Современ конц-ии соц измен. Модерниз и глобализ об-ва

Социальные изменения- одно из наиб общих и шир сц-их пон-й. В зав от исслед парадигмы, под соц изменением поним: 1-переход соц объекта из одного состояния в другое, 2-смена общественно-экон формации, 3-сущ модификация в соц орг-ции общ-ва, его институтах и соц стр-ре, 4-изменение установл соц образцов поведения и др. Социальное изменение(П.Штомпка «Социология социальных изменений» по ред Ядова 1996) - любое очевид различие в любом явлении за любой отрезок времени, результат любого варианта соц движения (прогресс - регресс, пост - временное, запланированное - незаплан, благотворное - вредное). Теория модернизации сложилась в рамках прогрессив методологии (история идет по пути прогресса). Неск-ко определений: М - осовременивание об-ва, комплекс преобразований, пр-сс зарождения индустриальной цивилизации. М - особый тип соц развития, переход от статичного традиционализма к динамичному индустирионализму.Дюркгейм: М - переход от механической (Механическая солидарность (доиндустриальное общество), или солидарность по сходным признакам, когда все индивиды выполняют одинаковые функции и не имеют индивидуальных черт.) к органической солидарности (когда люди все больше отл друг от друга и начинают взаимодоп друг друга, по аналогии со взаимозависимостью и взаимодополняемостью частей тела в организме). Вебер: М - переход от ценностно-рационального действия (действие, характеризующееся созн верой в этическую, эстетическую, религ или иначе понимаемую безуслов самоценность опр поведения, независимо от его успеха) к целерациональному,

Леви 1966 «Модернизация и соц. стр-ра общества».М – процесс связ с появл новых технологий, степень М об-ва можно оценивать по ур-ню тех развития. Традиц об-во – нетехнизированное, децентрализованное, авторитар (инстанция контроля находится вне индивида) и маленькое. Современ обво – технизированное, централизованное (есть универсальные нормы, кот распрост на всех), неавторитар (социальный самоконтроль) и большое (с появлением соц норм границы об-ва раздвигаются). Леви выделял два вида модернизации: 1) первоначальная (Западн Евр, Сев Амер), 2) запаздывающая (Вост Евр, Азия и проч). На рубеже 18 и 19 веков начин 1, а другие страны проходят по той же траектории, но позже.

Ш. Эйзенштадт «Традиция, изменение и модернизация». 1973 М – совокупность процессов, в кот обнаруж 2 тенденции: 1) ведут к структ дифференциации,(появл новые соц институты, специализирован комплексы норм, автономные сферы д-ти, новые статусные группы, субкультуры, т.е. переход от простого общества к сложному) 2) ведут к соц мобилизации (жизнь становится более динамичн, люди м менять статус, профес, место жит-ва и это не подрывает соц положения). По Э. м б разные М, нет единой траектории как у Леви. Может формироваться об-во индустриальное, с либер полит системой, индивидуалисткой культурой; а может корпоративиская культура и авторитарные режимы. Движущая сила М – соц движения, кот стремятся к реализации ценностей свободы и прогресса. Разное истолкование этих ценностей приводит к разным образцам модернизации. Глобализация общества - это рез-т развития производств сил и интеграции всех сфер общ жизни, в результате чего производств процесс в одной стране становится сост частью пр-сса, кот происходит в интернациональном или мировом масштабах. Мировая эк-ка становится единым рынком и производ зоной с национальными и регион секторами, а не просто совокупностью нац эк-к, которые расширяют взаимное экономическое сотрудничество. Это приводит и к изм в социальной сфере.Все теории глобализации построены на дихотомич модели: глобальность постепенно вытесняет локальность. 3 теор. течения в исследовании глобализации: 1течение теории глобальной системы.Валерстайн «Современная мирсистема» 1974.Элементы мирсистемы – локальные общества, кот занимают опред позицию в междунар разделении труда. 3 вида:1) ядро – технологически, экон наиб развитые об-ва. Тут сосредоточено пр-во, сюда поступ рес-сы, отсюда направл товарные потоки. 2) периферия (страны третьего мира) 3) промежуточные, полупериферийные(социалист страны). Не рассматриваются культурные аспекты, за это берётся Робертсон. Робертсон «Глобализация: глобальная культура и соц теория».Г – серия пр-ссов, кот-ые превр мир в единое соц-культ прост-во (single place). Все гр-цы в р-те Г исчезают или становятс проницаемыми. Робертсон выдеяет 2 аспекта глобализации: 1.Глоб структурирование жизн мира. Проникают идеи, символы, созд глоб организациями. 2.Локализация глобальности. Глобальность созд как рез-т лок взаимодействий. + появление антиглобал движений, кот формируют в лок сообщ представл о глоб хар-ре соц процессов. Выделяет 2 направления: 1) гомогенизация. Культуры становятся более однородными, 2) гетерогенизация. Мир становится более смешанным. Т.о., из разных культур выд те элементы, кот легче всего поддаются глобализации. Сжатие мира, мир становится единым, но одновременно более фрагментарным. (Р. ввел термин глокадиз)Теория Роб. положила начало течению:





2 теч.)теории глобального соц пространства. У. Бек. («Что такое глобализация?») 1992.Не существует мир об-ва, а возникает транснационал соц прост-во. Г приводит к тому, что суверентет нац гос-ва ослабевает, альтернативные нормы м устанавливать транснац корпорации, международные орг-ции. Люди живут в разн пересекающихся соц прост-вах, а не в одном об-ве.

3 теч) : теории глобальных потоков. Аппадураи Современность в полный рост: Культурные измерения глобализации' (1996),Выдвинул конц-цию глоб потоков, кот сформир транснац прос-во. Г – исключит культурн феномен. Глоб-ть – символич конструкт, нет объективн реальных, глоб стр-р. Есть представл людей о глоб-ти. Гл-ть возникает там, где проходят интенсивн символич потоки. Г – пр-сс локал и неустойчивый. 5 видов потоков: 1) технологий, 2) миграционный, 3) финансов, 4) поток идеологии, 5) медиаскейпт (связ с образцами распространяемые массмедия. Потоки могут отделяться один от другого, существовать автономно, нет единой логики.

№ 14. Исторические и гносеологические предпосылки возникновения сц-ии

2 т.з.(когда появ сц): 1.сц сущ-ет ст-ко же, ск-ко само об-во. Идеи как д.б. устроено об-во: Платон, Аристотель, Авг.Блаж., Фома Акв., Макиавелли, т.Мор, Гоббс и пр. => сц каклюбое ученое рассужд-е об устройстве совмест жизни людей (лучше это назыв соц учениями. Не было системат изуч-я соц пр-ссов)

2.СЦ появ в сер.-конце 19 века. (Конт,Маркс,Спенсер,Дюрк.,Вебер стали разраб науку об об-ве)

Историч. Предпос.: В ПЕРВОЙ 1/4 19 века. Процесс станов нов. цив (индустр об-ва) был завершен, присходит замена религ сознания на науч, соотв вместо социальной философии рационализма возникает потр в форм-ии нового теор знания. Здесь вспомнить Фр револ. (это была попытка реализ идеи философии рац-зма, что закончилось неприятно для Фр.) Прежнее соц знание неудовл. Его н. менять. И Конт показал, что только наука дает адекватное знание, способна объяснить соц мир. Необходимо было придать соц занию структуру, кот обладала науч теория. Отлич научную теорию от философии: наличие предмета, формализ-ого языка, представл об осн-ой зак-сти, присущей предмету и методу, при помощи кот добываются зания. Совр научное знание ориентировано было на изменения, динамизм. это и еть то, что говорит Конт.

С развитием индустр эк-ки и бурж демокр обострились соц проблемы, Конф-ты. Как решать? => н. точное знание как устроено об-во + интеллект.фактор: науч карт мира, события в физике и биол (максвелл,Дарвин) появ идеи о превращении изуч-я об-ва в строго науч исслед-е

Гносеолог (теор предпосылки) : а. французкий рационализм в кач критического материала; б. Английская классическая политэкономия (А. Смит), как одна из перв попыток созд-я науч теор о соц реал-ти. Гносеолог – то. Что привело к формир нового соц знания.

+ Теории общественного договора и естественного права. Немецкая классическая философия (Кант, Фихте, Гегель). Вот идейные источники социального мышления 19 века.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР, теория происхождения государства, выдвинутая голландским ученым Г. Гроцием и особо распространенная в 18-19 вв.. Сторонники общественного договора Гоббс, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо и др. считали, что государство возникло в результате договора между людьми, в котором предусматривался добровольный отказ от части естественных прав в пользу государственной власти.

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО, понятие, означающее совокупность принципов и прав, вытекающих из природы человека и независимых от социальных условий. Идея естественного права получила развитие в античном мире (Аристотель, Цицерон). Особое социальное значение естественное право приобрело в 17-18 вв. как идеология борьбы буржуазии против абсолютизма. Развивалось в произведениях Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Д. Дидро, и др.

Немец-й научный мир стял особняком по отношению к англ и франц. Для нем классич фс хар-на ориентация на сущностное познание предмета. Основные труды: кант – «критика чистого разума», «критика практического разума». Фихте – цикл сочинений «наукоучение». Гегель – «феноменология духа». диалектика гегеля как новый подход к рассмотрению исторического развития. Достижения Н.к.ф.: диалектический метод, проработка темы субъект-объектных отношений, а так же самих понятий субъекта и объекта, теория познания (познание выступает основным видом субъект-объектного взаимодействия и, пожалуй, даже основной формой деятельности), философия истории (идея о всеобщности истории как процесса становления человечества и взаимодействия человечества с природой) и пр.

№ 15. Позитивистская социология 19 в.(Конт и Спенсер)

Конт. «Курс позитивной философии» (6т), «курс позитивной политики», «субъективный синтез» Спенсер. «Фс и религия. Природа и реальность религии» (1885), «Должная сфера деятельности правительства» (1843), «соц-ая статика» (51), «Образ-е: интеллект., нравств., физическое» (61 г.), «Изучение сц» (72), «Описательная сц» (изд. с 1873 по 1934г.), «Социология как предмет изучения»(1877), основания сц-ии (1877), «Личность против гос-ва» (84), «Факты и комментарии» (1902).

Огюст Конт (1798-1857) первым сформул-л проект созд-я науки об об-ве. В работе 1822 года «План научных работ, необходимых для реорганизации общества»: необходимо создать «соц-ую физику» - специальную научную дисц-ну для изуч-я об-ва, базир на наблюд и естест-науч методах. В 1830-1842 выш «Курс позитивной философии», в котором К. назвал новую науку сц-ей.

Возм-ть и необх-ть сц обосновал с пом. «Зак-на 3х ст.» (стадии интеллект-ой и соц-ой эволюц):

1. Теологическая (фиктивная) с древнейший времен до конца XIII века: все явления люди объясняют прямым и постоянн действием сверхъест-х сил – богов, духов. Такое мышление превращает любое знание в теологию. Исходя из теологических представлений, люди поддерживают соц-ый порядок в об-ве, при кот господствующее полож-е занимают священники и воины, чей авторитет обусловлен верой, что они воплощают божеств волю. Такой соц порядок К. наз военным об-вом.

2. Метафизическая (абстрактная) с XIVв. До конца XVIII в.: По мере накопления знаний и соверш-ния форм мышления наступает 2 стадия. При объяс-и наблюд явлений люди польз-ся абстракциями, т.е. представлениями о действиях, скрытых в вещах и раскрываемых силой разума. Любое знание стан-ся метафизикой, т.е. фс-ими рассуждениями об общих принципах, сущности и смысле явл-ий. Люди стрем к созд-ю об-ва, соответств представлениям о природе или сущности человека, принципам справедливости, естеств порядка. Невозм-ть воплотить абстрактные принципы в реальности ведет к неустойчивости соц порядка (революции, бунты).

3. Научная (позитивная) с XIX века: Метафиз знание сменяется действительным – выводами, основ на описании и систем-ции фактов. Любое знание стан-ся научным. В таком соц порядке, основ на ценимости действительных благ и заслуг, господ-ют ученые и промышленники, чей авторитет обусл их вкладом в научно-технич и эк-ий прогресс. Это мирное промыш-ое об-во.

На 3 ст. может и должна возн. сц., т.к. она 1. ср-во опис и объяс об-ва 2. интсрумент поддержания нов соц порядка. Сц – завершающая часть целост системы позитив знания – математика, астрономия, физика, химия, биология. На каждой послед стад нах-ся наука, предмет кот-ой сложнее предыдущей. Наиб близкой и родств сц-гии является биолог. Их объедин сложность предмета иссл-я – целостная система. Об-во функц-ет как своего рода организм, эл-ты кот выполняют определ функции. Инд-д является абстракцией, т.е. не сущ-ет самостоятельно, изолированно от целого. В основе ассоциации инд – консенсус (согласие всех). Кажд из форм конс-са образ специф об-во. => конс развив в соотв с законом 3 ст. Предмет сц – глобальное об-во, чел-во. Гл задача сц– опис взаимод-я законов функц-ния и развития об-ва и выработка опт-ой пол-ки.

«Система позитив пол-ки»: реш-е соц проблем в переходе к нов ст. – теологического синтеза: соединение научного знания и религиозного чувства. К. разраб проект религии чел-ва - культ взаимной любви и добровол-ое стремл-е к порядку.

Дополн.: деление социологии как науки на две части – статику и динамику. термины взял из биолог, где статика – структура, организация организма, а динамика – сам процесс жизни. Задача соц стат – изуч-е взаимодействия между сторонами, частями общ-ой жизни – духовной, экономической, правовой и т. д. Задача соц дин – изучение законов социальной жизни. Концепция статики направлена против индивидуалистических теорий и попыток рассматривать общ-во как продукт общ договора.

Герберт Спенсер (1820 – 1903). В работе «Социальная статика» 1851 Спенсер уточнил введенное Контом деление на Социальную статику и динамику и изложил концепцию социального состояния человечества как состояния гармонии и консенсуса, которое достигается при удовлетворении потребностей индивидов. С. разраб собственную систему позитив знания: учение о принципах бытия («основные начала» 1862), живой природе («Основания биологии» 1864-67), человеческом сознании («Основания психологии» 1855-1872), социальных явлениях и процессах («Основания социологии» 1974-1896) и о морали («Основания этики» 1892-1898). Их объединяет концепция эволюционизма.

Эволюция – всеобщая тенденция развития, проявляющаяся в росте и усложнении объектов путем дифф-ции их частей, выполняющих различные функц, и интеграции этих частей в единое целое. Соц эволюция – переход от военн об-ва (социальный порядок устанавливается путем принудительной интеграции силой оружия или угрозой нападения извне) к промыш-му (добровол интеграция в силу взаимосвяз индивидов, вып-ющих различные функции).

Об-во – соц-ый организм, который усложняется, расширяется и т.д. в процессе развития. В нем есть 3 системы органов (по функц-му назначению): регулятивная, производительная, распределительная. Каждая из подсистем образуется соц инст-ми – устойч-ми формами деятельности людей. Соц инст. он делит на категории - семейные, обрядовые, полит, церков, професс, промышл. Инд-ы следуют порядку, т.к. инст обеспеч удовлет потреб-ей. В отличие от биологических организмов, где части существуют ради целого, в соц-ом – целое ради частей. Свобода индивида – критерий соц прогресса.

4 тезиса, по кот.отлич.об-во и биол.орг.: 1. орг имеет внеш оболочку, а об-во – нет; 2. орг – сплошная масса, а об-во – нет; 3. живые Эл-ты биол.орг-ма. Неподвижны; 4. в биол.орг.чувствительностью обл. не все ткани,а в об-ве – все

Теории эволюции у К.и С. – разные. К.: эволюция – развитие консенсуса в динамике: от теологич. Ст. к позитивизму. У С. – это процесс внутренней дифф-ции, кот сопровождается пр-ссом внутр интеграции объекта.

различие К. и С.: подход С. – объективный, а подход Конта – субъективный. К.: исследовал развитие идей чел-ка, а основной заботой С. является эволюционное изменение в социальных структурах и институтах, а идеи – вторичны.

№ 16. Марксистская парадигма в социологии (исторический материализм).

Осн блоки: Теория дея-ти, теория отчуждения, понятие идеологии, понятие способа пр-ва, структура соц-экономич классов, Теория общ-эк формации, теория соц. эволюции. Маркс (1818-1883). Эконом-фс-ие рукописи» (1844г.), «тезисы о фейербахе» (1845)», «Немецкая идеология» (1846), «К критике Гегелевской фс права», «К критике политической экономии» (1859), «Капитал». М. сформ. конц-ю матер-ого понимания истории. Стрем. создать «действительную» науку об об-ве, свободную от фс, т.е. умозрительных, абстракт. сужд-й. Исходная категория исторического материализма - труд как сущностная функция человека, целесообразная деятельность по преобразованию внешней материальной среды в средство для жизни. Прежде, чем творить историю, создавать гос-во, развивать культуру и пр., люди должны существовать физически. Такова первая предпосылка материалистического понимания истории. Для того чтобы существовать, людям необходимо удовлетворять потребности. Удовлетворенная потребность, а также приобретенное орудие рождают новую потребность. в процессе производства необходимых жизненных средств формируется определенный образ жизни и происходит общение. Именно материальное производство, согласно М., лежит в основе общественной жизни. Об-во – система отношений, х-р кот опред-ся сп-бом пр-ва мат усл-й жизни людей. СП-б пр-ва – исторически складывающ комплекс, включающий производительные силы и производств отн-я. (Производственные отношения – отношения, которые формируются в процессе материального производства: отнош-е к соб-ти, распределению и потреблению мат-ых благ. Производительные силы – орудия труда, предмет труда, рабочая сила). Сп-б пр-ва определяет то, как люди взаимодействуют др с др, что сост их образ жизни, что и как они оценивают в окр мире. Анализ взаимодействия и развития производительных сил и производственных отношений привел к пониманию общей структуры человеческого общества и общей закономерности его исторического развития. Стр-ра эк отн-й составляет тот базис, на кот развив-ся надстр (стр-ры полит, правовых, семейн отнош, формы религ, морали, идеол). Вся сов-ть общ отн, в которой стр-ры базиса и надстр образуют един систему, наз у М. общ-ой формацией. История – процесс развития и смены формац.

«к критике полит экономии»: азиатский, античный, феод., бурж. Сп-бы пр-ва, кот образуют основу 4х с.-эк. формаций. (Советские последователи марксизма выделяли 5 формаций -> Первобытнообщ-ая, рабовлад, феодал, капитал-ая, коммунист. Но эта система противоречит теории М. В его понимании в об-ве есть нерав-во, => есть классы, есть господствующие и подчиняющиеся. Но в предложенной системе в 1 и 5 случае нерав-ва и соб-ти нет. Поэтому нельзя говорить о формациях.) Процесс перехода одной формации в другую начинается с развития новых технологий, развития производительных сил. Противоречие между старыми и новыми вызывают классовую борьбу. М. считает ее движущей силой истории. Классы – группы людей, из которых одна может присваивать себе труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общ-ого хоз-ва. Стр-ра об-в: 2х классовая модель, вкл-ая правящий и эксплуатируемый класс, отношения между которыми имеют антагонистический, конфликт характер. Общ-во рассм-ся как система, базирующаяся на неравном распределении экономически значимых ресурсов. Все отношения – экономические, политические, религиозные – есть формы закрепления неравенства. Пон. Отчуждение: М. рассматривал людей и как творцов общ-ва, и как его продукт. Люди создают общ-во, но в этом процессе теряют себя, становятся отчужденными по отношению к предметам и господствующим институтам, которые их контролируют. Отчуждение – это ситуация, когда созданное человеком выступает по отношению к нему как чуждое. Пон. Идеолог: с развитием процесса производства материальных благ люди изменяют действительность, а также свое мышление и продукты своего мышления. Идеологию же М. и Энгельс (в «нем.ид») представили как некую последовательную систему, созданную не в результате свободного творчества всех людей, а, напротив, принудительно им навязанную. Она, => организует отношения людей, принадлежащих к той или иной общественной структуре, так что ее содержание определяется интересами господствующего класса. = > 1. идеология представлена, как нечто пассивное, как простое отражение классовой позиции. 2. идеология явл согласованной, сознательно созданной и оформленной системой взглядов и идей, имеющей целью обосновать власть господствующего класса,+ орудием манипуляции людьми в интересах этого класса. (идеологию они считали «ложным сознанием»).

Наши рекомендации