Опрос как метод сбора информации.

Опрос- метод сбора первичной информации в социологическом исследовании, предусматривающее устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей (респондентов) с интересующими вопросами и регистрацию и статистическую обработку полученных ответов.

Становление опроса как метода социологических исследований восходит ко второй половине 19 в. В настоящее время существуют разнообразные формы опросов: почтовые опросы, Интернет опросы, телефонные опросы, социометрический опрос, экспертный опрос и др. Различаются письменные опросы (анкетирование) и устные опросы (интервью); очные (личные) и заочные (обращение с анкетой через газету, по телефону), групповые и индивидуальные и т.д.

Опрос строится по основным этапам:

1)теоретические предпосылки (определение целей и задач) 2)обоснование выборки (определение генеральной совокупности, выборка) 3)обоснование вопросника (репрезентация проблемы, четкость, учет соц-псих характеристик респондентов), 4) обеспечение условий обработки инфо (ЭВМ).

Нарушение норм подготовки на любом этапе может служить источником ошибки, снижающей качество эмпирической инфо. Поэтому на всех этапах подготовки необходим контроль качества методических процедур.

Билет 6

№ 6 Социологические идеи французского просвещения.

Наиболее типичная черта - рационализм - вера во всемогущество разума, чела =>уверенность в возм-ти преобразовать общ-во на разумных основаниях. Утопизм - оборотная сторона рационализма. Говоря о соц-и применительно к эпохе Просв. надо учитывать сильное фил. обоснование. Эпоха секуляризации. До полной гармонизации отношений церкви и светской фил. было далеко, но ряд противоречий был преодолен. Во Франции рацион. философия находилась в явном конфликте с катол. церковью. Французский просветитель, в отличие от современного ему англ. или нем. рационалиста, отличался желанием объяснить соц. действ-ть + преобразовать ее. Преобразование мыслилось чрезвычайно схематично и упрощенно. Следовало внушить "правильные идеи" европейским монархам.

Ш.Л. де Монтескье.1) принцип разделения властей и трех видов правления (демократия, аристократия, деспотия), кот. впоследствии легли в основу полит. уст-ва бурж. –демокр. гос-в; 2) принцип географ. детерминизма ( географ. среда и климат- причина различных форм гос. уст-ва. {} Естест. законами чела - мир, стремление добывать пищу, просьба, обращ. одним челом к др., "желание жить в обществе".

Понятие закономерности, которое он распространил и на явления общественной жизни, явления в мире не плоды судьбы.В историософии и антропологии Монтескье отчетливо просматривается дуализм. У Монтескье очень часто сливаются понятия объективного и юридического законов, отсюда же дуализм природы и разума, оптимизма и пессимизма его системы.

В трактате "О духе законов” находятся такие разделы будущей социологии, как социология права, социология религии, социология воспитания, социология брака и семьи, социология войны, социология денег и др.

М. уделял вним-е сравнительно-историческим экскурсам разных стран и народов

Вольтер– изучение окружающей действительности через подобие, сравнение с природой.

Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) - французский философ, деятель Просвещения, писатель. "Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов", "Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми", "Об общественном договоре" и др.

Руссо критиковал современное ему общество, используя в качестве эталона для сравнения, во-первых, "естественное состояние" дообщественного человечества, во-вторых, идеальную модель возможного общественного устройства. И то, и другое постигалось Руссо методом рациональной дедукции, хотя и с привлечением большого исторического материала. Руссо продолжил традицию "робинзонад" в обществоведении, беря за исходный пункт изолированного индивида. Человек в естественном состоянии живет в гармонии с природой, у него нет потребности в прочных общ-ных связях, ни в труде, ни в разуме, ни в морали. Но ему присущи стремление к самосохранению и сострадание. Рост населения и географические причины ведут к развитию способностей людей и возникновению сотрудничества и соперничества. Появление новых способностей стимулирует новые потребности, и наоборот, вплоть до развития, помимо естественных "потребностей тела", производных, искусственных "потребностей духа".

Решающий шаг в замене естественного антропологического неравенства неравенством политическим, т.е. общественным, установление частной собственности. Появляется неравенство в собственности. Постоянные столкновения богатых и бедных приводят первых, к потребности в гражданском мире, кот обеспеч-ся заключ-ем общественного договора. Полит-ий организм смертен. Продлить его здоровье и существование могут удачное правление и закон-во. Идеал Руссо - небольшие государства, жители контрол. управление, имущественное рав-во, лучший строй – аристократия

№36 Проблема личности в соц-гии.

Проблема лич-ти – комплексная проблема, ей занимается философия, психология, социология.

Человек – это понятие, кот подчеркивает принадлежность данной особи к человеку. Чел – понятие более биологическое, чем соц-ное.

Индивид – единичный представитель человечества, носитель всех социальных, псих-их черт чел рода (разум, воля, потребность).

Личность – понятие многозначное, не только научный термин, но и общежитейский => сущ-ют различные интерпретации «личности». – это продукт исторического развития,в эпоху капитализма она достигла своего расцвета.

1. Личность обозначает чел-ого индивида как субъекта отношений и сознательной деят-ти.

2. Лич-ть – устойчивая система соц-но значимых черт, кот хар-ют индивида как члена того или иного общ-ва.

3. Лич-ть – это итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех чел-ких качеств.

Т.к понятие личности так многообразно, с ним оч тяжело работать. Каково же место лич-ти в социологии? Существует 2 подхода:1.интраиндивидуальный (внутриличностный), его приверженцы психологи. Определяет хар-р, темперамент, акцентуации. 2. интериндивидуальный (межличностный), его приверженцы соц.психологи и соц-ги. Проявление личности во взаимодействии. Соц-гию интересует: - личность рассматривается в постоянной связи с той соц системой, в кот она живет, - социологи рассматривают личность через призму соц ролей.

У. Дженкс, Кули, И. Гофман, Дж. Мид.

№66 Анкета в социологическом исслед-нии. Структура и композиция анкеты.

Анкета заполняется опрашиваемым самостоятельно, поэтому ее конструкция и все ее комментарии должны быть предельно ясны для респондента.

Структура : 1. Введение (сведения о целях иссл-ния, кто и для чего проводит опрос, обещание анонимности, как будут использованы данные, инструкция по заполнению и способы ее возврата) 2. Вступительные вопросы (вопросы сугубо событийного содержания, зависят от цели «есть ли дома теле-зор?») 3. Заключительные (вопросы по содержанию темы, относительно не трудные, шкалы оценок) 4. Паспортичка (занимает последнюю страницу, лаконична),

5. Закключение (благодарность за сотрудничество).

Композиция: - разделение групп вопросами-фильтрами; - учет специфики культуры и опыта опрашиваемой аудитории, стилистика формулировки вопросов и пояснений; - частные вопросы идут перед обобщающими, т.к. ответы на обобщающие вопросы могут влиять на частные; - смысловые блоки д. б. примерно одного объема; - распределение вопросов по степени трудности; - смысловые пояснения выделяются шрифтом; - четкая инструкция к каждому вопросу; - все вопросы номеруются по порядку, а вар-ты ответом обозначают буквами или цифрами в скобках; - рисунки и необычные способы отметки для оживления текста и чтобы заинтересовать респ-та, - текст не разрывается.

Билет 7

№7 Социологические идеи классической немецкой философии.

Немецкие протестанты, И. Кант: интерпретация идеи прогресса, движущая сила – борьба и конфликтность. Цель прогресса – сделать чела моральным. Идея «всеобщего правового гражданского состояния» – жизнь по законам морали. Он сопоставляет природу и культуру. История это воспитательный процесс всего чел-ва, от природных инстинктов до нравственных законов. Гердер: современное понятие культуры, культура как воспитательный процесс чел-ого рода, говорит о многообразии кул-р, которые самоценны.

Фихте: проблема отчуждения – чел свободен в творчестве, но подчинен тому, что создал, т.е. продукты твор-ва ограничивают чела. Социальный проект замкнутого общества.

Гегель: формы нравственности – семья, гражданское общ-во (формально-правовое), гос-во (синтез семьи и гражд. общ-ва). Семья и гражд. общ-во могут сущ-вать только в гос-ве и только через него. Динамика Гегеля: все течет, все меняется, все относительно, единство – борьба противоположностей.

Фейербах: философия религии, идея отчуждения – чел поклоняется богу, наделяя его определенными качествами, которые спроецированы во вне, но являются собственными качествами, их не надо выводить наружу, их надо найти и держать в себе. Св-ва бога- идеальный человек. Отсюда пошла новая религия – «человекобожие». Человек человеку бог.

№ 37. Понятие социального статуса и социальной роли.

Кажд. чел в соц. системе занимает несколько позиций. Кажд. из этих позиций, предполаг. опред. права и обяз-ти, наз. статусом. Особую роль играют генеральные всеобщие статусы.

1 – статус чела, его права и обязанности.

2 – статус члена данного общ-ва, гос-ва – статус гражданина.

Ген. статусы явл. фундаментом статус. позиции личн. Человек м. иметь несколько статусов, но чаще всего только один определяет его положение в общ-ве (главный или интегральный статус) – м.б. обусловлен должностью чела (директор, профессор). Соц. статус отражается как во внеш. поведении и облике (одежда, жаргон), так и во внутр. позиции (в устан., ценност. ориент-ях , мотив-ях). Категории статусов:

предписанный, приобретённый;

естественный, проф.-должностной;

формализованный, неформализ.

Иерархия статусов представляет собой основу соц. стратифик. общ-ва. Линтон (основополож. ролевой теории в соц-и): соц. роль –ожид. повед-е, ассоциируемое со статусом, кот. имеет чел. Соц. роль –совокуп. действий, кот. д. выполнять чел, занимающий данный статус в соц. сист. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором.

Систематиз-я ролей: маркс. соц-я - институционализированные (ведущие, т.к. вытекают из соц.стр-ры общ-ва), конвенциональные (возникают относ. произвольно в груп. взаимод-ях и имеют субъект. окраску).

Т. Парсонс 5 осн. хар-к роли: эмоцион. (одни роли требуют эмоц. сдержанности, др.– раскованности);

способ получения (предписываются, завоёвываются);

масштаб (сформулирована, ограничена – размыта);

формализация;

мотивация.

Соц. роль следует рассматривать в 2-х аспектах: рол. ожидание и рол. исполнение. В нормат. стр-ре соц. роли выделяются 4 элемента:

описание типа поведения, соотв. данной роли;

предписания (требования), связ. с данным поведением;

оценка выполнения опред. роли;

санкции, соц. последствия того или иного д-я в рамках требования соц. сист (моральные, юрид., полит., эк. и др).

Смысл соц. санкций - побудить чела к опред. типу поведения. Типы ролевых конф-тов: внутриролевой конф. между функц. целесообр-тью рол. предписаний и социокульт. рол. ожиданий; конф., вызван. различиями в трактовке соц. роли личн-ю и окруж-ми; к. на почве того, что разл. суб. предъявляют неодин. треб-я к выполнению личн-ю одной и той же роли; к. на почве того, что разные люди по-разному оценивают значимость одной и той же роли; к. между разными ролями самого чела.

№ 67 Особенности проведения почтового опроса.

Обеспечивает меньший возврат анкет, однако, учитывая его существенно меньшую стоимость (в 10-20 раз дешевле интервью), этот способ вполне оправдан. Факторы повышающие уровень возврата анкет: - уведомление об опросе, посылается почтой за 3-4 дня до отправки анкеты или по телефону, повышает на 10%; - напоминание через 2-3 недели о том, что респонденту была направлена анкета, повышает на 18%, вторичное напоминание - 26%; - вознаграждение, календарь-сувенир, повысило на 9%; - персонализация обращения к респ-ту, но это дало обратный эффект; - анонимности или неанонимность может быть гарантирована только письменным заверением организации, так как анкета выслана определенному лицу на домашний адрес, влияние этого фактора не было выявлено.

Почтовые опросы могут быть представительными, если анкеты высылаются по выборке, а не читателям данной газеты. В последнем случае пропаганда предстоящего опроса в газете, повышает заинтересованность потенциальной аудитории на 20%.

Билет 8

№ 8 Историческая социология Алексиса де Токвиля.«Демократия в Америке», «Старый режим и революция». 19век – распростр идей демокр. Демокр. - уравнивание условий жизни. Д. общ-во без различий между сословиями и классам, в кот. все индивиды, составляющие коллектив, равны в социальном плане (не имеется ввиду интеллект. рав-во, ни эконом.). Соц. рав-во - нет наследуемого различия общ. положения и все виды деят-ти, профессии, знания, почести доступны каждому. Т.о., в идее демокр. заключены соц. рав-во и тенденция к одинаковому образу и уровню жизни. Свобода не может основываться на нер-ве, д. базироваться на демокр. реальности с ее рав-вом условий и быть защищена институтами (образец в Америке). Свобода –отсутствие произвола. Когда власть осуществляется лишь в соответствии с законами, индивиды в безопасности. Хотя люди не настолько добродетельны, чтобы поддерживать абсолютную власть, не коррумпируя ее => никому не нужно предоставлять абсолют. власти => нужно множ-во центров принятия решений, пол. и админ. органов, уравнов. друг друга. Т.к. все люди – подданные, нужно, чтобы те, кто осуществляет власть, были представителями управляемых, т.е. нужно, чтобы народ управлял самим собой. При каких условиях общ-во, в котором имеет место тенденция к единообразию судеб индивидов, может не погрузиться в деспотизм? как совместить рав-во и свободу? Чтобы понять суть полит. инст-ов, он поднимает вопрос о состоянии общ-ва в целом. Осн. виды деят-ти в совр. общ-вах - торговля и пром-ть. Противопоставлял общ-ва прошлого - преобладала воен. деят-ть, общ-вам, цель, и миссия кот. – обеспеч-е благополучия бол-ва. Неравенство богатства не противоречит рав-ву условий, свойственному соврем. общ-вам. Причины, делающие амер. демокр. либеральной: случайная и своеобразная ситуация, в какой оказалось американское общество; законы; привычки и нравы. 1-е – географ. пространство + отсутствие соседних государств. Амер. общ-во имело min дипломат. обяз-в и военного риска. Иерархия 3-х родов причин: 3. географ. и ист. ситуации, 2. законы; 1. привычки, нравы и религия. Т.к. в тех же условиях, но при других нравах и законах появилось бы др. общ-во.

Государство должно быть достаточно большим и сильным для обеспечения своей безопасности и достаточно малым для того, чтобы, законодательство можно было приспособить к разнообразию обстоятельств и социальных слоев. «Две главные опасности угрожают существованию демократии: полная зависимость законодательной власти от желаний избирателей, сосредоточение в законодательных органах всех других форм управления». Американская конституция предусматривает разделение законодательного органа на 2 палаты, устанавливает должность президента республики» аристократию заменяет дух законов; множество партий; 2 политических обстоятельств, способствующих сохранению свободы – свобода ассоциаций и практическое ее применение, увеличение добровольных организаций. В конечном счете, условием свободы нравы и верования людей, а основой нравов служит религия. По мнению Токвиля, то обстоятельство, что американское общество соединяет религиозный дух с духом свободы, в то время как французское общество раздираемо противостоянием церкви и демократии, религии и свободы.

Кроме того, основной предмет размышления Т. – неизбежность поддержания в эгалитарном обществе, стремящемся к самоуправлению, моральной дисциплины, внедренной в сознание индивидов. Именно религиозная вера создаст эту моральную дисциплину.

Во 2-м томе «Демократии в Америке», Т.практикует другой метод – он намечает себе изучение идеального типа демократии, и также задается вопросом о том, какую политическую форму может принять это демократическое общество. По его мнению, любая демократия эволюционирует к централизации. Она, следовательно, переходит в некий деспотизм, рискующий превратиться в деспотизм отдельного лица. Демократия чревата опасностью тирании большинства. Таким образом, у Т. два соц-ких метода: первый ведет к созданию портрета конкретного коллектива, а второй ставит отвлеченную историческую проблему общества определенного типа.

№ 38. Социализация личности. Первичная и Вторичная соц-ии – процесс непрерывный, нач. с рожд-я чела, длится до его смерти; процесс усвоения челом образцов поведения, псих. механизмов, соц. ценностей, норм, необх. дл успешн. функц-я в общ-ве. Охватывает все процессы приобщения индивида к культуре: обучение и воспитание; взаимодействие с др. людьми; освоение ценностей и норм общ-ва, разл. соц. ролей и видов совм. д-ти; приобр. опред. прав и обяз-тей, взглядов, привычек. На развитие чела влияют: груп. опыт, уник. индивид. опыт. При рождении чел не имеет собств. «Я», использовать с 1,5 года, начинает сопост. себя др.) Ч.Кули – Зерк. «Я». 3 стадии: Каким я кажусь другому челу + как другой оценивает мой образ+ ощущения себя. Минусы: не учитывает активность личности, не устан. мех-зм восприятия оценок др. инд-ов; не показывает процесс социализ. в группе. Мид “I”&”Me” (№25). Агенты социализ. — конкретные люди, ответственные за обучение культ. нормам и освоение соц. ролей (референтные группы – те, на кот. ориент. чел). Институты с-зации — учрежд., влияющ. на процесс с-зации и направ. его. Первич. и вторич. социализация. условно, а во-вторых, довольно огрублено). 2 концепции социализации:

1. Дж. Мид. 3 стадии: подготовительная (0,5 – 3 года, имитация поведения взрослых без целей и действий), игровая (3-5 лет, начинают понимать поведение тех, кого изображают, осозн-е половой принадл.), заключительная (> 5 лет, ролевое повед-е стан-ся наиб. собранным, целенаправ, способность понимать роли др. участников).

2. Э.Эриксон – социализация личности - на опред. этапе жизни чел переживает целый ряд психо-соц. кризисов (8). => 8 стадий разв-я идентичности:

доверие-недоверие (<1,5);

автономия – стыд, сомнение (произнесение 1-го «нет»);

чув-во инициативы – чув-во вины (принадл. к своему полу);

созидание – чув-во неполноц-ти (формир-ся базисный навык – трудолюбие, 6-11 лет);

идентичность - спутанная идент. (11-20);

интимность – изоляция (21-25);

генеративность – стагнация (созидание, 25-60);

интегративность – безысходность.

№68 Особенности проведения телефонного опроса.

Телефонный опрос явл. разновидностью оперативного опроса, допускающий немедленною компьютерную обработку данных. Тел опрос – сравнительно дешев, в 2-3 раза дешевле, чем интервью, его главный недостаток – в наших условиях, это низкая телефонизация населенных пунктов, сельских особенно. Опрос очень оперативен и разумен для ориентировки в позициях общественного мнения по особо интеллектуальным проблемам. В инст-те РАН тел опросы начатые по инициативе В.Г. Андреенкова. Техника тел опроса сущ-но отличается от обычного интервью или анкетирования и требуют спец подготовки.

Тел опрос мало информативен, используется только так, где ур-нь телефонизации бол. 75% (Москва и С.-П. и др. районы), по тел интервью легко осущ-ть контроль, можно быстро скорректировать анкету, легко выяснить проф группу, примен-ся для специализированных опросов и опросов экспертов. Личность интер-ра имеет менее влияние.

Схема проведения: - интер-р делает обзвон из дома, - современные “call-центры”.

Выборка формируется на основе случайности (вероятностная). Случ. образом выбирается АТС а далее случ. образом отбираем номера абонентов. Иногда делается запрос дом телефонов с АТС и отбираются номера по табл. случ. чисел. Телефон. Справочники тоже могут служить основой случ. выборки.

Билет 9

№9 Марксистская теория общественно-экономических формаций (ОЭФ).

Маркс признавал существенную роль духовной сферы в развитии общества, утверждая, что первоосновой является трудовая, производственная деятельность, направленная на удовлетворение материальных потребностей. 2 стороны общественного производства: производственные силы и производственные отношения = способ производства. Исторический тип общества основан на способе производства и это называется обществ.-экономической формацией. Формация – исторически определенный тип общ-ва, рассмотренный в органической взаимосвязи всех его сторон и сфер, возникающий на основе определенного способа производства материальных благ.

Структура ОЭФ: базис и надстройка. Базис – система производственных отношений господствующего уклада: производ. силы (люди, сред-ва произ-ва, сред-ва труда (орудия труда и вспомогательные средства труда – инфраструктуры), предмет труда), способ производства.

Надстройка – все виды соц отношений, кроме производ-ных. Надстройка определяется базисом, разные ее элементы по-разному связаны с базисом. Надстройка тоже не пассивна, а влияет на базис в какой-то степени.

Набор формации (5ти членка): - первобытнообщинная, - рабовладельческая, - феодальная, - капиталистическая, - коммунистическая. Переход от одной формации к другой – это революция (конфликт между произ. отношениями и средством произ-ва, т.к СП постоянно меняется, а ПО очень медленно, решение в соц революции => формируется новая формация, смена типа общ-ва).

39. Роль первичных и референтных групп в социализации.

Первичная группа- вид малой группы, отличается высокой степенью солидарности, развитым чувством «мы» (семья, дружеская группа). Термин был введен в середине 20го века амер социологом Ч. Кули. Характерные черты: малочисленный состав, пространственная близость членов, добровольность вступления в группу, единство целей, неформальный контроль за поведением членов.

Через первичную группу человек наиболее эффективно усваивает нормы, ценности и традиции об-ва, в них происходит первичная социализация личности. Отсутствие или слабая связь с первичной группой могут негативно повлиять на личные качества человека.

Формально первичная группа присуща человеку на протяжении всей жизни, но ее значение меняется для человека в зависимости от соц-экономич отношений в обществе и личности человека.

Референтная группа– реальная (нормативная – членами кот. Мы реальноя вялемся и кот. Нам диктует опред. модель поведения) или воображаемая соц группа (сравнительная – стремимся, но как таковая не существует), система ценностей и норм которой является эталоном для индивида. Само понятие было введено амер псих-ом Хайменом. Позднее исследователи Р.Мертон и Т.Ньюком распространили понятие реф гр на все объединения, которые являются для индивида эталоном при оценке их собственного соц положения.

Различают реальную и воображаемую группу. В системе отношений «личность-об-во» рефер группа имеет три осн фуекции:

Статусную(информирующую индивида о его месте в об-ве), регулятивную (нормативную- интерпретирующую соц нормы др групп и об-ва) и мировоззренческую(определяющую ценности, нормы и т.д.).

Наши рекомендации