Социально-профессиональные категории и квалификация
В этом обзоре мы сознательно ограничиваемся показателями, касающимися поведения или ситуации, и можно заметить, что приводимые до сих пор примеры поведения имеют, по крайней мере в совокупности, одну особенность — они предполагают элементы намеренности или заданности, связанные с субъективностью действующих лиц. Самоубийство отличается от смерти в результате несчастного случая своим добровольным характером и намерением убить себя (хотя можно было бы разработать дефиницию, в которой нет обращения к намерению, как предлагает Дюркгейм); безработица отличается от бездеятельности поиском работы или стремлением работать; контрацепция характеризуется как мера предосторожности, чтобы избежать возможных или вероятных — и внушающих страх — последствий сексуальных отношений. Именно в этой отражающей намерение и субъективизм компоненте заложены трудности однозначного определения, а также эффект влияния вопроса на результаты. Вот почему представляется интересным выбрать в качестве примера ситуацию, определение которой не предполагает желания или намерения агентов.
В этом смысле профессия выступает переменной, удобной для анализа. Во Франции всеобщий характер классификатора «социально-профессиональных категорий», разработанного INSEE, предопределяет одновременно силу и слабость этого понятия. С одной стороны, применение одних и тех же категорий в самых разнообразных исследованиях способствует сопоставимости или сочетаемости получаемой информации, с другой стороны, общий словарь может скрывать различия или расхождения в конструировании или применении понятия, что приводит к ошибкам в интерпретации. Как бы там ни было, важность использования социально-профессиональных категорий обусловливает необходимость знания как их официальных дефиниций, так и возможного разнооб-
[169]
разия способов их практического применения и его вероятных последствий (классификатор социально-профессиональных категорий в версии до 1982 г. и современная его версия представлены у Briand, Chaoulie, 1985 и у Desrosieres, Thevenot, 1988; в последней работе представлены также исследования и рассуждения, которые привели к современной версии классификатора).
Благодаря многочисленным опросам, в которых используются социально-профессиональные категории, редко возникает вопрос о процедуре их классификации. Поскольку эти категории встречаются повсюду, а их словарь является общеупотребительным, пользователи имеют ощущение, что смысл категорий самоочевиден и что каждый вкладывает в них одно и то же содержание. Достаточно, однако, присмотреться к «результатам», чтобы констатировать, что это не так.
В качестве примера можно взять анкетный опрос об идеологии студентов двух парижских университетов (Frances, 1980). Ответы на многочисленные вопросы, отсылающие к политическим, моральным и т. д. установкам, анализируются в зависимости от таких «объективных» критериев, как изучаемая специальность и социальное происхождение. Причем оказывается, что первый критерий всегда больше «объясняет» различия установок: «Выбранная специализация выступает на всех осях факторного анализа в качестве определяющей переменной, тогда как, например, внешний критерий, который считается основополагающим (социальное происхождение, устанавливаемое по профессии отца), появляется лишь в объяснительном анализе II и III осей» (р. 198). Отсюда делается заключение, что «идеология отражает скорее ситуацию выбора дисциплины, чем простое влияние социального происхождения» (р. 203). Не углубляясь в дискуссию о значении этого результата (здесь нет ничего удивительного, если учитывать, что рассматриваемая совокупность сту-
[170]
дентов имеет крайне слабый социально дифференцированный характер), заметим лишь, что по способу вычленения сопоставляемые переменные существенно отличаются друг от друга. Поскольку вопросник заполнялся студентами, уже выбравшими специальность, определение их профессии не вызывало никаких затруднений. Иначе дело обстояло с социальным происхождением. Прежде всего, вопрос о профессии родителей был сформулирован с помощью подвопроса, включенного в тот раздел, который касался темы «влияние вашего окружения на выбор факультета», что задает направленность содержания или формулировку ответа. Различные формы неответа на этот вопрос (отсутствие ответа, а также ответы «пенсионер» и «без профессии», не дающие никакой информации о социальном происхождении) составляют одну пятую опрошенных в первом и одну четвертую во втором университете, а на некоторых факультетах достигают еще больших долей. Наконец, вызывает удивление указанное в приложении распределение профессий, ибо оно содержит, в частности, весьма значительное число представителей «свободных профессий», что не соответствует данным других имеющихся статистических обследований студентов, в том числе парижских. Можно предположить, следовательно, что способ вычленения этой переменной не был достаточно корректным и что он не соответствует «нормальному» употреблению классификатора социально-профессиональных категорий. Этого достаточно для заключения, что переменная находится лишь в слабо выраженной статистической связи с другими переменными вопросника или вообще ее лишена.
Весьма сомнительно, что условия, при которых собирается и анализируется информация, позволяющая классификацию по социально-профессиональным категориям,
[171]
постоянны для различных исследований. Последствия этого особенно значимы, когда данные, получаемые из различных источников, комбинируются между собой. Так происходит при подсчете процентного отношения, в котором числитель и знаменатель имеют разное происхождение: первый, например, взят из исследования какой-либо специфической популяции (например, «умершие», «разведенные», «учащиеся» и т. д.), а второй из данных о всей совокупности населения (включающей рассматриваемую популяцию). Часто, чтобы рассчитать степень охвата образованием по полу, возрасту или по социально-профессиональной категории родителей, сопоставляют статистику, взятую из обследований или переписей в учебных заведениях, с совокупностью категорий населения с теми же характеристиками (включая охваченных и не охваченных образованием), численность которой известна из национальной переписи населения. Различные условия сбора информации, обнаруживаемые у данных двух источников, ставят под сомнение значение полученных процентных отношений. Иногда можно констатировать такие различия (не «засекая» их напрямую), в частности, когда полученные проценты оказываются неправдоподобными (исходя из того, что уже известно).
Так, охват образованием некоторых возрастов достигает иногда 105%: для такого результата нужно, чтобы численность учащихся этих возрастов была бы подсчитана с округлением в сторону увеличения, а совокупность в переписи — в меньшую, или то и другое вместе. Интересна зависимость подсчета процентов от социально-профессиональных категорий: охват образованием учащихся в четвертом классе в 70-е годы явно превосходил 100% для детей служащих, обслуживающего персонала и предпринимателей; дети служащих лучше охвачены образованием, чем дети среднего персонала, а эти последние — чем дети высшего персонала. Это прямо противоположно тому, что показывают все «однородные» исследования (где
[172]
числитель и знаменатель имеют одно происхождение) (Briand, 1984).
Подобные результаты позволяют ощутить значимость различий в условиях исследований. Избыточная численность детей служащих или среднего персонала в школьных опросах достаточно хорошо понятна, если принять во внимание весьма неточный характер подлежащих классификации ответов, а также инструкций по кодированию (фактически несуществующих), передаваемых школьным работникам или административному персоналу учебных заведений. На самом деле школьные опросы, переписи населения или опросы, проводимые INSEE, по-разному распределяют население по социально-профессиональным категориям, несмотря на их формальную идентичность. Если классификатор социально-профессиональных категорий INSEE применяется по-разному INSEE и другими административными органами или организациями, проводящими исследования, можно ли полагать, что этот классификатор остается однородным в совокупности данных, представляемых INSEE? Вряд ли. Проценты на основе данных, извлекаемых из актов гражданского состояния (локально собираемых в мэриях, но обрабатываемых INSEE) и данных переписи также неправдоподобны (см., например, Briand, 1984, о проценте смертности по социально-профессиональным категориям). Точно так же социально-профессиональная структура наемных работников, выводимая на основе «годовых деклараций о заработной плате» (заполняемых предприятиями и обрабатываемых INSEE), явно отличается от структуры, которая обнаруживается в результате опросов и переписей собственно наемных работников. Можно предположить, что несоответствия зависят от точки зрения респондентов этих исследований: в частности, люди, стремясь поднять себя в глазах интервьюера, завышают иерархический уровень своего рабочего места, в то время как ответы, представляемые предприятиями, более реалистичны и
[173]
более «скромны». Но, если в отчетах о заработной плате обнаруживается больше служащих и меньше высшего персонала, чем в опросах по занятости, то прямо противоположное происходит с рабочими (Baudelot, 1981, см. табл. 4).
Таблица 4
Сравнительные социально-профессиональные структуры
наемных работников частного сектора
(по данным опросов по занятости и «Годовых
деклараций о заработной плате» (DAS)) в 1975 г.
Мужчины | Женщины | |||
Опрос занятости | DAS | Опрос занятости | DAS | |
Кадры высшего звена | 8,4 | 6,6 | 2,3 | 1,6 |
Кадры среднего звена Служащие | 13,5 9,4 | 13,0 11,6 | 12,4 34,1 | 10,4 43,2 |
Рабочие; из них: | ||||
мастера | 5,1 | 4,9 | 0,5 | 1,0 |
квалифицированные рабочие | 7,7 | 33,9 | 6,8 | 8,4 |
специализированные рабочие | 23,0 | 19,5 | 17,1 | 18,5 |
производственные ученики | 1,5 | 2,2 | 0,1 | 1,6 |
разнорабочие | 8,5 | 5,3 | 9,5 | 5,7 |
обслуживающий персонал | 2,9 | 2,0 | 16,9 | 9,1 |
другие | 0,6 | 0,2 | 0,2 | 0,1 |
Всего | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Источник:INSEE. Archives et Documents. № 38. 1981. P. 177.
Особый случай оценки рабочей квалификации в зависимости от опрошенного лица можно обнаружить на примере контрольного опроса, проведенного в 1964 г. связи с исследованием FQP (FQP — «Образование, профессиональная квалификация» представляет собой крупномасштабное исследование, проводимое INSEE с 1964 г. в промежутках между переписями). Для определения квали-
[174]
фикационного уровня рабочих специальностей — кодировка квалификации по которым выглядела спорной1 — были опрошены работодатели. Их ответы дали структуру квалификации сильно отличающуюся и гораздо более высокую, чем ответы самих заинтересованных лиц (Pohl, Thelot, Jousset, 1974, p. 16).
Если исследования одного и того же учрежде-ния дают столь различные результаты в зависимости от того, к какому информатору апеллируют, то что происходит в случае исследований, осуществляемых по схожим методикам? Применительно к вопросу о квалификации были выявлены колебания ответов, полученных от одних и тех же лиц в зависимости от времени . в отношении рабочих, входящих в общую часть выборки исследований занятости 1971 и 1972 г., были сопоставлены квалификации, зафиксированные в марте 1971 г. и те, что получены в марте 1972 г. Процент совпадающих ответов варьирует от 81 % для мастеров до 64% для чернорабочих (ответ, следовательно, тем менее стабилен, чем ниже квалификация) (ibid, p. 15).
В случае социально-профессиональной классификации сличение вопросника исследования занятости 1975 г. с
1 Если говорить точнее, речь шла о случаях, когда квалификация отличалась в зависимости от того, получали ли информацию о ней от носителя указанной профессии (в соответствии с практикой переписи 1954 г.) или из вопроса о квалификации, сформулированного в явной форме (как в переписи 1962 г.) (см.
Гийо, 1979 г.)
2 Лучше говорить «в отношении лица», а не «самим лицом», поскольку опрос о занятости проводился в «домохозяйствах» (то есть среди живущих в одном жилище), когда одно лицо может отвечать за других, если их несколько. В этом случае тот, по поводу которого спрашивают, и тот, кто дает ответ, не обязательно идентичны, и два сопоставляемых ответа могут, соответственно, быть даны разными лицами.
[175]
соответствующими вопросниками современной переписи обнаружило значительные классификационные отличия. Так, можно обнаружить вариативность самих ответов в зависимости от того, является ли их формулировка идентичной или различной в обоих исследованиях («неточность наименования»), а при их кодировке — в зависимости от того, был или нет присвоен опрашиваемому один и тот же код («неточность шифровки») (Thevenot, 1981). Для детализированных профессий (являющихся одним из элементов, комбинация которых образует определенную социально-профессиональную категорию), расхождения в масштабе рассматриваемой выборки достигают 33,6% в случае «наименования» (различающиеся формулировки ответов) и 31,2% — «шифровки» (различная в обоих исследованиях профессиональная классификация).
Различия наименования обусловливают различия классификации, но не всегда приводят к ним (только в 47% случаев), а различия классификации могут встречаться даже при идентичном ответе (в 21,2% случаев). Пример профессий в сфере здравоохранения позволяет проиллюстрировать это путем противопоставления профессий с небольшой расплывчатостью шифровки (несмотря на достаточно большую расплывчатость наименования этих профессий — например, врачи — имеют достаточно прочно устоявшийся социальный образ для идентификации, несмотря на многообразие применяемых названий) другим (помощники медсестер), шифровка которых испытывает сильное воздействие нестабильности наименований (Thevenot, 1981).
Этот опыт раскрывает меру колебаний, которые, каково бы ни было исследование, влияли на вычленение социально-профессиональных категорий в номенклатуре ДО 1982 г. Хотя осуществленная тогда реформа и опиралась на эти констатации, а процедуры постановки вопросов и кодировки были изменены, подобная «расплывчатость» все же продолжает существовать.
Следует задать вопрос, означают ли выявленные характеристики «расплывчатости» лишь пределы точности
[176]
измерительного инструмента, или нужно придать им социологическое содержание и смысл. Пока же достаточно заметить, что они свидетельствуют не только о колебаниях измерения в различных исследованиях (как в предыдущих примерах), но и о колебаниях внутри одного и того же опроса, по-разному влияющего на разные «объективные» ситуации. Если допустить, что код достаточно точен, чтобы выступать в роли точного классификатора (в соответствии с определениями кода) для каждой «реальной» ситуации, то в каждом данном опросе (без «протокольного» колебания) вероятность быть «правильно» классифицированными для различных «реальных» ситуаций остается весьма изменчивой. Вариативность измерительного инструмента связана, следовательно, не только с изменчивостью технических условий его применения в различных исследованиях, но в равной степени зависит от объектов, к которым его применяют.