Социальное неравенство и стратификация. Соотношение категорий класс и слой.

Стратификация – от лат. «расслоение». Термин из геологии. В отличие от соц. диф-ии, подразумевающей наличие любых социальных различий, в том числе не связанных с неравенством. Социальная стратификация показывает, что те или иные социальные различия между людьми приобретают характер иерархического ранжирования. Ранжирование означает, что любому Эл-ту присваивается определенный ранг в данной иерархии. Иерархическое ранжирование тождественно упорядоченному неравенству.

Мельников: Социальное равенство / неравенство – оценка результатов сравнения статусных позиций, во-первых, являющихся частями единого целого и находящихся в непосредственном взаимодействии, во-вторых, различающихся признаками, занимающими более или менее важное место в системе данной социальной общности. Если п. «различия» охватывает любые несовпадения, то соц. неравенство – это различия в существенно важном для данного общества.

Классическая теория соц. страт-и – П. Сорокин.

Соц. страт-я – постоянная характеристика любого организованного общества.

Def. Сорокина: Социальная стратификация – это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. (Класс здесь – синоним слоя.) Соц. страт-я находит выражение в сущ-ии высших и низших слоев. Ее основа и сущность – в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанностей, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества. Конкретные формы соц. страт-ии м. б. разнообразны, но сводятся к трем основным формам: - экономическая – политическая - профессиональная.

Вебер. 3 измерения соц. стратификации: класс, статус, партийная принадлежность.

Э. Гидденс. Исторические системы стратификации. С каждым из критериев стратификации связаны способы детерминирования и воспроизводства социального неравенства. Характер расслоения и способы его утверждения в своем единстве образуют то, что и называют системой стратификации. 4 системы:

- рабство – форма неравенства, когда один индивид может принадлежать другому как вещь; с-ма основывалась на насильственном труде и была экономически неэффективна;

- касты – связ. с Древней Индией, жесткая связь с религией; наличие с-мы разделения труда, почти полное отсутствие вертикальной мобильности; 2 формы мобильности: индивидуальная (в основном, нисходящая) и групповая, которая стремилась к 0, но были случаи, когда целые группы изменяли свое положение в рамках социальной иерархии. Термин «каста» употребл. и вне рамок Индии. # Юг США после гражданской войны: разделение расс было столь велико, что различия можно было трактовать в терминах касты;

- сословия – страты с различными правами и обязанностями, закрепленными законодательно (# Табель о Рангах Петра I) и передаваемые по наследству; порождение феодализма. # В Европейском обществе выд. след. сословия: дворянство и аристократия, духовенство, 3е сословие;

- классы.

В зависимости от кол-ва критериев, стратификация бывает одномерная и многомерная.

Класс и слой.

Класс имеет много трактовок. Эрих Райт назвал его социологическим хамелионом.

Класс (соц-ый класс) – большая гр-а людей, различ-хся по набору определ-ых соц-но-эк-их признаков. По Сорокину (именно он употребил понятие): соц-ный класс – это общность людей, располагающих близкими позициями в отн-ии эк-их, пол-их и професс-ых статусов. Данное понятие не подходит для соц. стратификации – здесь исп. понятие «страта» / «слой».

Направление, активно работавшее с понятием «класс» – марксизм. Маркс исследовал отдельные классовые признаки, но целостного определения понятия у него нет. Наиболее удачное марксистское определение понятия «класс» дал Ленин в работе «Великий почин» - о первых коммунистических субботниках:

Классы – большие группы людей, различающиеся по:

- по их месту в исторически определенной системе общественного производства

- по их отношению к средствам производства (большей частью закреплены и оформлены в з-нах)

- по их роли в общественной организации труда

- по способам получения и размеру той доли общественного богатства, кот. они располагают

- классы – это такие группы людей, одна из которых может присваивать себе труд другой, благодаря различию их места в опр. укладе обществ. хоз-ва.

По Веберу: классовое расслоение проистекает не только от контроля за сред-ми произв-ва, но и от эк-их различий, прямо не связанных с собственностью. Такие ист-ки включ-т проф. мастерство или квалиф-ии, кот. влияют на виды работ и з/п. => Классы-это виды эк-их возм-тей ин-да на рынке труда.

По Р. Дарендорфу: класс. стр-ра производна от стр-ры власти => категорию "класс" н. определять через отн-я власти. Понятие «власть» неразделимо с понятием «борьба за власть», т.е. заложен некий соц-ый конф-т.

=> Класс – категория, применимая для целей анализа динамики соц-го конф-та и его структурных корней, и этим она может быть четко отделена от страты как категории, используемой для описания иерарх-ой сис-мы в текущий момент.

Э. Гидденс: классы – это большие гр-пы людей, отлич-ся по своим общим эк-им возм-ям, кот. значит. влияют на типы их стиля жизни; собст-ное бог-во вместе с занятием состав-т основу класс-го различия.

Мельников. Критерии классовой иденти-ции: Отн-ие собств-ти, Фактор контроля, Проф. статус, Отраслевой, Уровень образ-я.

Класс. стр-ра современного обества в развитых странах: высший ( правящий), средний (белые воротнички= профессионалы), низший – рабочее, низшие служащие.

К. Девис: соц. слой – группа людей, находящихся в сходных усл-ях в одинаковом соц. положении.

Соц. слой, стратавкл. в себя мн-во людей с общим статусным признаком, статусным положением, чувствующ. себя связаными др. с др. этой общностью.

Общий признак: культурные, соц-эк. черты и т.д. ОСНОВАНИЕМ для выделения страты выступает не любой признак, а лишь СТАТУСНЫЙ, т. е. тот, кот. объективно приобретает в данном об-ве ранговый хар-р. Это означает, что страта выд-ся на основе характ-ки, особо значимой в представлении опред-го круга лиц и об-ва. Эта хар-ка, проходя через личностное освоение, детерминируется соц. нормами и ценностями и поддерживается общим консенсусом.

(Понятия класс и слой не противоречат друг другу, но дополняют, так как пространство классовых отношений предполагает существование подпространства слоев, как детализирующих компонентов иерархически сконструированной социальной реальности.)

Соотношение классовой теории и теории соц. стратификации:

- Марксистский вариант: стратификации нет, есть только классы;

- Теория классов – вертикальное деление общества, а страты – это перекрестно-горизонтальное. Страты м.б. внутриклассовые и межклассовые.

- Классовое деление – частный случай многомерной стратификации.

№9. Понятие социального взаимодействия. Теортетические модели взаимодействия.

П.Сорокин «Система социологии»: социальное взаимодействие – основная универсальная единица социологического анализа, ибо вся общественная жизнь и все социальные процессы могут быть разложены на явления и процессы взаимодействия всех или большего числа лиц, и обратно, комбинируя различные процессы взаимодействия, мы можем получить любой из сложнейших общественных процессов. Социальное взаимодействие возможно на различных принципах, следовательно, существуют различные теоретические модели. В\д возм-но при налич 3 эл-тов: личность, об-во, к-ра

Макс Вебер («Протестантская этика и дух капитализма» 1905, «Экономическая этика мировых религий» 1919, «Хозяйство и общество» 1921) определил сц как науку, изучающую соц действие, под которым он понимал любое действие, ориентированное на мотивы других людей. Оно обладает двумя обязательными чертами: осознанная мотивация и ориентация на других (ожидание). Без первой нельзя говорить о нем как о действии, без второй - называть его социальным. 4 типа действий:

Целерациональное - однозначность, осмысленность и ясность цели индивида, рациональное соотнесение с адекватными целями (рациональность в содержании цели и в средствах ее достижения);

Ценностно-рациональное - основано на вере в безусловную ценность самого действия., взятое как нечто самодостаточное, независимо от его результатов. Важно не достижение цели, а его собственный характер. Пример: человек несмотря на возможные последствия действует согласно своим убеждениям, понятиям о долге, чести, следование религиозным заповедям;

Аффективное: основано на определенном эмоциональном состоянии действующего субъекта (любовь, страсть, ненависть), цель- максимальное удовлетворение данной эмоции;

Традиционное: основано на привычке к определенным действиям, автоматический характер, минимальное целеполагание (повседневное поведение).

Парсонс: соц.система – система интеракций. Хоманс критиковал П., ведь он гов, что соц сист – сист в/д-й, но не выдел в/д в кач стр-рного Эл-та. Парсонс гов. о действующем лице, т.е. у него действует роль, а не человек => посыл Х.: верните чел-ка!

Теория социального обмена Джоржда Хоманса (1910-1989). («Социальное поведение как обмен», «возвращение к человеку» 1994) н. объяснить цели, интересы, потр-ти, кот испыт люди в пр-се повседн.в/д. => ед-ца соц ан-за – в/д как обмен деятельностью. Обмениваться можно чем угодно: знаками внимания, словами, значениями, жестами, символами, материальными предметами.Структура обменадостаточно проста: агенты обмена -два или более человека; процесс обмена -совершаемые по определенным правилам действия; правила обмена -устанавливаемые устно или письменно предписания, допущения и запреты; предмет обмена -товары, услуги, подарки, знаки внимания и т. п.; место обмена -заранее условленное или спонтанно возникшее место встречи. Принципы обмена:1. постулат успеха. Обмен действ.закреп-ся в том случ, если в/д инд-ов успешно

2. постулат стимула. Обмен действиями закр-ся в том случ, если стимулир-ся. 3. постулат ценности. - если в/д по своим рез-там явл-ся цен-тью д/инд-ов 4. постулат агрессии/одобрения - если м/у в/д-ми инд-ми действует закон дистрибутивной (=распред-ой) справедливости 5. постулат рац-ти – инд-ды, действующие, стрем-ся к расчету при выборе действия.

социальное взаимодействие - сложная система обменов, обусловленных способами уравновешивания вознаграждений и затрат.

Социальное взаимодействие в символическом интеракционизме:Джордж Герберт Мид (“Мышление, личность, общество” 1934): практически все взаимодействия м/у людьми предполагают обмен символами, мы постоянно ищем ключи к пониманию того, какой тип поведения соответствует данному контексту и как следует интерпретировать намерения других, детали сообщают смысл сказанному или сделанному. Т.о. соц в/дстроится на основе взаимного учета ожиданий через символич генерализ. ср-ва ком-ций. БлумерОб-во – сов-ть действующих ед-ц. Действ ед-цы – и личности, и коллективы. Принципы симв.интер.: 1. действие ед-ц происх. В опр. Сит. И ориент-но на нее 2. действ форм-ся путем интерпрет смысла той сит, в кот оно осущ-ся 3. действ.ед-цы в пр-ссе интеракции развивают и приобрет общее поним-е того, как н. дейст-ть. (это дает возм-ть действ одинаково) => В орг-ции чел об-ва действие доминирует над стр-рой! Социальное взаимодействие в феноменологической социологии: А.Шюц («смысловое стр-ние соц мира» 1932): предмет фен-гии – пр-сс конституир-я соц опыта, т.е. предмет соц наук Ш. усматривал в опыте и основ на нем социальном действии. Взаимодействие основано на типических схемах: человек ожидает типичной реакции на типичное действие. Чем выше степень анонимности и типичности взаимодействий, чем более они стандартизованы, тем более со­гласованно, успешно, "гладко" протекает повседневная жизнь в целом.

В драм подходе гофмана: изуч-е техник самовыражения, саморепрезент в соц в/д

№10. Понятие социального статуса и социальной роли. Ролевой конфликт.

Соц. статус – положение инд-да во в/д с окр-ми людьми, определяющееся объемом доступ. соц. благ (в современном об-ве соц. блага: богатство, власть, престиж). Соц роль - это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный соц статус. В этом смысле статус и роль это две стороны 1 феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль - действием в рамках этой сов-ти прав и обяз. Индивид м. как повысить, так и понизить свой статус (превышение ролевых ожиданий). Обучение ролям:Кажд инд-д в теч-е своей жизни обуч-ся исп самые разн роли. Ролевое обучение им по кр. мере 2 аспекта: 1) необ-мо научиться выполнять обяз-ти и осущ-ть права в соотв-вии с играемой ролью; 2) приобрести установки, чувствования и ожидания, соответствующие данной роли. Этот аспект представляется наиб важным. Нек люди не могут успешно выполнять свою роль, если она в пр-ссе соц-ции не принята ими как стоящая потраченного времени, удовлетворяющая какую-либо их потребность, соответствующая их внутреннему миру. Понятие роли вкл в себя сов-ть ожиданий кажд инд-да в отношении как своего собств поведения, так и поведения др людей при в/д в опр ситуации. Типы соц. статусов:Все соц статусы м подразделить на 2осн. типа: 1) предписываются индивиду об-вом или гр независимо от его способностей и усилий; 2) те, которые личность достигает своими усилиями. Предписанные статусы, и роли: Простейший путь достижения согласованного исполнения обяз-тей членами об-ва- это разделение всех видов деят-ти на мн-во предписанных ролей и обучение каждой личности с момента ее рождения заранее опред набору ролей. Пол и возраст универсально исп-ся в об-ве как основа для ролевого предписания. Раса, нац-ть, классовая и религ принадлежность также исп-ся во многих об-вах в качестве основы для предписанных ролей. Достигаемые статусы и роли: соц позиция, которая закрепляется ч/з индивидуальный выбор и конкуренцию, опред-ся как достигаемый статус, закрепляется с учетом способностей данной личности, ее исполнительности + в результате везения. Ролевой конфликт.Ролевое поведение: поведение того, кто играет роль. Ролевое поведение отлич от ожидаемого во многих отнош: в интерпретации роли, в личностных хар-ках, изменяющих шаблоны и образцы поведения, в отношении к дан роли, в возможных конф-тах с др ролями. это приводит к тому, что нет 2 инд-дов, играющих данную роль совершенно одинак. В пр-ссе достижения опред статуса и исполнения соответствующей соц роли м. возникнуть ролевое напряжение - трудности при выполнении ролевых обязательств и несоответствия внутр установок личности требованиям роли. Ролевое напряжении м повышаться в связи с неадекватной ролевой подготовкой, или ролевым конфл, или неудачами, возникающими при исполнена дан роли. Неадекватная ролевая подготовка. Обучение исполнению ее соц ролей м. б. успешным только при последовательно подготовке к переходу от одной роли к другой на протяжении все жизни инд-да. Ролевые конфликты. 2 типа ролевых конфл: м/д ролями и в пределах одной роли. Часто 2 или более роли (либо независимые, либо части системы ролей) заключают в себе несовместимые, конфликтующие обяз-ти личности. Очень немногие роли свободны от внутр напряжения и конфл-ов. Если конф-т обостряется, он м привести к отказу от выполнения ролевых обяз-в, отходу от дан роли, внутр стрессу. Мех-мы снижения и преодоления рол конфликта:Рационализация ролей - защита против болезненного восприятия личностью к.-л. ситуации с пом понятий, кот-ые для нее социально и персонально желательны. Разделение ролей временное изъятие из жизни 1 из ролей и выключение ее из сознания инд-да, но с сохр-ем реагирования на систему ролевых треб-ий, присущ дан роли (жестокие правители, палачи и убийцы, которые одновременно были добрыми и заботливыми мужьями и отцами). Регулирование ролей является осознанным и преднамеренным, это формальная процедура, поср-вом кот инд-д освобождается от личной ответ-ти за последствия выполнения им той или иной роли. (муж оправдывается перед женой за длительное отсутствие, говоря, что этого требовала его работа). Преодоление конфликта: один из статусов принимается инд-дом как определяющий во всех соц ролях.

№11 Социализация: понятие, виды и агенты.

Социализация – процесс усвоения человеком ценностей и норм к-ры, + навыков поведения в об-ве и его подсистемах. Процесс и ср-ва, с пом которых об-во обеспеч. усвоение новым поколением норм и цен-тей к-ры, также наз соц-цией.

Социализация1.Способствует интеграции индивидов на основе соц. ролей.2.Обеспечивает сохранение об-ва благодаря усвоению его нов членами сложившихся в нем убеждений и образцов поведения.

1828 г. – пон-е «с» (как приобретение навыков жизни в об-ве) появ в англ словаре.

С совр т.з. соц. продолж-ся всю жизнь. Есть: первич и вторич.

Первичная – формирование у ребенка речи, мышления, сознания и самосознания в пр-ссе его общения с окр людьми, усвоение их норм и цен-ей. Рез-т первич с. – возникновение личности с инд-ым ансамблем черт и ее интеграция в общ систему.

Вторичная – каждый последующ пр-сс обучения взрослого чел-а, кот позволяет ему освоить новую соц роль и приспособиться к нов соц среде или гр.

Ресоц-ция – усвоение нов цен-тей, норм, ролей вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших

Альтернация – полная смена личности, т.е. радик ресоц-я.

Агенты соц-ции – люди, учрежд, институты, отвеч за усвоение культ цен-тей, норм и ролей (семья, школа, сверстники).

Мех-мы соц-ции – стихийные, повседн и спец разработанные приемы и пр-ссы, необх для развития идентич-ти и усв ролей. Виды соц-ции: эк,полит,нравств,проф и пр.

Конц-ции соц:

Джордж Мид разработал теорию, в которой объясняется сущность пр-сса восприятия инд-ом других личностей и развита концепция "обобщенного другого"."обобщенный другой" представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный "Я"-образ. осознание "обобщенного другого" развивается через процессы "принятия роли" и "исполнения роли".

Бримутверждает, что социализация взрослых отличается от социализации детей:

· социализация взрослых – изменение внешнего поведения, а в ходе социализации детей происходит формирование ценностных ориентации.

· взрослые способны оценивать нормы, а дети могут лишь усваивать их.

· социали­зация взрослых имеет своей целью помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей в большей мере затрагивает сферу мотивации.

эво­люционный подход: благодаря преодоле­нию кризисов происходит дальнейшее совершенствование личности. Эриксон разраб теорию развития личности, предусматривающую восемь стадий, три из кото­рых присущи взрослым людям. На каждой стадии в жизни индивида возникают определенный кризис или потрясение; переход от одной стадии к следующей происходит благодаря преодолению этого кризиса.

З. Фрейд выдвинул на 1 план психологические мех-мы соц-ции:

1) имитация - это осознания попытка ребенка копировать модель поведения;

2) идентификация - это способ осознания принадлежности к конкретной общности. Это позитивные механизмы социализации т.к. они нацелены на усвоение определенного типа поведения;

3) стыд и вина - это негативные механизмы социализации, т.к. они подавляют, либо запрещают некоторые образцы поведения.

Цель соц-ции – состояние, когда чел контролирует свои инстинкты

Д. Смелзер -сводил социализацию к трем стадиям:

1) стадия подражания и копирования детьми поведения взрослых;

2) игровая стадия, когда дети осознают поведение как исполнение роли;

3) стадия групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.

Парсонс: соц-ция – пр-сс усвоен соц роли или ролевая тренировка

Бихевиоризм: с – пр-сс соц научения (мех-мы: поощрение и наказание)

12. Соц.группа. Гидденс.(«Социология») Соц группа - собрание индивидов, которые систематически взаимействуют друг с другом. Группы варьируются в размерах от небольших ассоц до крупномасштаб орг и обществ. Роберт Мертон: («Социальная теория и социальная структура» 1957).Социальная группа - совокупность людей, которые опр образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадл к данной группе и считаются членами этой группы с точки зрения других.

Классификация социальных групп. 1. Большие –опосред взаимодействие 2. малые. Люди могут входить в непоср контакт. Либо диада либо триада - нижний предел. Есть т. зр. 30-45. Часто встречающаяся величина: 5-7. + пост,врем,ситуативные

Выделение первич и вторич соц.групп.(Кули) Первичные состоят из неб числа людей, м\у кот. устанавливаются прямые контакты, отражающие различн. аспекты их личностей. В рамках гр-ы будут действовать непосредственно личностные или эмоциональные связи. Вторич гр сост из людей, м/у кот. почти отсутствуют эмоц связи, а их в/д-ие обусловлено стремлением к достиж. опред. целей. В этих гр будут превалировать инструментальные или функцион связи. Вторич гр более многочисл и м содержать в своей стр-ре неск-ко первич гр. Детище менеджмента - деление групп на формальные и неформ гр.

Сорокин («Система социологии», том 2). задается целью выделить наиб важные соц группы- те гр, кот наиб могущественны, т.е. кот оказывают наиб давление или влияние на ход обществ процессов и на судьбу населения вообще, кот играют значит истор роль. Ур-нь могущ-ва соц гр б зависеть от критериев: Количество членов гр, Степень распространенности дан гр, Степ. Солид-ти, Ст. организованности, Имеющ в её распоряжения технич аппарат возд-я на поведение людей

Вводит в оборот 3 понятия, без кот недостижимо выделение важных соц гр и ан-за стр-ры населения вообще. Элементарное коллективное единство (элементарная соц группа) - реальная, а не мнимая совокуп-ть лиц, объед в одно в/д-ющее целое к.-л. 1 признаком достаточно ясным и определенным и не сводимым на др признаки. (муж-ны, жен-ны, мусульмане, пенсионеры) Кумулятивное коллективное единство (кумулятивная соц группа) - не один признак, а набор более сходных элементар признаков. (женщины бальзаковского возраста) Сложный социальный агрегат (население вообще) -соединение лиц, вкл. в себя 2 или большее число различ элементар колл. единств или 2 или большее число различ кумулят. гр или и элементар и кумул. коллектив. нд-ва вместе. Сложным социальным агрегатом фактически является всякое население, занимающее ту или иную общую терр-рию.

Наши рекомендации