Институционализация новой морали
Наконец, разрыв с социально предустановленными определениями старости затрудняется в особенности тем, что эти новые дискурсы, сопровождающие появление совре-
[135]
менных форм обеспечения содержания пожилых людей, соответствуют социальному запросу. Этот запрос выражается наиболее явным и наиболее общим образом в распространении новой морали, регулирующей отношения между поколениями.
Действительно, дискурс о «третьем возрасте» (и a fortiori о «четвертом») является дискурсом делегирования. Геронтологи — уполномоченные специалисты по старости, выдвигая новые формы потребления и практик для пожилых лиц, способствуют тем самым появлению новой житейской морали, т. е. новому социальному определению того, какими должны быть взаимоотношения между поколениями внутри семейной группы. Дискурсы о «третьем возрасте» легитимируют применение этих новых форм управления старостью в качестве нормы, причем официального характера, который ему сообщает политическое признание.
Однако если трансформация установок на коллективное обеспечение старости завершилась успешно, как об этом свидетельствует развитие этих новых институций и, главное, быстрое распространение дискурса о «третьем возрасте», то это произошло потому, что сами эти установки ей были предпосланы, хотя бы отчасти. Старики — вкладчики своих сбережений, и в частности, те, что принадлежали к средним классам, в немалой степени рассчитывали на детей. Родители копили деньги «для своих детей», а взамен ожидали, что те поведут себя как «хорошие дети», т. е. не будут щадить себя ради обеспечения своих престарелых родителей. Делегирование специализированным институциям заботы по уходу за пенсионерами и легитимация того факта, что пожилые родители больше не делают сбережений, а напротив, расходуют свои пенсии на досуг и отдых, оборачивается тем, что экономится также значительная часть усилий по поддержанию связей и привязанностей, которые возлагались ранее на детей.
Поскольку отношения с поколениями пожилых людей всегда, хотя и в разной степени, задевают семей-
[136]
ную мораль, а значит, затрагивают и честь членов семьи, недостаточно превратить приюты в «более гостеприимные» для того, чтобы они стали ipso facto морально и эмоционально более приемлемым решением. Чтобы отказ от традиционных семейных решений не оказался приравненным к простому и прямому отказу со стороны семьи («они отделались от заботы о стариках») или, еще хуже, к чему-то вроде деклассирования («они ее пристроили в приют как неимущую»), необходимо, чтобы устройство пожилых людей не могло быть уподоблено помещению в приют. Снижение моральных и эмоциональных затрат может тем самым перейти в увеличение экономических вложений в новые формы обеспечения содержания: делегирование поддержки пожилых родителей специализированным агентам возможно всегда лишь экономически высокой ценой трансформаций приюта в «резиденцию», в «дом здоровья и медицинского исцеления» и т. д.
Однако разнообразие и качество предложения относительно коллективного обеспечения содержания недостаточно само по себе для того, чтобы начался процесс освобождения от чувства вины. На самом деле недостаточно поместить пожилых родителей в «роскошные приюты», чтобы скрыть все еще слишком явный интерес детей к тому, чтобы сбыть родителей с рук. А чтобы обращение к подобным институциям не казалось самим индивидам прямым и простым выражением интересов более молодых поколений, нужно, чтобы оно было рекомендовано внешними для семьи агентами, обладающими властью от имени нового определения верно понятого интереса «пожилых людей». Таким образом, если «решение» о помещении в заведение родителя принимается семьей официально, то редко это бывает без «совета» одного из тех официальных служителей доброго семейного порядка. Ими, в зависимости от социальных классов, являются священник, сотрудник учреждения
[137]
социального обеспечения или врач; последний помогает устройству пожилого лица не только своим «диагнозом», но и своими связями. Заставив через посредство агентов вне подозрения определить заново то, что является интересом «пожилых людей» (иметь хороший «уход» со стороны «специализированного и компетентного» персонала), индивиды могут принимать решения, соответствующие их собственным интересам, делая вид, что они подчиняются только интересам своих родителей. При этом они не нарушают морали и могут извлекать выгоду, связанную с этим соответствием.
Таким образом, последняя, возможно, «услуга», которую должны оказать пожилые родители своим детям, состоит в том, чтобы не «создавать чувства вины» у детей. Новые формы обеспечения старости управляют не только «стариками», но также чувством вины, вызванным «психологическими» затратами при отказе от постаревших родителей. «Не быть в тягость» — таково вкратце содержание этой морали самоотречения, которую распространяет большинство учебников по «умению стариться» и журналов для пожилых, число которых умножалось одновременно с институциями «третьего возраста».
Разумеется, «политика старости» представляет собой наиболее завершенный пример одной из функций, которую берет на себя политическое управление социальными отношениями. Эта функция заключается в том, чтобы сгладить антагонизмы между поколениями или более или менее сформировавшимися социальными группами и найти «решение» («согласование»), облеченное в юридическую форму (коллективное соглашение), а также в форму финансовую (субсидии) или политическую (официальное признание).
Само введение понятия «третий возраст» и, более общо, установление понятия «старости» как категорий политического действия говорит о том, что эти «согласования» предполагают нечто вроде предварительного со-
[138]
глашения о необходимости этих «согласований», которые обеспечиваются непосредственно политическими усилиями.
Одним из условий возможности таких согласований, помимо прочего, оказывается появление понятий, «сформированных вчерне», как Дюркгейм определял «предпо-нятия». Эти «невнятные» понятия являются показателем и одновременно одним из способов согласования и социальной интеграции, которые характеризуют отчасти политическую деятельность. Такие понятия, как «семья», «старость», «занятость» и т. д., настолько неопределенны и расплывчаты, что они поощряют всевозможные перегруппировки, устраняя различия смыслов, которые им придавались.
Воздействие этих «социальных» политик, которые практически не соизмеримы в исчисляемых показателях, даже если они дают повод, как это бывает во время выборов, к «войне цифр», могло бы состоять в том, чтобы поощрять согласования, как правило, двусмысленные. Это могло бы сообщить некую «социальную устойчивость» тем выражениям, полисемия которых уже способствовала усилению сплетения всех смыслов, которые им приданы.
Например, невозможно было бы понять политическое значение, которое сегодня имеет такое выражение, как «неполный рабочий день», если бы не было известно, что оно составляет одну из тех стандартных формул, которые доступны пониманию всех, хотя далеко не все придают этому выражению одинаковый смысл. Неполная занятость одновременно является «способом управления рабочей силой», исключительно благоприятным для патроната (поскольку она связана с неуверенностью в сохранении рабочего места, отсутствием продвижения, неустойчивостью зарплаты и т. д.), а также «мерой семейной политики», которая позволяет «совмещать» профессиональную и домашнюю жизнь женщин. Наконец, неполная
[139]
занятость встречает как у некоторых категории женщин (см. Maruani, 1985), так и у «молодежи» (см. Pialoux, 1979 и Mauger, Fosse-Poliak, 1985) социально установившиеся ожидания. Неполная занятость, по крайней мере, по мнению специалистов, также становится решением проблем все возрастающего бремени по содержанию все более многочисленных пожилых людей (см. Guillemard, 1986 и Gaullier, 1988).
Государственный позитивизм
Возведение той или иной ситуации в ранг «социальной проблемы» интересует государственную власть либо в силу того, что с таким определением связаны «решения», которые государство может осуществить через принятие соответствующих мер, либо потому, что считается возможным ее постичь и измерить с достаточной долей точности, создавая таким образом впечатление возможности удержания ее под контролем, что не может не усилить представление о государстве как о всезнающем, а, стало быть, всемогущем. Целью является измерить те или иные «факты» и соотнести их со средствами, которыми располагает или должно располагать рациональное государство. Речь идет не о том, чтобы постичь тот или иной факт как таковой, но чтобы определить те аспекты, на которые может повлиять государство.
Позитивистский подход, который принимает «факты» как таковые, определяемые официальными категориями классификации, либо ответами респондентов на вопросы, смысл которых кажется само собой разумеющимся, как бы зажат между официальной доктриной и соответствующими ситуации добрыми намерениями, как и полагается, когда речь идет о социальных проблемах. Таким образом, любое противоречие автоматически ниспровер-
[140]
гается при помощи не только научных, но и моральных аргументов. Опровержение может прийти только либо со стороны людей, сразу же воспринимаемых как плохо информированные или даже как плохо образованные, либо со стороны ангажированных идеологов и клеветников, грубых и не знающих чувства меры, одним словом, неугодных и неуместных1. И это проявляется в особенности сильно, когда речь заходит об исследованиях групп населения или институтов (a fortiori тех и других одновременно), находящихся вне критики. Таким образом, любые упреки обращаются против того, кто их делает просто потому, что «он их не любит», — истинное святотатство!
На самом деле подобный позитивизм сопровождается филантропическими устремлениями, свойственными таким дисциплинам, как социология или демография, которые среди проблем населения в особенности выделяют «проблемные группы» («пожилые люди», алкоголики, трудные подростки, многодетные и малообеспеченные семьи, матери-одиночки, безработные и т. д.). Этот гуманизм или гуманитаризм является составляющей научно обоснованной и носящей этический характер универсализации частных интересов. Поскольку, превращая их в «дело», которое нужно отстаивать, «специалисты» общественных наук расширяют легитимные полномочия государственного вмешательства одновременно на моральном, политическом, экономическом и научном уровнях. Это касается, помимо прочего, «стариков» или «пожилых людей», условия жизни которых в течение долгого времени были связаны с принятием и функционированием систем пенсионного обеспечения,
1 Морис Мерло-Понти хорошо выразил на примере Сократа то, что не могут выносить представители государственной власти: это не столько подвержение сомнению государственной доктрины, сколько ее объективация: «Другими словами, становится ясно, что он [Сократ] не искал новых богов и не отвергал афинских богов: он просто придавал им смысл, он их интерпретировал» (Merleau-Ponty, 1994).
[141]
основанных на распределении. Такой способ перераспределения доходов от одного поколения другому является как раз таким, который ставит одновременно экономические (пенсионный возраст) и моральные (связь между поколениями) вопросы.
Это верно также и в том, что касается «семьи», которую социологи и демографы определили как причину всего, начиная от школьных успехов и заканчивая социальной успешностью, не говоря уже об алкоголизме и преступности, и в особенности как категорию политического действия, так как она включает в себя моральный взгляд на социальное устройство. Нет ничего сложнее, чем порвать с таким видением мира, ибо оно одновременно обладает гарантией науки и пользуется авторитетом государства. И если все обстоит таким образом, то, возможно, потому, что крайняя форма, которую принимает отныне процесс институционализации, проходит через эти две инстанции, неразрывно связанные между собой, как об этом напоминают до сих пор некоторые дела, касающиеся здравоохранения.
Заключение: Социальное основание социальных представлений
Категории, в соответствии с которыми социальная реальность конструируется и предстает перед взором социолога, являются результатом борьбы. Она может принимать различные формы. Например, борьба за способ представления старости выражается чаще всего в терминах морали, одновременно находя обоснование в экономике отношений между поколениями, где собственно экономические отношения в явном виде чаще всего отрицаются. Напротив, как показал А. Саяд в случае иммиграции,
[142]
представление «проблемы» иммигрантов, обычно выражаемой в терминах «затрат и выгод», на деле оказывается рельефным примером политической проблемы (принадлежность к определенной национальной группе), которая скрывается под видом экономической.
Процесс институционализации проблематики в научном (с точки зрения экономики, биологии и пр.) или в этическом виде, кроме того, маскирует целую серию вопросов, которые в результате не возникают в сознании. Например, в отношении иммиграции это касается вопроса о том, кому эта последняя стоила затрат и кому она принесла выгоду, а в отношении старости — вопроса о борьбе между поколениями, которая по определению «аморальна». Может быть, причину выявленных артефактов, от которых социолог избавляется с такими усилиями, нужно отнести на счет разъединения между политической и социальной экономикой. Социологический подход мог бы состоять в том, чтобы с помощью анализа заранее допускаемых социальных представлений конструировать такую экономику, которая интегрировала бы в своем анализе все «затраты» и «выгоды», входящие в экономические теории в узком значении этого слова. Иначе говоря, следует учитывать всю совокупность битв, в которые ввязываются агенты ради построения представлений о реальности, причем той, что наиболее соответствует их интересам1.