Социальное взаимодействие как обмен.
Совершая социальные действия, каждый индивид испытывает на себе действия других. Происходит обмен действиями или социальное взаимодействие.
Социальное взаимодействие - это система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой действия одного субъекта являются одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов.
Важно отличать социальное взаимодействие от социального контакта, который является лишь мимолетной. Яркий пример социального взаимодействия - учебный процесс.
В данном примере присутствует характерная черта социального взаимодействия: координация системы действий партнеров по вопросам, ради которых между ними установлена связь.
Большую роль в осуществлении социального взаимодействия играют взаимные ожидания, предъявляемые индивидами и социальными группами друг к другу перед совершением социальных действий. Встречаясь с человеком, мы всегда представляем себе, что он будет делать, и как будет вести себя в соответствии с нормами, принятыми в группе или обществе. Общепринятые ожидания дают нам возможность оценивать поведение других и принимать решения о продолжении взаимодействия. При продолжении взаимодействия к общепринятым ожиданиям присоединяются ожидания, носящие индивидуальный характер.
Взаимодействие может быть кратковременным (ситуационным) или устойчивым, упорядоченным. К первому виду можно отнести, например, единичную деловую встречу или общение в поезде, но если взаим-е продлиться, то упорядоченные и устойчивые социальные взаимодействия называют социальными отношениями.
Взаимодействие может быть прямым (как в вышеуказанных примерах) и опосредованным. Ректор вуза, например, взаимодействует со студентами чаще всего опосредованно. Его деятельность по отработке стратегии развития вуза, совершенствованию учебной деятельности и т.д. через сложную сеть социальных связей и зависимостей воздействует на студентов, сказывается на их подготовке.
Различают также такие типы взаимодействий как сотрудничество и соперничество (иногда называемое конкуренцией).
Взаимодействие как обмен.
Интересны взгляды представителей так называемой "теории обмена" и прежде всего Джорджа Хоманса и Питера Блау. По их мнению, взаимодействие людей не может быть ничем иным, как процессом обмена, участники которого стремятся максимизировать выгоду (материальную и нематериальную) и минимизировать затраты. По мнению Джорджа Хоманса. Это положение распространено на всё поведение людей.
Для объяснения процесса обмена Хоманс приводит пять основных положений.
1. Положение успеха. Чем чаще отдельное действие личности вознаграждается, тем чаще она стремится его повторить.
2. Положение стимула. Если какой - либо стимул привел к успешному действию, то в случае повторения этого стимула, личность будет стремиться повторить действие.
3. Положение ценности. Чем более ценно для личности достижение определенного результата, тем больше она будет стремиться произвести действие, направленное на его достижение.
4. Положение "Насыщения - голодания". Чем чаще в прошлом личность получала особое вознаграждение, тем менее ценным будет для нее повторение подобной награды.
5. Положение "Агрессии - одобрения". Если человек не получает ожидаемого вознаграждения или получает наказание, которого не предполагал, то он стремится продемонстрировать агрессивное поведение. И наоборот, если получает вознаграждение или не получает ожидаемого наказания, то он стремится демонстрировать одобряемое поведение.
Предметом обмена становится все, что имеет социальную значимость. В обществе устанавливается шкала ценностей, подлежащих обмену, и наше поведение строго следует этим ориентирам. Ценность каждого отдельно взятого человека складывается из тех его качеств, которые подлежат обмену.
Однако в реальности обмены не всегда оказываются взаимовыгодными (или симметричными, как называет их Хоманс). Один партнер часто проигрывает в обмене по сравнению с другим. Этим и объясняются существующие социальные неравенства, которые могут носить самый различный социальный характер.