюркгейму: пониятие соц факта, понятие структуры, ф-ии, соц метод. Основа соц метода: найти место соц фактов в структуре через указание на его функции. Понятие солидарности.
Дюркгейм (1858-1917)
Основные сочинения: «Элементы социологии» (1889), «О разделении общественного труда» (1893), «Правила социологического метода» (1895), «Самоубийство» (1897), «Элементарные формы религиозной жизни» (1912), «Социология и философия» (1924)
«Правила социологического метода» 1895 Дюркгейм утверждает, что сц возникает и должна развиваться как самостоятельная наука потому, что существует реальность особого рода, не исследуемая ни одной др наукой. Эту реальность образуют соц факты – «СП-бы мышления, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивида и наделенные принудительной силой». (предмет сц) Социальные факты подразделяются в свою очередь на факты коллективного сознания (идеи, чувства, легенды, верования, традиции) (= «духовные») и морфологические факты, обеспечивающие порядок и связь между индивидами: численность и плотность населения, форма жилища, географическое положение и т. д.
Принципы социологии (теория социологического метода (подход - «социальный реализм»)):
Общество — часть объективной реальности, включенная в общий порядок природы и имеющей свои специфические законы.
Общество первично по отношению к составляющим его людям.
Изучаемые сц-ей социальные факты объективны и не зависимы от чел-ого произвола.
Эта независомость дает право изучать их как вещи, то есть как материальные объекты в естественных науках. Но взамен экспериментального метода (так как сложно создать контролируемую и управляемую ситуацию), основным в социологии является сравнительно-исторический анализ «данных опытного порядка». История – это естественный эксперимент для социолога, который он может анализировать, опираясь на статистические, этнографические, архивные материалы.
Дюркгейм сам следовал вышеуказанной методологии. В работе «О разделении общественного труда» 1893 он указал, что соц-ая солидарность — главная сила, цементирующая и сплачивающая общество, создающая общественное целое.она возникает как логическое следствие общ-ого разделения труда, т.е. социализации и распределения людей по профессиям.
Два типа солидарности:
· Механическая – возникает в силу общности верований и чувств, когда люди поддерживают отношения с теми, кто походит на них по образу мысли и образу жизни
· Органическая – возникает в силу разделения по роду деятельности, когда люди поддерживают отношения с теми, кто отличается от них по образу мысли и жизни, но в чьей деятельности они нуждаются для удовлетворения своих потребностей.
Различные типы фактов лежат в основе образования социальных форм: простое (или сложное) общество, которым соответствуют механическая и органическая солидарность людей.
Концепцию социальной солидарности Дюркгейм использовал также в работе «Самоубийство» 1897. Адекватно объяснить различия в статистических данных о количестве самоубийств в разных странах можно только социологически. Оно зависит от степени социальной интеграции – включенности индивидов в социальные группы и общности. Снижение интеграции, ведет к росту эгоистических убийств. Чрезмерное повышение степени интеграции ведет к увеличению числа самоубийств альтруистического типа, обусловленных поглощением индивидуальности «коллективным сознанием», которое обязывает людей жертвовать собой ради об-ва. Третий тип самоубийств- аномические. Аномия – ситуация неопределенности норм: отсутствие постоянных, изначально и ясно заданных общих ориентиров и конкретных правил поведения ведет к развитию чувства отчужденности, распространению конфликтов и саморазрушительного поведения. Есть четвертый тип – фаталистическое самоубийство (результат "гнетущего регулирования" и "физического или морального деспотизма",н-р самоубийство рабов), противополож. аномическому самоубийству.
Выход из состояния аномии, свойственного современному обществу, Дюркгейм видел в развитии новых социальных групп – профессиональных корпораций, свободных от средневековой замкнутости и способных выполнить функцию нормативной регуляции и обеспечить индивидам чувство общности и защищенности.
18. предмет и основные категории социологии М.Вебера(1864-1920).
Осн блоки: теория идеальных типов, понятие соц действия и типолдогия действия, соц политики, типы господств, соц культуры и религии., рациоанльность, формы рационалдьности
«Протестантская этика и дух капитализма» 1905, «О категориях понимающей социологии» 1913, «Экономическая этика мировых религий» 1919, «Хозяйство и общество» 1921
В. - автор понимающей социологии. Представитель традиции Сц номинализма. = Соц реальность не существ независимо от инд-ов. и должна трактоваться в социологии как совокупный эффект индивидуальной деят-ти.
В ранних работах Вебер анализировал эк-кую историю, взаимосвязь хоз-ных норм и прав-ых институтов, затем пришел к идее о сц-ом изучении эк-их феноменов. Этот подход он реализовал в раб «Пр этика и дух кап», где на большом историч и статистич материале прослеживал сходство и преемственность между принципами практиковавшегося протестантского мирского аскетизма и принципами капит-ой орг-ции пром-ти и торговли. В кач общей основы протест этики и духа кап представлена хар-ная для западной цив-ции в целом рац-ть – отн-ие к миру с т.з. целесообразности, упоряд-ти, полез-ти, эффект-ти. Капиталистическомуобществу характерно рациональное использование капитала, рациональная организация труда, восприятие человеком труда как «призвания». Соответствующий такому строю определенный тип мышления Вебер называет «духом капитализма».
В методологической концепции вебера ключевую роль играет понятие идеального типа. Это теоретическая конструкция, выражающая наиб хар-ые черты изуч явления и служащая ср-вом упорядочения эмпир материала. Такие идеальные типы как «капитализм», «христианство» являются не эмпирич обобщениями, а абстракт моделями, предлагающими целостную, логически непротиворечивую «мысленную картину» и раскрывающими «культурный смысл» соответствующего феномена. Соотнося идеал тип как «рациональную утопию» с реальностью и выявляя расхождения между ними, сц-г может сформулировать общезнач утверждения о соц-историческом смысле явлений, не упуская из виду их индив-ых черт.
Важна процедура понимания! Она лежит в осн соц действ => в осн соц реал-ти. Н.понимать смысл взаимод, каким обр мы можем достичь макс эффекта и пр. понимать = знать, разделять, считать допустимым. Т.о. понятный смысл теряет свою субъективность. Он помещен в интерсубъект пр-ве, но пережив-ся как субъективный мотив действия
В раб «О категор понимающей сц» был сформулирован тезис о том, что предметом социологии должно быть социальное действие, – это такое действие, кот по предполагаемому действующим индивидом смыслу соотнос-ся с действиями др людей и ориентировано на них. По степени осмысленности и завис от вкладываемого смысла Вебер выделил 4 типа соц действия:
1. Целерациональное: хар-ся сознательным соотнесением целей, средств и возможных последствий поступка
2. Ценностнорациональное: основано на вере в безусловную ценность (этическую, религиозную, эстетическую) совершения определенных поступков, независимо от их последствий
3. Традиционное: баз-ся на длительной привычке совершать опред поступки
4. Аффективное: обусловлено сильными переживаниями (страх, гнев, любовь)
В. указ, что власть – рез-т взаимод-я и м.б.интерпретир также как и все ост соц явления. Нов термин – госп-во (тип взаимод.)
Три типа господства:
• Рациональное (легальное): основано на вере в законность процедур осуществления власти
• Традиционное: основано на вере в незыблемость привычных инстанций власти
• Харизматическое (божественный дар, греч.): обусловлено верой в сверхъестественные качества властителя - святость, гениальность.
лишь первые 2 типа действия полностью относятся к социальным, ибо имеют дело с осознанным смыслом. говоря о ранних типах об-ва, сц-г отмечает, что в них преобладали традиц и аффект действия, а в индустр об-ве – целе- и ценностно-рац-ые с тенденцией доминирования первого. В.: рационализация есть всемирно – исторический процесс. Рац-тся способ ведения хоз-ва, упр-е эк-кой, пол-кой. Рационализируется образ мышления людей, так же как и образ жизни в целом. Веберовская теория рационализации – это, по существу, видение им судеб капитализма, кот по его мнению, опред-ся не спекуляцией, завоеваниями и др авантюрами, а достижениями макс-ой прибыли ср-вами рац-ой орг-ции труда и производства. (Теор капитализма – переход от традиционного общества к индустриальному – процесс рационализации)
Социология П.Сорокина
Осн блоки: социолог рев-ии, понятие соц пространства и соц мобильности, соц-культ динамика: культурные сис-мы, суперсист, типы суперсист, понятие интегрализма.
Сорокин Амер. социолог рус. происхождения. Эмигр в 1922 г.
основные труды:
1. В России:
- "Преступление и кара, подвиг и награда" 1914;
- "Система социологии" 1920;
- "Общедоступный учебник социологии" ;
2. В США:
- "Социология революции" 1925;
- "Социальная мобильность" 1927;
- "Современные социологические теории" 1928;
- "Социальная и культурная динамика" 1937-41;
- "Социологические теории сегодня" .
Итак, период классических социологических теорий со смертью вебера и Дюркгейма завершён. И что? Одна социология, а доминирующих теории – две! (структурный функционализм дюрк и понимающая социология в.). Задача – объединить их в один подход, берёт на себя Сорокин Питирим. Раб. «совр. сц теор» дана систематиз всех классич конц-ий, и соврем сц представлена как интегральный корпус идей и методов, разраб-ых в 19-нач 20 в. + С.настаивал на соед эмпир и теор сц, критикуя отвлеченное теор-ние и бесссмысл сбор фактов.
В работе «Соц моб» С. Рассм. Об-во как соц пр-во – сов-ть статусов (=позиций, хар-зуемых объемом доступных инд-ду благ, набором прав и обяз.) соц пр-во стратифицировано: группы статусов, близких по хар-ам, образуют страты, орг-ые в иерарх порядок. В соц пр-ве инд-ды и гр м перемещ. Стратиф и моб-ть – 2 взаимосв аспекта общ жизни. С. обосновал различие между горизонтальной и вертикальной мобильностью, проанализировав средства и каналы ее достижения. соц моб — естественное сост-е об-ва.
Социология революции. Первичной и всеобщей их причиной он считал рост социальной дифференциации и неравенства, усиливающий подавление «базовых инстинктов» масс и подталкивающий их к революционным действиям. Постоянный эффект любого общества заключается в том, что оно отстает в распределении благ для членов в соответствии с их личными качествами и способностями. Этот дефект дополняется биоантропологическими и демографическими факторами, что приводит к постепенному увеличению в страте людей, не соответствующих занимаемой ими социальной позиции. В высшей страте собирается большая группа неспособных индивидов, которые должны перейти в низшую страту. В низшей же накапливается масса талантливых, энергичных людей, которые так же «социально» не на своем месте. Если в обществе не функционируют нормально каналы вертикальной мобильности, позволяющие безболезненно разрешить этот конфликт, оно расплачивается социальной революцией. На первой фазе все «талантливые и энергичные люди» из низшей страты переходят в высшую, но вместе с ними в условиях хаоса туда попадает и много неспособных людей. Из высшей страты удаляются не только дегенераты, но и таланты. На 2 этапе наступает период реакции как неизбежное следствие всякой революции. Ошибочно «сброшенные» таланты возвращаются наверх. Постепенно вновь образуется стабильная стратификация. Он был противником всяких социальных потрясений, в том числе революций, и выступал за нормальный, как он писал, эволюционный путь развития. он утверждал, что более или менее благополучное развитие общества после разрушающей его революции наступает благодаря его «возврату к своим ценностям, прошлым инстинктам и традициям, созидательному труду, сотрудничеству, взаимопомощи и единению всех его членов и социальных групп».
Теория Социального пространства
Проблемы «социального пространства» П.А. Сорокин исследует во 2 томе «Системы социологии». Социальное пространство — система общественных отношений, в котором человек занимает своё особое место в соответствии с системой координат социального пространства. В качестве таких социальных координат П.А. Сорокин рассматривал пол, возраст, расу, гражданство, религиозную принадлежность, имущественное положение и т.д., то есть социальное пространство многомерно. То есть индивид оказывается членом (абонентом) множества социальных групп. Таким образом, соц пространство - система внутригрупповых и межгрупповых отнош инд-ов. С. отвергает упрощённые попытки деления общества по какому-либо одному признаку (классовому, национальному, расовому, профессиональному и т.д.).
Социокультурная динамика
Социокульт феномены м. объед-ся и образ-ть устойч.объекты на осн разл причин. 1. форма объед – на простр-временной основе, 2. более уст. – смысловое ед-во, 3.супер-система (внутр. логич. взаимод.систем к-ры). В работе С. представил масштаб теор общ развития как послед-ти идеацион., идеалист., чувств социокульт систем. В осн.каждой лежит «ментальнсть»,кот в виде цен-тей, мировоззрения, умонастр определ хар-р всех сфер жизнед-ти. Идеац. Разв-ся на осн представлений об абсолют реал-ти и цен-ти сверхчувств. Сущностей: бога, души И пр. (Древней Греции (IX—VI вв. до н.э.) и в западноевропейском Средневековье V—XII вв). Чувственная является антиподом идеациональной. Основной принцип фазы — вся истинная реальность воспринимается нашими органами чувств; за тем, что мы можем воспринять, нет сверхчувственной реальности. Общ жизнь строится на осн прагмат и потреб отнош-я людей к окр. Миру. существовал во времена палеолита, в Древней Ассирии, в античной Греции и Риме. Начиная с XV в. он становится доминирующим в Западной Европе, включая и XX столетие. Идеалист система носит промежут хар-р, поск-ку в ней совмещ-ся и уравновеш др друга идеац и чувст Эл-ты. Ее расцвет приходится на золотой век античной культуры (V—IV вв. до н. э.) и раннее европейское Возрождение (XII—XIV вв.). Существует также и четвертый тип культуры, характерный для эпохи упадка, где ценности трех основных типов эклектически сосуществуют, не образуя органической интеграции.
Интегрализм. Выраж в том, что охватываются все сц-ие аспекты к-ры. все взаимоотношения различных элементов культуры сведены к трем типам (см.выше). изучение каждого типа культурной интеграции требует своего особого подхода. Например, при изучение 1) – треб-ся составление простого описательного каталога составных частей; 2) – н. использовать причинно-функциональный метод. 3)- использование логико-смыслового метода познания (состоит в нахождении основного принципа ("основания"), который пронизывает все компоненты).