Социология как мультипарадигмальная наука.

Объект и предмет социологии

«социология» – от латинского societas – общество и греческого logos – слово, понятие, учение. Социология – это наука об обществе. Однако общество изучает много наук, в частности социальная философия, экономика, демография и т.д. Для того чтобы понять особенности именно социологии, нужно чётко определить её объект и предмет.

Под объектом исследования обычно понимают определённую часть окружающего нас материального и нематериального мира, реальность, существующую независимо от нашего знания о ней.

Предмет исследования, напротив, существует только в голове исследователя, т.е. полностью зависит от самого знания и является его частью. Определяя предмет исследования, мы чисто абстрактно выделяем одну или несколько сторон объекта и пытаемся изучить их, учитывая или не учитывая влияние других, не выделенных нами сторон. По такой логике каждому объекту исследования может соответствовать несколько предметов изучения.

Принято считать, что объектом социологического познания является вся совокупность свойств, связей, отношений, которые носят название социальных. Социальное, с точки зрения российского социолога Г.В. Осипова, - это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных индивидами или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях, и проявляющееся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Таким образом, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации являются объектами социологического исследования.

Предмет же социологии, поскольку он является результатом исследовательских действий, не может быть определён столь же однозначно. Понимание предмета социологии на протяжении всего существовании этой науки менялось. Представители различных школ и направлений высказывали и высказывают различное понимание предмета социологии.

Э. Дюркгейм называл предметом социологии социальные факты. При этом социальное понимал как коллективное. Поэтому предметом, по его мнению, являлось коллективное во всех его проявлениях. С точки зрения немецкого социолога М. Вебера, социология – это наука о социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать. Социально поведение, по Веберу, - это внутренне и внешне проявляемая позиция человека, ориентированная на поступок или воздержание от него.

Оределение предмета социологии (Фролов):

«Социология – это наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в данных структурах.

Создание «социальной физики» поможет философской системе соврем-ти достигнуть полного единства во всех своих частях и научная социальная физика послужит «прочным основанием для общественного переустройства», кот положит конец кризису, переживаемому цивилизованными нациями.

Учение Конта о социальной статике и социальной динамике

Статическому и динамическому состояния общества у Конта соответствуют понятия «порядок» и «прогресс». Задача стат соц-ии - изучение взаим-вий, кот происходят постоянно между различными частями общественной системы. Отдельные соц элементы не имеют безусловного и независимого существования, а тесно связаны между собой.

Соц динамика Конта имеет более историко-философский, нежели социологический характер. Основную идею социальной динамики он видел в постоянном развитии, эволюции человечества. «умственное развитие является преобладающим принципом развития человечества» => закон трех фазисов умственного развития становится главным законом всей эволюции человечества. Из этого закона он хотел сделать принцип самой социологии, кот объяснил бы всю историю развития человечества.

Он разделил всю сферу знаний на науки теоретические и практические, поместив социологию в число первых.

Проблему изучения общества и взаимосвязей внутри него Конт поставил в рамки социологии. Провел аналогию соц явлений с явлениями, наблюдаемыми в физике, химии, медицине. Эта теория критиковалась еще при его жизни.

Билет № 42.

Требования к личным и профессиональным качествам интервьюера.

Интервьюер- лицо, проводящее интервью. Часто И-ры- не профессиональные социологи, а студенты, учителя, временно безработные. Для подбора подходящего И необходимо что бы он соответствовала некоторым требованиям. Первое требование к И- располагающая внешность, затем: добросовестность, психологическая устойчивость, восприимчивость, общительность, аккуратность, сообразительность, интеллектуальное развитие, непредвзятость. И должен уметь слушать собеседника, не перебивать его и вместе с тем не давать отходить далеко от темы.

При проведении опроса очень важно что бы личность И не влияла на мнение и ответ респондента- эта проблема называется «эффектом интервьюера». Еще одна распространенная проблема- «эффект усталости интервьюера»- когда И в следствии усталости считает, что заранее знает ответы респондента. Борются с этой проблемой путем уменьшения количества заданий на человека и увеличения числа И.

Билет 15

№ 15 Социология Э. Дюркгейма. Школа Дюркгейма.

Э. Дюркгейм упорно искал причины соц. явлений. О предмете и методе соц-и: для превращ. соц-и в самост. науку н.б. выделить предмет, изуч, исключ. данной наукой. Соц-я д. изучать соц. реальность. Элементы соц. реал. – соц. факты, их совокуп. – об-во. Соц.факты – предмет. С.ф. – образ действия, способ. оказывать на индивида внеш. давл-е и имеющ. свое собств. сущ-е, независ. от его собств. проявл-й. Т.е. при рождении индивид находит готовые з-ны, обычаи, веров-я, язык, функцион. вне зависимости от него, но кажд. чел испытывает на себе соц. принуждение. Признаки соц. факта: существуют вне индивида; оказывают на него принуд. воздей-е. Позже рассматривает соц.факт в > шир. плоскости, выражая через термин «институт», в кот. отражаются «все верования, все поведения, установленные группой».=>Соц-я- наука об институтах, их генезисе и функц-нии. 3 осн.сферы: соц. морфология (=анатомии, исследует «субстрат», стр-ру об-ва; изучение географ. основы жизни народов в связи соц.орг-ей, а также народонас-я, его объема, плотности, распределения по территории), соц. физиология (исследует «жизненные проявления обществ», включает соц-ю религии, морали, юрид. соц-ю, эк., лингвист., эстетич.), общ. социология (осуществляет теоретич.синтез и устанавливает наиб.общ. з-ны). Соц-я занимает центр. место среди др. общ. наук. Не только исследовать соц. факт, но и снабжать др. общ. науки методами и теорией. Д. предлагал социологизировать ряд наук, напр. созд-е социолог. обосн. фил-и, т.к. науч. реш-е самых слож. метафиз. ?-ов (природа морали, религии) возможно на базе соц. исслед. О методе: трактовка соц. явл. как «вещи»=>признавать независимо от субъекта=>исслед-ть объективно; для объек-ти на 1-ом этапе необх. в кач-ве исход. данных брать те явл., кот. можно набл. непосред.; объект. опред-ий через выделение черт общих для целого класса явл.; объект. закон-ть через статистику, т.к. это наилуч. док-во коллект. сост-я. Анализ: причинный (сравнит. исслед-я), функцион-ный (ф. – объект. связь между явл. и опред. сост. об-ва). Общ-во –надиндив. бытие, сущ-е и закон-ти кот-го не зависят от дейст-й отд. инд-в. Объед. в группы, люди сразу начинают подчиняться правилам и нормам (коллект. созн-е). Функ-е отд. частей соц. целого м.б. нарушено=> части становятся искаженной, плохо функц-ей формой соц.орг-ии. Аномия. Самоуб-ва: эгоистическое (отдал. инд. от об-ва), альтруист. (личн. интрересы ниже общ.), аномич. (аномия – разрегул-ть, потеря способности приспосаб-ся (при кризисах), фаталистич. (чрезмерная регуляция). 2 аспекта социологизма Д:. онтологический (утверждению наличности и автономии социальной реальности; двойств. реальность чела: соц. и индивид. сущность; приоритет соц. реальности по отн-ю к индивид.) и методологический (см. о методах). Идея обществ. солидарности. 2 типа: механическая (типична для традиц. общ-ва, основывалась на неразвитости и сходстве людей; инд. не принадлежит сам себе, кол. сознание покрывает индивид. особенности, отсутствует собств. «Я», Я – МЫ; соц. принужд. – репрес. з-ны, карающих за малейшее отклон-е от норм коллект. повед-я), органическая (порожд-ся разделением общ. труда, основана на различии инд-ов, предполагает развитие личности, т.к. инд. осознает свою зависимость от общ-ва сам из-за разд. тр.). Переход от мех. к орг. показ-ль прогресса. Сол-ть - высший морал. принцип, высшая универс. ценность. Общ-во с орг. сол. создает усл-я для расцвета индивидуализма, но есть опасность разъединения и аномалии. О религии: легче верить в божественное, чем признать власть общ-ва. Р. укрепляет общ-во, концентр. внимание и надежды на общ. вееров-ях и объектах поклон-я. Об-во орг-ет чел. опыт=>попытка найти объясн-е влиянию внеш. сил=>форм-е р.=>ритуалы=>сплоченность и единство=> укреп-е структуры об-ва.

Вопрос № 46.

Г. Моска

Задачи полит. науки – исследовать законы, регулирующие организацию общества; изучить тенленции, регулирующие устройство политической власти; открыть законы, регулирующие различные политические режимы в мире; познать законы, определяющие социальную основу человека.

Политический класс. В обществе можно эмпирически наблюдать два класса

1) менее широкий класс осуществляет власть, выполняет политические ф-ции и првилегии

2) многочисленный, подчиняется первому и управляется им при помощи более или менее насильственного способа.

При любой форме правления власть находится у меньшинства. Правящий класс всегда стремится оправдать свое господство с помощью правового или нравственного принципа:

1) обосновывают право на власть, используя веру в сверхъестественное

2) основан на принципе рациональной очевидности (при помощи религии, права)

Общество 1) аристократическое (правящие стремятся закрепить власть за своими потомками, стремятся к закрытию и кристаллизации элиты) 2) демократическое (правящие стремятся к обновлению элиты из числа управляемых) Ни одна не достигает преобладания.

Смешенные режимы – наиболее устойчивы (Как и у Макиавелли)

Моска больше уделял внимания структуре и функциям политической системы

Роберт Михельс (1876-1936)

В любой массовой организации развиваются олигархические тенденции. В итоге инетерсы вождей расходятся с интересами рядовых членов. Рядовые члены оказываются подчинены элите, первоначальные цели извращаются.

Железный закон оилгархических тенденций – прямое господство масс технически невозможно. Любая демократия требует создания организационных структур, коорые несовместимы с демократией.

Цель элиты – укрепление и функционирование самой организации. Чем шире становятся ряды партии, тем более умеренной и осторожной становится ее политическая опзиция.

Тенденция современности – переход от классовой борьбы – к борьбе наций.

Парламентаризм – создает иллюзию власти народа, прикрывая власть элиты. Власть народа быть не может. Любая власть требует организованности,а она порождает олигархию.

Итальянская школа отразила кризисное состояние, несостоятельность классических либеральных концепций и их неспособность объяснить современные политические явления

№47 Типы стратификационных систем.

1. физико-генетическая (по естественным или соц-демограф. признакам, первобыт общ-во);

2. Рабовладельческая (на военно-юридич. принуждении, люди различаются по наличию или отсутствию гражданских прав);

3. Кастовая (этические различия, закрепленные религ. порядками или ритуалами);

4. Этнократическая (разделение по положению, занимаемому во властной иерархии, в гос-вах сущ. различ. иерархии: полит., военная, хоз-ная);

5. Сословная (люди различ-ся юридич. правами, каждое сословие имеет свой круг прав – престиж);

6. Социально-професс. (на основе содержания и условий труда); 7. Классовая ( соц-эконом. трактовка понятия класс, в основу положен размер и хар-р собственности на производимый продукт, уровень получ. доходов и благосостояние);

8. Культурно-символическая (на основе доступа к получению соц. значимой инфо);

9. Культурно-нормативная (основ. на различиях престижа и уважения)

№77 Основные виды вероятностного и невероятностного отбора.

Вероятностная (случайная) выборка – отбор наугад, гарантирует отсутствие намеренных и не намеренных искажений. Соблюдается принцип равенства шансов попадания в выборку для всех единиц изучаемой совокупности. Типы вероятностного отбора:

1.Простая случайная. Из полного списка генер. совокупности (основа выборки) определяется объем выборки (ожидаемое число опрошенных), из табл. случ. чисел извлекается столько чисел, сколько нам требуется единиц, сопоставление случ. чисел основе выборки. Основа выборки (списки) может быть централизованной и децентрализованной.

2. Сичтематическая. Из основы выборки выбирается первая единица, затем выбирается каждый k-ый элемент, k – шаг отбора, k = общая совокупность деленная на предполагаемый объем. Важно отобрать стартовую единицу сугубо случайным способом.

3. Стратифицированный. – это когда генер. совокупность разбиваются на однородные, гомогенные страты, по важным для исследователя критериям, и потом делается механический случ отбор каждой страты, полученные подвыборки объединяются. Признак по которому делается расслоение генер сов-ти наз. признаком расслоения.

Если из каждой страты производится отбор пропорциональный кол-ву, содержащихся в ней единиц, то такой отбор наз. пропорциональным. Город А – 500ед. – 5 чел, город В – 700ед.-7чел.

4. Кластерная. (гнездовая) Гнездовой отбор позволяет разделить генер. совокупность на отдельные однородные участки. Пример: мы собираемся проводить отбор школьников Москвы:

а) выявим типологию школьников (сред. образ. шк., шк. спец. на опред. предмете, лицеи, гимнации), б) по табл. случ. чисел из каждого типа выберем те школы в кот будем проводить опрос, в) учеников так же отбираем по таб случ чисел. Гнездовой отбор следует проводить тогда, когда мы имеем дело с достаточно однородными гнездами по изучаемому признаку.

5. Многоступенчатая. Дробление генер сов-ти на более мелкие составляющие (города на районы, районы на кварталы, кварталы на улицы и т.д.)

Невероятностный (целевой) отбор – следование объективным критериям (доступность, типичность, равная представительство). Основной недостаток – не сущ-т строгих статистических методов, позволяющих обобщить результаты.

1.Выборка доступных случаев. Используется в эксперименте. Изучаются малочисленные группы, для кот нет основы выборки (стрелки тиров). Выбор респондентов производится в местах их скопления (тир, музей, театр и т.п.)

2. Метод «снежного кома». Первоначально идентифицированная группа членов, интересующей исслед-ля совокупности, служит источником сведений о других членах этой совокупности. Изучение наркоманов, найчн. деятелей, элиты.

3. Квотная выборка. Изучаемая совокупность разбивается на важные социально-демографические группы (по полу, возрасту, соц статусу). Основываясь на известных пропорциях этих групп в ген сов-ти, составляются полевые задания. Основная проблема – инте-ер сам определяет кого опросить, следовательно – не случайный характер. Систематическое смещение.

Билет 18

Основные понятия теоретической социологии Тенниса.

Фединанд Теннис (1855-1936)- немецкий социолог. Антифашист. «Общность и общество»

В своей теоретической социологии Теннис рассматривал общественные отношения как волевые и подразделял их в зависимости от выраженного в них типа воли:

- естественная инстинктивная воля направляет поведение человека как бы бессознательно;

- рассудочнаяволя предполагает возможность выбора и сознательно поставленную цель действия;

Примером первой может служить материнская любовь, примером второй- торговля.

2 вида взаимод-я: общностные и отнош., в обществе. Общностные – теплые (семья) кровно-родств., связи. Народ и культура.

Современность –общественные – рациональные.

Естественная воля порождает общность, рассудочная – общество (госуд. и цивилиз-я). В общности господствуют инстинкты, чувства, органические отношения, а в обществе- расчетливый разум, механические отношения. В ходе истории отношения первого типа все больше уступают отношениям второго типа.

В своей книге «Введение в социологию» Теннис усложнил эту типологию, совместив ее с делением на отношения господства и товарищества,(чистый тип) группы и объединения.

№ 52. Общество как целостная система:

В качестве целостной системы общество обладает свойством самовоспроизводства, которое осуществляется с помощью ряда необходимых функций. Эти функции с одной стороны - следствие разделения труда, а с другой, - взаимодействуя друг с другом, они придают обществу характер особого соц. организма. Дифференциация общественных функций сопровождается созданием различных безличностных структур (экономических, социальных, политических институтов, организаций), выступающих в качестве материальных (или вещественных) носителей этих функций. Эти структуры заполняются людьми, которые осуществляют свои функции, взаимодействуя друг с другом, следовательно, складывается структура межличностных отношений. Именно с помощью межличностных отношений выполняют свои функции безличные структуры. Определенным видам общественных структур соответствуют и определенные виды общественных отношений. Каждая структура придает обществу новое качество, не сводимое к качествам ее элементов. Другая сторона общества состоит в том, что в процессе поведения общества как системы может быть «подмена» функций, когда элементы системы начинают выполнять несвойственные им функции. Следовательно, поведение системы становится дисфункциональным. Выход - реформирование как структурных, так и личностных элементов целостной системы. Общество - исторически развивающаяся совокупность социальных взаимоотношений между людьми, кот. складывается в процессе их жизнедеятельности.

3 модели общества:

1.Люди - множество людей. Функционально - ролевая интерпретация соц. структуры. (Дюркгейм, Парсонс, Алан Терен). Общество - система согласованно действующих людей, структурированная в соответствии с набором функций, необходимых для поддержания его целостности. Теория Парсонса: система адаптации, экономическая система, целеориентация и политика, интеграция (соц. контроль), воспроизводство образца (=социализация). Соц. система - организованное множество элементов, кот. сохраняют связь и взаимодействие в данном окружении, обеспечивают интеграцию действий множества индивидов, состояние равновесия поддерживается регулирующей деятельностью соц. институтов.

2.Отношения - общество - совокупность связей между людьми. В социуме - модель отношения - статусная или престижная (Маркс, Вебер, Дерендорф). Общество - наличие союза (единство, общность, солидарность, договор).

3.Культура - общество - организованное единство, правила кот. нельзя нарушать, если хочешь в нем оставаться. = символич. Модель (Ева Лурье, Николас Луман, Мид, Щютц). Основы единства общ-ва: культура, коммуникации, язык..

№82 Методология тестового контроля.

Многократный контроль инфо относительно измеряемой хар-ки. Любой тест может быть проведем группе аналогичной базовой. Адаптация тестов. Наличие ключа к тесту. Тест может быть использован самостоятельно или в купе с соц. опросом. Обоснование надежности теста в корреляции с другими показателями измеряющие тоже свойство. Каждый тест имеет свою специфику применения. Тест – кратковременное испытание с помощью которого измеряется уровень развития или степень выраженности некоего свойства или их совокупность для личности, группы или общества.

Типология. По предмету иссл-ия: - общеличностные (фиксация целостности псих св-в личности, тест Айзенка на темперамент, тест Кеттела на интеллект уровень); - личностные (диагностика той или иной особой черты, свойства субъекта, уровень ответственности, самоконтроля, творческих способностей); - групповые (диагностика групповых псих процессов, уровень сплоченности, группового псих климата).

С точки зрения технических приемов: - объективные (аппаратурные, психофизиологич испытания, (детектор лжи)), - субъективные (опросные методики, состоят из серии взаимоконтролирующих суждений о различных проявлениях личностных черт с фикцией наличия или отсутствия данных черт, свойств, особенностей поведения); - тесты с карандашом и бумагой , графические (для диагностики внимания); - тест основанный на экспертной оценке поведенческих проявлений испытуемых.

Пример: мишень, социограмма - круговая или многоугольник, социоматрица.

Билет 23

23.Чикагская социологическая школа
Возникла на рубеже XIX-XX веков. Основателямичикагской социологической школы являются Вильям Томас и Роберт Парк «Город как социальная лаборатория». Классическим образцом этой школы является 5-томная работа В. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке»(1918-1920). Эта книга об адаптации польских крестьян в Америке. Другой видной работой была «Негры Чикаго» Р. Парка. Книги ученых чикагской школы: «Негритянская семья в Чикаго», «Золотое побережье и трущоба», «Гетто», «Бурлак», «Средний город в процессе изменений». Исследование В. Уорнера «Американский город».

Важнейшей чертой школы является ориентация на эмпирические исследования. Теоретической базой являются бихевиоризм и прагматизм. Роберт Парк основал направление экологии города. Основные процессы изменений в городе это: 1) концентрация населения; 2) централизация(выделение центра); 3) сегрегация(отделенное проживание разных социальных групп); 4) инвазия(наплыв эмигрантов); 5) сукцессия(усвоение определенных образцов поведения типичных для данной зоны города). Основной метод исследования монографический, который объединяет в себе интервью, наблюдение, анализ документов в отношении отдельного явления или территории. Урбанистическая социология. Чикаго – тот город, где активно происходит движение, бурное развитие, огромное число эмигрантов, что порождает девиацию и т.д.

Одной из заслуг ученых Чикагской социологической школы является глубокое изучение национальных и культурных меньшинств в городах. Эта тема впоследствии была подхвачена городскими антропологами, разрушившими образ представителей меньшинств, как потенциальных врагов. Их жизнь благодаря ученым стала объясненной, понятной, "не опасной".
Культурный релятивизм стал одной из черт "городской идеологии", превратившей посредством разнообразных социальных институтов эту норму в "закон" жизни американских и европейских городов. Наличие разнообразных групп населения делало жизнь города богаче. В "плавильном тигле" городов появилось новое поколение горожан, которое не только усвоило премудрости городской жизни, но и сохранило свою уникальность, неповторимость. Р. Парком и Э. Берджессом (2). Социология городского пространства в свою очередь связана с философией прагматизма, также представленнойЧикагской школой.

№53 Сущность и виды соц. контроля.

Каждое общ-во должно контролировать своих членов =

Соц контроль – способ саморегуляции соц системы, кот обеспечивает упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов с помощью нормативного регулирования.

Соц контроль – совокуп-ть средств с помощью которых общ-во или соц группа гарантирует конформное поведение своих членов пог отношению к ролевым требованиям и ожиданиям.

Кажд. чел несет перед общ-вом или группой определ-ые обязательства, если он их не выполняет, то общ-во или группа в праве применять меры, кот призваны исправить положение. Инструменты и способы разнообразны.

3 мех-зма соц контроля: - через принуждение (старейшее средство – насилие, примен. и сейчас, принудительная изоляция, за становлением дисциплинарной и тюремной системой проследил М. Фуко «Надзирать и наказывать»; в каждом общ-ве существует кодекс, кот говорит как себя свести и как наказывать за непослушание); - через групповое давление (в группе люди связаны личной привязанностью – изначально чел, вступивший в группу, соблюдает правила, но позже может их нарушить. Инструменты: убеждение (разъяснение сит-ции и нарушения), насмешка (страх оказаться посмешищем), сплетни (боязнь быть оговоренным), остракизм (изгнание). 3- социализация.

Требования к личностным и профессиональным качествам модератора.

Модератор – ведущий фокус-групп. В ходе основной части дискуссии перед модератором 2 задачи:

1 регулирование обстановки

2 сфокусирование, сосредоточенность, концентрация на вопросе дискуссии.

Модератор демонстрирует необходимость принять ту или иную точку зрения, он стимулирует необходимость каждому высказываться по поводу обсуждаемой проблемы. Модератор не имеет права высказывать свою точку зрения, он должен регулировать внутрииндивидуальные процессы (например, человека тихого надо поддержать, а лидера – тактично подавить). Существует ещё метод провоцирования дискуссии. Здесь задача модератора – не дать во время дискуссии группе распасться на несколько групп. Модератор может использовать слайды, демонстративный материал.

Модератор должен обладать следующими качествами: коммуникабельность, общительность, тактичность, должен создавать благоприятную атмосферу для разговора, чтобы не возникало эмоционального напряжения у участников группы, должен легко идти на контакт с людьми.

Билет 26

№ 26. Теория действия Т. Парсонса

Цель теоретической деятельности Т.Парсонса — уси­лить внимание к пренебрегаемым ранее «социальным элементам» социальной системы как доминирующим факто­рам на основе разработки обобщающей концептуальной схемы анализа социальных систем. Каждый исследователь старается добиться «адекватного» описания эмпирической реальности, когда даются определенные и эмпирически проверяемые (верифицируемые) ответы «на все относя­щиеся к делу научно важные вопросы».

Начав разработку систематической теории в социоло­гии, Парсонс ввел в научный оборот систему координат «действующее лицо — ситуация», аналогичную системе координат в биологии — «организм — среда». Т.Парсонс подчер­кивает, что функции системы координат и структурных категорий при использовании их на дескриптивном (опи­сательном) уровне «состоят в установлении необходимых фактов и в постановке проблем динамического анализа».

Социальную систему он рассматривает не как систему «культурных стандартов», а как систему мотивированного поведения, взаимодейству­ющую с культурными стандартами как с окружающей средой. Для выведения из системы координат «действую­щее лицо — ситуация» социальных систем ему понадобился функциональный анализ «осложняющих обстоя­тельств», возникающих в результате взаимодействия мно­жества субъектов действия. В новой кон­цептуальной схеме Парсонса общество и личность пред­ставлены как две относительно самостоятельные подсисте­мы общей системы действия. Такими же самостоятельны­ми подсистемами являются поведенческий организм и культура. По отношению друг к другу эти подсистемы об­щей системы действия рассматриваются как специфиче­ские среды их деятельности.

В его концепции понятие «роль» соединяет подсистему действующего лица как психической единицы с опреде­ленной социальной структурой. А сама роль определяется как дифференцированный «сектор» целостного действия личности, как элемент обобщенной стандартизации дейст­вий того или иного индивидуума в социальной системе. От стандартизации действий взаимодействующих между собой лиц зависит устойчивость социальных структур социальных систем как стандартизированных социальных отношений и самих социальных систем. Поэтому особое значение в социологии, полагал Парсонс, имеет анализ про­цессов интернализации (усвоения ценностей и норм обще­ства, культурных образцов) и социализации (усвоения стандартов и идеалов групп до уровня мотивации социаль­ного действия). Эти процессы непосредственно связаны с решением четырех проблем выживания социальных сис­тем или системных реквизитов: адаптации, достижения, цели, интеграции и латентности как сохранения формы и снятия напряжения («схема эйджил» — по первым буквам этих слов на английском языке).

Система стандартизированных ожиданий, согласно Т.Парсонсу, — важнейший аспект социальной структуры. Системы стандартизированных ожиданий, пронизывающих то или иное действие в какой-либо самодостаточной социальной системе общества, он условно называет «институтами». Выявление действующих в социальных системах, коренящихся в культуре и определяющих направ ленность и характер действия людей стандартизированных ожиданий (нормативных экспектаций) — главный предмет социологического анализа Т.Парсонса. В ролях ожидания интегрируются с мотивами деятелей. В процессе стандартизации система ожиданий должна приобрести до­статочную степень определенности. Неопределенность в системе ожиданий — источник социальной аномии.

Интеграцию систем стандартизированных ожиданий с эффективной совокупностью поддерживающих их санк­ций следует рассматривать, согласно Парсонсу, как про­цесс институционализации. Институционализированные в социальной системе стандартизированные ожидания в той или иной степени согласуются с ценностными предпо­сылками, то есть легитимируются.

Наряду с действующими во всех развитых обществах правовыми способами санкционирования стандартизиро­ванных ожиданий существуют обязательства действовать «рационально» в экономических и политических контек­стах. Эффективность правовых систем во многом зависит от соответствующей моральной поддержки большинства людей, на которых распространяется их действие.

Ценности (образцы) Т.Парсонс рассматривал как глав­ные элементы особого механизма связи между социальны­ми и культурными системами, а нормы — как социальные явления, регулирующие конкретные социальные процес­сы и отношения.

Т.Парсонс постоянно выступал за понимание социоло­гии как науки об институциональной структуре, а не о со­циальных системах вообще. Ведь социальными системами не в последнюю очередь интересовались антропологи и экономисты, политологи и культурологи, психологи и юристы. Институциональная структура (официально при­знанная и утвержденная соответствующим образом) — ос­новной объект анализа для социолога, акцентирующего свое внимание на проблеме стабильности социальной сис­темы.

Согласно основным положениям структурно-функцио­нальной теории социальных систем, общество — социаль­ная система, достигшая по отношению к окружающей сре­де наивысшего уровня самодостаточности. Члены обще­ства рассматриваются Парсонсом как часть окружения данной социальной системы, внутренних условии ее фун­кционирования. Т.Парсонс обратил пристальное внима­ние на главные аспекты тенденции к классовому конфлик­ту в западном типе социальной системы: индивидуаль­ность выбора занятий и некоторое равенство возможно­стей; определенная противоположность между властью и подчиненными; развитие различных культур в рамках дифференцированной социальной структуры; зависимость дифференциации семей от различий в положении людей в профессиональной структуре; неосуществимость на прак­тике абсолютного равенства возможностей. Учитывая их, можно создавать условия для предотвращения перераста­ния латентных конфликтов в классовое противоборство.

Посредством структурированного нормативного поряд­ка в обществе организуется коллективная жизнь населе­ния. Общество также представляет собою огромный кол­лектив, который Парсонс называл социетальным сообще­ством. Для выживания и развития такое сообщество, со­стоящее из личностей, должно придерживаться единой культурной ориентации. А для этого личности в социетальном сообществе должны обладать соответствующим уровнем культуры поведения и действия. Несмотря на со­вершенствование в социетальном сообществе механизма достижения соглашения между его членами по основным вопросам его жизнедеятельности, считал Парсонс, всегда будет сохраняться потребность в особом механизме при­нуждения. Поддержание нормативного порядка связано непосредственно с осуществлением контроля за поведени­ем личностей и групп в границах определенной террито­рии и за ее пределами.

Анализ Т.Парсонсом эволюции обществ неразрывно связан с его подходом к социальным системам и социаль­ным сообществам как к процессу взаимодействия (инте­ракции). Это взаимодействие, отмечал Парсонс, происхо­дит на лингвистическом уровне выражения и в коммуни­кации, хотя взаимодействующие могут использовать та­кие средства интеракции, как, например, деньги, власть. Все это — символические уровни взаимодействия.

Среди всех процессов изменения общества Т.Парсонс выделяет процесс усиления адаптивных возможностей .Положение о росте общей адаптивноиспособности общества Т.Парсонс сознательно использовал в своей теории эволюции обществ, проводя аналогию с заимствованным из теории органической эволюции положением о росте об­щей адаптивной способности организма. Согласно этому положению, главным отличительным признаком наиболее примитивного типа общества является чрезвычайно низ­кий уровень дифференциации между его основными под­системами.

Типология соц. конфликта

К-т – это противоборство 2 и более сторон, осознавших противоположность своих интересов. Видов соц. конфликтов очень много: производственные, конфликты в социальной сфере, связанные со статусом людей ; политические по поводу власти, религиозные(идеологические), этнические, личностные( внутри личности на уровне индивидуального сознания, психологический конфликт), межличностный (разногласия между 2 и более членами одной соц. группы или нескольких групп), межгрупповой (враждуют индивиды из разных групп ), конфликт принадлежности (соотнесения себя с той или иной группой), конфликт с внешней средой (давление со стороны окружающего мира)

По масштабам: крупномасштабные, локальные. По продолжительности: кратковременный, долговременный. Стадии конфликта: предконфликтная (нарастают недовольство, неудовлетворенность), сам конфликт (наличие инцидента), завершение (разрешение, урегулирование, перерастание в другой к-т). По масштабам: бытовой, военные, семейные и т.д.

Объект и предмет социологии

«социология» – от латинского societas – общество и греческого logos – слово, понятие, учение. Социология – это наука об обществе. Однако общество изучает много наук, в частности социальная философия, экономика, демография и т.д. Для того чтобы понять особенности именно социологии, нужно чётко определить её объект и предмет.

Под объектом исследования обычно понимают определённую часть окружающего нас материального и нематериального мира, реальность, существующую независимо от нашего знания о ней.

Предмет исследования, напротив, существует только в голове исследователя, т.е. полностью зависит от самого знания и является его частью. Определяя предмет исследования, мы чисто абстрактно выделяем одну или несколько сторон объекта и пытаемся изучить их, учитывая или не учитывая влияние других, не выделенных нами сторон. По такой логике каждому объекту исследования может соответствовать несколько предметов изучения.

Принято считать, что объектом социологического познания явля

Наши рекомендации