Основание критической диспозиции
Но что выступает точкой опоры, позволяющей непрерывно опровергать официально признанный порядок как в форме схоластической классификации, так и в форме присутствия государства в социологическом описании/ объяснении? Этот вопрос требует отдельного рассмотрения. В самом деле, наряду с критикой схоластизма, в работах самого Бурдье присутствуют такие схемы и приемы «высокой» философской традиции, как картезианское сомнение, кассиреровское различение субстанции/ отношений, хайдеггеровская открытость бытия, марксо-ва борьба классов и диалектика производительных сил/ производственных отношений, ницшеанская воля к власти и перспективизм истины, гуссерлевский допредика-тивный опыт, витгенштейнианское семейное сходство, остиновский перформативный акт, дьювианское мышление как практика — встроенные путем непрямого пере-
[341]
носа в социологическое описание/объяснение. Некоторые из них Бурдье указывает открыто, о происхождении иных умалчивает52; используя при этом те и другие в двойном назначении: как в качестве традиционного средства легитимации теоретических построений, так и в качестве противовеса обыденной и официальной очевидности. В том же двойном назначении в его работах встречаются отсылки и к ряду «основателей» социологии и лингвистики: Веберу, Дюркгейму, Моссу, Соссю-ру, Бенвенисту. (Отдельного исследования потребовал бы анализ следов художественной литературы в социологических работах Бурдье, в частности, традиционных для интеллектуальной среды Франции отсылок к Прусту, привычных для социальной мысли обращений к Бальзаку53, а также более своеобразных источников социологического вдохновения, таких как тексты Лотреамо-на или Джойса54.)
И вместе с тем раскрытие метода и стратегии школы только через рафинированные образовательной логикой схемы Маркса или Вебера, Башляра или Остина, Гуссерля или Хайдеггера всегда будет обнаруживать в себе черты произвола и неокончательности, навеянных иллюзией «высоких имен»: свести смысл критической социологии лишь к продолжению «высокой» традиции значило бы отрицать ее специфику. Для нее существует иная, «нижняя» точка опоры, не сводимая ни к текстам предшественников, ни к систематически построенной профессиональной практике. Не имея возможности подробно развернуть здесь линию анализа и аргументов, мы можем обозначить ее лишь пунктиром. Но даже это оказывается чрезвычайно трудно сделать, поскольку «низовой» ресурс весьма полно переопределен в логике имманентного метода и в практике членов школы как агентов узкого производства: в качестве научного продукта критическая социология никак не может быть «народной» (в противовес «высокой») и вовсе не предполагает абсолютизации неофициальной точки зрения55. Тем не менее нижняя точка зрения каждый раз включается в конструкцию описания/
[342]
объяснения, тем самым лишая «высокую» официальную перспективу роли абсолютной шкалы. Соотносительное мышление, в высокой перспективе отсылающее к структурализму Леви-Строса, в нижней оказывается схемой обновления снизу, привносимого критической социологией. Чтобы быть кратким, критическая социология в качестве «низового» источника имеет либо еще не тема-тизированный социологическим описанием/объяснением опыт, либо здравый смысл, свойственный позициям доминируемых, который «сопротивляется» навязываемой им очевидности господства.
Новое прочтение социологической «классики» и в целом, обновление социологической схематики здесь во многом обязано обращению к социальному «низу» и прежде всего введению такой модели описания/объяснения, в которой смысловые различия утрачивают статус отдельной реальности и «снижаются» до отношений силы, т. е. до объективной структуры поля. Систематическое использование этого приема школой Бурдье дает повод к обвинениям в редукционизме [55; 75], однако его действие намного глубже, чем простое сведение смысла к силе. В этом разочаровывающем и, вместе с тем, обновляющем снижении обнаруживается сходство со схемой письма Ф. Рабле, проанализированной М. М. Бахтиным [4]. Отношения силы производительны, подобно телесному низу, но обращаться к ним, как и к телесному низу — значит противоречить высокой культуре, позволять себе излишнюю вольность. Говоря об интересе ученого в незаинтересованности, изучая политическое или экономическое происхождение экспертных суждений, вскрывая источники легитимности медиатических философов, рассматривая верования как продукт и средство политического обмена, критическая социология поступает именно так. Она указывает на производительный характер силы, но не останавливается на простой констатации: она заставляет убедиться в факте зависимости точки зрения или суждения от занимаемой позиции и, таким образом, во многом отменяет значимость отдельно взятых смыс-
[343]
ловых различий. Так, показывая, что за нюансированной системой школьных характеристик во Франции стоит обыденный здравый смысл и усвоенное социальное неравенство, П. Бурдье и М. де Сен-Мартен развенчивают «высокий» смысл официальной оценки [59]. Подобное, одновременно разочаровывающее и обновляющее, снижение присутствует в большинстве работ, объектом которых выступает «высокая» культура (в настоящей книге см., напр., Пэнто, 2.1.)56.
В наиболее явном виде противопоставление верхнего/ нижнего в самой социологии реализовано в оппозиции ремесленного и даже «варварского» отношения к интеллектуальной продукции/схоластическому и фетишистскому употреблению ее результатов [27, с. 49—51 ]57. Хай-деггерова формула в практике школы переворачивается: схоластизации обыденного рассудка противостоит опера-ционализация продуктов рафинированной рассудочности. Таким образом, новаторский ресурс имманентного метода, подобно ресурсу раблезианского письма, состоит в соединении элементов философских и социологических категориальных систем с «низовыми» основаниями социологического взгляда, в т. ч. со взглядом на социальный мир с позиции доминируемых. Следует заметить, что последний имеет основания и в биографии самого Бурдье, который поднялся на вершину академической карьеры, будучи выходцем из семьи провинциального чиновника почтовой службы [69; 78, р. 23]. Но, как и Рабле, Бурдье не просто «смотрит снизу»; он придает смысл «высокому» через неотложные задачи практики и, тем самым, смещает границы самой классификации высокого/низкого, нарушая ее непротиворечивость. Социальным подтверждением может служить тот факт, что метод критической социологии не усвоен традиционной (теоретической и официальной) историей социологии с той же легкостью, как теории Турена, Лумана или Хабермаса, ведь ее вектор направлен против и вне официальных и «ученых» типологий, обоснованных оппозициями разума/тела, социального/биологического, истины/лжи, субъекта/
[344]
объекта и ряда подобных. Отсюда же проистекают упреки в нелогичности, незавершенности, противоречивости критической социологии58. Конечно, критическая социология не утверждает «спонтанную социологию» обыденного восприятия, которую Бурдье критикует так же, как самодовлеющую ученость. Речь идет о социологии, которая вскрывает привычно скрываемые условия господства и механику очевидности, т. е. о социологии, которая основана, в противоположность взгляду извне и сверху, на взгляде снизу и изнутри — уже не столько в познавательном, сколько в социальном смысле.